Язык воздыханий

Про Главное
Вздохи сопровождают человека всю его жизнь – от самого первого глотка воздуха новорожденного младенца до самого последнего, который ставит точку на земном пути человека.

Надрывное рыдание ближнего, сопровождающееся тягостными вздохами, пребывающего казалось бы, в безутешном в горе, видел, наверное, каждый. Но всякий плач через время стихает и тяжёлые, вздымающие высоко грудь или сотрясающие её чередой поверхностные дыхательные движения, постепенно стихают и им на смену приходит более спокойное ровное дыхание, которое лишь изредка прерывается медленными и глубокими вздохами. Человек как бы утешается в горе.

Вздохи невозможно контролировать. Ими нельзя управлять. Их не удастся предвидеть. Они возникают как бы сами по себе – по каким-то неизвестным нам внутренним законам. Они появляются из глубин нашего естества словно какой-то посыл на непонятном нам языке дыхания. Это язык не слов, но чувств – порой весьма противоречивых. Во вздохе матери, смотрящей на своего спящего ребёнка, присутствуют одновременно и любовь, и счастье, но также страх и тревога за его судьбу.

Очень трогательны детские воздыхания: мечтательные, благодарные, печальные или вызванные горем – горе для всех горе – и детское ничуть не легче горя взрослого человека. Порой можно видеть, как во сне вздыхает рядом со спящим ребёнком даже котёнок, свернувшийся клубочком в своём пушистом кошачьем сне.

Вздыхают ВСЕ.

Вздох облегчения сбрасывает камень с груди человека, когда разрешается сложная для него ситуация. Глубокий и медленный вздох благодарности покидает лёгкие, когда сердце человека переполняется ею к своему благодетелю.

Молитвенные воздыхания известны тому, кто молится Богу от всего сердца. Тяжёлые вздохи сожаления о допущенных в жизни ошибках и совершённых преступлениях – неизменный спутник искреннего покаяния во грехах.

Апостол Павел сказал в Послании к Римлянам: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26-27)

Вздохи невозможно предвидеть или отказаться от них – чтобы выглядеть «сильным» или «мужественным». Можно лишь попытаться скрыть внезапно вырвавшийся из глубины естества вздох от постороннего взгляда.

Вздох можно имитировать – для каких-то своих, меркантильных целей. Можно. Но так же, как любая грубая фальшь в словах, жестах, голосе или взгляде, будет замечена даже просто наблюдательным человеком, так и ненастоящий вздох – будь то радости, благодарности или сокрушения – будет выглядеть нелепой аляповатой подделкой.

Психолог объяснит вздох «защитной реакцией психики, которая таким образом через психомоторику разряжает накопившееся в ней возбуждение». И всё. Много умных слов, ни объяснить, ни понять которые не сможет ни сам психолог, ни тот, кому адресуется его объяснение. Так и расстанутся оба – в неведении и в заблуждении, что сказанного и услышанного достаточно для объяснения и понимания. Вздох же принадлежит сфере иррационального – его нельзя объяснить логикой, на пальцах или даже блок-схемами, в которых подробно расписаны электрические сигналы, передающиеся по нейронам... куда-то там.

Человек не властен над вздохами, а значит они исходят не от него.

Тогда кто же их автор? Кто вздымает грудь человека во сне и наяву, вызывая эти дыхательные волны радости, благодарности, сожаления и горя? Кому это надо и для чего? Это может сделать только Тот, Кто владычествует над самим дыханием человека. Только Тот, Кто Вдохнул Жизнь в человека: Творец. Зачем Он это сделал? Зачем Бог сотворил воздыхание? Зачем Ему это нужно и зачем вздохи нужны самому человеку?

Если само по себе дыхание практически не замечается человеком – слишком уж оно «естественно», даже в сравнении с пищей, сном и другими «естественными» потребностями, а также, как о них говорят учёные, «инстинктивными способностями» человека, то ВОЗДЫХАНИЕ существенно выделяется на устоявшемся и таком привычном уже фоне «обычного» дыхания.

Чтобы обратить на себя внимание.

Воздыхание похоже на внезапно возникшую волну посреди спокойного моря. Технарям же воздыхание напомнит о сигнале на экране осциллографа в виде импульса, превысившего уровень фона.

«Всякое дыхание да хвалит Господа» – говорит православная молитва. Каждое слово в этой фразе – КЛЮЧЕВОЕ. Без Господа нет ни Жизни, ни дыхания, ни возможности вознести хвалу своему Творцу за Дар Жизни. Даже если дышащий не знает или от великого ума своего и гордыни не хочет и знать о своём Создателе, само по себе его дыхание уже есть торжественный гимн Творцу, сотворившему Жизнь из Небытия и милосердно позволяющему жить даже самым неблагодарным Своим творениям.

Воздыхание дано человеку Богом как ещё один способ общения его со Своим Творцом – воздыханием Бог даёт человеку «концентрированное» переживание радости, душевного облегчения, счастья и горя. Воздыхание – это ещё один способ Творца преподнести человеку Свои Нетленные Дары – в самое его сердце. Православные святые знали об этом и потому в их молитвах можно найти такие слова: «Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавая деяния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, уповах, спаси мя». (Молитвы вечерние на сон грядущим. Молитва 8-я, ко Господу нашему Иисусу Христу)

Всякое воздыхание есть НАПОМИНАНИЕ о ГОСПОДЕ.

БОГ, а не психомоторика, вздымает грудь человека – радующегося, сомневающегося, сокрушающегося, надеющегося, отчаявшегося, рыдающего от горя и кающегося во грехах. Бог-Утешитель усмиряет боль самых тяжёлых потерь и рукою самого человека утирает слёзы на его глазах. И святые тоже знали об этом: «Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.» (Тропарь. Молитвы вечерние на сон грядущим)

«Вси дела руку Твоею» – в самом ПРЯМОМ* смысле. Это Бог, абсолютно владычествующий над Своим творением, пребывающий в нём непрестанно, вздымает и его грудь в воздыхании, и Сам поднимает его же руку, чтобы утереть ею слёзы благодарности или покаяния.

Воздыхание – это напоминание человеку о Владыке его души и тела, и всего Сущего. Воздыхание – ещё один призыв к общению со Творцом. Пытаться погасить вздох можно только не зная от Кого он исходит. Некоторым кажется, что с каменным выражением на бесчувственном лице они выглядят сильнее, мужественнее или серьёзнее... Может быть – перед людьми. Но не перед Богом. Никто не может устоять перед Ним – о чём бы ни шла речь. Если Бог того пожелает. Перед Богом сильнейшему должно смириться. Для этого даже могущественным земным владыкам Господь дарует вздох смирения. Благословен тот, кто смог постигнуть его тайный смысл. «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.» (Пс. 50: 19). Воздыхание – это напоминание о смирении.

Воздыхание – есть ИСПУСКАНИЕ ДУХА.

«Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.» (Лк. 23: 44-46)

Об этом говорит последняя молитва, которая произносится верующими во Христа перед отходом ко сну: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.»

Воздыхание – это ПУТЬ К БОГУ.

Творец не напрасно одарил человека не только умом, но и чувствами. Маска бесчувствия, в неведении надеваемая на лицо, врастая, влечёт окаменелость сердца. А это беда, ибо означает путь к погибели. Прислушайтесь к молитвам тех, кто вёл диалог с Богом:

«Господи, избави мя всякого неведения и забвения, и малодушия, и окаменелого нечувствия». (Молитва 7-я Иоанна Златоуста. Молитвы вечерние на сон грядущим)

«Остави и прегрешения моя, и прощение ми подаждь. Веси зол множество, веси и струпы моя, и язвы зриши моя: но и веру веси, и произволение зриши, и воздыхание слышиши.» (Молитва Святого Симеона Нового Богослова. Покаянный Канон ко Господу Нашему Иисусу Христу)

Древний псалмовевец и Царь Израильский Давид, псалмы которого дарованы через него людям Самим Богом, говорит в одном из них: «Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися.» (Пс. 37: 10)

Никакое воздыхание не утаится от Бога, ибо Он Автор всех воздыханий. Но и человеку не следует таиться от воздыхания или отказывать себе в знании того, что оно означает. Это всё равно, как если бы ребёнок уворачивался от любящей руки отца, который с радостью, нежностью, любовью, надеждой или печалью гладит своего малыша по голове. Каждый отец при этом надеется, что его ребёнок прильнёт к нему и ответит благодарностью и любовью. Бог для человека – больше чем отец. Но Он тоже ждёт.

Бог ждёт обращения к Нему человека – за помощью, советом, за дарованием любви, надежды и спасения – во всём, как к своему Отцу Небесному. Но не заученными наизусть молитвами, как таблица умножения – без сердечных воздыханий. И не потребительских прошений в обмен на поставленную в храме свечу. Бог ждёт РАЗГОВОРА. Воздыхание – это знак Отца Своему творению, что Он рядом, всё видит и готов помочь в спасении от той бездны, по краю которой идёт по жизни каждый человек. Человеку нужно просто поднять глаза вверх, оторвав взгляд от земли, от суетных мыслей и услышать мысленный голос Бога, непрестанно, наяву и во сне, говорящего с ним. Заговорите с Ним и вы. Когда в очередной раз воздыхание всколыхнёт вашу грудь, вспомните о Боге, как о его Авторе. И мысленно попросите Господа ещё об одном воздыхании – радостном, которое бывает у человека, когда он, вернувшись из долгих странствий на родину, издалека увидит отчий дом. Господь выполнит вашу просьбу.

А вы – ответьте Ему вздохом благодарности. В этом вам снова поможет Господь. Это и будет началом вашего диалога с Богом.


---
Примечание:
* Распространённое и массово тиражируемое заблуждение при толковании слов молитвы «Вси дела руку Твоею»: все мы – творение рук Твоих.

При таком толковании прямой смысл слов молитвы искажается подстановкой причины вместо следствия. Человек – творение Бога и поэтому Бог, является Абсолютным Владыкой не только его души, но и тела, мыслей, образов, ассоциаций, ощущений, чувств, снов и всего остального, что есть в человеке и вне его. Человек сам НИЧЕГО не может и у него нет НИЧЕГО своего – абсолютно всё принадлежит Богу. «...яко нищ есмь и окаянен» – говорили об этом святые (Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице. Утренние молитвы). Это Бог мыслит, чувствует и совершает любые движения тела человека – в соответствии с мысленным выбором, который делает человек. Для этого Творец и дал человеку свободу воли. Так осуществляется Божий Промысл: человек лишь выбирает из предложенных Богом мыслей, но осуществляет задуманное человеком Сам Бог. Даже если человек выбирает мысли, искушающие его на отступление от заповедей и ведущие его к погибели. Такова цена свободы выбора. Но человек может выбрать и следование пути заповедей, и искреннее покаяние в совершённых грехах. Даром Бога за достойную земную жизнь – «во всяком благочестии и чистоте» – будет Жизнь Вечная в Царстве Божьем.


P.S.

Вам в помощь – это свидетельство: https://www.youtube.com/watch?v=6i3TNv9wzhc
----
Статья с иллюстрациями опубликована здесь:
http://bio-mehanik.livejournal.com/8016.html

***
Любая статья, опубликованная мною на этом и других указанных ниже ресурсах – доступна для свободного распространения любым удобным способом – в полном объеме без каких-либо изменений и купюр.

http://bio-mehanik.livejournal.com
https://yapishu.net/user/biomehanik
http://www.proza.ru/avtor/biomehanik
http://www.liveinternet.ru/users/biomehanik
http://www.yapishu.com/author/biomehanik
https://ok.ru/profile/575284720269/statuses
https://vk.com/new_alchemist