Коровы в арктике

Лев Ефремов
               
        В августе 1970 года наш дизель-электроход «Индигирка» совершал очередной снабженческий рейс в Арктику на Новосибирские острова. Часть груза для ученых, полярников и военнослужащих, находящихся на островах, погрузили в Мурманске и часть в Архангельске. В Архангельске помимо обычного груза, солярки в бочках, продовольствия, контейнеров с аппаратурой и т.д., погрузили живой груз – свиней, коров, бычков. Для этого на кормовой палубе сделали специальные выгородки, поилки, кормушки, подвели воду. Животных было несколько десятков, сопровождать их и ухаживать за ними должен был специальный человек, которого экипаж заранее называл «укротителем» по аналогии с фильмом «Полосатый рейс». Погрузка закончилась, надо оформлять выход судна в рейс, но нет «укротителя». Погрузили для животных корма, а сколько его надо и какую животину, чем кормить, никто не знает. Животные мычат, хрюкают, есть просят. Экипаж подкармливает их, но за ними еще и убирать надо. Лето, вонь стоит жуткая. Вдруг на трапе появилось какое то непонятное существо. Лето, жара под 30 градусов, а это - в грязнущей шинели, в резиновых сапогах, как потом оказалось, на босу ногу, в шапке-ушанке непонятного цвета. Вахтенный матрос вызывает вахтенного помощника капитана:
       -Вы, кто и что вам здесь нужно?
       Визитер бормочет что-то неразборчиво и сует вахтенному какие-то бумаги вперемешку с мусором. Вызвали капитана, а тот человек опытный,  всякое повидал и сразу определил, да и экипаж порадовал, что  появился долгожданный «укротитель». Встал вопрос - куда его вселять, отдельных кают на судне нет, а подселять в каюту к нормальному члену экипажа это грязное, вонючее существо у капитана рука не поднимается. Решили поселить его пока в дежурное помещение около трапа, там есть диван, стол, стул. Вышли в рейс, животные голодные орут, из вольеров вонючая жижа течет по палубе, распространяя специфический аромат по судну. «Укротитель» из дежурки не выходит. Каждую вахту в дежурку посылается матрос, проверить - жив ли он. И так продолжалось несколько дней. Кормить, поить животных и убирать за ними поручили матросам. Женщины-члены экипажа, их было 5 человек, а весь экипаж, раньше экипажи не особо сокращали, 54 человека, наловчились доить коров, вспомнили свое детство. Экипаж доволен – свежее молоко, но «укротителя» ругают, хотя уже начали жалеть. Есть «укротитель» не ходит. Матросы носят ему в дежурку еду и воду, поставили ведро – на всякий случай, но, по словам матросов, оно так и было пустым. Дней через пять «укротитель» ожил и начал приходить на обед. Сначала обедал вмести с рабочей бригадой, которой накрывали на нижней палубе около провизионных кладовых. Затем отмылся, постирался и начал питаться в нормальной столовой экипажа. Приступил к исполнению своих обязанностей, т.е. ухаживал за животными. Разговорился, оказался 50-летним бывшим кочегаром из тралового флота.
Прошли пролив Карские Ворота, похолодало, перевели «укротителя» в каюту к двум молодым матросам. В коровнике проблема – слегла, а потом издохла одна корова. Что делать, никто не знает, по инструкции необходимо составить акт, определить причину смерти. «Укротитель» советует:
- Да, выбросьте ее за борт и всех делов то.
  Капитан велит второму  грузовому помощнику поднять всю имеющуюся на борту литературу и определиться:
  - Посмотрите с судовым врачом медицинские справочники, может, что-нибудь найдете.
 Сутки искали помощники в документах, отчего корова могла сдохнуть, но
так и не смогли определить причину ее смерти. Лежит корова на палубе,
над ней мухи кружатся и запах от нее тухлятины на все судно. К тому же из-под нее еще и жидкость вонючая течет. Капитан видит, что от помощников толку мало, и дает распоряжение:
       - Стоп машины. Выгружаем тушу на лед.
      Выгрузили ее на лед, облили  соляркой и сожгли. Составили соответствующий акт.
       Первый пункт выгрузки груза о.Котельный. Получатели груза – небольшая воинская часть, связисты. К берегу близко не подойти, глубины у берегов не
исследованы, встали на якорь в 1 мили от берега.  Выгрузили в воду два понтона и катер для буксировки понтонов. На понтоны погрузили трактор и выгружаемый груз. На первой же выгрузке ЧП. Начали выгружать животных и в первую очередь решили выгрузить бычков – уж больно много хлопот они доставляли морякам на судне.  Выгружали их специальным стропом, состоящим из двух лент, которые заводятся под живот животного и в верхней части эти ленты соединяются с общим стальным стропом. Правильно застропить быка сложно, да и опасно, он сопротивляется, того и гляди или задавит, или на рога поднимет. Выручает, как всегда, матросская смекалка. Но тут она подвела. При подъеме первого быка с палубы и вываливания стрелы с быком за борт, бык начал протестовать, дергаться и задняя лента стропа из-под живота переместилась к передним лапам. Бык принял вертикальное положение, выскользнул из стропов и с высоты 5 метров «солдатиком» сиганул в холодные воды Восточно-Сибирского моря, только соленые брызги в разные стороны. Спасло его то, что он упал не на понтон, а в воду. Очумевший бык вынырнул и поплыл подальше от своих мучителей. Надо быка вылавливать, кроме жалости к бедному животному, он еще является грузом, его надо сдать, как груз, получателю. Подходим на катере к плавающему быку, а как его в воде застропить - неизвестно, нырять в холодную воду под быка – желающих нет. Как не пытались, под живот стропа завести, не смогли. Решили пока набросить ему строп на рога и таким образом отбуксировать к судну. С трудом, но подтащили быка к судну, к понтону. Решили попробовать перетащить быка из воды на понтон застропленным за рога. Рога у него здоровые, шея тоже. Только приподняли быка над водой, как один рог сломался, и бык опять полетел в воду. Поняли, что быка на понтон не поднять, и решили буксировать его к берегу по воде, строп накинули на шею. Выдержит бык буксировку – хорошо, ну а нет - так нет. Отбуксировали его к берегу, а из воды вытащить не можем. Бык живой, но промерз и обессилил. Взялись всей бригадой за строп и вытащили на берег. Лежит бедный на камнях и дрожит, накрыли его брезентом, но, как груз, быка сдали, недостачи груза не было. Главное, что живым сдали, все равно скоро пойдет на мясо. Настроение у всех испорчено, столько с быком мучились, он почти родным стал. Остальных животных выгрузили уже без особых происшествий. Сложность была только в доставке скотины от берега до расположения войсковой части. Но тут уже погонщиками были солдаты.
  Интересная картина получилась – Арктика, заснеженная тундра  и солдаты с прутьями гонят по этой тундре коров, быков и свиней.
     Закончили на о.Котельном выгрузку, а впереди еще шесть пунктов, где зи-
мовщики ждут долгожданный груз.