Учёба не по правилам

Молчанов Вадим
Казань их встретила январской оттепелью.
Небо подёрнуто пологом серых, непроницаемых для солнечных лучей облаков.
После яркого Сьона глазам непривычен всё объемлющий сумрак.
Но родину не выбирают.
Она такая какая есть!

Катя с тревогой поглядывает на мать, которая весь перелёт просидела в одиночестве, ограничивая своё общение односложными ответами «Да» или «Нет».
Настроение Гульнары передалось её спутникам.
Сник Олег.
Он стороной обходит Хозяйку, боясь её неправедного гнева.
По делам службы общается только с Анной Петровной, которая взяла все организационные вопросы в свои руки.

Расторопные молодые люди быстро провели прилетевших через полупустой терминал к ожидающему у выхода автобусу.
Через полчаса быстрой езды их гостеприимно приняла дядина усадьба.
Приезжих радушно встречал сам Омар Иркенович.
Рядом с ним брат Гульнары Ахмат, тётушка Шахбиби, Фатима, домоправительница Азалия Каримовна.

Объятия и приветствия близких людей словно целебный бальзам.
Они лечат душу и возвращают заблудших в стабильный мир семьи.
Сразу мельчают и забываются вчерашние невзгоды.
Всё наносное, тягостное покидает сознание.
И вот уже по-весеннему в тебе ликуют радость бытия и предвкушение ещё не испытанного счастья.
Улыбка оживляет лицо.
Открывается новая страница жизни.


*  *  *

Сразу по возвращении из Швейцарии занялись устройством Кати в гимназию.
По совету Омара Иркеновича для домашнего обучения выбрали лицей имени Н.И. Лобачевского. Это - известное в Татарстане структурное подразделение КФУ («Казанского (Приволжского) федерального университета»).
Доводы дяди звучал убедительно:
- С одной сторон, в лицее с детьми занимаются учителя первой и высшей квалификационной категории, опытные тьюторы олимпиадной подготовки. (Наставники отвечающие за разработку и реализацию образовательных программ).
Для работы с выпускными классами привлекается профессорско-преподавательский состав КФУ.
С другой стороны, я могу оказать конкретную помощь в осуществлении контактов Кати с нужными преподавателями.

Собравшиеся на семейный совет хорошо понимали, что «домашнее обучение» наделённой чудо-способностями девочки будет осуществляться не традиционными способами.
В отличие от обычных детей, Катя не нуждалась в системных занятиях с педагогами и в самостоятельной работе с учебным материалом.
Новые познания она могла приобретать в «готовом виде» непосредственно из памяти преподавателя.
Причём, что очень важно, не в объёме конкретного урока, а оптом по всей изучаемой дисциплине.
Процесс получения знаний осуществлялся анонимно. Донор знаний не знал об этом и не чувствовал, что его память копируется.
Затраченное девочкой время на освоение той или иной дисциплины не превышало 20 - 30 минут!
Когда процесс обучения заканчивался, по уровню полученных знаний она становилась равной своему педагогу.
Таким образом, для Кати процесс обучения сводился к кратковременному акту заимствования накопленных преподавателем знаний.

Все участники совещания старательно обходили моральный аспект такого обучения.
Они не знали как к этому относиться.
Понятно, что заимствование «чужого» во всех смыслах этого слова неэтично.
Вместе с тем, значимость проводимого эксперимента для науки и всего человечества была чрезвычайно высокой.
Она на порядки превосходила возможные моральные издержки такого способа обучения.
При очередной встрече высказался по этому поводу и тайный Наставник Кати Форрат:
- Любой педагог или учёный начинают не с нуля. Они заимствуют знания предшественников. Причём делают это как и ты без спроса у «первичных носителей» знаний.
Разница между вами в том, что они, в силу особенностей своего Разума, вынуждены собирать их долго и по частям. На это  тратится уйма времени и сил.
Твой Разум более совершенен. Он способен осваивать обобщённые знания без особых усилий за считанные минуты.
Ты должна гордиться этой способностью, а не стыдиться её!
Поэтому используй умных людей в качестве доноров знаний!
Такова сущность твоего Разума!

Нужно отдать должное руководству лицея. Оно с пониманием отнеслось к странным запросам одарённой девочки.
Иначе и не могло быть.
Услугами учебного заведения хотела воспользовался не кто-нибудь, а приёмная мать ребёнка Гульнара Мухаметдинова!
Все формальности были быстро улажены и Катя в феврале начала посещать занятия на платных подготовительных курсах поступающих в лицей.
Занятия проводились по модифицированным образовательным программам для обучающихся 6, 7, 8  классов (русский язык, математика), а для 8 классов дополнительно по программе (физика).
Катя выборочно посещала занятия во всех группах учащихся.
Её задачей была разовая встреча с тем или иным  преподавателем.
Проблем с учениками у неё не возникало.
Курсы посещали ровесники или дети младше «кажущегося возраста» Кати.
Кроме того, «текучесть» состава была характерной особенностью подготовительных групп.
Поэтому редкое присутствие Кати на занятиях не привлекло к ней особого внимания.

Следующим этапом её обучения стало выборочное участие в учебном процессе в 9, 10 и 11-х классах лицея.
Он пришёлся на март-апрель текущего года.
Наконец, на последнем этапе занятий в лицее предполагалась сдача ЕГЭ (апрель-май) и ОГЭ (июнь).
Следует отметить, что неоценимым помощником в организации встреч с донорами знаний стал Иркен Омарович.
Он добывал информацию о преподавателях лицея, включая учёных КФУ, и организовывал встречи с ними.

В старших классах лицея были «устоявшиеся» коллективы. Учащиеся в них подростки были старше Кати, амбициозны и в большинстве своём склонны к максимализму. В силу возрастных особенностей не боялись действовать в открытую, пренебрегая предупреждениями Пророка.
Появление Кати в этих классах вызывало негативную реакцию  у девушек.
Они не могли простить «Новенькой» её красоту и повышенное внимание мальчиков.
Внешняя похожесть на Гульнару волновала сердца будущих мужчин.
Оскорблённые в своих ожиданиях девушки посчитали Катю путающейся под ногами «малолеткой» и «выскочкой».
Поэтому не обошлось без конфликтов.

*  *  *

Острота отношений в старших классах вынудила Катю применить для самозащиты свои сверх-способности.
Это произошло в первый день занятий в 10-м классе лицея.
Катю на урок привёл классный руководитель.
Он попросил учащихся отнестись с пониманием к необычному графику занятий «Новенькой».
- Это связано с тем, что Катя осваивает основную часть учебного материала в домашних условиях.
Кстати, она является приёмной дочерью известной вам Гульнары Мухаметдиновой.

Принадлежность Кати к семье Гульнары, мнимый возраст (13 лет), красота и независимый вид девочки вызвали у великовозрастных учащихся не только сильное любопытство, но и неоднозначное отношение к её личности.
Реакция класса не интересовала целеустремлённую девочку. Первые двадцать минут занятий она уделяла исключительно педагогу - донору.
Объём его знаний по предмету занятий был обширен.
Однако значительная часть этих сведений уже была в её памяти.
Их она приобрела у других доноров знаний.
Необычный мозг Кати самостоятельно, без волевых усилий сортировал поступающие в него знания. Приводил в удобный для практического использования вид.
Закончив свою работу девочка ради любопытства коснулась Внутреннего мира окружавших её учеников.
Каково же было удивление, когда обнаружила, что её персона вызывает приступ неприязни у девушек.
Среди кипящих в их сердцах эмоций «ловились» не только сильное раздражение, доходящее до злобного уровня, но и зависть и даже желание унизить, оказав физическое воздействие.
Четыре юные фурии уже договорились, что завлекут на перемене «малолетку» в туалетную комнату и хорошенько её проучат.
Поскольку занятия по русскому языку для Кати закончились, постольку можно было не оставаться на второй час и возвращаться домой.
Оставалось лишь мысленно сообщить об этом Олегу, который ожидал её в комнате для гостей.

Катю вывели из себя самодовольные позы девушек и презрительные взгляды, бросаемые в её сторону.
Поддавшись эмоциям она приняла вызов недоброжелательниц.
Захотелось проучить их.
Чтобы неповадно было другим!

*  *  *

Звонок, известивший о начале большой перемены, стал  сигналом к началу решительных действий.
Как условились ранее к «Новенькой» подошла Юлька и попросила её зайти на минуту в туалетную комнату.
- Мои подруги хотят с тобой по-ближе познакомиться! - сообщила она девочке.
Сделав удивлённое лицо, Катя согласилась.
Там их ждали остальные заговорщицы.
Предвкушая предстоящее развлечение они не пряча ядовитых ухмылок разглядывали девочку.
Рядом с рослыми девушками Катя казалась берёзкой затерявшейся в высоком сосновом бору.
Подружек почему-то смущало спокойствие ребёнка, её наполненный внутренней силой безмятежный взгляд.
Пауза взаимного созерцания затягивалась.
Никто из подруг не торопился проявить инициативу.
Как всегда это сделала импульсивная Павла.
Она обратилась к черноволосой подруге:
- Христинка! Обеспечь условия для интима!
Христина скользнула за спину Кате.
Щёлкнула дверная защёлка.
В зеркале во всю стену как на экране отразились последующие события.
Увертюрой к происходящему прозвучало злобное обращение Павлы:
- Слушай, малолетка, и запоминай!
Нам по фигу твои совершенства и знаменитость!
Не дури головы нашим парням!
И в нашем классе больше не появляйся!
Ослушаешься - горько пожалеешь об этом!
Можем основательно укоротить твою каштановую гриву и попортим хорошенькое личико!
Новенькая не дрогнула, не запаниковала.
Она оказалась крепким орешком.
Молчаливая дуэль нервов затягивалась.

Первой не выдержала Павла.
- Я что-то не вижу понимания в твоих шоколадных глазках?
В чём дело?
Плохо объяснила наши требования?
Или надеешься, что тебе поможет знаменитая мамочка?
Девочки! Давайте объясним этой скромнице, кто здесь устанавливает порядки!
Оксанка!
Подержи эту куколку!
Я ей чуть-чуть поправлю причёску!

Самая крупная из девушек послушно обхватила «Новенькую» за плечи.
Но что-то пошло не так. Её руки не чувствовали человеческое тело.
Оксана усердно сжимала объятия, но преодолеть странную преграду не хватало сил.
Нечто подобное ощутила и Павла.
Её пальцы безуспешно пытались ухватить локон великолепных волос девочки.
Волосы были недоступны.
Увидев затруднения подруг попытались помочь им Юля и Христина.
Однако оказать какое-то воздействие на подростка не смогли.
Казалось, что Катя была за стеной бастиона.
По мере того, как подруги осознавали свою беспомощность на смену безмерного удивления в их душу закрадывался парализующий страх.
Девочка оказалась необыкновенной, не подверженной их коллективному физическому и психическому давлению.
Они ещё пытались проявлять остатки самолюбия, отказавшись отпустить её.
Но и в этом случае потерпели позорное поражение.
Исходящая от малолетки неведомая сила внезапно разомкнула их объятия и разметала в стороны.
Оказавшись на полу комнаты, они поспешно вскочили на ноги и сбились в стайку испуганных зверьков.
Девушек охватили паника.
Расширенные от ужаса зрачки не выпускали из поля зрения Катю.
Открытые рты с отвисшей нижней челюстью безобразили неестественно бледные лица.
Пальцы и тело сотрясала дрожь.
Катя не на шутку испугалась за их психическое здоровье и послала успокаивающий импульс.
Это подействовало. Они пришли в себя, но как «пойманные» змеиным взглядом мыши, не сводили с неё испуганных глаз.
- Я не хочу вам зла! - возник в их сознании голос — В будущем ведите себя осмотрительнее.
Я Дочь Неба и могу рассердиться всерьёз!

Теряясь в глубине её завораживающего взгляда они инстинктивно почувствовали, что перед ними чудо в образе ребёнка.
Мысленное предупреждение Дочери Неба тут же трансформировалось  в сознании каждой девушки в клятву перед собой: «Не трогать и всегда обходить стороной это таинственное, недоступное пониманию существо! И молчать о том, что произошло здесь и сейчас!».

Неприятный осадок в душе, оставшийся поле событий в 10 классе, заставил Катю заранее проводить мероприятия, исключающие подобные конфликты с учащимися лицея.
 Теперь возникающие в умах подростков  претензии Катя гасила заранее.
Наиболее эффективным способом оказалось обычное внушение.
Оно было тайным и охватывало весь коллектив класса.
Учащиеся принуждались к нейтральному отношению к «Новенькой».
Они просто не интересовались ею, создавая благоприятные условия для посещения лицея и тайного контакта с памятью доноров.

К апрелю Катя закончила работу с преподавателями лицея.
Теперь её знания намного превосходили Программу подготовки не только учащихся 11 класса, но и учителей.   
В красивой головке дочери Гульнары были собраны объединённые познания по всем изучаемым в лицее дисциплинам, заимствованные не только у высококлассных педагогов, но и учёных КФУ.
Это обстоятельство не могло не проявиться в ходе обязательных зачётов и контрольных работ.
Вскоре достоянием гласности стала необыкновенная одарённость девочки.
Уровень её интеллектуального развития ошеломлял.

Успехи и способности Кати стали предметом всеобщего интереса.
На них обратили внимание педагогическое сообщество Казани и учёные КФУ.
Сенсация просочилась в СМИ. В результате этого интерес к её личности стремительно возрос и расширил свою географию.
Девочкой заинтересовались в Российской академии наук (РАН), в ВУЗ-ах, специализированных школах, Министерстве образования и науки РФ.
Поэтому желание 13-летнего подростка получить в этом году Аттестат о среднем общем образовании не вызвал недоумения в соответствующих инстанциях.
Просьбу Кати удовлетворили.
В качестве особого эксперимента, разрешённого  Министерством образования и  науки РФ, она была допущена к участию в Едином (ЕГЭ) и Основном (ОГЭ) государственных экзаменах.
Для объективной оценки её знаний была назначена независимая государственная комиссия с правом выбора места работы и способа проверки знаний одарённой девочки.
В её состав вошли педагоги и учёные не только из Татарстана, но и из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.
Объём проверки определялся программами дисциплин изучаемых в лицее.
Была принята во внимание склонность подростка к гуманитарным наукам.
Девочка в совершенстве владела наиболее распространёнными в мировом сообществе языками (китайским, хиндустани, испанским, английским, арабским, русским, японским, немецким, французским, итальянским).
Местом проведения экзаменов был определён Институт международных отношений, истории и востоковедения КФУ.
Поскольку дочь Гульнары показала не дюжинные способности в области точных наук, постольку в Комиссию вошли специалисты по математике, физике, химии и др. наукам.
Из 23-х членов Комиссии 15-ть были преподавателями лицея в котором готовилась к экзаменам Катя.
РАН была представлена делегатами от институтов: «Мозга человека», «Общей генетики», «Социологии РАН», «Психологии РАН».
Комиссию возглавил академик Старостин Игорь Петрович, руководитель одной из секций отделения физических наук РАН.
Его заместителем стал директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Хабибов Ризван Собирович.

На организационном совещании комиссии было решено провести ЕГЭ в течение трех дней.
Девочка экзаменовалась по следующим предметам: русский язык, математика, китайский язык.
ОГЭ проводились в два этапа.
 Первый этап — гуманитарные; второй — точные дисциплины.
Проверку решили осуществлять по экзаменационным билетам и в форме собеседования.
Выделяемое время на каждый этап - два дня.

*  *  *

Оставшиеся дни до начала экзаменов Катя проводила в саду. Она наслаждаясь яркими, запоминающимися впечатлениями от первой в своей жизни весны.
Неукротимое буйство оживших растений, торопливая суета населявшей сад живности, жаркое сияние солнца, бездонная синь неба, наскоки гроз и ливней заколдовали её воображение.
Девочка чувствовала себя участницей этого праздника жизни и совершенно не думала о предстоящем испытании.
То, что происходило в природе отзывалось в ней устойчивым ощущением счастья.
Экзамены представлялись ей как заурядный эпизод в совершенствовании волшебства.
Катя была уверена в своих силах.
В этой связи был отвергнут не очень этичный совет Форрата.
Он предложил, не мудрствуя лукаво, заставить экзаменационную комиссию выдать желанный Аттестат без каких-либо экзаменов.

- Я не буду этого делать.
Аттестат не самоцель.
Впереди долгие годы познания мира в котором я живу.
Мне интересен процесс использования донорских знаний в практической жизни.

В отличие от Кати другие обитатели усадьбы очень волновались за неё, понимая сложность предстоящей задачи.
Для тех кто знал правду о происхождении дочери Гульнары, её реальном возрасте, темпах развития и скрытых способностях, девочка, как и раньше, оставалась непостижимой личностью. Настоящей Дочерью Неба. 
Их безмерно удивляли и восхищали собранность Кати и твёрдость её духа.
Эти качества сродни интеллекту взрослого человека.
Не верилось, что она всего лишь ребёнок, календарный возраст которого не превышает восьми месяцев!

- Гуленька! Не представляю как такое возможно? - восхищалась Анна Павловна - Что и как управляет развитием Катюшки? Сомневаюсь, что наша наука способна это понять и объяснить.
Ты заметила, что темпы физического развития девочки резко замедлились?
Не удивлюсь, если к совершеннолетию (18 лет) календарный возраст Кати сравняется с кажущимся.

Гульнара, пользуясь отсутствием дочери, поделилась с мамой-Аней собственным восприятием дочери.
- Меня поражают её спокойствие, почти безразличие к предстоящим экзаменам!
Сегодня председатель комиссии академик Старостин проинформировал нас о порядке проведения Единого и Основного экзаменов.
Экзамены будут осуществляться в особом формате.
Очень сложным будет ОГЭ.
Каждый экзаменационный билет включает вопросы по всем дисциплинам предусмотренным стандартом о среднем общем образовании.
Более того, ответы экзаменуемого будут дополнены собеседованием по этим дисциплинам.
Председатель комиссии передал нам Перечень вопросов, включаемых в билеты.
На меня этот Перечень произвел устрашающее впечатление. Дело не в том, что он огромен и содержит сотни разноплановых тем.
Дело в сути самих вопросов.
Для меня они оказались очень сложными.
Многие были просто непонятны.
В отличие от меня, Катюшка их бегло просмотрела и кивнула в знак согласия.
Не могу поверить, что она способна ответить по каждому из них.
Для изучения этого материала нужны годы.  Она же занималась месяц-два и в совокупности посетила не более 25-30 уроков по различным предметам.
Катя очень надеется на донорство знаний.
Но поможет ли оно ей?

Анна Павловна обняла Гульнару.
- Будем надеяться, что поможет.
Донорство знаний часть её волшебного дара.
Женщины помолчали.
Старшая, украдкой любуясь Гульнарой, спросила её:
- Ты часто вспоминаешь Махди?

Гульнара не спешила с ответом.
Встреча и близкое знакомство с Пророком Махди оставили в её жизни незабываемый след.
Бесценным итогом этих событий стало рождение Кати.
Что касается отношения к личности Махди, то оно с трудом поддавалось логическому анализу и объективной оценке.
Вначале она пыталась относиться к нему как человеку.
Потом, запутавшись в своих эмоциях поняла, что это не так. Здесь было нечто иное, исходящее от самого Пророка, лишающее её инициативы и самовыражения.
Его величие подавляло её волю и возможности.
Возлюбленный оказался неприступной скалой. Она ощущала себя песчинкой, оставшейся у её каменного подножья.
После насильственной разлуки чувства к Махди стали обретать более конкретную форму. Сперва они представлялись каким-то чудесным наваждением, вспышкой необъяснимой страсти.
Со временем пришло понимание, что существовавшие между ними отношения никогда не впишутся в контент свойственных человеку эмоций.
Это было по-своему прекрасно, но не соответствовало человеческой природе.
После знакомства с Олегом Гульнара окончательно поняла, что не желает возврата к прошлому.
Не хотела чтобы чуждое её природе существо подстраивалось под неё, принимая облик псевдочеловека.
Она хотела любить и быть любимой на паритетных началах, как это свойственно обыкновенным людям.
 
- Мама-Аня, я испытываю глубокую благодарность к Махди за Катю и доброе отношение ко мне.
Я обязана ему жизнью и многими благами, которыми пользуюсь сейчас.
Однако всё, что было между нами безвозвратно ушло в прошлое.
Моё чувство к нему угасло.
Сегодня я не смогла бы ответить ему любовью на любовь.
Между нами навсегда останется непреодолимая пропасть.
Он есть и всегда будет сыном Неба!
У него не человеческие Разум и непонятная для людей сущность!
Я же Дочь Земли, представительница человеческого рода!

- Гулинька! Если ты так думаешь, то почему постоянно отталкиваешь Олега Ивановича?
Он же любит тебя, а ты любишь его?

- Я не знаю. Может быть дело в моём характере.
Да и Олег оказался ярым приверженцем законов субординации.
Считает, что между наёмным работником и нанимателем не должны возникать близкие отношения.

- А ты попробуй переубедить его! Это же в твоих силах.

- Попробую! И сделаю это сегодня.

*  *  *

Каждый раз, когда оказывалась рядом с Олегом, она отмечала одно и то же.
- Какой у него завораживающий взгляд!
Сердце Гульнары вторило её мыслям. Оно билось как пойманная сетью птица.
Сидящий напротив Олег был внешне невозмутим и внимательно смотрел на Хозяйку.
Поборов приступ эмоций она обратилась к нему.
- Олег Иванович! Завтра у Кати первый экзамен: ЕГЭ по русскому языку.
Нам разрешили присутствовать на её экзаменах.
Она не уточнила кого имела в виду.
Я переживаю за Катю. Больше чем она за себя.
У Анны Петровны приём в клинике и она не сможет сопровождать меня.
Без неё, без дружеской поддержки я буду чувствовать себя очень не комфортно.
Превозмогая себя тихо попросила.
- Вы же так или иначе сопровождаете нас.
Может быть побудете со мной вместо мамы-Ани?
Я была бы Вам очень признательна!

- Конечно, Гульнара Аязовна. - молодой человек не был готов к такому повороту событий. Поэтому цеплялся за официальность отношений как за спасательный круг - Подскажите, что требуется делать мне кроме прямых обязанностей?

Теперь смутилась Гульнара.
Она нерешительно предположила:
- Ничего...
Просто посидеть рядом и «поболеть» вместе со мной за Катюшку!
Она с трудом подняла голову и встретила глаза Олега.
Полыхавшие в них любовь и радость были красноречивей любого ответа.