Ч. 9 Остались на дне океана. Шпион

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/07/13/869

Отставной старший сотрудник ранее упоминавшейся  системы «Sosus» на условиях полной анонимности согласился рассказать о событиях, происходивших несколько десятков лет назад.

К этому его подвигло рассекречивание  записей Канарской станции наблюдения. Он сказал, что опубликованная запись умышленно искажена, убраны отметки советской торпеды.

По словам этого сотрудника, через несколько часов сотрудники военно-морской контрразведки изъяли все записи, допросили сотрудников системы «Sosus» с обычными в таких случаях угрозами в случае раскрытия информации.

С 1968 года  военно-морское командование США категорически отрицало  какую-либо связь советских кораблей с потерей АПЛ «Scorpion». Оно утверждало, что ближайшие  надводные и подводные корабли во время гибели подводной лодки находились от неё на расстоянии 200 миль.

Однако стало выясняться, что АПЛ «Scorpion», начиная с 16 мая, выполняла особо секретное задание по слежке за советской группой кораблей, состоявшей из двух гидрографических судов, корабля-спасателя подводных лодок и атомной подводной лодкой с баллистическими торпедами, к которым присоединились ракетный эсминец и нефтеналивное судно, вышедшее из алжирского порта.

Спустя тридцать лет после потопления «Scorpion» вице-адмирал в отставке Филипп Бешени, который в те годы был контр-адмиралом и отвечал за долгосрочное планирование подводных лодок, сказал, что военно-морское командование беспокоилось за подводную лодку ещё до того, как она затонула 22 мая.

По словам этого подводника, степень секретности задачи, которую выполняла подводная лодка, в шутку называли между собой «сжечь, прежде чем начнёшь читать».

 Другие подводники утверждали, что преследование «Scorpion» советской подводной лодкой  началось в ночь с 16 на 17 мая. Речь шла о какой-то операции, которую советской военно-морской флот проводил в районе Канарских островов.

Несколько источников утверждали, что «Scorpion» выстрелил торпедой по советской подводной лодке, обе подводные лодки атаковали друг друга торпедами. Якобы потом с патрульного самолёта канадских ВВС видели советскую подводную лодку, имевшую большие повреждения, которую вело на буксире вспомогательное судно.
 
На фотографиях  видно, что подводная лодка буксируется не в обычном, а притопленном состоянии, чтобы не было видно повреждений.

20 мая 1985 года агенты ФБР арестовали Джона Энтони Уокера, сорока семи лет, отставного мичмана, бывшего подводника. В течение трёх месяцев несколько десятков агентов ФБР собирали доказательства шпионской деятельности отставного подводника в пользу СССР.

Власти начали расследование после обращения его бывшей жены Барбары Кроули Уокер в конце 1984 года к агенту ФБР в Бостоне. Она обвинила своего бывшего мужа в продаже военных секретов Советскому Союзу.

С разрешения суда за Уокером установили наружное наблюдение и прослушивание всех телефонных переговоров. У отставного мичмана были свой самолёт и яхта.

 Сотрудникам ФБР удалось установить тайник, через который Уокер передавал информацию. В одной закладке  оказалось 129 совершенно секретных документов. После этого был выдан ордер на его арест.

Командование ВМС США, которому показали перехваченные документы, охватила паника. Подводники и связисты поняли, что Советский Союз сумел проникнуть в самые охраняемые секреты ВМС США.

До этого многие официальные лица отвергали возможность атаки АПЛ «Scorpion», потому что американские подводные лодки превосходили советские подводные лодки по всем параметрам.

 Сведения, сообщённые Уокерам, инициировали главную советскую разведывательную операцию, кульминацией которой было потопление подводной лодки «Scorpion».

Уокер был связистом на подводной лодке, знал схемы шифраторов, имел доступ к шифровальным ключам.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/07/15/1008

На фотографии: мичман Уокер