Журналистка и чудовище 6

Баир Жамбалов 2
                15
...
    ...Хотя, причём тут образование? Да имей хоть три диплома, но если не одарён высоким разумом от природы, то и они не одарят, не помогут. И потому она желала, как никогда, чтобы беседа эта длилась долго, долго, может, всегда. И хотелось ей спрашивать, и спрашивать. Что ж, вот и взыгрался дух журналистки.

    И тут взгляд упал на тетрадь, что одним своим существованием в доме мастера единоборств явила также некую особенность личности этого монстра ли, каковой образ всё никак не отпускал её в мыслях ли, воображении. Конечно, стоило взглянуть и на конспекты, да вот на эту тетрадь, что она и сделала, и попыталась разобраться в его не очень-то разборчивом почерке.
  - Можно, я посмотрю… – спросила на это разрешение.
  - Конечно.

    Сквозь его почерк и старалась постичь, узнать. Это был конспект, предназначенный для него, как пособие того, что он делает каждый день. Уже названия, термины говорили о многом. Двигательная выносливость спортсмена. Скорость спортивных движений. Координационные способности спортсмена. Адаптационный ресурс организма. Импульсный метод, как способ дозирования тренировочной нагрузки. Локальная мышечная выносливость. Морфолгические проявления компенсаторно-приспособительных процессов. И так далее, далее. Потому понимала она, что конспекты раскрывают, ещё как, одну из граней и характера, и образа жизни таинственного всадника. И стоило ещё раз призадуматься.

  - Вот флэшка, – говорил он тем временем, извлекая оттуда из полки флэшку. – На ней некоторые мои мысли. Я вижу, мой почерк как-то с трудом поддаётся Вам. Я через принтер выведу на бумагу.
    Он извлёк из ниши принтер, включил ноутбук, соединил, воткнул флэшку, вставил бумаги, и, спустя короткое время, раз за разом вышли несколько страниц, пахнущих свежей краской.

  - Здесь кое-что из моего опыта. Я говорил это в микрофон, когда остался один, когда уехал учитель. Вы прочитайте мои рассуждения, что вывел принтер, а я на кухне приготовлю ужин. Как прочитаете, можете прогуляться по беспроводному интернету. Вот модэм, – и уже доставал другую флэшку с эмблемой известной фирмы.
    Вот и осталась она наедине с записями, что не являются конспектами. Анализ опыта, анализ переживаний. И взяла трепетно заинтригованно листки, только что выведенные через принтер, чтобы всем сердцем и разумом окунуться в жизнь, в таинственную жизнь таинственного всадника.

               16

  «Я тренировался, всегда неистово тренировался. Я тренируюсь всегда неистово. Я буду тренироваться всегда неистово. Бывало так, что какая-то вялость одолевала меня. Но это было в детстве. И тогда мой учитель представал передо мной. Он направлял обе ладони стороной ко мне, и делал круговые движения, и со мной начинало происходить что- то такое, будто какой-то холод, не такой, как в морозный день, другой вселялся внутрь. И он начинал щипать, укалывать по всему телу. Но не только ладони. Он начинал вглядываться в меня, не только во внешнее обличье моё, обтянутое кожей, но и во внутрь, во все анатомические органы. И при этом я также должен был вглядываться, но не в его упруго пружинистую фигуру, не в его анатомически физиологическую суть, я должен был вглядываться в его взгляд, направленный на меня, в его чёрные, пылающе чёрные глаза, которые становились настоящей бездной абсолютно чёрной тьмы. И эта бездна, неведомая бездна начинала вглядываться в меня. И что-то начинало происходить со мной. И я начинал видеть. Что видел я? И где был я?

    Ведом ли был я запахом трав степей Алтаргана? Вдыхал ли я нектаром льющим аромат полевого цветка, красавицы степей Ая-ганга? Но видел я изумрудно дивную долину бирюзово дивной реки в переливе журчании тихом, под лазурным куполом, где и отливался радужным светом искристо неведомый шар…
    И тогда покидала вялость, не наведывался никогда недуг, болезнь всякая и в неистовом желании нырял я в реку, окунался в свежесть воды, под которыми и подразумевалась тренировка, и ещё раз тренировка. И начиналось строительство, ваяние, возведение тела, духа, разума…

    Помимо традиционных методик тренировок учитель применял и свою методику, которая никак не соотносилась с какой-либо традицией. Он часто говорил, повторял слова выдающегося айкидзина Коити Тохеи, ученика великого Морихэя Уэсибы, основателя айкидо: «Есть много людей, которые тренируют своё тело, но лишь немногие тренируют свой мозг».
    Сам же он обладал феноменальной памятью, таким вот сокровенно природным даром. И бывало иногда, что он демонстрировал вот это умение, искусство саванта. Давал мне какую-нибудь книгу, статью, чтобы я следил за ним, а он говорил слово в слово то, что прочитал когда-то однажды. Но не просто так брал с потолка, а выбирал такое, чтобы и я вникал в смысл данного отрывка из какой-нибудь статьи, книги.

    Однажды он подал одну вырезку из журнала «Эхо планеты». На развёрнутых страницах была статья «Магия взгляда», опубликованная в 90-х годах 20 века, автором которой был Виталий Правдивцев. И учитель говорил:
  - Видишь, где подчёркнуто. Следи за мной, а потом подумай…

    И он начал вслух, как всегда, но с определённой целью демонстрацию савантизма:
  - «Да и как не поверить в магическую силу взгляда, если это «суеверие» то и дело подтверждается реальными событиями?
  «Магический взгляд» хорошо известен в мире животных. Особенно среди змей. Французский естествоиспытатель Леволлан не раз имел возможность убедиться в этом в джунглях Индии. Так, в одном случае  его внимание привлекло странное поведение пёстрого дятла. Сидя на дереве, он дико кричал и корчился в судорогах. Причина выяснилась сразу: на расстоянии метра от него на ветке расположилась довольно большая змея. Не двигаясь, она уставилась на птицу своими сверкающими глазами. Неравный «поединок» закончился быстро: дятел свалился с дерева мёртвым. При его осмотре не было обнаружено ни малейших повреждений.
    Не раз Леволлан был свидетелем и того, как от змеиного взгляда цепенели мыши и лягушки…  Но однажды он и сам попался под действие такого взгляда. Охотясь на болоте, он внезапно ощутил необычную дрожь во всём теле. Одновременно он почувствовал, что его помимо воли тянет к месту, куда он идти совершенно не собирался. Когда он приблизился к нему, то на расстоянии трёх метров от себя обнаружил огромную змею, неотрывно смотрящую на него. Естествоиспытателю стоило огромных усилий в полупарализованном состоянии поднять ружьё и выстрелить в «гипнотизёршу». И только после этого загадочные чары развеялись…»

    Как всегда всё было слово в слово. Но затем мы перешли к другому отрывку, он как демонстратор савантизма, а я как проверяющий, но больше как свидетель этого невероятного феномена, ибо знал, что прочитано один раз. Но по подчёркнутому отрывку я должен был не только проверять за ним, но и вникать, именно вникать в саму суть отрывка, чтобы затем анализировать, заставляя интенсивно закрутиться, завихриться мозг. И он говорил монотонно тихо, завораживающе очарованным синдромом савантизма, тогда, как я следил по строкам, чтобы потом и прочитать в тишине затаённо вдумчиво ещё раз эту, истинно впечатляющую статью Виталия Правдивцева, опубликованную в журнале «Эхо планеты» и подумать, думать:
  - «История сохранила немало сведений о подобном воздействии человеческого взгляда. Так в прошлом веке был зафиксирован случай, когда весьма тщедушный англичанин Буль Падзор на пари в 5 тысяч фунтов стерлингов взглядом остановил и поверг в бегство свору собак, которых на него специально натравили. От его взора собаками овладел панический страх, и они бросились врассыпную, кусая друг друга, а заодно и зрителей. После этого кровавого представления игры подобного рода по всей Великобритании были запрещены…

    Взгляды, которые убивают. 
    Взгляд человека, находящегося на пороге смерти, часто несёт в себе колоссальную эмоциональную силу, способную нанести непоправимый вред тем, на кого он смотрит. Именно этим вызвана традиция завязывать глаза приговорённым к смерти. Считается, что очень опасными остаются и глаза умершего. Поэтому повсеместно покойникам закрывают глаза, причём иногда и монеты на них кладут для страховки…
    С древности известны случаи, когда от чужого взгляда погибали люди. Об этом почти две тысячи лет назад говорил Плиний Старший. О фактах убийства взглядом рассказывал вернувшийся из Азии знаменитый путешественник прошлого века Дюмон. И не только он…

    Вот история, которая произошла в Индии в 80-х годах прошлого века, и о которой поведал перед своей странной смертью высокопоставленный чиновник К. Во время охоты он со своими приятелями убил слона и тут лишь вспомнил, что не взял с собой специальный нож для вырезывания клыков. Оставив слуг, охранять слона от диких животных англичане отправились на ближайшую плантацию за ножом, решив заодно там и позавтракать. Когда через два часа они вернулись, то обнаружили престранную картину: перепуганные слуги прятались по кустам, а несколько грязных малорослых дикарей вырезали драгоценные клыки из их трофея. Возмущённый К. приказал карликам убираться прочь. Но те в ответ только нагло рассмеялись. Слуги прогнать их наотрез отказались: «Это муллу-курумбы. Их трогать – верная смерть…» «Что за чушь?» и взбешенный К. (надо отметить, мужчина рослый и в расцвете сил) в ярости схватил предводителя курумбов за волосы, бросил на землю и несколько раз ударил нагайкой. «Карлик быстро вскочил на ноги, но, к моему удивлению, не убежал, а продолжал смотреть на меня, не спуская глаз…  От взгляда этой гадины я почувствовал буквально тошноту…» Странное это состояние, впрочем, не помешало высокомерному англичанину высмеять насмерть испуганных слуг, которые что-то бормотали про «змеиный глаз». Он продолжал смеяться над этим «глупым и суеверным народом» весь вечер…
    А на следующий день этот чиновник, встававший обычно очень рано, еле-еле проснулся к полудню. К вечеру сильно разболелась правая рука. Та самая, которой накануне он так лихо отхлестал «мерзкого карлика». А на третий день он и вовсе слёг: его охватили непонятная слабость и какое-то странное «утомление» во всех членах. «Словно в меня свинец влит вместо крови», - жаловался он близким. Врачи никакой болезни обнаружить не смогли. А состояние между тем всё ухудшалось: пропал аппетит, стала мучить бессонница…  Здоровый, румяный, атлетически сложенный человек за четыре дня превратился в скелет. На девятый день у К. отнялся язык, а на тринадцатый он умер…»

    На этом учитель, владеющий синдромом савантизма закончил цитирование. Всё было слово в слово, извлечённое, воздвигнутое феноменальной памятью саванта. Но пока я начинал раздумывать, как он включил ноутбук, подключил флэшку, затем вошёл в интернет, нашёл искомое, и представил монитор передо мной, говоря:
  - Теперь следи за мной с этого места до этого. Потом подумаешь…

    Монитор высвечивал нейтрально статью в интернете из сайта annerbe. ucoz.com, отрывок из которого он  собирался говорить также монотонно тихо. Ещё миг и вот снова задействован феномен савантизма:
  - «Сила взгляда способна оказывать роковое воздействие не только на людей. По данным канадской газеты «Канадиен трибюн», уже в наши дни на пятидесяти пятилетнего мужчину Стива Мак-Келина во время охоты напала медведица гризли. Он упал на спину и инстинктивно выставил нож вперёд, защищаясь от хищника. Он смотрел на медведицу взглядом, полным ярости и гнева, даже зная, что взгляд прямо в зрачки может усилить агрессию животного, он всё же ничего не мог поделать и продолжал смотреть на неё, не отрывая глаз. Но потом, внезапно медведица, издав громкий рёв, замертво рухнула на землю. Позднее, когда осматривали эту медведицу, у неё не обнаружили никаких физических повреждений, которые могли бы вызвать смерть. В таком случае исследовавшие предположили, что смерть пришла из-за мощного биоэнергетического импульса из глаз Стива, который убил все нервные клетки в мозгу зверя».

    Феноменальность его памяти в очередной раз впечатлила, но не менее я был поражён самой сутью данной статьи. А воображение тем временем ярко ясно представила этот эпизод, когда человек находится на самом краю пропасти между жизнью и смертью. Я мысленно был в теле этого человека, его сознание на миг предстало моим сознанием. И я на пороге смерти глаза в глаза с медведем…

  - Да, да всё так. Я примерно знаю твоё воображение, твоё представление этого эпизода. И могу сказать, что для этого охотника тогда был самый настоящий момент истины. Испокон веков у всех народов считается, что страшны глаза мертвеца, и потому всегда закрывают веки мёртвому. И знаешь, когда человек на самой грани, на самом лезвии между жизнью и смертью, то глаза его в момент кульминации могут исторгнуть невероятную силу взрывной эмоции, и эта сила нанесёт ущерб организму тому, на кого направлен этот взгляд разума, осознающего, что на самом пороге смерти. В фильмах разных стран показывают, как приговорённому к расстрелу, к смертной казни всегда завязывают глаза. Ну, а в этом случае с охотником сыграл какой-то феномен «взгляда Василиска», взгляда, способного убить. 

    Впечатлён я был тогда от такого познания, от такой сути, всё-таки, далеко не изученной грани из области необъяснимого. И, конечно же, исключительная память, такой вот феномен, что также восходит к невероятности.

  - О феноменальности моей памяти потом. Поговорим, подумаем о том, что ты прочитал, – говорил он, будто и прочитал мои мысли, и продолжил дальше, – на этой планете есть два живых существа, глаза которых несут опасность. Это глаза, взгляд змеи и человека. Все хищники: лев, тигр, пантера, гепард, медведь, волк и другие уповают на силу, физическую силу и ярость. Шакалы, гиены на коллективность, на отличное взаимопонимание. Человек больше на разум, но и на силу тоже, но реже, намного реже на взгляд. А вот для змеи первостепенен взгляд, а потом уж и сила, и проворность тела, всегда готовое к прыжку. Но скажи мне, сколько раз ты повстречал в своей жизни змей. Конечно, они у нас здесь не такие, как в джунглях Индии, Африки, Южной Америки, других тропических регионов, других жарких мест. Но они у нас есть, и видом своим могут навести ужас, если простой заурядный гражданин вдруг увидит её где-нибудь на пикнике. Конечно это гадюка. Но попадись она пацанам, то они окружат её, забьют палками, бросят в муравейник, чтобы проверить прочность панциря. Гадюка там будет изворачиваться всяко-разно, но потом не изогнётся, превратится в прямую палку, что укусы муравьёв нипочём. Но потом, конечно, увидев такой результат, деревенские мальчишки возьмут, да бросят в догорающий костёр. А там змея и начнёт изгибаться, изворачиваться. Нет приёма против всесильного огня. Я говорю так, потому что видел, наблюдал…

    Учитель тогда был сосредоточен, прикрыты веки, памятью он был где-то там, может, в каком-нибудь отрезке жизни, что подтвердилось немного времени спустя, когда он начинал такой вот экскурс по пути биографии. Всё  с той же монотонностью голоса он уже вздымал событие, что когда-то возымело место быть:
  - Летом это было. Ты тогда совсем маленький был. Август. Я собирал тогда ягоды. Жарко, знойно было в тот день. Я решил прилечь в тени, немного отдохнуть. И заснул. Не знаю, сколько проспал. Но проснулся, и мне показалось, что я проснулся от чего-то, а не сам по себе. И как-то тревожно стало мне. Спокойный, жаркий, знойный день и вот такая тревога на душе. Отчего это? Хотел было заворочаться, но как-то не то. И как-то осенило меня что ли. За мной наблюдают. Но кто? Решил в первую очередь успокоить себя, и когда достиг такого состояния, то решил повернуть голову в ту сторону, откуда таинственный, неведомый мог вести наблюдение за мной. И в правильную сторону повернул. И увидел…, то, что увидел, заставило меня поначалу вздрогнуть, и это меня, с совершенной психикой, как считал себя. Но, видать, ошибся. То предстал передо мной истинный монстр. То была огромная гадюка. Немигающие глаза ножом пристальным так и выражали настроенность и жажду охотника. Я в этом месте в это время оказался волей случая в сфере момента охоты, и в этой драме жизни мне отведена роль жертвы. Будто зазывал, и потому я должен подчиниться беспрекословно и пойти в объятия змеи пойманным волной её немигающего взгляда. О, момент ли истины?! Вот он – блеск юпитеров судьбы! Её лезвие, её заострённость! Потому сердце будто вспрыгнуло и забилось часто. И я, считающий свою психику своим оружием, не смел вот так, и обратиться жалко блеющим ягнёнком на заклание, вот такой парализованной мышью. Но как-то понимал, что эта змея, эта огромная гадюка проявляет вот такое благородство, благородство змеи, хотя бы потому, что не стал нападать на меня спящего. Что ж, тогда и я выражу свойство своей души. И потому тогда никак не отвернул взгляд, так же ответив взглядом на взгляд. И старался тогда смотреть не только на эти, облечённые в ужас, немигающие глаза, зрачки, но и дальше, в его мозг, в его глубинную суть. О, я увидел другой мир, жестокий мир хладнокровного убийцы от природы. Чужой мир, змеиный мир, где нет, не будет никогда проявлениям эмоций. Холодно устроенный мир. Но и он воззрился на мой мир, что выразили мои глаза, через которые я старался постичь душу ли змеи. Сколько длилось это. Не знаю. Но вот громадная гадюка шевельнулась, стала изворачиваться из клубка, но при этом всё так, же, не спуская с меня глаз змеи. Затем, о, это было величественно с её стороны, замедленно плавным движением, подавая всем видом, что найдено между нами понимание, гадюка отворачивала голову, всё дальше изворачиваясь, выпрямляясь, а затем совершала разворот замедленно плавным движением, всем видом подавая, что мы расходимся как равный с равным. Да, этот миг дорого стоило, как откровение, его острота. И сейчас, как яркая картина…

    Да, выходило так, что он встретил свою змею. А что же до меня, внимательного слушателя, то говорил он:
  - У тебя будет встреча со своим змеем.
    После того рассказа прошло несколько лет. Конечно, я не забыл тот его рассказ. Но и не вспоминал часто. Так один из многочисленных рассказов.

    И вот однажды, как всегда, в августе месяце я собирал грибы, ягоды. В тот день я собирал дикую смородину в густой лесной чаще шибирь. Сплошное месиво из осин, берёз, елей, пихт, боярышников, дикой смородины и других кустарников, где всегда зарождается родник горхон, ключом бьющий из-под земли, дающий начало ручью. Наш учёный, переводчик, великий телеведущий и просто добрейший человек Дроздов Николай Николаевич вёл в конце девяностых годов двадцатого века три передачи о мире животных Бурятии. В одной передаче он привёл пример того, что название огромного географического региона «Сибирь» произошло от бурят-монгольского названия «шибирь», что обозначает густую лесную чащу, полосой, клином вторгающийся в долину от леса, от тайги. Можно в полной мере доверять в этом виднейшему учёному столь благородному духом, в одно время работавшему советником по экологии при ООН. И ему, третьему после Жака Ива Кусто и Тура Хейердала экологическая ассоциация женщин «Юнона роз» присвоила почётное звание «Рыцарь планеты»…

    Так вот, насобирав полный бидон дикой смородины, я, виражируя между зарослями разных деревьев и кустарников, направился к выходу из шибири. Оставалось немного, когда что-то заставило остановиться меня в темноте теней крон, на маленькой полянке посреди, что и есть большая редкость посреди густого массива. Я бывал здесь не раз. Но что остановило? Выждав время, я постарался приглядеться. Но почему-то неожиданно заунывно забилось сердце не трепетно, тревожно волнительно. Но отчего? И пригляделся, и узнал причину. Не что, а кто заставил меня остановиться в тихом сумраке шибири? Вот она – моя встреча со змеем…

    Продолжение следует...
   
 

 
 ,