Плагиат? Компиляция? Обсудим?

Евгений Говсиевич
ПЛАГИАТ? КОМПИЛЯЦИЯ? ОБСУДИМ?

Прежде, чем начать рассуждения на сей счёт, дадим определение.

«Плагиат — УМЫШЛЕННО  совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе.

Плагиат выражается в публикации ПОД СВОИМ ИМЕНЕМ чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений БЕЗ УКАЗАНИЯ ИСТОЧНИКА ЗАИМСТВОВАНИЯ.

Обязательным признаком плагиата является ПРИСВОЕНИЕ АВТОРСТВА, так как неправомерное использование, опубликование, копирование и т. п. произведения, охраняемого авторским правом, само по себе является НЕ ПЛАГИАТОМ, а другим видом нарушения авторского права, часто называемым «ПИРАТСТВОМ». «Пиратство» становится плагиатом при неправомерном использовании результатов интеллектуального труда и присвоении публикующим лицом авторства.

Подражание, пародия, заимствование идей (без копирования конкретных технических решений или фрагментов произведения, поскольку сами идеи не могут являться объектом авторского права), эмуляция и цитирование ПЛАГИАТОМ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ.

Также от плагиата следует отличать соблюдение канонов и традиций, работу в рамках стилистических стандартов и использование шаблонов. С плагиатом не следует путать идейную, художественную или научную преемственность, развитие или интерпретацию произведений творчества или интеллектуальной деятельности. Следует понимать, что ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАУКИ И ИСКУССТВА В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ ОСНОВАНЫ НА РАНЕЕ СОЗДАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ» (отмечу, что в основных Толковых словарях русского языка «дух» и «буква» дефиниции этого слова соответствуют изложенному выше).

I. Преамбула.

I.1 Многие (в т.числе, и я) публикуют материалы об известных Творцах, будучи с ними, естественно, не знакомым. То есть, для того, чтобы составить публикацию, мы вынуждены читать мемуарную литературу, написанную  современниками этих Творцов.

I.2 Примерный процесс составления такого материала следующий. Читая какие-либо мемуары, отмечаем наиболее интересные места. Потом, после прочтения книги, возвращаемся к выделенным абзацам и переносим их в свой электронный Архив. Таким образом, при желании вернуться к их прочтению,  можно легко найти те самые, наиболее понравившиеся события, мысли и т.д. Это, конечно, не краткое содержание книги, а краткое изложение самых интересных эпизодов. Как правило, извлечение составляет  3-10% от объёма всей книги. То есть, если книга имеет объём в 300 страниц, то извлечение составит 10-30 страниц. Таким образом, опубликованные материалы дают возможность ознакомиться с самыми интересными обстоятельствами того или иного произведения,  составить общее представление о нём, и, в том случае, если материал пришёлся «по душе», прочитать книжку целиком.

I.3 Не КОМПИЛЯЦИЕЙ и не ПЛАГИАТОМ могут быть мемуары ОЧЕВИДЦЕВ (современников) тех Творцов, о которых пишем мы,  или пересказываем, или интерпретируем.

I.4 Если, например,  мы составляем материал  о Бунине, Пушкине, Чехове, то невольно совершаем различные КОМПИЛЯЦИИ из первоисточников -  мемуарной литературы современников тех  Творцов, о которых мы пишем. Поэтому, наше умение заключается ТОЛЬКО в том, чтобы прочитав, как можно больше этих первоисточников, суметь выделить, отметить наиболее характерное, интересное и полезное.

I.5  Для того, чтобы защитить диссертацию, необходимо сказать что-то новое (обязательное условие успешной защиты – это  наличие «НАУЧНОЙ НОВИЗНЫ» исследования). Но для того, чтобы сказать новое слово, мы ОБЯЗАНЫ исследовать существующее положение дел (иначе, не будет уверенности в том, что это слово уже не сказано ранее, до нас).

I.6  Как правило, первая глава диссертации - это исследование существующего положения и нахождение той ниши, той лакуны, в которой соискатель сможет продемонстрировать новое слово. Думаю, что и при защите диссертаций по Литературоведению, ситуация аналогичная. «Способ РЕМИНИСЦИРОВАНИЯ», применяемый в таких случаях,  всегда носит интеллектуальный и творческий характер, и этим он отличается от обыкновенного копирования, компиляции или, тем более, плагиата.

I.7 Если соискатель пишет диссертацию по творчеству, например, Марины Ивановны  Цветаевой, то он должен ознакомиться со всем наследием, посвященным этому прекрасному Поэту и в своём научном исследовании, использовать полученные знания.

II. Конкретные вопросы.

II.1 Если мы публикуем материал, который называется: «Тынянов о Тютчеве» (извлечение), «Айхенвальд о Блоке» (извлечение), «Искандер о литературе» (извлечение)…,
СЧИТАЕТСЯ ЛИ ЭТО  ПЛАГИАТОМ?

II.2 Если мы публикуем материал, в котором даётся перечень используемых источников, а в тексте приводятся ссылки на конкретные источники,               
СЧИТАЕТСЯ ЛИ ЭТО  ПЛАГИАТОМ?

II.3 Если мы публикуем материал, в начале или в конце которого, делаем сноску о том, что материал составлен в результате использования различных литературных источников,
СЧИТАЕТСЯ ЛИ ЭТО  ПЛАГИАТОМ?

III. О КОМПИЛЯЦИИ

Несколько раз в Тексте было упомянуто слово «КОМПИЛЯЦИЯ».
Остановимся на этом явлении чуть подробнее. Дело в том, что некоторые «инспектора от образования» трактуют это слово с негативном оттенком. Всегда ли это так?

Прежде всего, приведём определение (из Википедии»):

Компиляция (в литературе):

- сочинительство на основе чужих исследований или произведений (литературная компиляция) без самостоятельной обработки источников;
- также работа, составленная таким методом.

Компиляция отличается от плагиата, когда речь идёт о произведениях (обзорах, очерках, монографиях), требующих привлечения большого числа источников (например, в энциклопедических статьях, биографической литературе, трудах по генеалогии и т. п.).

III.1 Думаю, что учёные, защищавшие диссертации в советское время, прекрасно помнят, широко применяемый в то время, так называемый, «Метод рекле» («режем-клеим»).

III.2 Но это было необходимым процессом, т.к. изучая «груды» трудов по  зарубежному и отечественному опыту, научные разработки современных учёных по защищаемой теме, мы получали ценнейший материал для того, чтобы обнаружить в этих исследованиях недоработки, противоречия, лакуны, которые, в результате своего исследования, должны были ликвидировать, закрыть, сказать новое слово.

III.3 Но дело всё в том, что Глава диссертации не должна превышать определённого объёма. И тогда «в бой вступали ножницы и клей».

III.4 Без такой Главы, в которой бы соискатель критически подходил  к существующим методам, оценкам и т.п.,  трудно было убедить Диссертационный совет в том, что твоя разработка содержит «НАУЧНУЮ НОВИЗНУ».

На мой взгляд, такая компиляция,  с указанием Списка использованной литературы, не только не носит негативного характера, но и полезна.

Думаю, что уместно будет закончить этот материал шуткой:

«Автор, черпающий сведения из одной только книги, — несомненный плагиатор. Если он заимствует из  двух, то он уже исследователь. А с ростом этого числа — глубокий исследователь».

Хотелось бы узнать Ваше мнение на сей счёт.
С уважением. 

13.07.2017 г.