Аткинсоны в Восточной Сибири

Любовь Суязова
Давненько не писала. Не до того было.

Вот и половина 2017-го пролетела.

Личное... рассказывать не буду. Есть.  Работа сменилась сама. Видимо, свыше пожалели меня. Уж очень устала от низкочастотных энергий людей экс-работы.

На носу юбилей. Решила начать не праздновать дни рождения. Толку никакого. Смерть - интересное явление, причем многократно повторяющееся, так что смысл считать, сколько лет еще осталось до нее.

Хобби... Природа любима неизменно, там покой и отдых, свою бы земельку еще бы приобрести.

Эзотерика, философия тоже неизменны. Что-то убеждает в том, что эта планетка - тюрьма, к тому же плоская, где господствуют рептилоиды и их потомки, всякие там масоны, иллюминаты и прочая шваль. Но, как бы то ни было, надо жить, развиваться, выживать и расти духовно.

Набрела на видеолекции одной мадам местного происхождения, что-то в ее словах находит отклик (об истории этой планеты, о древних неместных душах и этапах духовного роста и т.д.), но что-то вызывает недоверие и наводит на мысли о меркантильных интересах этой дамы и ее соратников. Ее группа - еще одна из множества, что под благовидным предлогом достигает лишь цели наживы злата/финансов. И это не укрепляет доверие к ней, напротив.

Ну, а поговорить хотела я на другую тему: "История Сибири, ее исследование иноземцами".

И сейчас, несмотря на выдуманные, искусственные санкции, в Сибирь приезжают иностранцы, в основном, как туристы, желающие увидеть экзотику: не только мишек, пьющих водку вместе с местными мужиками, и бренчащих на балалайке, не только деревянные туалеты снаружи или оригинальные базары с местными, эндемичными товарами (омулем, хариусом, голомянкой, черникой, голубикой и клубникой, черемшой; бусами, кольцами, серьгами из местных камней и прочее), но и красоту пока еще чистой природы: Байкал, тайгу, горы, реки (Темза, Сена, Иордан и Москва-река в подметки не годятся нашим рекам; чистота и качество воды).

Кстати, на днях имели честь болтать с шотландцем Крисом. Первый живой шотландец на моем веку.

Мы с подругой мило беседовали о разном. Крис зашел поглазеть на экспонаты фауны нашего региона в местном музее природы (подруга там работает). Никого, кроме Криса, не было. Вот так и разговорились. Узнали о том, что шотландский, подобно бурятскому, вымирает. На шотландском говорят лишь в отдаленных деревушках старики. Молодежь и постарше говорят на английском.

В Шотландии нет медведей и волков (о, ужас, неужели, английские лорды за пару веков истребили крупных хищников в лесах Шотландии?!).

Королевская семья с ее роскошной жизнью за счет налогов рядовых граждан королевства порядком надоела последним, но они неспособны на революцию, так что и далее будут оплачивать расходы королевы и ее отпрысков.

Возможно, половина шотландцев отделилась бы от Англии, в своих мечтах, но шотландцы менее воинственны, чем ирландцы. Вариант присоединения Шотландии к России, как автономной административной единицы, я не могла не озвучить. Крис лишь заулыбался.

Крис - гидролог, хотя между собой мы с подругой пошутили, что он - агент 008: путешествует один, на поезде по Транссибу, от Москвы до Иркутска, далее по Кругобайкалке, потом Монголия и Китай. Чем не шпион? Но миловидный.

Так вот, помимо иностранцев современников, наши края посещали иноземцы сто и более лет назад. И это интересно: что тянуло их в бескрайнюю, дикую тайгу, холод и отсутствие цивилизации?

На днях нас осчастливили своим визитом и порадовали потомки и биограф малоизвестного среди сибиряков, но талантливого и бесстрашного англичанина Томаса Аткинсона.

Томас родился в 1799 г. в графстве Йоркшир, начинал как каменщик, впоследствии стал архитектором и дизайнером. В Англии до сих пор сохранились спроектированные им здания.

На далекие, долгие путешествия господина Аткинсона сподвигли смерть ребенка и распавшийся брак. В России он встретил новую супругу, мать его будушего сына, и обрел друзей среди русских, в том числе декабристов.

Поразительно, что Томас вместе с женой Люси и их новорожденным сыном семь лет путешествовали по Уралу, Алтаю, Восточной Сибири и территориям, что сейчас являются северным Казахстаном.

Все это происходило в середине XIX века.


Аткинсоны жили в недавно построенных казацких крепостях на южных рубежах Российской империи, общались с казаками, с семьями казахских султанов, калмыками, алтайцами, бурятами.

Своего сына они назвали Алатау Тамшибулак, в честь озера Алатау и источника Тамшибулак, что расположены в Казахстане. Это имя носили неизменным и его потомки (у его сыновей не было детей, а вот у дочерей дети были). Сейчас оно популярно на Гавайах, так как сын Томаса прожил там большую часть жизни.

Побывали Аткисоны и в знаменитой Долине вулканов, что расположена на территории Бурятии и Тывы. В честь Томаса назван один из вулканов долины в 2009. Потомки Томаса и его биограф, писатель и журналист Ник Филдинг оставили памятную табличку, побывав на этом вулкане спустя 170 лет.

Томас написал несколько книг о своих путешествиях, оставил зарисовки, чертежи и акварели. Его супруга тоже написала книгу. К сожалению, сохранилось около 12 картин Томаса, они, в основном, в Эрмитаже, также в Пушкинском музее и региональных музеях. В Лондоне лишь одна его картина. Возможно, ряд его картин - в частных коллекциях. Всего их было около сотни.

Ценность его картин в том, что они отражают мир прошлого: быт людей, красоту природы (горы и степи Казахстана, Бурятии, Алтая).

После семилетних путешествий Аткинсоны вернулись в Ангию. Спустя несколько лет Томас ушел в мир иной.

Вот такие необычные иностранцы посещают далекие, дикие края, удивляя своим интересом и силой духа.



Вот тут о Люси Аткинсон и ее книге о путешествиях по Алтаю и Казахстану:

http://
О приезде потомков Аткинсонов в Казахстан:

http://www.kazembassy.org.uk/ru/articles/article/228

https://
http://www.
О пребывании Аткинсонов в Барнауле:

http://
http://www.