8 августа 1970 года

Маргарита Школьниксон-Смишко
Сегодня самый неудачный день.
Начался он с того, что нам пришлось под тяжестью рюкзаков протопать через Хаапсалу, выйти на шоссе и пройти по нему километра 3. Никто не хотел нас брать. Устав, мы решили бросить рюкзаки на обочину дороги, сами свалились рядом. Был субботний день, машин ехало мало. Я решила пособирать ягоды (их там очень много). Увлеклась, вошла в лес метров на 100. Вдруг Ритин радостный голос:»Алла! Алла!» Я срываюсь с места, бегу, выбегаю к дороге. Рита волочит вперёд свой рюкзак к остановившемуся автобусу. Я хватаю свой и бегу за ней. Но увидев, что нас двое с большими рюкзаками, нас отказываются брать.  Опять сидим. Голосуем изреда проезжающим машинам. Наконец, нас подбирает грузовик с асфальтом Проезжаем 10 км, нас высаживают, приходится ждать следущей машины. Сидим, ждём. Тут я спохватываюсь, что в попыхах забыла свой фотоаппарат на прежней стоянке. Решаю ехать обратно. Возвращаюсь на попутной машине. Лежит. У самой дороги. Обрадовалась. (И, наверное, от радости потеряла корочку автостопа.) На попутке еду к Рите.  В этот раз попадается машина, на которой нас доставляют до самой Лихулы.
Доехав до неё, и оставив свою ношу в местной гостинице, отправляемся в заповедник. Как написано в нашем путеводителе, до него пути 3 км. Идём. Подходим к вывеске заповедника.  Фотографируем, идём дальше. Табличка:»Без путёвок вход в заповедник воспрещён!»
Переглянувшись и поняв друг друга без слов, идём вдоль речушки дальше. Она из еле заметного ручейка вначале, постепенно превращается в довольно широкую реку. По пути встречаем строителей, которые говорят нам, что летом на Матсалусских островах мало что можно увидеть. Надо приезжать весной или осенью, когда здесь собираются перелётные птицы*. Что-нибудь увидеть можно, если проехать на катере километров 9. Но катер возит только экскурсии в 35 человек. Приятная новость!
Проехав 875 км до этого заповедника, испытав трудности дорожной езды, неудобства  палаточной жизни, мы, придавленные тяжестью обрушившегося на нас известия, но не сломленные, решаем  продолжить свой путь вдоль реки. Ставим себе цель (как сказала Рита) не уйти из заповедника, пока не увидим хотя бы одну утку.
Один из рабочих переправляет нас на другой берег. Дальше следуем узкой тропкой. Пройдя метров 600, останавливаемся, услышав плеск воды. Выходим на берег и видим, что это  усиленно шлёпая по воде крылышками, от нас удирают дикие утки. Они так торопятся, так судорожно работают крылышками, что вызывают у нас смех. Вскоре тропинка кончается, и нам приходится поворачивать обратно. Вернувшись в Лихулу и осмотрев две церкви, забираем свои причиндалы у администраторши гостиницы (оказавшейся доброй, сохранившей их в целости «за так»), направляемся в Пярну.
Вышли на шоссе часов в 5. На наше счастье, как из под земли откуда-то выскочил «козлик», в котором сидел весёлый офицерик. Он ехал в Пярну и с охотой согласился нас подбросить. По дороде он всё удивлялся, как это мы решились на такой  способ отдыха. Расспрашивал, где мы были, пел песни, старался блеснуть перед нами своей осведомлённостью в знании достопримечательностей Эстонии.
По дороге нам попался автобус, поставленный поперёк шоссе. За ним стояла машина, в которой сидели новобрачные, а за ней ещё один автобус с гостями. Через несколько минут наш козлик атаковали два юноши. В руках одного из них — большая алюминевая фляга с каким-то зельем. Он сказал, что по эстонскому обычаю мы все должны из неё отпить. Шофёр и офицер не пьют (им незьзя, они на службе). Мы должны обязательно выпить. Первый удар падает на Риту. Отхлебнув глоток и помрщившись (крепкое питьё) , она передаёт флягу мне. Учитывая Ритино лицо, я решаю, что не буду испытывать отрицательные эмоции, что машина  с молодожёнами не перевернётся, как нам сказали Наклоняю флягу, иммитируя питьё, и приведя её в начальное положение, отдаю .
Вскоре автобус, преграждавший нам путь, разворачивается и мы едем дальше.
Ну, вот и Пярну. Нас высаживают возле туристической базы и, пожелав счастливого пути, прощаются. Обойдя вокруг современного здания тур. базы и решив, что отдых  в такой фешенебельной комнате не для нас, идём в поисках места, где можно поставить палатку, в сторону моря. В парке за тур. базой растут только  серебристые осины (колышки из них не сделаешь).
Идём к администратору. Она советует поехать в кемпинг — 13 км от Пярну.
На автобусной остановке долго не можем узнать, каким автобусом ехать (кемпинг недавно появился). Наконец, выяснили, что на № 9. Ждём его, едем до концечной остановки. Долго идём по шоссе. Машины не останавливаются. Темнеет. Устали, но надо идти. Спрашиваем у прохожего:»Сколько ещё?»
-»А идите прямо, километров 7 будет.»
О, Господи! Неужели ещё 7?!

*В путеводителе от Марко Поло уже указано, что 274 вида птиц здесь отдыхают при весенних и осенних перелётах. Летом же можно взять на прокат каноэ.

на фото я до таблички о запрете посещения заповедника и других печальных известий