Корпоративная Италия и пост-Ельцинская Россия

Андрей Демидов 2
      Корпоративная Италия и пост -Ельцинская Россия

   Сегодня ряд политологов склоняются к мысли, что нынешняя Россия начинает напоминать Италию времен Бенито Муссолини. Они утверждают, что общим  обеих стран  являются: авторитарный режим, корпоративность государственной машины и жесткость вертикали власти,  а также наличие вождя, объединяющего вокруг себя электорат начиная от люмпенов и  кончая   предпринимательской  элитой. 
   Сегодня Италия - занимает четвертое место в Евросоюзе по своему экономическому развитию. Во много это заслуга  Бенито Муссолини. Когда этот человек  пришел к власти, Апеннинский  сапожок являлся задворками Европы. Однако начиная с 20-х годов   премьер министр Муссолини взял курс на экономические реформы:  частная  собственность была объявлена   основополагающей и неприкосновенной,  запрещалось вмешательство государства   в  предпринимательство, поощрялась свободная конкуренция, сокращались налоги и торговые ограничения. Для ускорения темпов экономического развития   по всей стране были созданы национальные   предприятия со смешанной формой собственности, где коллективно  определялась зарплата и защищались права трудящихся. Так  возник корпоративизм, при котором государство и крупный капитал управляли  экономикой совместно в интересах Италии.  Правительство все силы направило на развитие внутреннего рынка и реализовало протекционизм в торговле. В мае 1924г. Муссолини заявил  о праве трудящихся на забастовки.  В качестве борьбы с безработицей  государство профинансировало строительство первой в мире автострады . В 1933г.  премьер-министр создал институт  реконструкции промышленности.   В 1935г. Муссолини  с гордостью объявил, что три четверти экономики страны не зависит больше от внешнего рынка.
    Для решения социальных проблем итальянское  правительство обратилось  к   кейнсианской   модели расширения бюджетных расходов на общественные нужды с целью стимулирования  платежеспособности населения. В период с 1929 по 1934гг.  бюджетные расходы на народные нужды  увеличились в 3 раза, превысив  военные расходы. Государство не скупилось  на медицину, образование, культуру, отдых трудящихся и регулярное повышение заработной  рабочих и служащих. Муссолини считал, что только сытый и обеспеченный гражданин является истинным патриотом.   Курс на экономическую безопасность страны привел к процветанию как населения так и  промышленного и сельскохозяйственного производства.
   Итак, Муссолини провел модернизацию за счет внутренних резервов, при этом  крестьянство не раскулачивали, рабочих не ссылали на рудники, не расстреливали как врагов народа. Именно в  то время была заложена основа индустриального развития, которая реализуется в наши дни. Муссолини подмял под себя Конституцию,  его действия не зависели от парламента. В этом есть общее с режимом российского гаранта. Тем не менее, Муссолини, как премьер-министр, подчинялся итальянскому королю, перед которым реально отчитывался и получал добро на дальнейшие действия. 
   Идем далее Муссолини жестко расправлялся с оппозицией, особенно коммунистами,  из которых 4,5 тысячи в 30-е годы оказались за решеткой.  Вождь наступил на горло критически-настроенной  прессе, душил на корню свободу слова.  В то время сурово карали  за крупные хищения, взяточничество, казнокрадство и коррупцию, вплоть до смертной казни.  Существовал негласный кодекс чиновника, по которому  государственный служащий обязан был  проявлять скромность в быту и не питаться в ресторанах деликатесами. Категорически, под угрозой уголовного наказания, запрещалось не только вывозить капиталы за границу, но и покупать акции иностранных предприятий. Итальянская  Фемида обрушила свой карающий меч  в отношении   маньяков, убийц, искоренялась уличная преступность и хулиганство.  Даже сицилийская мафия оказалась раздавлена  жестким полицейским режимом. Уцелевшие криминальные авторитеты бежали в  Америку.
  Для россиянина немыслимо представить, но в Италии в  те времена не было олигархов. Богатая буржуазия  увеличивала капиталы не за счет распила бюджета, а  благодаря предпринимательскому таланту. Прибыль возникала в процессе производства, как это должно быть. Капиталы росли  не в сфере добывающей промышленности а  в области  станкостроения,  металлообработки,  автомобилестроения,   моторостроения, судостроения, химической промышленности. В 20-30 е годы на весь мир гремел знаменитый завод ФИАТ, который помимо дешевого народного автомобиля производил грузовики и гоночные болиды.  Никого не удивлял итальянский двигатель в 300 лошадиных сил, позволявший развивать скорость  свыше 200 км в час.  Высокого уровня достигло  сельское хозяйство и переработка пищевых продуктов.
   Социальные лифты работали через   единственную  всеобъемлющую  партию Муссолини.  Чиновники воспитывались в  духе патриотизма  и отбирались жестко, исходя из их деловых качеств и преданности Италии. В школьном образовании  католицизм  формировал духовность и нравственные ценности, при этом  священники не вмешивались в государственное управление и не имели право влиять на культуру и искусство.   Диктатор Муссолини  в области идеологии выдвинул такую формулу, мол,  любые идеи хороши, когда  они работают на процветание Италии; если надо, нужно быть либералом, а потребуется - консерватором; в случае необходимости, можно стать реакционером, а при других обстоятельствах, наоборот, революционером.  Вождь и есть вождь, когда он слишком засидится на вершине  власти, то он теряет здравый смысл. Амбиции превращают человека в дракона, и тогда страна летит  в пропасть военных авантюр.Сконцентрировав в руках всю полноту власти, разгромив оппозицию, установив жесточайшую цензуру в средствах массовой информации, Муссолини стал тонуть в собственном величии. Через 12 лет своего  вполне удачного правления диктатор объявил в качестве национальной идеи восстановление Великой Римской империи времен Актавиана Августа.Так началось вторжение в Эфиопию, позже в Ливию, последовало вмешательство в испанские дела на стороне генерала Франко. Международное сообщество за африканскую кампанию наложило на Италию жесткие экономические санкции. Бенито в ответ сам объявил свои  санкции. В результате начал рушиться курс лиры. В конечном итоге вождизм  и уверенность в своей непогрешимости привела Муссолини к  печальному концу, а Италию к  катастрофе и оккупации сначала немецкими нацистами, а потом  англо-американскими союзниками.
   Читателю самому предлагаю ответить на вопросы:   что общего и чем отличается  Италия Муссолини от нынешней России.