Снимки на память

Елена Сперанская
– Ты все с собой взяла? – спрашивала Карина свою маму, усердно собирающуюся в заграничную поездку по Европе.
– Взяла, что обычно. Деньги обменяю на  вокзале, в обменнике, – ответила бабушка, чтобы доказать свою самостоятельность. – Дадут справку.
– Про фотоаппарат не забудь, – беспокоилась дочь, отдавая матери дорогую камеру. – Снимай все города, куда вас повезут на фоне красивых зданий, фонтанов, памятников. Поняла?
– Положи сюда фотоаппарат, в сумку, сама знаю, что снимать и где. Меня не надо учить. Этот фотоаппарат, кажется, я тебе подарила?
– На день рождения внучки в прошлом году. Но есть в продаже еще лучше и дороже.
У Карины было двое детей, но она ждала уже третьего. Они с мужем и семьей проживали вместе с бабушкой в просторной четырехкомнатной квартире. Бабушка все свое неусыпное внимание сосредоточила на поиске отдельной квартиры недалеко от внуков, чтобы можно было помогать и гулять с ними.
Бабушке было шестьдесят пять, но никогда не теряла бодрости духа. Она была среднего роста, щупленькая, с короткой стрижкой. Одевалась чисто. Любила светлые платья и туфли.
В молодости они с мужем много путешествовали, а теперь, когда мужа не стало, она одна ездила везде. Привозила ценные подарки на память зятю, дочери, внукам и себе. Бабушка с трудом скопила  деньги, подрабатывая учительницей начальных классов в средней школе, где раньше училась ее дочь, а теперь и она нашла себе пристанище.
«Буду работать до тех пор, пока будут силы», – рассуждала бабушка. «Надо использовать возможность загранпаспорта, съездить туда, где я еще не была».
Короткая поездка  по городам искусств Италии взволновала ее.
– Пожалуйста, не отставайте от группы и не теряйте вещи. Вы наверно слышали о мафии в Италии, но это было давно. А сейчас тоже нужно быть осторожным с вещами, – в автобусе вежливо предупредила симпатичная экскурсовод из России всех туристов по дороге из аэропорта. – Я буду сдавать экзамены здесь. Мне присвоят титул магистра. Это очень дорого! – с восторгом добавила она в микрофон.
Они жили в Риме в благородной гостинице со всеми удобствами и патио. Узкие коридоры не смущали пожилую женщину.  Бабушка легко ориентировалась в расположении комнат. Перед ее глазами промелькнули: Сан-Марино, Рим, Ватикан, Неаполь, Помпеи, Пиза, Сиена, Флоренция, Монтекатини-Терме, Венеция, Болонья, Римини. Везде она фотографировала то, что ей сказала дочь: церкви, замки, музеи, фонтаны, памятники, пока не случился неожиданный эпизод.
В Риме, ссылаясь на занятость, бабушка не пошла в собор Святого Петра, так как самостоятельно задумала совершить поход в любой Универсам, чтобы купить себе обувь и внукам куклы. Разобралась в станциях Метрополитена на стенде остановки троллейбуса. Выяснила у экскурсовода, где есть подобный магазин. Доехала без проблем и пересадок на метро.
Нашла то, что было нужно по сносным ценам. Приобретениями бабушка осталась довольна и показывала свои покупки попутчикам  из группы, обмениваясь мнениями. Особенно ее восхитили фарфоровые сувенирные куклы, чьи белые платья блестели и переливались на свету.
Но в Сиене произошла заминка, которая испортила ей настроение на всю последующую поездку. Она искала приличную майку для своего родственника. Со своей соседкой по комнате они зашли в небольшой магазин, состоящий из двух ярусов, где были развешаны трикотажные вещи. Услужливая продавщица показала все, имеющиеся у нее, товары, жонглируя мужскими майками всевозможных цветов, как на арене цирка.
Но привередливая бабушка никак не могла подобрать нужный размер изделия.
– Покажите мне вон те майки, – она указала продавщице на висевшие под самым потолком трикотажные изделия без особой отделки.
Продавщица, мало понимая по-русски, полезла на второй этаж и достала требуемый размер, разложив несколько цветных маек перед разборчивой покупательницей. Бабушка, в конце концов, положив рядом на низкий прилавок фотоаппарат, который висел у нее на руке, стала трогать и рассматривать, поднося ближе к глазам предложенный товар, прикладывая к себе каждую вещь.
– Я не буду ждать, пока купите. Пойду, – сказала ее нетерпеливая подруга по номеру и вышла из специализированного магазина первой, так как ей ужасно надоело ждать привередливую соседку, пока она подберет, что ей понравится. 
Отчаявшись купить что-либо, простояв в магазине почти полчаса, бабушка ушла разочарованная, так и не купив ничего. Наконец она нашла среди толпы свою соседку, с кем они самостоятельно совершали экскурсию, но для этого ей пришлось пройти метров пятьдесят.
Схватив себя за руку, бабушка обнаружила, что фотоаппарат забыла в магазине, где хотела приобрести подарок для родственника. Она вернулась назад в магазин, выяснять не оставляла ли она у них фотоаппарат. Но продавщица упрямо отрицала этот факт.
– Как жаль, что фотоаппарат потеряла. Это дочь мне дала в дорогу, чтобы привезла снимки на память, – сетовала она, дожидаясь экскурсовода.
– Не переживайте так. Может быть, ваша дочь когда-нибудь сама съездить и посмотрит то, что вы фотографировали. После неудачи всегда наступает светлая полоса в жизни, – успокаивали ее туристы, стоящие рядом и сидящие с вещами вокруг высокого тополя, окруженного скамейкой.
– Но что я ей скажу, не представляю? – спрашивала пожилая женщина гида, подоспевшего к месту сбора.
– Скажите, что в Италии – мафия бессмертна, – ответила гид. – Надо быть очень внимательной.
Участники поездки с сожалением смотрели на бабушку, находясь возле возвышенной церкви-баптистерии, где все стены были расписаны картинами, канонизирующими воспитательные хроники о житие святых угодников и их наследников.