про Папу

Петро Федорович
      - Как тебя на "номер" поставят, сначала посмотри, где соседи стоят. И им себя покажи, помаши рукой, чтобы понимали, куда стрелять нельзя. Потом уже гляди, где примерно зверь будет идти. Как тебе лучше встать, чтобы место просматривалось хорошо, и стрелять было удобно,и деревья или кусты не мешали. Откроешь ружьё, глянь, нет ли снега в стволах. Стволы продуй, если снег попал. Ружьё зарядил, ещё два патрона сразу сюда, - он жестом показал, как засунуть патроны в "газыри" - два самодельных карманчика в размер гильзы, немного кривовато пришитых слева на груди его поношенной зеленовато-бежевой фуфайки. - Чтоб выстрелил и можно было быстро перезарядить. Ну а потом притопчи снег, чтоб не скрипел и всё ... дальше стой, не двигайся. Слушай, смотри. Руками, ногами не маши. Если замерз, потихоньку так, понаступай с ноги на ногу, пальцами пошевели ... Ну и, само собой,  не курить, не кашлять, не пердеть, - сказал он насмешливо. - Если ты не шевелишься, зверь тебя не видит, но нюх и слух у него хороший, он тебя может далеко почуять.

      Василий Иванович уже говорил мне это не раз и не два. Мы охотимся вместе много лет. Но стоящие рядом молодые ребята, как-бы невзначай, прислушивались, и я поддерживаю эту его игру в инструктаж.

      - А если лось прямо на тебя вышел, куда стрелять?

      - Только в грудь. В голову или в шею можешь его не остановить.

      - А если не попал?

      - А если не попал, тогда пропусти его за линию стрелков и вдогонку бей. Но вдоль линии ни в коем случае не стреляй!

      Правило "не стрелять вдоль линии" - самое важное в технике безопасности на загонной охоте. Но в азарте, со страху, под адреналином, мужики, бывает, теряют голову и ощущение себя в пространстве. Мне и самому несколько раз приходилось лежать, вжавшись в землю под свистящими рядом пулями. Уже лёжа, обычно осознаёшь, что с первой просвистевшей мимо пулей тебе просто повезло ...

      "Ну всё, пошли!" - негромко произнес егерь и,не оглядываясь, спорко пошёл по просеке.

      Бригада деловито тронулась вслед, пропуская вперёд ветеранов.

      У нас в бригаде ветеранов, бывших высоких партийных и хозяйственных деятелей советского периода, подавляющее большинство. Только бывших градоначальников, или, как сейчас говорят - мэров, трое. У всех возраст восемьдесят плюс. Мы с Кешей до недавнего времени были в бригаде самыми молодыми в свои "под шестьдесят". Разделка, рубка, подноска добытого мяса, а иногда и ветеранов после пары стопок "на крови", на наших плечах.

      Василий Иванович - это Кешин папа, но Папой его называет не только Кеша. Папа - Охотник. Приближенное лицо, по сути, личный охотовед бывшего первого секретаря обкома. Бывший директор ветеринарной станции области. Орденоносец. Уникальный специалист по болезням диких животных. Когда добываем зверя, он ещё до разделки может сказать, не забракуют ли мясо в ветеринарной лаборатории.
 
      Но главное не это. Главное, зверь буквально сам идет на Папу. Это многократно проверенный факт, научно необъяснимая загадка. Папа самый добычливый охотник в бригаде на протяжении нескольких десятков лет ...

      Нам, относительно молодым стрелкам, всегда достаются самые дальние "номера". Вот и сегодня я был самым крайним в цепи. Егерь указал мне точку размещения и тут же, дав по рации команду начинать загон, ушёл на поле, "закрывать" правый фланг со своим карабином.

      Примерно минут сорок внешне ничего не происходило. За это время загонщики прибыли на исходный рубеж, послушали инструктаж, разобрались с расстановкой, взяли азимуты на компасах, вышли в загон и начали перекликиваться и изредка постреливать вверх, постепенно приближаясь к линии стрелков.

      После первого выстрела прошло минут пятнадцать напряжённого внимания к окружающему и прислушивания к малейшим шорохам и трескам в лесу. И вдруг!!! Вдалеке слева началась явная стрельба по цели! Выстрелы шли один за другим с промежутком в две-три секунды! Всего я насчитал шестнадцать. Затем ещё - Раз! Два! Сразу один за другим. И всё стихло.

      Было понятно, что зверь очень быстро перемещался вдоль номеров и стрелки последовательно мазали по нему, а в конце либо положили, либо он ушёл.

      Прошло ещё минут двадцать, теперь уже тишины и ожидания. Наконец справа показался егерь, оживлённо переговаривающийся по рации и, жестом разрешив мне сниматься с "номера", практически убежал по направлению к прошедшей стрельбе. Обычно такие ситуации бывают, когда сделали подранка и нужно его добыть по горячим следам. Бежать за егерем при этом смысла нет, потому что уже важно не количество участников, а понимание, куда побежал зверь и как его "добрать", а это задача организаторов охоты.

      Повесив ружьё на плечо, я не спеша тронулся вслед за егерем. Сделать ещё один загон бригада сегодня уже не успеет. Значит сейчас стрелки и загонщики соберутся вместе, скорее всего, подойдут к тому, кто стрелял последним. Ну а там уже будет понятен результат - "с полем" или нет. И начнется обычное обсуждение - как зверь бежал, кто как стрелял, почему не попал, а если попал, то куда целил, "а там должны быть мои пули", "а я ему раааз под лопатку, а он бежит", "а у меня сегодня пули Бреннике", "а у меня Полева", "а вот у меня был случай" ...

      Так всё и происходило, когда я наконец добрался до своих разгорячённых охотой сотоварищей. Огромный лось лежал в глубине леса, шагах в семидесяти от линии стрелков.

      - Кто? - спросил я у охотоведа Аркадия.

      - Василий Иваныч! Как обычно, - усмехнулся Аркадий.

      Папа стоял немного поодаль от лося, в окружении охотников, и, по обыкновению, слегка напуская на себя важности, с иронией к слушателям, рассказывал, как он "завалил" зверя.

      - Слышу пальба частая. Ну, думаю, на махах идёт, не иначе. А у меня тут, сами видите, особо стрелять-то было некуда. Я кумекаю, если до меня доскачет, значит вот в этот прогал и пойдёт. А тут уже шум, треск! И он выскакивает шагах пятидесяти от меня и уже уходит! Ну, думаю, на пределе придётся стрелять, может и уйти! И тут он прыгает через вот эту сосну, - Папа показал на упавшее дерево, висящее в паре метров над землёй, под углом, на ветвях стоящих рядом осин. - Тут я ему в зад ... А больше некуда! Раз! Два! Он в прыжке хватается копытами за задницу, оборачивается на меня и укоризненно так говорит:"Ну вот так то зачем, Василий Иваныч?" - и замертво падает.

      Дружный хохот собравшихся стал Папе дополнительной наградой за удачную стрельбу. Напряжение прошедших часов охоты спало. Мужики начали готовиться к разделке лося, доставать ножи, снимать с себя и убирать патронташи, вешать ружья на сучья ближайших деревьев. Впереди предстояло  ещё много тяжелой и грязной физической работы, но главное уже было сделано.

      Я поздравил Василия Ивановича с "полем" и, на ходу подтачивая нож бруском, направился свежевать тушу. Бригада у нас опытная и уже через десять-пятнадцать минут всё было готово к разделке. На лосиной заднице мы обнаружили три дырки. Одну естественную и две пулевых. Других отверстий на туше не было. Смех смехом, но похоже, что этот матёрый бычара действительно умер от обиды.