Любимые натурщицы Ренуара. Маргарита Легран

Алина Алексеева-Маркезин
 Портрет Марго.Пьер Огюст Ренуар

    После связи с Лизой Трео Ренуар лишь однажды пережил любовное приключение, сладостное и трагическое, с юной натурщицей 16летней  Маргаритой Легран, прозванной на Монмартре Малышкой Марго.
      Жорж Ривьер вспоминал ее как легкомысленную девицу с грубоватыми чертами лица и красными веками без ресниц. Она часто прогуливала сеансы, о которых с ней договаривался Ренуар, но была одной из его любимых моделей. Далеко не ангелочек, эта развязная уличная девчонка водила знакомство с подозрительными личностями, что приводило Ренуара в отчаяние. Но ему нравилась безудержная веселость и свежая прелесть девушки...
       
       На Монмартре Ренуар поселился в 1876 году – он задумал написать большую многофигурную картину на пленэре, в Мулен де ла Галетт. Правда, еще не представлял, как это сделать. Малышку Марго Огюст встретил здесь.

          Ренуар был отчаянно влюблен в рыжеволосую хохотушку с бесцветными ресницами – она так естественно позировала и так звонко распевала уличные песни в мастерской. Он платил за сеансы, которые она пропускала, он переживал, когда Марго запросто общалась с самыми опасными монмартрскими типами.

     Она позировала для "Бала в Мулен де ла Галетт", где изображена танцующей с кубинским художником Педро Видалем де Соларесом-и-Карденас; отсюда следует, что близкие отношения Ренуара и его модели возникли примерно в 1876 году. В конце 1878-го .Маргарите Легран было всего 20, когда она заболела тифом.

     В январе 1879-го обеспокоенный Ренуар написал доктору Гаше, ранее лечившему ее, письмо с просьбой осмотреть больную как можно скорее. Болезнь - оспа - быстро прогрессировала, и Ренуар стал чаще обращаться к Гаше, доктору-гомеопату, а когда тот после травмы, полученной в результате несчастного случая на железной дороге, обездвижел, Ренуар в отчаянии бросился к доктору Беллио.

    Но румынский врач уже не мог помочь, спасти Марго было невозможно.  Его любимая модель и его веселая, отважная, грубая, прямодушная возлюбленная потихоньку таяла. Похороны Малышки Марго тоже оплатил Ренуар.

По материалам книги Ж.-П. Креспель "Повседневная жизнь импрессионистов".

        Друзья говорили, что художник откровенно льстит своей модели – и привлекательной ее может находить только отчаянный романтик и слепец. Скорее всего, больше всего живописная Марго похожа на себя реальную как раз в эпизоде из «Мулен де ла Галетт» - это она в светлом платье танцует с кавалером и весело поглядывает на нас.

            Импрессиониста Ренуара, конечно, не волнует, что у Марго бесцветные ресницы. Ее портреты — это впечатление: от тех песен, которые она поет, от той смущенной грациозности, с которой раздевается, от волнительной непосредственности, с которой она раскачивается на качелях. Его самой главной страстью всегда было «гладить и шевелить натуру», добираясь до ее внутренней сути.         
      «Своими хилыми руками он пробил панцирь, сковывавший сердце толпы. Более того, он вылепил эту толпу по образу своего идеала, как он вылепил свою жену, своих детей и натурщиц. Улицы наших городов сейчас полны Ренуарами: девушками, детьми с искренним взглядом и кожей, которая не отталкивает света…
    
     Та планета, которая была ранее населена существами длинными и бледными, благодаря отцу наполнилась маленькими пухленькими созданиями с румянцем во всю щеку… Его единственным желанием было служить верным посредником между чудесами, которые он ясно различал, и людьми, которые нуждались в небольшом указании, чтобы их угадать».
(Жан Ренуар, кинорежиссер, сын художника)