Необратимые процессы

Лариса Ратич
   - Ирина Николаевна! Ирина Николаевна!!! – Маришка почти задыхалась.- Скорее, скорее!!! Там, там, в классе!
   Учительница, не дослушав, бросилась вслед за девочкой. Что – в классе?! До кабинета бежать было ещё два этажа, и Ирина успела за эти полторы минуты стократно умножить все страхи, которые вмиг подбросил ей взвинченный мозг: кто-то из окна вывалился?! (третий этаж!!! Хотя предупреждала детей: окна не открывать!!!), кто-то в обморок упал? (так уже было, начало весны – а жарко, прямо печёт!). Что стряслось всё-таки? Судя по виду девочки, нечто невероятное! Значит, - разбирательство, выговор. Вот тебе и вышла на пять минут, оставила дежурных! Пятый класс, маленькие ещё… Выговор, минимум! И то – если повезёт…
   На подкашивающихся ногах, с подскоком, - мешали высокие каблуки, - влетела в класс за ребёнком.
   - Ну?!! Что?!!
   У окошка столпились пятиклассники, ничего не было видно. Но окно, слава Богу, не распахнуто, и на том спасибо!
   Ирина Николаевна подбежала, рывком откинула заслоняющих – и…тьфу!!! Между рамами билась, царапаясь, ласточка. Видно, заскочила сюда с лёту, случайно. Наружное стекло было разбито, частично вынуто, внутреннее – цело. Понятно, как: ударилась в стекло и провалилась.
   - И что, надо было так орать?! – Ирина Николаевна, багровея щеками, нависла над Маришкой.
   - Я спрашиваю, надо вот такую истерику закатывать? – дети молчали, опустив головы. А учительница, лишившись испуга, накачивала тон. – Я чуть каблук не сломала!
   - Так ведь... Она живая! А если б мы уже ушли?.. Если б никто не увидел?..
   - Ну и что?!! – успокоиться сразу было всё-таки нелегко. – Ну и что, я спрашиваю? А вы знаете, сколько их гибнет в природе от всяких случаев, а? Хотя, конечно, жалко, - поспешно исправилась она. – Жалко. Ну ладно, сходите за дядей Лёшей, пусть придёт, раскрутит раму, что ли.
   Дети радостно закивали, и та же Маришка, но уже в паре с Валеркой, рванули из класса.
   Паузу ожидания надо было как-то заполнить, - уж очень неловко молчалось. (Разоралась, как девчонка, прискакала!) И Ирина Николаевна уверенно повела:
   - Вообще-то, дети, очень хорошо, что вы такие отзывчивые. Природу надо любить, помогать всяким растениям, животным… Ну и вообще. Особенно зимой! Кормушки строить. Вот, например, я читала в газете, как один школьник спас и вылечил раненую птицу. И вы, ребятки, должны…
   Но тут вернулись запыхавшиеся «гонцы»; у Маришки в глазах угадывались будущие слёзы:
   - Ирина Николаевна! Сказали, что дядя Лёша уже уехал домой!
   - Гм… Ну, я не знаю!..
   (Дядя Лёша жил далеко).
   - Сходите, посмотрите по школе; может, кто из мужчин-учителей ещё здесь. И пусть отвёртку какую-нибудь захватит.
   Дети снова метнулись к выходу. Осталось трое.
   - Ну и вы – с ними! – нашлась Ирина Николаевна. – Быстрее будет.
   (Что ж тут им – опять про птичек? Пусть побегают.).
   На этот раз ожидание затянулось минут на тридцать. Ирина Николаевна то и дело нервно взглядывала на прелестные ручные часики: уже давно пора домой, готовиться к завтрашнему открытому уроку. Она в этом году аттестуется, идёт на «методиста», - значит, будет кто-нибудь из райОНО.
   Этот урок Ирина Николаевна вынашивала давно, планируя поставить эффектную «точку». Год выдался напряжённым, пришлось попотеть. Конечно, звание так просто, за красивые глаза, никто не даст, надо работать. Ирина Николаевна с удовольствием подумала: что-что, а работать она как раз умеет! Не жалея сил! Кабинет у неё – один из лучших, если не самый лучший! А сколько на это времени ушло – кто оценит? И, между прочим, личных средств! С родителей собирала – само собой, все так делают, но ведь сдают неохотно. Это – раз. А разговоры – споры с ними на собраниях? Это – два. Но зато теперь не кабинет, а сказка. «Хорошо, что я биолог! – умилилась учительница. – Химический кабинет, например, таким эффектным сделать бы не удалось». И завтра она блеснёт, конечно! Есть и таблицы, и пособия, и чучела.
   И дети, между прочим, предупреждены: кто, когда и что. Для подстраховки. Мало ли… Риск – дело молодых. (Улыбнулась: и глупых!).
   А ласточка, между тем, обессилев, почти замерла. Припекало. «Через часок-другой погибнет», - зевнула Ирина Николаевна.
   «Если никого сейчас не найдут – завтра кого-то попрошу, пусть вынут, а то завоняется.»
   …Новая беготня результатов тоже на дала, и учительница, выслушав детскую перебивчивую трескотню, наконец решила:
   - Вот, значит, не судьба.
   И авторитетно добавила:
   - Теперь, даже если выпустим, всё равно в природе погибнет. За то время, пока вы метались, пошли необратимые процессы.
   - Где?! – ахнула сердобольная Маришка.
   - В летательном аппарате птицы, где ж ещё.
   (Вот так. Знание – сила!)
   - Так что гораздо гуманнее вообще её теперь не трогать, тогда процесс умирания будет безболезненным. Ты же не хочешь, чтоб она ещё мучилась? – царапнулась в душу девочке.
   - Н-н-не-ет!.. – заплакала Маришка. Потупились и остальные.
   Ирина Николаевна снова украдкой глянула на часы. Надо же, ещё плюс десять потерянных минут! Прекращаем.
   - Всё, уходим, - она, решительно подталкивая детей, освободила класс и заперла за собой дверь.
   - Ну что, до завтра? – подмигнула ободряюще. – Кому в мою сторону? Никому? Ну, как хотите.
   И, цокая каблучками, быстро ушла.
   …Писать конспект пришлось до позднего вечера (сказалось потерянное время). Но зато, закончив, Ирина Николаевна с удовольствием просмотрела сделанные записи и долго любовалась красиво набранным броским названием:
   «Долг человека – беречь природу». Урок – диспут.
   Подготовила: учитель высшей категории Краснова И.Н.»
   Звание методиста было уже практически в кармане.
                К О Н Е Ц