Чердак

Алексей Шутёмов
   Интересно, какой зверь выкопал нору на моём огороде? Нора, как нора. Только почему так жутко? Мне кажется, что внутри норы сама бесконечность тьмы. Безмерная, безвременная. Нора пугает меня, и не просто пугает, а приводит в ужас. Но можно ли отвести взгляд? Попробуй, повернись к ней спиной...

   Я ухожу в дом, стараясь не рвануть бегом. В доме тихо. Есть такая старая детская забава — не видишь опасность, значит, спасся. Но всё та же нора ждёт на дворе. Ничего не делает, просто она есть. Бесконечная тьма. Абсолютное ничто. Она не может напасть на тебя. Испытывать к тебе ненависть, или хоть какое-то чувство.

   Невольно подхожу к люку в погреб. Поднимаю крышку. Укрываться здесь смешно. И… та же тьма. Хоть какие-то лучи должны туда попасть? Их нет. Ни спичек, ни фонарика. Захлопываю крышку. Подавляю желание сдвинуть на неё шкаф. Это же бессмысленно. И как оставаться в доме? Когда знаешь, что под твоими ногами — чёрная бесконечная пустота.

   Вышел за калитку. Пытаюсь вспомнить, был ли на даче раньше погреб. Не помню… И были ли другие люди в посёлке? Лето, должны жужжать дрели, болгарки, урчать бетономешалки, тарахтеть мотокультиваторы. Музыка должна играть. Или нет? Я не помню… Тишина. Никого. Быстрым шагом возвращаюсь в дом.

   Так нельзя. Надо идти на остановку, уехать отсюда. А есть ли остановка? Есть ли автобус? А не встречу ли я в городе тот же ледяной ужас? Не знаю. Не помню… Поднимаюсь по лестнице на чердак, подальше от тьмы.

   Чердачное окно. Что в нём? То ли бесконечное небо, то ли бесконечный свет? И та же пустота? Что с небом случилось, а я сегодня вообще хоть раз на него взглянул? Пустота везде… Где укрыться??

    — Если пустота внутри тебя, то незачем жаловаться на пустоту снаружи. -

    — Кто ты? -

    — Пустота. -

    — Лжёшь! -

    — Сам лжёшь. И мне, и себе. -

   Слышу ли я это, или вижу слова перед собой? Не знаю.

    — Я не хочу лгать! -

    — Не хочешь — не лги. Вернее, не хотел бы — не лгал. -

    — Пустота не может говорить! И думать… -

    — Но ты же говоришь? Думаешь, что говоришь. И думаешь, что думаешь. -

    — Не желаю я этих псевдофилософских бесед! Они пусты. -

    — А что такое «псевдо-»? Любая деятельность человека разве не так же пуста? -

    — Хватит! Уходи! -

    — Я не могу уйти, ты же знаешь. И ты сам не можешь — попробовал. Тебя держит не страх, тебя держит пустота. Твоя собственная. -

   Я не в силах отвечать больше. Только яркий свет из окна разливается, заливает всё вокруг. А голос не умолкает.

    — Как хорошо было бы изменить себя! Возможно ли это? Возможно ли убежать от себя прежнего, прийти к себе новому? Ищи ответ, если сможешь… -