Шерше ля фам

Ирина Юлина
 
  Русские художницы 19-20 веков Мария Башкирцева (1858-1884),  Марианна  Веревкина (1860-1938), Зинаида Серебрякова (1884-1967),  Екатерина Серебрякова (1913-2014) Мария   Васильева (1884-1957),  Ольга Маркова-Меерсон (1880-1930), Соня Делоне (1885-1979)  жили  за границей.  Творчество этих художниц хорошо известно за рубежом. В  Европе их именами названы улицы,  их картины хранятся в величайших музеях мира и частных коллекциях за границей. Дорога к любителям живописи в России была долгой и трудной. Из  этих художниц наиболее известно в России имя З.Е. Серебряковой.

                "Когда мы в Россию вернёмся… о, Гамлет восточный, когда? –
                Пешком, по размытым дорогам, в стоградусные холода,
                Без всяких коней и триумфов, без всяких там кликов, пешком,
                Но только наверное знать бы, что вовремя мы добредём…
                Когда мы в Россию вернёмся… но снегом её замело".
                Георгий Адамович

                Мария  Константиновна  Башкирцева (1858-1884)

    Это имя гипнотизировало меня всю жизнь с момента, когда прочитала ответы                Ги де Мопассана неизвестной, писавшей ему, скрываясь под инициалами                Р.Ж.Д. В примечании к письмам было сообщено - русская художница М. Башкирцева и даты жизни. Как я позже узнала, имя Марии Башкирцевой интересовало не только меня.

    Позже  сохранила статью  Евграфа Кончина "Альбом "Незнакомки" с рисунком                М. Башкирцевой "Автопортрет". В статье также содержались сведениями о том, что канадский профессор Иону Арманду передал в музей альбом М. Башкирцевой с двадцатью тремя рисунками, иллюстрированный каталог ее выставки, состоявшейся в 1885 году в Париже, и репродукции фотографий  художницы в разные периоды жизни.
 
    Возможно, благодаря М. Башкирцевой и возник интерес  к художницам русского зарубежья  и, как результат,  появилось это эссе.

   Мария Константиновна Башкирцева родилась в  дворянской семье в Гавронцах, недалеко от Полтавы. В десятилетнем возрасте ее увозят во Францию, но она часто приезжает в Россию к отцу.  Мария, начиная с двенадцатилетнего возраста, ведет Дневник на французском языке  и последнюю запись делает  за несколько дней до своей такой ранней смерти.

   Потрясающая наша соотечественница! Короткая и такая яркая жизнь тщеславной и амбициозной девушки. Поражает её талант и необыкновенная работоспособность. Она сделала  всё, чтобы "остаться  на земле".

   В семнадцать лет поступает в мастерскую художника Р. Жюльена, а уже через три года выставляет в Парижском салоне свои первые картины, привлекшие внимание публики и критики.
 
   Побывав в последнее десятилетие в Полтаве и Париже, как же я не поинтересовалась  музеем М. Башкицевой  в Полтаве и работами  в  музее Парижа? 
   В Париже меня интересовал Модильяни и Роден, и многое другое. А где же моё: "Шерше ля фам"?  Почему не заинтересовалась  Башкирцевой?

   Теперь читаю её знаменитый "Дневник" и всё, что есть о ней в интернете
   Вот воспоминания   прозаика  и поэта  Франсуа Коппе,  написавшего, по просьбе матери, предисловие к каталогу картин Марии Башкирцевой в 1885 году: "Однако живое любопытство влекло меня в темный угол мастерской, где я неясно видел многочисленные тома книг, беспорядочно расположенные на полках, разбросанные на рабочем столе. Я подошел и стал рассматривать заглавия. Это были лучшие произведения человеческого гения. Они все были собраны тут на их родном языке — французские, итальянские, английские, а также латинские и даже греческие, и это вовсе не были «библиотечные книги», книги для мебели, но настоящие, употребляемые книги, читаные и перечитанные. На конторке лежал Платон, раскрытый на одной из самых чудных страниц. Перед моим изумлением Башкирцева опускала глаза, как бы в замешательстве и боязни прослыть педанткой, между тем как ее матушка, полная радости, рассказывала мне об энциклопедическом образовании дочери, показывала толстые тетради, испещренные заметками, и открытый рояль, где та своими красивыми руками справлялась с самыми трудными пьесами".

   В Париже в одном из залов Люксембургского музея была установлена  скульптура Лонжелье  «Бессмертие», выполненная им по заказу французского правительства. Она изображает юношу, умирающего у ног ангела смерти, держащего в руках свиток с именами выдающихся художников, которые покинули мир молодыми, но обрели  посмертную славу. На свитке ангела смерти среди восьми французских есть одно славянское женское имя - Мария Башкирцева. В соседних залах находятся две ее картины, и это единственное исключение для музея – здесь представлена коллекция только французской живописи.

   Картину  М. Башкирцевой  «Митинг» (оживленная беседа шестерых мальчуганов),  получившую на конкурсе ученических работ золотую медаль,  приобрел  Люксембургский музей. Ее пейзажи, портреты, жанровые картины ныне находятся в музеях Украины, картины «Осень», «Дождевой зонтик», «Жан и Жак» — в Государственном Русском музее в Санкт- Петербурге, «Женский портрет» — в Третьяковской галерее.

   Мать исполняет желание дочери и издает ее дневники, а в 1888 году «Северный Вестник» публикует их на русском языке. Литературное приложение к газете «Гражданин» печатает восторженный очерк Анатоля Франса «Мария Башкирцева». В начале девяностых годов в товариществе Вольфа появляется ее «Дневник» отдельной книгой, которая выдерживает несколько изданий.

  Поразительна популярность этой книги в  дореволюционной России.  Во многих городах устраиваются чтения, посвященные Марии Башкирцевой. «Дневником» зачитываются и молодежь, и многоопытные люди. Репин, Брюсов, Хлебников поражаются беспримерной искренности молодой художницы.  Марина Цветаева посвящает «блестящей памяти Марии Башкирцевой» свою  первую книгу «Вечерний альбом», вышедшую в Москве в 1910 году.  Она пишет   Розанову  в письме от 7 марта 1914 года: "Марию Башкирцеву я люблю безумно, безумною любовью.  Я целые два года жила тоскою о ней. Она для меня так же жива, как я сама». Анастасия Цветаева вспоминает, что Марина переписывалась с матерью Башкирцевой.
 
                «Весна в вагоне» Марина Цветаева

                Встают, встают за дымкой синей
                Зеленые холмы.
                В траве, как прежде, маргаритки,
                И чьи-то глазки у калитки…
                Но этой сказки героини
                Апрельские — не мы!
                Ты улыбнулась нам, Мария,
                (Ты улыбалась снам!)
                Твой лик, прозрачней анемоны,
                Мы помним в пламени короны…
                Но этой встречи феерия
                Апрельская — не нам!

   Мария Степановна Башкирцева  пережила свою дочь на 36 лет  и  много сделала для увековечивания имени автора "Дневника"  художницы М.Башкирцевой.  Ее склеп с часовней на время стали литературным салоном.

   В этом году были переиздан  "Дневник"  Марии Башкирцевой.  М. : РИПОЛ классик,  2017. - 596с.:ил.
   При первом впечатлении книга порадовала великолепной типографской работой. Книга издана в твердом переплете на мелованной бумаге, с хорошими по качеству  репродукциями картин. Дневниковые записи по годам выделены цветными полосами.
   Но при   прочтении -  наступило некоторое разочарование.

   Уже вступительная статья вызвала недоумение. Видно, чтобы придать большую значимость автору   "Дневника", издатель  говорит о том, что Мария Башкирцева дружила с Ги Де Мопассаном. Можно ли назвать дружбой переписку, которую затеяла  Мария инкогнито с  широко известным автором. После смерти М. Башкирцевой он узнал, кто была его корреспондентка. Как была бы счастлива Мария, услышав его слова:"Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так краток."

   Странно выглядит подбор репродукций в книге.  Во-первых, всего пять репродукций картин самой художницы, дневник которой издается. Картину, которую М. Башкирцева в Дневнике называет "Митинг", в книге названа "Встреча".
 
   В книге приведены полсотни работ художников. Да,  ярко смотрятся импрессионисты в книге! Но не понятно, при чем тут они? Мария Башкирцева в своем творчестве добротный реалист. Я могла бы предположить, что дали подборку репродукций картин  художников, которые могли вместе с ней выставляться в Салонах. Но... Башкирцевой не стало в 1884 году, а подборка картин дана  включая 1914 год.
 
   При этом не приведена  ни одна картина Жюля Бастена Лепажа, с которым она дружила и который имел на неё влияние, или картины Робера Флери, о котором Мария Башкирцева неоднократно   пишет в  Дневнике.
   Обычно при публикации дают указания в фондах какого музея хранится картина. Это почему-то не сделано в списке иллюстраций в книге.
   Кроме того, подозреваю, что в книге маршалами названы маршаны, которые занимались продажей картин художников, есть и другие опечатки.
   Вот такое впечатление осталось  при  первом прочтении этого издания книги.

                Марианна Владимировна Веревкина (1860-1938).

   Её имя носит одна из улиц в Мюнхене. В Швейцарии в Асконе в Музее современного искусства хранится архив художницы, послуживший основой Фонда Марины Веревкиной.

   Узнала о Марианне Веревкиной  только в 2010 году, когда проходила  впервые  выставка этой художницы в Третьяковской галерее, приуроченная к 150-летию со дня рождения. Купила её "Письма неизвестному" (1901-1905 г.г), написанные  на французском языке, с вкраплениями фраз на немецком и русском. Книга на русском языке  впервые была издана в России в   2011 году (М. Искусство - XXI век.).

   В письмах отражены мысли художницы об искусстве, достаточно откровенные мысли о жизни, отношениях  мужчин и женщин, эротических и духовных. Она написала: "Отныне эти письма станут... непринужденной беседой с неизвестным во мне самой, с невысказанной стороной моей личности..."
   Хочу привести  некоторые   выдержки:

   1901
   "Любовь - это длящийся взгляд, это слово, что срывается с уст, это нечто в воздухе, это нечто в нас самих. Любовь - это мгновения. Заставить их родиться - талант. Заставить их продлиться - глупость." <> "Кто говорит "люблю", убивает любовь." <> Мы способны отрешиться от себя ... во имя радости жизни в другом".

   1902
   " ... жизнь... весь мир разменивает её по пустякам".
   "Мой неизвестный с правдивыми глазами. Когда я лицом к лицу с Вами, у меня нет возраста, я не женщина. Я отважна сердцем, весела духом, я чувственна, я художник".   
   "Любое право обладания мною, моей личностью - будь то физическое или моральное - вызывает во мне дрожь. Свободно, по своей воле, я отдаю себя, не торгуясь".
   "... искусство... как смысл жизни"
   "Вся моя жизнь прошла в том, чтобы оказаться вровень с богатствами сердца, мыслей, идущих из неисчерпаемых источников моего великого я".<> Постоянно я все служу и служу чему-то, что есть единственная истина моего Я : искусство как сущность, как цель, как смысл жизни".
   "Я никогда не отрекусь от Прекрасного, он во мне, ибо это единственная истина".
   "Обман мыслей, чувств - это обман жизни, но истина в искусстве".
   "Торжествующее искусство прогоняет страх смерти..."
   "Я желала бы видеть искусство повсюду..."
   "Истинно великое произведение искусства - звезда первой величины нового возрождения - еще не создано".

   1903-1904
   "... Быть одиноким в своем созидании, в своей мысли, есть несравненная радость..." <>
   "Грусть не покидает меня с начала войны. Я страдаю от всех горестей России; моральное величие нашей страны и её материальная слабость причиняет мне муку. Народ- философ, народ мечтательный, склонный к размышлениям, терпеливый в жизни, мужественный в смерти, скептический и верующий, поэт и лукавый хитрец, народ с большой душой и открытым духом".

   Не могу остановиться, хочется приводить и приводить цитаты из её писем...
   Возможно, "Письма" Марианны появились под впечатлением от прочтения "Дневника" М. Башкирцевой?  Но ... они, пожалуй, глубже и философичнее, чем "Дневник"  Башкирцевой. Их пишет Марианна в зрелом  сорокалетнем возрасте, да и развитие военных и революционных событий способствовали более глубокому  осмыслению жизни. Она пишет: "Революционные безумцы поднимают голову. Чувствуется, что Россия накануне борьбы не на жизнь, а на смерть. Где смысл всего этого кровопролития, всего героизма?"
 
   М. Веревкина в 1891 году знакомится с  А.Г. Явленским, учеником И. Репина и посвящает себя творчеству Алексея Георгиевича. А.Явленский, работал в  экспрессионистическом стиле, был  одним  из участников объединения "Синий всадник". Марианна разрывает отношения с А. Явленским в 1921 году.
   
   Другом М. Веревкиной был художник  В. Кандинский, основоположник теории беспредметного искусства.  Из этого трио наибольшую известность у нас получил  В. Кандинский. Творческие взгляды М. Веревкиной формировались под влиянием     И. Прянишникова и  И. Репина, ученицей которых она была. Известен портрет       М. Веревкиной, написанный И. Репиным в 1888 году. На нём изображена молодая, пышущая здоровьем, уверенная в себе женщина.   
   Художницу в большой степени  сформировало путешествие по Европе, знакомство с произведениями Гогена, Ван Гога, Сезанна, Матисса и Дерена. С началом Первой мировой войны Веревкина и Явленский обосновываются в Швейцарии.  М. Веревкина  в 1929-1936 годах выставляется в Женеве, Базеле, Люцерне. После расставания с Явленским Марианна уединяется в швейцарской Асконе, где и умирает в 1938 году.
 
   Картины художницы на выставке в Третьяковской галерее поразили меня какой-то тишиной и потусторонностью. Молчаливая вереница монахинь на полотнах, кажется слышен шорох их одеяний. Или её картина "Старики",изображающая пожилого человека с собакой, бредущих  в ущелье одиночества, сжимают сердце.
   Или "Город в Литве" - вид одинокой старухи, бредущей по дороге к городу.  Или  "Скорбный город" - безнадёжность трех  женщин на фоне громоздящихся зданий.

                Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967)

   Серебрякова Зинаида Евгеньевна,  принадлежащая к  творческим семьям  Бенуа и Лансере, была фанатично предана искусству. Ее живопись стала известна уже в первое десятилетие XX века. В годы  жизни связанные  с Россией, художница  создает картины, посвященные русским крестьянам и  природе   родового имения Нескучного (под Харьковом). Во время жизни в Петербурге у художницы появляются полотна изображающие балетное "закулисье".
 
   Об автопортрете "За туалетом" (1909г.), представленном начинающей художницей на коллективной выставке "Союза русских художников" в Петербурге в 1910 году, художник Александр Бенуа, которому Серебрякова приходилась племянницей, написал: "Как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо. Здесь нет и следа какой-нибудь модернистической утонченности. Но простая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной".
 
   Отъезд художницы во Францию в 1924 году  надолго отдаляет  З.Е. Серебрякову от  русской художественной культуры и от старших детей, встреча с которыми произошла через сорок лет.
 
   Только в 1966 году, за год до  смерти художницы, в СССР познакомились с её творчеством. В Третьяковской галерее прошла  выставка З. Серебряковой   и  галерея приобретает её картины. Следующая выставка  в Третьяковке   была уже  в 80-х. Большой успех имела выставка З. Серебряковой, посвященная 125-летию  со дня ее рождения, состоявшаяся в Галерее "Дом Нащокина", которую я помню.
 
   В 2011 году в ЖЗЛ была издана  книга доктора искусствоведения Аллы Александровны  Русаковой, изучившей   жизнь  и  творчество художницы.
 
   И вот в июле 2017 года на юбилейной выставке художницы в Третьяковской галерее представлены более 200 работ из ведущих музеев России, Белоруссии, Нижнего Новгорода, галереи "Триумф" (Москва), частных коллекций, Фонда                З. Серебряковой в Париже.

   На выставке пейзажи  усадьбы Нескучное, крестьянский цикл, Петроград и балет Мариинского театра, французский и марокканский  цикл. Автопортреты, по-моему, всех периодов жизни, портреты, портреты, среди них и чета Шаляпиных и Лифарь, княгиня Голицина и другие представители русской эмиграции. Отдельная тема - портреты детей. 
   Впервые в Москве экспонируется Бельгийские панно, выполненные З. Серебяковой в 1936 году по заказу барона де Броуэра для своего дворца.  Поражает великолепие  шести панно, выполненных в духе фламандских мастеров.
 
   Издан великолепный каталог этой выставки, в котором впервые опубликованы письма З. Серебряковой с 1932 по 1965 годы, адресованные детям, разлученным с нею на долгие годы. В каталог включены, также,  картины из собраний музеев Украины, Таганрога, Рыбинска и Новосибирска,  которые не экспонировались на выставке.
               

                Екатерина Борисовна Серебрякова (1913-2014)

   Екатерина дочь  Зинаиды Серебряковой, которая  жила с матерью  в эмиграции с 1928 года. Взяв на себя многие хозяйственные заботы, младшая дочь Екатерина рисовала  рядом с матерью. Вместе с  братом Александром, рисовавшим иллюстрации для книг, работавшим для театра и кино, выполнявшим заказы картин интерьеров,  Екатерина прорисовывала самые мелкие детали этих интерьеров.
   К столетию Екатерины Серебряковой   выпущена   книга, в которой впервые публикуются работы художницы.   Мы сумели посмотреть её натюрморты с цветами и фруктами, пейзажи, портреты, виды дворцов и интерьеры.  Это заказные работы для семьи Броуэров в Бельгии, Ротшильдов в Аквитании и др.
   В  воспоминаниях Екатерина Борисовна пишет: "Мы никогда не думали, что уезжаем навсегда, все время думали вернуться. Хотя мы французы, семья французская, и поэтому нам дали французское гражданство".

   Творчество художницы  условно делят на два периода. Пейзажный талант развился в первый период, когда она путешествовала с матерью или братом. Возможно, в наибольшей степени пейзажный талант развился во время пребывания  дочери с матерью  летом в  гостях  в графстве Эссекс (1947-1954).
   В продолжение английских традиций 19 века,  на пейзажах  Екатерины до двух третей полотна отдается  изображению неба, а дальше поля, виды сел, пахота и т.д. Графика  художницы  выполнена в  смешанной технике. Екатерина работала преимущественно акварелью, темперой. Она мастер миниатюрной живописи.                З. Серебрякова пишет сыну в 1958 году про Екатерину: ".... теперь рисует миниатюры; совершенно   изумительный у неё талант, как будто родилась в 19 веке  - так деликатно, тонко и верно, художественно  все у неё выходит".
 
   Меня порадовали натюрморты и, особенно,  цветы пылающие красками на картинах Екатерины. Известно, что Зинаида  Евгеньевна, вообще,  не писала цветы.  Отдельная тема  у дочери анималистическая -  кошки, собаки, птицы.  Акварель с изображением собаки, подаренная И.С. Зильберштейну, находится в собрании  Музея личных коллекции  в Москве.
   До последних дней жизни Е.Б.  Серебрякова являлась главным хранителем архива и творческого наследия семьи Серебряковых в Париже. Именно она организовала мамины выставки в СССР в 1965-1966 и в 1987 годах. Сейчас президентом фонда   Зинаиды Серебряковой является Иван Николаев, художник, внук З. Серебряковой.

            Мария Ивановна Васильева (1884-1957)

   Несколько лет тому назад прогуливаясь по Монпарнасу и разглядывая картины современных художников, я, к сожалению, не знала о мастерской русской художницы                М.И. Васильевой, которая жила в Париже с 1907 года и  основала Русскую академию  ("Академию Васильевой"). В доме № 21 на авеню дю Мэн, где была  её мастерская,  находится  теперь Музей Монпарнаса.
   Кстати,  эту Академию Васильевой  посещал Натан Альтман, написавший впоследствии известный портрет Анны Ахматовой. В мастерской  художницы бывали Ф. Леже, выступавший здесь с докладами,  А. Модильяни и Пикассо, Сутин и Цадкин, М. Жакоб и Матисс, у которого училась Мария.  О  дешевой столовой, которую открыла русская художница для своих друзей, вспоминает И.Эренбург, описывая неистовства А. Модильяни в этой столовой.
 
   В своё время, работая над "Кроками" об Амедео Модильяни, я написала диалог  между  Амедео и Беатрис Хестингс, писательницей и переводчицей поэмы Макса Жакоба "Дочь короля". Роман между Беатрис и Амедео продолжался около двух лет, пока она его не бросила. И вот теперь узнала, что  у  Марии Васильевой  бывал  Модильяни и о ссоре  у неё на вечере, которая произошла между Модильяни и Альфредо Пина, новым возлюбленным Беатрис.

   Шерше  ля фам ... в книге В.Я. Виленкина  "Амедео Модильяни" увидела репродукцию  портрета Марии Васильевой, выполненного А.Модильяни в 1915 году, оригинал   которой находится  в Перлс-гэлери в Нью-Йорке.
 
   Мария Васильева известна как автор портретов Модильяни и Жана Кокто,  художников и поэтов, она  оставила зарисовки гостей знаменитых  вечеринок, которые проходили у неё в мастерской в 1910-1920 годах.

   М. Васильева писала  в стиле кубизма. Это было время, когда направление только зарождалось и кубисты искали в основе всех явлений геометрическую форму: куб, шар, конус, используя приемы примитивного искусства. Словом кубизм критик Луи Воксель определил новое направление в работах Пабло Пикассо и других художников, сюда попадает и Марианна Васильева.
 
   До Первой мировой войны художница много путешествовала и  приезжала в Россию. Есть предположение, что интерес С. Щукина  к  А. Матиссу появился после публикации  статьи М. Васильевой  об этом художнике в журнале "Золотое руно".   Щукин  заказал художнику картины для своего дома в Москве. С. Щукин - московский купец и коллекционер искусства, собрание картин которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ.

   Выставки  художницы, проходили в Лондоне и Нью-Йорке. Начиная с 1924 года она стала работать как театральный художник. После выставки 1930 года она  уезжает из Парижа и возвращается в  Париж только после Второй мировой войны.  Однако, в послевоенные годы были организованы лишь несколько её выставок, и  М. Васильева переселяется в дом  для престарелых художников   Ножане-сюр-Мари под  Парижем.  Как грустно писать об этом!
   После  смерти М. Васильевой  друзья организовали ретроспективную  выставку ее работ.

                Ольга Маркова-Меерсон (1880 - 1930)

   Зная, что М. Васильева  была ученицей А. Матисса, просмотрела  три  книги об этом художнике, авторов Раймона  Эсколье, Вольмара  Эссерса  и Хилари Сперлинга, в надежде найти что-нибудь о М. Васильевой. И вот читаю у Хилари Сперлинга: "1907 год -   Матис с женой и детьми перебирается в пустующий женский монастырь Святого сердца на углу бульвара Инвалидов и улицы Бабилон. Этажом выше поселяются <>, а на мансарде  - Мария Васильева и Ольга Меерсон".

   Шерше ля Фам. Кто это Ольга Меерсон? Оказывается, еще одна русская художница, родившаяся в Москве, была ученицей  А. Матисса.  Ольга Маркова-Меерсон сначала училась в Мюнхене,  кстати сказать, вместе с Василием Кандинским, а  затем с 1908 года во Франции у Матисса, кроме всего прочего горячо  полюбившая  своего учителя.

   В 1911 году Матисс и Меерсон изображали друг друга. На портрете, выполненном  Ольгой Марковой-Меерсон, художник изображен читающим, лежа на кровати. Эта картина редко публиковалась, так как Матисс очень стеснялся выставить себя на обозрение, и, видимо, потому, что Ольга Маркова-Меерсон изобразила его необычно расслабленным.
   И этим  её  портрет заметно отличается от автопортретов Матисса.  Картина художницы  выполнена в бескомпромиссных  красной и зеленой красках - рыжие    волосы Матисса и костюм бутылочно-зеленого цвета. Подобно классическим изображениям лежащих обнаженных, Матисс небрежно развалился  на красно-белом  клетчатом покрывале. Портрет демонстрирует главную заповедь Учителя: правда эмоций в живописи значит намного больше, чем все остальное.

   Хилари Сперлинг писал о Матиссе и Меерсон:"Матисс расслабился для неё, чего он редко делал для камеры или для различных интервьюеров, которые в течение следующих сорока лет пытались изобразить его словесно. Он был осторожен и замкнут".
 
   Матисс, в свою очередь не только писал Меерсон, но и использовал её в качестве модели для своей скульптуры "Сидящая обнаженная", которая была создана также в 1911 году. В  1912 году Ольга Маркова-Меерсон переехала в Мюнхен и вышла замуж за музыканта и композитора Хайнцa Прингсхейма.  В 1913 году у них в Берлине  родилась дочь Тамара.  Однако, Ольга Прингсхейм страдала от депрессии, и в  1929 году она ушла из жизни, бросившись с четвертого этажа отеля Адлон в Берлине. Вот такая еще одна судьба, и такая горькая судьба,  нашей соотечественницы.

                Соня Делоне (1885- 1979)

   И снова:  "Шерше ля фам"!  Уже, как мне казалось, завершив  это эссе о русских художницах за рубежом, решила посмотреть материалы в интернете о художниках Русского Зарубежья и нашла еще одну художницу, родившуюся в России, имя которой мне не было известно - Соня Делоне.

   Соня Делоне художница, чья персональная выставка прошла в Лувре. Законодательница мод, сделавшая своими холстами платья парижанок и автомобили парижан. Вместе с мужем создавшая живописный стиль, изображающий «движение цвета в свете». Соня Делоне прожила долгую, плодотворную, насыщенную и счастливую жизнь. Судьба этой женщины потрясает неимоверными изгибами.
 
   Исследование, сделанное искусствоведом  Евгением  Деменоком, позволяет узнать судьбу еврейской девочки-сиротки  из Одессы. Дядя  по материнской линии - адвокат Анри Терк перевозит ребенка в Санкт-Петербург и удочеряет её. В гимназии уже учится Сара Терк, а не Сара Штерн.
   У дяди были возможности отправлять племянницу  на каникулы  за границу.  Путешествуя по Италии и Франции, девочка поняла, что ей хочется рисовать.  Дядя направляет её в  Академию изящных искусств в Карлсруэ. В двадцать лет Соня переезжает в Париж и поступает в Академию Ла Палетт. В ее ранних работах заметно влияние импрессионистов и фовистов  Матисса и Дерена.
 
   Брак по расчету с галеристом В.  Уде  длился недолго, и Соня выходит замуж за Робера Делоне, начинающего художника-абстракциониста.  К моменту встречи с Робером Соня уже написала «Филомену», «Спящую девушку», «Ню в желтом цвете".

   Супруги-художники изображали  движения цвета в свете, рисовали концентрические цветные круги, наполненные светом, создающие ощущение динамики.  Это направление получило  название - симультанизм и воспринималось как  одна из  трактовок кубизма. Гийом Аполлинер определил этот стиль как  "орфизм",сравнивая их картины музыкой древнегреческого Орфея.

   Публике симультанистские картины впервые были представлены на Салоне независимых в 1913 году и в этом же  году мадам Делоне явилась на богемную вечеринку в собственноручно скроенном платье в «симультном» стиле и произвела фурор. «Платье-поэма» разместило  целое стихотворение, причем слова соседствовали с симультанными образами.. Соня Делоне  начинает карьеру  модельера: одеяльце для маленького Шарля  в стиле печворк, сшитое художницей в 1911 году  хранится в парижском Музее современного искусства.
 
   В  Первую мировую войну супруги Делоне уехали в Испанию, где   Соня для антрепризы Дягилева рисовала эскизы костюмов и декораций  к балету "Клеопатра". В Мадриде при покровительстве  Дягилева открылся первый собственный Дом моды Сони Делоне, а по возвращении в Париж в 1921 году — парижский Delaunay.

   Соня стала проектировать модели одежды и создавала рисунки  тканей,   придумывала оформление автомобилей, театральные костюмы и книжные иллюстрации, создавала макеты игральных карт  и даже ткала ковры. На    Выставке декоративных искусств 1925 года художница представила широчайший ассортимент изделий:  «симультанистских» шарфы,   ковры и даже машины.   Соню Делоне  провозгласили ведущей представительницей арт-деко, соединявшего модерн и авангард.
 
   Поэма Блеза Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» с  иллюстрациями Сони Делоне вызвали фурор в  Париже.  Двухметровая книжка-гармошка, разрисованная  Сониными квадратами и представленная   на выставке в Берлине, поразила  Пуля  Клее.  С этого момента квадраты, подобные Сониным, стали неотъемлемой частью его творчества.

   Художник-модельер Соня Делоне процветает, театры и киностудии мечтают  получить ее костюмы, Сорбонна приглашает  художницу читать лекции по истории искусств.

   Однако, в 1931 году пришлось закрыть Дом моды, т.к. Американский кризис 1929 года отразился и на Европе.   Говорят, что   это  дало  возможность Соне   «вспомнить о живописи», хотя это не совсем так. Она и не забывала о живописи, просто в ее творчестве живопись перестала быть делом исключительно холста. Картины Сони Делоне женщины носили на себе. Сама художница говорила: "Для меня же самой мои ткани были не чем иным, как упражнением в цвете".
 
   В 1963 году художница передала в дар Франции 117 картин — своих и Робера Делоне. А в следующем году состоялось историческое событие — первая прижизненная персональная выставка женщины-художницы в Лувре. В 1966 год  художница, без ложной скромности,  скажет в  интервью: «Я думаю, что новая живопись началась с нами: наш цвет сделал ее более свободной».

   В 1975 году, в возрасте 90 лет Соня Делоне получила высшую награду Франции — орден Почетного Легиона.

                ***
   В этом эссе собрались вместе семь женщин, родившихся в России в 19 веке (из них только Е. Серебрякова  родилась в начале 20 века),  семь художниц   Русского  Зарубежья, работавших в разных стилях и техниках, от добротного реализма до кубизма и экспрессионизма, мечтавших "остаться на земле".
   Эссе не претендует  на исследование их творчества, хотелось вспомнить их имена: Мария Константиновна Башкирцева,   Марианна Владимировна Веревкина, Зинаида Евгеньевна Серебрякова, Екатерина Борисовна Серебрякова, Мария Ивановна Васильева, Ольга Маркова-Меерсон, Соня Делоне.
   Разные женские судьбы, очень короткие и почти столетние жизни, сложные характеры, разные уровни  таланта и степени предприимчивости. Художницы  узнаваемые и мало известные на Родине.
   Интерес к М. Башкирцевой стал нитью Ариадны,  приведшей меня к именам ещё шести художниц Русского Зарубежья, о которых знала мало или не знала вообще.