Агрессия

Береста Захватова
Как полюбить агрессию или что сделать, чтобы агрессия не убила вас и малыша.

Агрессия — это сильная эмоция недовольства. Полезно подавить её невозможно. Её возможно только прожить и отпустить. Как это сделать?

Предлагаю личные находки или инструменты, которые работают в моей жизни. Они универсальны для, психически нормальных, среднестатистических по показателям здоровья, детей и взрослых. С детьми, у которых есть отклонения от средних показателей психической и физической нормальности, я их не делала.

Результативность упражнений испытана на всех моих учениках по музыке.

Давно я столкнулась с тем, что почти никто и нигде не учит ребёнка проявлять агрессию. Многие родители, воспитатели и учителя агрессию ребёнка в лучшем случае игнорируют, в худшем — подавляют. Не берусь судить, можно или нельзя так делать — игнорировать и/или подавлять агрессию. Предлагаю простые упражнения, они помогают мне и моим маленьким звёздочкам проживать агрессию и другие негативные эмоции, мешающие творечству и вообще радостной жизни.

Помните! Ребёнок не умеет справляться с агрессией и сам научиться этому не может. Научите его. Если не вы, то кто?

Перед упражнениями объясните ребёнку, что вы выгоняете агрессию, злость, раздражение, обиду и т.д. Любая сильная эмоция, как правило, неприятная, выгоняется этими простыми упражнениями. Эти же способы подходят взрослым.

1. Размахивание руками и ногами.

Встаньте в центр безопасного пространства, это может быть пустая комната, ровная полянка, спортзал и т.д. Вокруг вас и ребёнка должно быть достаточно места.

Начните махать руками и пинать воздух вокруг себя. Начните делать этот процесс сами в момент вашего ощущения агрессии вашего ребёнка или ученика.

Объясните ребёнку, что вы делаете. Я говорю примерно так: Машенька или Ванечка, мне сейчас надо выгнать из моего тела агрессию. Она мешает мне играть с тобой. Давай выгонять вместе. Мне нужна твоя помощь.

Такими объяснениями вы, как бы "забираете" агрессию ребёнка себе и снимаете с него страх проявить образовавшуюся в нём самом агрессию. Для вас это безопасно. Для ребёнка — это часто единственный способ корректно освободить скопившуюся энергию, которая уже спрессовалась в агрессию.

2. Фехтование.

Пространство для всех упражнений должно быть достаточным и безопасным.

Возьмите бумагу, скрутите из неё игрушечные мечи или палки и начните ими фехтовать вместе с ребёнком.

Объясните ребёнку, что вы проживаете агрессию или злость. Скажите ему, что именно сейчас у вас что-то не получается, а вы хотите, чтобы получалось.

Объясните максимально просто. Я говорю примерно так: Машенька или Ванечка, у меня прямо сейчас не получается спеть красиво, сыграть медленно, услышать точно. Из-за этого я злюсь. Злость мешает мне продолжать играть, петь, слышать. Давай её вместе проживём, а потом выгоним. Поможешь мне?

3. Брыкание.

Лягте на мягкий коврик. У ребёнка должен быть отдельный коврик. Поднимите руки и ноги вверх и начните трястись, брыкаться, дурачиться. 10-20 секунд такого брыкания творят чудеса! После брыкания, поднимитесь с коврика первой, попросив ребёнка ещё полежать. Подойдите к нему, сядьте рядом и покорчите вместе с ним рожицы, это снимет усталость от выполнения упражнения. Погладьте по животу, это успокоит, дополнительно сблизит и восстановит покой обеих.

4. Заземление.

Идите голыми стопами на землю вместе с ребёнком. Если нет возможности, насыпьте землю в таз или на пол и ходите по ней босиком вместе с ребёнком. Топайте, если сильная агрессия.

Помните, объяснять ребёнку надо всё очень и очень просто, буквально и без "сюсюней". Все упражнения делать самой! Ребёнок только участвует в вашем выполнении упражнений, он — подражатель, вы — показатель! Только так он сможет научиться их выполнять самостоятельно, и впоследствии таким способом помогать себе проживать агрессию.

С теплом, Наташа.