Из истории освоения Колымы

Эрик Петров
Вкратце из истории освоения Колымы

Этот год особенный для Колымы. 80 лет трагическим событиям 1937  и последующего годов.  К сожалению, история Колымы началась с трагедий тысяч россиян, которые  прибыли сюда не по своей воле, но которым пришлось  начать освоение этого сурового края. Это наша история. Мы не имеем права предать её забвению.
Прошло больше 85 лет, как первые заключенные прибыли на Колыму, начали строить дороги, поселки, добывать драгоценные металлы. Освобождаясь из мест лишения свободы, некоторые оставались в этом суровом крае, другие улетали «на материк». Однако многие просто не смогли пережить жернова репрессий и сурового климата здешних мест, когда зимой температура опускается до минус 50 градусов, а порой и ниже.
Отметим, что на территории Магаданской области, куда входила и Чукотка, находился «Севвостлаг», который был организован в 1932 году и просуществовал 25 лет. Северо-восточные исправительно-трудовые лагеря насчитывали в своей структуре более 350 лагерных подразделений, через которые прошли сотни тысяч человек, их них десятки тысяч по статьям 58 и 59 УК РСФСР.
О Магадане
Магадан выделяется среди других городов своей относительной молодостью. История города Магадан начинается с 1928 года, когда на месте будущего города появились геологи, исследовавшие этот край. Молодой геолог Юрий Билибин - начальник первой Колымской экспедиции, в 1928;29 годах открыл на колымском притоке Среднекане золотоносную провинцию. Вернувшись с Колымы, Билибин отстаивал её перспективы во всех инстанциях. Верили ему слабо - расчёты геолога казались просто фантастикой. Но уже в 1930 году вторая Колымская экспедиция Валентина Цареградского подтвердила наличие здесь огромных запасов «металла №1». Так же Цареградский впервые нанес на карту название Магадан.
При прохождении мест, где сейчас расположен Магадан, они встретили незнакомую речку, впадающую в бухту Гертнера. Здесь стояло несколько эвенских юрт. Проводник объяснил, что это место по-эвенски называется Монгодан, что в переводе на русский язык звучит, как «жилище из плавника». Цареградский нанес на карту речку под названием Монгодан, что в последствии трансформировалось в Магадан. 
О Дальстрое
С 1931 года началось строительство рабочего поселка Магадан. В ноябре того же года был создан «Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы «Дальстрой». Это было своего рода экспериментальное «государство в государстве». Его первой и главной задачей стала добыча золота, нужного стране для развития индустрии. Специалистов привлекали на Север зарплатами, льготами, перспективами. Но в то же время в «Дальстрое» решили широко применять труд осужденных. Этот «спецконтингент» стал на Колыме основной рабочей силой, строившей прииски, посёлки, дороги в тяжелейших условиях вечной мерзлоты.
В годы Великой Отечественной войны заключённые работники по-прежнему оставались основной рабочей силой горнодобывающей промышленности. В чрезвычайно тяжёлых условиях военного времени, благодаря сверхусилиям вольнонаёмных и заключённых работников горнодобывающей промышленности, патриотическому подъёму северян, Дальстрою удавалось поддерживать стабильный и одновременно довольно высокий уровень добычи металлов. Работали прииски, добывающие золото, на которое покупали самолеты и танки.
К 1953-му году в пределах «Дальстроя» насчитывалось около 450 предприятий — приисков, рудников, фабрик, электростанций, радиоцентров, нефтебаз, портпунктов, аэродромов, школ, больниц, библиотек. По состоянию на 1956 год «Дальстрой» дал в общей сложности 1148 тонн золота, 62 тысячи тонн олова, 3 тысячи тонн вольфрама, 398 тонн кобальта, 120 тонн урана, добыл для собственных нужд 10 млн тонн угля.
Политическая оттепель пришла на Колыму в 1953 году, когда была образована Магаданская область, а «Дальстрой», переданный от МВД в ведение Министерства цветной металлургии, стал чисто хозяйственной структурой. 29 мая 1957 года решением Верховного совета СССР о «Дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» «Дальстрой» упразднили. На его месте возник Магаданский экономический район, управляемый совнархозом.
Колымский ад
4 февраля 1932 года на пароходе «Сахалин» в порт Нагаево (будущий Магадан) прибыл первый директор «Дальстроя» Эдуард Берзин — выпускник берлинского художественного училища, ветеран Первой мировой и Гражданской войн, бывший латышский стрелок.
О Берзине достаточно хорошо отзывались даже заключенные. Эдуард Петрович Берзин пытался, и весьма успешно, разрешить проблему колонизации сурового края. Хорошее питание, одежда, рабочий день зимой 4;6 часов, летом — 10 часов, колоссальные заработки для заключённых, позволяющие им помогать семьям и возвращаться после срока на материк обеспеченными людьми. В перековку «блатарей» Эдуард Петрович не верил, он слишком хорошо знал этот зыбкий и подлый человеческий материал.
«Колымский ад» начался уже после, когда пришли другие времена и люди…
1 августа 1938 года Военной коллегией Верховного суда СССР «за измену Родине», «подрыв государственной промышленности», «совершение террористических актов», «организационную деятельность, направленную на свержение существующего строя» Э. П. Берзин был приговорён к высшей мере уголовного наказания и расстрелу. Реабилитирован в 1956-м.
Сменил его Карп Павлов. Затем начальником Северо-восточного лагеря был Степан Гаранин. При них рабочий день заключенных зимой увеличился с шести до десяти часов. Им запретили носить меховую одежду, разрешены были только ватники. Обувью заключенным часто служили лапти и даже автопокрышки, привязанные к ногам проволокой. Это при Степане Гаранине на Колыме происходили «гаранинские расстрелы».
Билибин и Билибино
27 мая 1954 года начальником "Дальстроя" И.Л.Митраковым был подписан приказ об организации Анюйской комплексной геологоразведочной экспедиции в составе геологоразведочного отдела Юго-Западного горнопромышленного управления (в будущем Сеймчанского Рай ГРУ) с базой в небольшом поселении Зеленый Мыс Нижнеколымского района Якутской АССР. Целью экспедиции было изучение слабо исследованного района Восточной Тундры, а также геолого-поисковое освоение "белых пятен" в нижнем течении реки Колымы и продолжение разведки месторождений полезных ископаемых в бассейнах рек Большой и Малый Анюи, которые были только-только начаты в начале 40-х годов и тогда же прекращены из-за войны. О наличии полезных ископаемых в Восточно-Тундровском районе было известно еще в 30-40-е годы, но Чукотка считалась оловоносной. К золоту относились как к неперспективному металлу, расположенному в "чужой" (оловоносной) провинции.
  В середине 50-х гоќдов в районе Восточной Тундры начались масштабные геологосъемочные работы. Анализ всех полученных данных дал возможность подготовить обоснование для постановки широких поисково-разведочных работ на золото в низовьях Колымы, в бассейнах рек Малого и Большого Анюев, а позднее и Омолона. Начиная с 1954 года по реке Колыма из Сеймчана и Зырянки на Зеленый Мыс стали отправлять оборудования, стройматериалы, лес, дома. Именно с этого периода и начался рост поселка Зеленый Мыс. Туда стали прибывать люди. В то же время возникли конная база, электростанция, кузница, склады, причалы для катеров и барж. Сразу начали строить дома для радиостанции, свяќзывающей Зеленый Мыс с Сеймчаном. Всю летнюю навигацию 1954 года по реке Колыме шли грузы из Сеймчана, Среднекана, Зырянки. Возили лес, буровые трубы, металл, строительные материалы.
  В сентябре 1954 года на Зеленый Мыс прибыл руководитель геологов С.М.Абаев и сформировал отряд в количестве 22 человек во главе с Николаем Владимировичем Маковским. Выбор руководителя был удачным. Н.В.Маковский был отличным организатором, обладал большим опытом ведения геологоразведочных работ на Колыме. В конце ноября 1954 года начальник Сеймчанского РайГРУ К.А.Иванов из Нижних Крестов руководил высадкой на косу в долине Малого Анюя у села Кепервеем группы Н.В. Маковского. Колхозным транспортом разведчики добрались до долины реки Каральвеем. Построили первый дом, барак. Потом появился еще один барак в районе ручья Дымный.
  В начале декабря 1954 года с Зеленого Мыса на долину реки Каральвеем, где находился геологический отряд Маковского, вышла колонна из пяти тракторов. Четырнадцать суток длился их переход через Островное вверх по Малому Анюю до села Кепервеем. Затем колонна двинулась вверх по реке Большой Кепервеем до устья Каральвеема. Тракторы доставили этим рейсом различные технические грузы и продовольствие.
  Еще в декабре 1954 года в местах, где был негустой лиственничный вперемешку с ольхой лес, геологи заложили шурфовочные линии на пожог. В марте 1955 года при промывке добитых шурфов было получено первое в этих местах россыпное золото в промышленной концентрации. Через несколько дней эти пробы доставили в Магадан, и анюйскому золоту была дана "зеленая улица". Золото было обнаружено и на других геологоразведочных линиях в притоках реки Каральвеем - на Дымном и Сухом.
  В том же 1955 году стали строить поселки на Каральвееме и в устье Каральвеема - где она соединяется с рекой Большой Кепервеем. Один поселок назывался Верхний (бывший поселок Караль), другой - Каральваам или Нижний (нынешнее Билибино). На Каральвааме первым появился палаточный городок, а затем и отдельные деревянные домики, среди которых был один-единственный деревянный барак для рабочих. Позднее, с 1965 года, в том бараке были размещены редакция районной газеты "Золотая Чукотка" и типография. Палатки тогда считались нормальным жильем. Ее стены были обшиты досками от ящиков, пространство между досками шириной до полуметра и более засыпалось опилками. В период строительства поселок пилорама всегда была чистой - ни горбылей, ни опилок. Первопроходцы все пускали в ход.
  Первого здешнего (считай Билибинского) прораба и геолога Н.В.Маковского в апреле 1955 года сменил начальник участка Александр Михайлович Швецов, участник первой экспедиции Юрия Александровича Билибина, бывший начальник поисковой шлиховой партии в бассейне реки Погынден. Летом с помощью бульдозера в поселке Каральваам построили аэродром, вернее, посадочную полосу для самолетов АН-2 и с середины августа 1955 года аэродром стал работать круглогодично. Начались регулярные полеты "аннушек" из Черского. Таким образом, поселок Каральваам "соединился" с "материком". Тогда же к большому количеству палаток прибавились домики под контору, пекарню, магазин, почтовое отделение, фельдшерско-акушерский пункт. Люди начали устраиваться прочно и надолго.
  В том же 1955 году начала прорисовываться первая улица - Сеймчанская. Она была названа в честь посёлка Сеймчан, откуда прибыли первые геологи. Палатки перемежались с небольшими рублеными домиками, а на берегу притоки реки Каральвеем вырос палаточный микрорайон, шутливо названный геологами "Ситцевым городком". Сейчас на его месте находятся райотдел милиции и районная больница.
  Нужно отметить, что в августе 1955 года геологоразведчики, прибывшие сюда с первым отрядом Н.В Маковского, были разделены на две геологоразведочные партии - Каральвеемскую (поселок Караль или Верхний) и Кепервеемскую - это на базе поселка Каральваам (Нижний). Начиная с 1955года, каждую весну в помощь местным геологам стали приезжать из "материка" сезонные полевые партии всех геологических и смежных специальностей.
  Поселок Каральваам (Нижний) продолжал расти намного быстрее, чем Верхний. В зиму 1955-1956 годов был открыт тракторный зимник с Зеленого Мыса в Каральваам через Погынден-Мачваваам-Пырканайваам. Именно по нему позднее, зимой 1960-1961 годов был проложен автозимник - дорога жизни геологов, а позднее - горняков, строителей, одним словом, всех жителей не только поселка Билибино, но и всего района.
  Надо также отметить, еще в апреле 1955 года на общем собрании геологоразведчиков было принято решение о названии будущего поселка Билибино, в честь первооткрывателя "Золотой Колымы" - Юрия Александровича Билибина. И почти через год, в феврале 1956 года было принято решение исполкома Восточно-Тундровского района переименовать поселение Каральваам в Билибино и просить Чукотский окружком и исполком Магаданской области утвердить данное решение. 10 февраля 1956 года Магаданский облисполком утвердил это решение. Старожилы именно эту дату считают датой рождения населенного пункта Билибино.
  В марте 1958 года был организован Билибинский поселковый совет. 6 сентября 1958 года населенный пункт Билибино Восточно-Тундровского района стал поселком городского типа.
  В 1959 году в молодом поселке горняков и геологов Билибино вступила в строй дизельная электростанция.
  Весной 1958 года начальник Чаун-Чукотского горнопромышленного управления подписал приказ "Об орќганизации работ по подготовке к освоению Каральваамского месторождения". А в сезон следующего, 1959 года здесь уже развернул работу по добыче золота прииск имени Ю.А.Билиќбина. Директором прииска был назначен Александр Кириллович Купавцев, работавший и до этого в золотодобывающей отрасли. Одновременно геологи вели разведку другого россыпного месторождения - выше по течению Малого Анюя, где через два года был организован прииск, получивший имя Алискерова - одного из выдающихся геологов северо-востока.
  15 мая 1961 года Восточно-Тундровской райисполком вышел с ходатайством о перемещении райцентра из села Анюйск в рабочий поселок Билибино, где бурное развитие получили горнодобывающая промышленность и геологоразведочные работы. И 2 августа того же года указом Президиума Верховного Совета РСФСР центр района Восточной Тундры был перенесен из села Анюйск в рабочий поселок Билибино, а Восточно-Тундровский район переименован в Билибинский. В начале 1962 года в Билибино переезжают райком партии и райисполком.
  Отметим, геологоразведчик Константин Александрович Иванов, который первым предложил назвать в 1955 году поселок Каральваам именем своего учителя и первооткрывателя колымского и чукотского золота Ю.А. Билибина, начинал работать в «Дальстрое» начальником рудника. Далее работал начальником районного геологоразведочного управления и заместителем начальника горнопромышленного управления. По его инициативе и под его руководством были организованы поисково-разведочные работы Анюйской геологоразведочной экспедиции (АГРЭ). В результате был выявлен новый золотоносный район, определивший дальнейшее развитие золотодобычи на Севере-Востоке нашей страны. 
(Подробнее о Билибино – в моей книге «На земле Билибинской – за Полярным кругом»)

Колымский край

За Уральскими горами,
За Сибирскими лесами,
За Якутской стороной  -
Край зовется Колымой.

Есть здесь сопки и долины –
Золотой горняцкий край!
Ну, а ягоды под осень –
Хоть лопатой собирай.

Главное богатство – люди,
Те, кто к трудностям привык.
Слабый, злой здесь жить не будет,
Улетит на «материк».