Сила веры и сила молитвы

Наталья Макарова 4
Я слышал -  в келии  простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
«Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Светится нашими сердцами;
Да придет царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенья,
И от лукавого прельщения
Избави нас!.»
Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал в впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.
                А.С.Пушкин.
Молитва господня! Как близка она сердцу каждого православного человека!
Испокон веку, проводя жизнь в трудах и заботах, не забывал православный человек о главном: о высоких духовных истинах, звавших «воздеть очи горе» и думать о душе, о добрых делах, будивших в самых заскорузлых сердцах голос совести. Евангельские заветы, простые слова любви и прощения, золотое сияние крестов и голоса колоколов отвечали, казалось извечной тяге людей к добру и справедливости.
     Сейчас молодёжи, всем нам навязываются иные ценности – себялюбие, эгоизм, стремление к материальному успеху любой ценой. Известный русский философ Ильин предупреждал: « жадный пустит в ход все средства, продажный всё продаст.
Человек, в котором нет Бога, превратит жизнь в тайное и явное преступление».
   Каждый ищет свою дорогу к храму, решает вопрос о смысле жизни, о необходимости и месте в ней веры.
         Вопрос веры – это, прежде всего вопрос культуры. Когда мы совершаем внутреннее духовное усилие, становимся выше самих себя. Когда тащим как Мюнхгаузен, самих себя за волосы из болота, то есть надежда, что Бог придет на помощь. Когда не тащим – пропасть и скотское существование.
        Вопросы «Что есть истина?» и «И есть ли Бог?» факты культуры. Отвечая на них, мы живём надеждами на подлинное восстановление церковной христианской жизни на нашей родной земле. Ибо это – наши обычаи, наша христианская культура. Это то, что связывает нас с верованиями и традициями истинной русской семьи – главной человеческой ценности во все времена вот как об этом сказано в одноимённой книге Н.Фёдоровой « Семья».
   « Церковь! Последнее убежище страдающего человека! В разных городах и сёлах, на двух континентах, удручённая горем, нуждой и заботами,- приходила Бабушка в церковь – и всё тот же Христос встречал её теми же словами: « Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Аз успокою вы». И она, помолясь, всегда получала желанное и обещанное: « И обрящете покой душам вашим». В этом все изменяющем и изменяющемся мире Христос был неизменяем. В золотой ли ризе, покрытой сапфирами, как было когда – то раньше, или здесь – на деревянной дощечке – Он был Один и всё тот же – Учитель человека. И Бабушка выходила из церкви, зная по долгому опыту, что « иго Мое благо, и бремя Мое легко есть».И лёгким шагом она спешила в Семью помогать нести это бремя, так как тяжести собственной ноши она уже не чувствовала.
         А замечательный писатель Борис Пастернак в своём романе  «Доктор Живаго» так говорит о чудо действенной силе молитвы.
После боя доктор подошел к лежащему без движения партизану. На шее у убитого висела ладанка на снурке в ней оказалась бумажка с извлечениями из девяностого псалма с теми изменениями, которые в молитвы вносит народ.
         Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.
          От партизана доктор перешёл на поляну к телу убитого белогвардейца. Сквозь пройму его рубашки свесились на цепочке наружу крестик и плоский золотой футлярчик. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул её и  не поверил своим глазам. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.
       Какой удивительно глубокий смысл раскрывает автор в этой небольшой главе! Люди, которые не могут найти примирения на земле, сражаются за разные идеалы, преступая божьи законы, тем не менее, надеются на божье  заступничество и покровительство, обращаясь к богу с молитвой.
     А что такое молитва? Это просьба к богу ограничить мою свободу, это признание своего бессилия и всесилия воли божьей. Верующий – призывающий бога, даже в страданиях обретает силы. Таина веры – это тайна человеческого счастья.
       Наше православие очень деликатно. В нём нет места ни агитации  с пропагандой, ни откровенного зазывания молодёжи в свои ряды, заигрывания с ней. Человек должен сам найти дорогу к богу. И здесь бесценен опыт семьи. Когда бушевали в нашей стране ветры безверия, призванные воспитать целые поколения безбожников, наши родители, бабушки и дедушки личным примером пробуждали в детях и внуках интерес к православию, его традициям, обрядам. Дом, особенно в деревнях, был полон икон, и строгие лики глядели на тебя отовсюду. А эти таинственные слова: грех, пост, алтарь, Рождество, Пасха, разговляться. Они постепенно приобретали предметный смысл. Великий мир православия был, прежде всего, в доме, в жизненном укладе самых родных тебе людей, потом уже была улица с её искусами и возможностью приложения сил добра и зла, но основа была в доме.  Наши близкие жили друг для друга и тем были счастливы. А без счастливых семей не может быть счастливым Отечество.
И если мы захотим понять смысл двухтысячелетней  церковной традиции, если открыто будем говорить о вере, любви, радости и боли, если библейские истины коснуться нашего сердца, то наши земные судьбы могут быть спасены от погибели нравственной и физической. Но тут уже почти всё будет зависеть от нас самих, от нашего выбора. Сможем измениться, соизмеряясь с божьими заповедями: стать более добрыми, более великодушными, более честными, более чуткими, к нуждам других? Менее упрямыми, менее капризными, менее корыстными?
Будем просить Бога об этом.





.