Писатель-грамотей или Рассказчик? Кто ты?

Любовь Сушко
ПИСАТЕЛЬ – ГРАМАТЕЙ ИЛИ РАССКАЗЧИК

Прочитав в десятый раз пламенный призыв к авторам быть грамотными, услышав укор  тоже в десятый раз, что делая ошибки, мы, мол, то себя то читателя не уважаем, возмутилась душа, родилась пламенная страсть, и вовсе не потому что я против всего этого, да бог с вами, только за, а  возмущает-то как раз совсем другое. Оказывается, если  верить публицистам, этого вполне достаточно, чтобы БЫТЬ, а не казаться  ПИСАТЕЛЕМ.. Больше ничего и не требуется от того, кто и сочинения –то в школе написать не мог, а теперь гордо так себя именует.

В ВК зашла на мою страницу  девушка, которая так и  подписывается Елена Романова –писатель, она сама себе это звание присвоила и наградила себя, что тоже тенденция сегодня.  Читать ее тексты не буду по той простой причине, что это уже главный косяк девицы, она думает, что на это все потянутся, клюнут…

Но  не кажется ли призывающим к грамотности, что это только первый шаг,  что говоря о нотах, мы не говорим о самом музыкальном произведении, ноты помнят, наверное все, а вот разобраться в  сути симфонии,  оперы вряд ли получится..

Допустим, что грамотность они воспринимают как пропуск в тот  самый мир писательства, и этот дядя, как вышибала в ночном клубе, оценивает автора и решает, проходить ему туда или на пороге оставаться. Но возникает очень серьезная опасность, что за пределами клуба останутся все мало-мальски способные быть интересными рассказчиками, а в клубе том останутся спесивые, бездарные, но никуда не годящиеся  писаки-грамотеи. Не может быть такого? Да как раз так и случится, уверяю вас.

 Разве не так у нас появилось стадо светских львиц, девиц, которые ничем не занимаются, ничего  не могут, но  постоянно мелькают и становятся медийными лицами на пустом месте. У них есть деньги, любовники, но сами они никто и звать их никак. У наших есть грамотность, в школе учили чему-нибудь и как –нибудь. По-моему для них  придумали   новый жанр  литературы  нон-фикшн , ну чтобы они хоть что-то смогли написать о себе любимых, о своих переживаниях и волнениях и страданиях. И найдутся у них средства на редактора и корректора, если уж на то пошло. А дальше что, кто-то говорит, что это литература –однодневка,  ну что же одноразовая посуда тоже необходима и в некоторых случаях – на  даче, например, даже очень удобна, но литература ли это вообще или что-то отдаленно ее напоминающее. В большинстве случаев читать это и по приговору суда не многие будут...Вон Бузова и писать пыталась, и петь пытается. Книжки ее уже бесплатно раздают, условный 1 руб заплатить надо...Но даже если доплачивать станут, много ли охотников найдется?

Литератор – в первую очередь рассказчик и во вторую и в третью тоже, запись рассказа – техническая сторона вопроса, конечно, очень важная, но второстепенная, было бы что записывать. И хорошо было нашим далеким предкам, у которых за спиной не было такой громадины, как мировая литература, они были первыми, тем и интересны. Но  порой, как Шехерезада, они могли и головой рисковать, если  не понравится шаху сказка, то и голову легко было потерять, но грамотность он проверять не собирался, у него должен быть интерес,  грубо говоря, он не должен был заснуть. Это ли  не более важный критерий для автора. Хотя нашим бояться нечего, не потому ли они пишут как придется, и с гордостью заявляют о том, что филфаков не кончали, потому извиняйте за ошибки и сильно не критикуйте.  И ведь действительно, если особых ошибок нет, то  никто ничего и не критикует, потому  ли что считает это делом бесполезным или сам  дальше грамотности не продвинулся.. И приятно считать себя писателем, потому что и текст можно так вот просто опубликовать и что-то там ты строчишь. Кто-то читает, кому-то нравится, а филологический становится факультетом ненужных вещей, вслед за юридическим...

Помнится, каким откровением был для нас анализ  поэтического, а потом и прозаического текста,   сколько всего там необычного, интересного оказалось, сколько пластов, смыслов..

Опять же из недавних примеров размышлений наших авторов о Пушкине и Путине,  когда кто-то там процитировал Пушкина, дядя, мол уважать себя заставил, а ведь сам потом помер,  и цитата показалась неудачной, намек, мол на то, что  и с президентом может повториться эта история. А если вчитаться и вслушаться, то о смерти ли дяди там вообще идет речь.

Это первые строчки,  в которых представлен главный герой, непокорный, свободолюбивый, капризный Онегин мчится к больному дяде, который смог все-таки уважать себя заставить, не важно по какой причине, но воздействует на бесшабашного героя.  Так или иначе, он смог подчинить себе даже этого странного парня. Неважно, каким способом, и в этом отношении автор цитаты прав, и Путину пока удается не мытьем так катаньем заставить считаться с собой всех, а что они там при этом испытывают, не так и важно. Но отвернуться, отмахнуться от него они не могут, что бы ни вздыхали и не думали про себя...

И суть в том, что Онегин, которого никто не мог приручить, обольстить, заставить что-то делать, даже влюбленная Татьяна с таким пронзительным письмом, мчится к дяде, ворчит, сопротивляется, но едет, примерно так же ведут себя и все те, кто вынужден общаться с Путиным.. Просто Онегину повезло чуть больше, и всего лишь..

Ситуация с Татьяной в финале ведь точно такая же, он снова мчится к ней, чтобы умолять, унижаться, просить о милости, о любви, а на самом деле о сделке, и на этот раз получается отказ, потому что она раскусила его, а вот понял бы дядя его притворство, оценил бы, это еще вопрос, но сюжет закольцевался и выстроился очень четко...
 
Не это ли главное, и в этом случае уже не важно, насколько грамотен был сам Пушкин, кто вообще в этом станет разбираться, если он создал такой шедевр… Но  наши с вами читатели ищут каких –то совсем иных смыслов и находят их, потому что если ищешь, то всегда найдешь, и это не  вина Пушкина, это наша беда..

Поэтам-гениям казалось, что если не современники, то потомки их точно поймут, оценят, и сразу же возникает вопрос, а не переоценили ли они нас, ведь в мире ничего не меняется, а если и меняется, то увы, в худшую сторону.

И зацикливаясь на форме, мы теряем значительно большее, мы не думаем о содержании, о словесности, о смысле слов, об увлекательности повествования, а зачем, ведь  никто не прикажет отрубить голову. Но может быть тот самый жестокий шах и подарил нам великолепную сказочницу, потому что расслабиться тысячу ночей она никак не могла. Литература – это не спорт, но там должна царить какая-то напряженность, опасность, спрос, тогда может быть юному созданию и не захочется подписываться Елена Романова – писатель, ну чтобы не искушать ни шаха,  ни судьбу…Целее будешь, дольше проживешь.

Люди, говорящие только о грамотности, напоминают мне Луку, который тоже обещал светлое будущее, утешал, а потом куда-то бесследно пропал, не боятся ли они, что придет такой писатель к нему и спросит: - А почему ничего не вышло, ведь я абсолютной грамотный человек.
И что ему останется делать- стать корректором чужих текстов, не более того.

Не кажется ли вам, господа грамотеи, что  все сложнее, значительно сложнее, чем вы это определяете для себя, а главное – для других, не пора ли поговорить о словесности, смысле слов, о стиле и индивидуальности,  иначе у нас совсем переведутся писатели, только писаки и останутся…