Год Экологии в Москве или Мамона против Закона

Леонид Котов
2017 год объявлен Президентом России годом экологии.
Я москвич и мне горестно читать о своём городе, к тому же и о столице России, вот такие строки:
“Из 94 крупнейших городов мира Москва по рождаемости находится на 62-м, по смертности — на 70-м, по естественному приросту — на 71-м месте”. Заболеваемость москвичей в среднем выше, чем по другим районам страны. (Википедия. Экология Москвы).
Объясняют причины этих позорящих Москву характеристик тем, что в Москве плохая экология.
Но экология – обобщённое понятие, включающее множество факторов, особо существенным из которых является атмосфера. А попросту – воздух, которым дышат москвичи. А чем же нехорош московский воздух? Наука называет 2 причины:
- огромное количество вредных веществ.
- периодически наблюдаемое значительное сокращение содержания в воздухе кислорода.
По вредным веществам, полагаю, вопросов не возникает ни у кого. Нескончаемые вереницы автомобилей на улицах – вот их источник. Статистика говорит – 96% загрязнений в Москве дают автомобили.
А по поводу недостатка кислорода в воздухе, мне думается, очень многих москвичей (к сожалению, как показывают факты,– и руководителей высших рангов) требуется просветить. Тем более – в год экологии.

Медицина утверждает, что недостаток кислорода в воздухе – одна из основных причин многих болезней. Вероятно, со школы кое-кто помнит, что содержание кислорода в атмосфере Земли 21%. Но это средняя величина для Земли в целом, а в разных местах и в разное время года, в зависимости от метеоусловий, она может заметно отклоняться. Наиболее значительное уменьшение содержания кислорода в атмосфере имеет место в крупных городах. И главной причиной этого опять же является автомобиль.
При сжигании 40 литров бензина (около 29 кг) любой автомобиль (хоть в пути, хоть в пробках) сожжет порядка 90 – 95 кг кислорода. В 2015 г. московский автотранспорт, по данным “Автостат” потребил около 40 млн. тонн бензина; в Москве зарегистрировано около 3 млн. автомобилей, да ещё огромный их поток приходит из других областей. Это сколько же миллионов тонн кислорода сжигает Москва? Естественный воздухообмен за счёт перемешивания  воздушных слоёв Земли не успевает восполнять убыль кислорода в городах с огромным его потреблением. Москва (как и другие крупнейшие  города) представляет собой воронку, через которую из атмосферы в огромных количествах высасывается кислород.
Если в местах, где природа активно производит кислород – в лесах, в полях, у моря,- содержание кислорода в атмосфере превышает 21,5% (до 20,9%), то на улицах Москвы оно нередко составляет 18%. Это почти не ощущается здоровыми людьми, но уже заметно сказывается на состоянии людей ослабленных и метеозависимых. Однако, нередки периоды, когда содержание кислорода в городской атмосфере снижается до 17-15%, а при особо неблагоприятных погодных условиях (летом, в жару, в безветрие) и до 12%. А это уже аврал в скорой помощи и приток доходов у кладбищ и крематориев; у многих людей начинается кислородное голодание, которое провоцирует разные болезни вплоть до смертных исходов.

Выше изложено очевидное – Москва сильно загрязняет атмосферу, обедняет её кислородом, а это существенно ухудшает здоровье москвичей. Следовательно, городские власти должны принимать максимальные усилия для уменьшения этого вреда и уж, безусловно – не мешать природе восполнять убывание кислорода в городской атмосфере и очистку её от загрязнений.
Мне возразят: в Москве деревья и кустарники, производящие кислород и очищающие воздух от загрязнений, находятся под охраной законов, за рубку и порчу – ответственность. Мы не будем здесь останавливаться на том, что эти законы постоянно нарушаются (о плачевном состоянии деревьев в Москве требуется отдельный разговор, с этим можно немного познакомиться, например, тут - http://inauka.ru/ecology/article106272?subhtml). Но задача этой статьи - подчеркнуть, что и производство кислорода, и очистка воздуха от загрязнений производится зелёной массой всей растительности – кронами деревьев, кустарников и полномерными травами (заметим – кронами здоровых деревьев, которых в Москве, как утверждают экологи, не более 30%; больные деревья “работают” слабо).
Но о полезной “деятельности” деревьев написано много трудов, о ней все знают. Можно найти и количественные примеры такой деятельности. Например, цифры в одной из статей: “в течение суток взрослое здоровое дерево выделяет 28 куб.метров кислорода и задерживает 1 кг пыли”. В другой статье - о поглощении из воздуха газов: “Деревья перерабатывают диоксид азота, диоксид серы, озон, оксид углерода, уменьшает уровень смога”. Отмечается так же, что деревья, поглощая солнечное тепло, снижают температуру воздуха, создают прохладу. А ещё – деревья насыщают воздух фитонцидами (справка: фитонциды — летучие биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших).

Однако, задумайтесь! Всё это делает не ствол дерева, не его сучья. Всё это делает зелёная масса крон. А свойства зелёной массы крон ничем не лучше тех же свойств зелёной массы природного разнотравья.
Следовательно, “лёгкими города” являются не только деревья и кустарники, но вся зелёная растительность. Подчёркиваю – вся, включая травы!
Вся зелёная растительность:
- поглощает углекислый газ из воздуха,
- выделяет кислород, повышая его содержание в городской атмосфере,
- задерживает на своей поверхности пыль, создаваемую бесконечными вереницами автомобилей,
- впитывает попадающие в воздух продукты сгорания горючего от автомобилей, и производственные выделения,
- поглощает солнечное тепло, создавая прохладу,
- насыщает воздух фитонцидами.
 Естественное природное разнотравье, занимающее практически всю территорию Москвы, не занятую постройками и дорогами, делает всё это так же, как и деревья и даже лучше, поскольку видов трав несравнимо больше, чем видов деревьев, а площади, занятые разнотравьем значительно превышают территории, поросшие деревьями. Но почему же - деревья, пусть и формально, но находятся под защитой закона, а травы в городе, вот уже около 15 лет активно уничтожаются? Зелёная масса свободно растущего (не кошенного) разнотравья на всей городской территории значительно превышает зелёную массу крон всех деревьев.

Уничтожая траву многократными, до 15 – 20 раз за сезон, покосами (которые во множестве мест правильнее назвать – выбриванием) московская власть уничтожает, по крайней мере, половину (или более) “зелёных лёгких” города.

Таким образом, московские власти ведут активную войну с природой, причём затрачивают на уничтожение городского разнотравья, а следовательно – на ухудшение экологии города, огромные средства из городского бюджета, содержат ради этого огромную армию иностранных работников, вооружают её соответствующей техникой.
Хотелось бы, чтобы в Год Экологии, правительство Москвы, наконец, пересмотрело своё отношение к городскому разнотравью, прекратило его уничтожение. Однако, протесты экологов, общественности по-прежнему игнорируются.

Изыскивая в интернете материалы по экологии Москвы, я с удивлением обнаружил, “ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ О ЗАЩИТЕ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ” (в ред. Законов г. Москвы от 21.02.2001 N 6, от 19.12.2001 N 81, от 25.06.2003 N 42, от 17.03.2004 N 12, от 24.11.2004 N 79, от 18.01.2006 N 5).
И в этом Законе говорится:
- “Зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники)”.
Заметьте – “…и травянистая растительность естественного происхождения”!

- “Повреждение зеленых насаждений - причинение вреда кроне, стволу, ветвям древесно-кустарниковых растений, их корневой системе, повреждение надземной части и корневой системы травянистых растений, не влекущее прекращение роста”.
Заметьте: “…повреждение надземной части и корневой системы травянистых растений”. Но разве выкашивание и даже выбривание природного разнотравья по 15 – 20 раз за сезон, когда травы в её нормальном виде вообще в Москве не видишь, это не повреждение “надземной части трав”?

- “Уничтожение зеленых насаждений - повреждение зеленых насаждений, повлекшее прекращение роста”.
Но эти бесконечные покосы-выбривания уже уничтожили в Москве сотни видов трав, не способных по своим биологическим циклам приспособиться к такому “уходу” за ними. А, как следствие, нарушили и связанную с ними жизнь множества живых организмов (насекомых, способствующих переработке отмирающей растительности (включая и листовой опад) в питательные слои почвы – гумус и чернозём, без которых невозможно здоровое развитие деревьев). Многих из этих растений и животных уже следует занести в Красную книгу Москвы.

- “Защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены”.

Так значит – Закон по охране природного разнотравья в Москве существует, но, как и многие другие законы, игнорируется московской властью. Вопреки Закону природное разнотравье самым злостным образом уничтожается буквально на всей территории Москвы, вплоть до самых глухих её закоулков.
Почему?
Никакого другого ответа я найти не могу, кроме одного: власть Москвы, как, впрочем, и многие другие власти России, находится в плену у Мамоны. А против этой госпожи никакие законы, никакая логика не действуют. Бюджет Москвы работает не для народа, а для Мамоны. Даже ущерб здоровью населения – для Мамоны пустяки по сравнению с её ненасытными аппетитами – жаждой её рабов к обогащению.
Для московской природы, а следовательно и для москвичей, объявленный Президентом России Год Экологии проходит напрасно, никакого улучшения экологической обстановки в городе не наблюдается. А вот из городского бюджета, судя по “грандиозным” планам, этот Год Экологии высосет немалые средства. Мамона будет довольна.

--- --- Текст, представленный выше, я разместил здесь 14.07.17, а сегодня,- 7.10.17 мне прислали ссылку на прекраснейшую экологическую статью Волкова, Птушенко: "Разнотравные капилляры больших и малых городов", «Наука и жизнь» №9, 2017-- О, как много важного она добавляет к сказанному в моей статье.


* [мамона – забота о богатстве, обогащение]