Диалог с алкоголиком

Алексей Суслов
- Вы ощущаете свою ущербность?

- А мне ощущать свою исключительность? Я прост как камень у подножия переката; я слишком прост для бурлящего потока.

- Зачем вы пили суррогат алкоголя, вместо того, чтобы класть кирпич, сгребать сено или доить коров? Ваша жизнь - не слишком ли она получилась простой как дешёвый номер иллюзиониста?!

- Кто вы такой, чтобы рассуждать о моей собственной жизни? Коммунисты, а до них Церковь - все они старались сделать из жизни проще некуда, некоторую модель человека-дурачка, которому кроме идей ничего не надо. Я прост в том смысле, в каком проста сама Вселенная - мне кроме идеи важна суть вещей, их смысл.

- Где вы набрались таких "простых" идей?

- В клинике для алкоголиков и наркоманов Новосибирска книг было навалом. Я прибавил -3 диоптрии, но зато смог бы соревноваться в мудрости с самим графом Монте-Кристо. (...Я стал наблюдать эру новых мудрых правителей, или я стал узкозорен и политически?)

- Мир глупеет на глазах. В московских ресторанах открыты места за столиками для кошек и собак.

- Ну и что. Может, и я ощущаю, что зарос шерстью как бродячий пёс? Мы потеряли совесть, раз не можем позволить другим то, что делаем сами.

- Совесть - это собака или кот, жующий котлету рядом с вашим столиком?

- Кто мы такие, чтобы загребать себе исключительные права?! Мы "баловались" инквизицией, мы били плетями женщин и детей, мы придумали СПИД. Это мы практиковали выучивание Библии, забывая об элементарном милосердии. Всё это - мы!!!

- Для вас во всё виновата религия?

- Мне тесно в каких то рамках. Водомерка или пиявка и те меняют водоёмы. Поп - понятие абсолютно сиюминутное: отнимите у нашего попа его приход, - и он как без креста. А ведь любая религия есть столп веры, обращённый к Богу, а мы написали ряд кодексов понимания веры и твердим их столетиями. Но где же непрерывный рост, где движение? Вселенная расширяется, а так называемое христианство окаменело! Глупость всё это.

- Христиане попросили бы вас покаяться.

- Да я лучше к Свидетелям Иеговы (запрещены в РФ - прим. ред) пойду, нежели склоню голову перед отцом Григорием, не просыхающим на городской скамеечке возле его "учреждения"! Уберите показуху, выйдите к тем оборванцам, ради которых придумана ваша вера, а не торгуйте свечками и дешёвыми картинами под видом икон. Мы приватизировали свою исключительность перед Богом, а пёс и кот в ресторане - это протест против всего этого.

- Вы испытали искры любви?

- Жаль, но я так и не разумел, что значит "любить". Можно ли любить оборванца или калеку и сродни эта любовь страсти к барышне из института? Может, любовь - это жертвенность, это волшебство, но тогда почему спустя сутки, в любовном угаре мы способны убить, причинить боль любимому объекту? Где та грань между любовью и ненавистью, что разделяет совесть и бессовестность? Мне не дано это понять.

- Чем вы заменили спиртные напитки?

- Безвременьем. Когда много свободного времени, мы становимся более восприимчивы к несуразностям и тяжким делам. У Иисуса Христа не было безделья, и он сделал так много для человечества. Мы же насилуем телевизор, бесконечно переливаем из пустого в порожнее, и жизнь наша становится чем-то вроде носового платка; мы превращаемся в микробов.

- Вы сильно изменились. Вам в пору учить других исправлять грехи молодости.

- Я займусь неблагополучными подростками: будем красить, белить, стелить, ставить. Мной интересовались правоохранительные органы, для них я вроде лакмусовой бумажки. Пусть изучают мой опыт, государству это пригодится. А я пригожусь тем, о ком и Бог забыл.