Бивень мамонта

Иван Паластров
Долина ручья была широкой, вся покрыта мхами и редкими лиственницами. По всей ширине долина была изрыта шурфами,  из которых, как кресты на кладбище, торчали палки, с прибитыми поперечинами.  На этих палках-крестах химическим карандашом был написан номер шурфа. Здесь уже мыли золото, когда ещё был прииск, но так и не успели отмыть всю долину, по причине закрытия прииска. 

Славка приехал на своём мощном бульдозере «камацу» делать вскрышу торфов. Этот полигон взялась отрабатывать старательская артель, где  Славка работал.  Определив по геологической карте от какого шурфа и до какого вскрывать, он, опустив нож бульдозера, поехал в сторону будущего борта полигона, задирая мхи и растительность, которую не трогали много миллионов лет.  Слой был совсем тонким, не больше тридцати сантиметров и снимался как шуба, сворачиваясь рулоном, впереди ножа. Под ним была вечная мерзлота.  Так, раз за разом, Славка снимал эту растительность, оголяя мерзлоту. К концу смены, он открыл одну половину полигона на всю длину.
 - Ну вот, половину задрал. Во вторую смену напарник задерёт и вторую, - подумал вслух Славка и поехал к вагончику, который притащили сюда ещё по снегу.  По зимнику сюда было завезено всё необходимое для жизни и работы Славкиного звена.
Рядом с домиком горел костер, над которым висел чайник и большой котелок. Седой мужчина хлопотал возле костра что-то помешивая в котелке - это был Славкин напарник, которого за его седые волосы называли «Седым».
 - Ну что Седой, чем кормить будешь?
 - Гречка с тушёнкой, - ответил Седой и подал Славке эмалированную чашку с кашей. Готовить им придется самим, пока не подойдут ещё два бульдозера, потом будет готовить повариха.  Со стороны отработанного полигона показался автомобиль «урал»
 - Ну вот и начальство едет, у них нос всегда в сторону каши повёрнут, - со смехом сказал Седой, показывая в сторону машины. Из машины вышел геолог артели.
 - Ну что, я как раз к каше успел.
 - Да уж, вы всегда вовремя. Есть будете? - спросил Седой у геолога.
 - Нет, не буду вас объедать, я чайку только глотну. Ну что, Слава, как вскрыша идёт?
 - Нормально, шубу чего не задирать, она рулоном сворачивается, только толкай, - ответил Славка.
 - Через пару дней еще два бульдозера придут. К августу надо вскрыть полигон. Тут содержание золота хорошее, - сказал геолог, наливая в кружку чай.
 - Похоже тут ил с линзой, на клык брать придется, быстрее будет,- не то спросил, не то утвердил Седой.
 - Да, клыком рыхлить будете, легко пойдёт вдоль полигона, по контуру в обрез.
Задрав весь полигон от мхов, Славка опустил клык рыхлителя, который вошел в ил с прослойкой линзы, как в масло. Бульдозер легко тащил заглубленный рыхлитель, на полметра разрезая вечную мерзлоту. Сделав борозды вдоль полигона, он стал резать такие же полосы поперёк, отрезая куски как от пирога.  Изрезав всю площадь полигона,  Славка стал выталкивать бульдозером разрыхленный грунт на отработанный полигон.  Через пару дней, как и обещал геолог, на полигон пришли еще два мощных бульдозера. Дело пошло намного быстрей.  Возвращаясь за очередной порцией грунта, Славка заметил какой-то необычный предмет - он выделялся на черном фоне ила белым цветом.
 - Что это там, интересно, может быть в вечной мерзлоте? - подумал он и, остановив бульдозер, вылез из кабины.  Белое пятно было небольшое. Славка присел на корточки и потрогал пятно руками.
 - Да это же бивень мамонта, - удивленно сказал он вслух. Славка знал, что когда-то на прииске находили такие бивни. Из них приисковый художник делал поделки-сувениры.
 - Надо бы откопать, интересно, большой или нет? - Славка махнул рукой остальным бульдозеристам, которые тоже удивленно рассматривали этот кусочек доисторической кости, трогали его руками и цокали языками.
 - Нужно раскопать его осторожно, чтобы не сломать. Посмотрим какой он в натуре,- сказал Славка бульдозеристам, которые согласились с ним.  Для них тоже было интересно потрогать бивень. Так, раз за разом, осторожно объезжая место, где был вморожен бивень, Славкино звено рыхлило и убирало  грунт все глубже и глубже. Там, где был бивень мамонта, образовалась пуповина, которая постепенно таяла как мороженое, оголяя сам бивень. Наконец, через несколько дней, а может недель, бивень оголился весь и упал набок. Он был огромным, толстым  и кривым. Славка привязал его тонким тросом к рыхлителю, поднял и повез к домику. Одному такой утащить было не под силу. Бивень лежал возле домика несколько дней, пока не приехал председатель артели. Осмотрев находку, он восхищенно сказал:
 - Много я видел на Колыме такого добра, даже с черепами, но такой огромный вижу впервые, в район его надо, в музей.  Бивень увезли вначале в Билибино, а оттуда в Магадан.  Дальнейшая судьба бивня неизвестна. Может, стоит в музее как экспонат, может,  взял его какой-нибудь  умелец-косторез и делает из него дорогие  сувениры.
Кто знает где  сейчас бивень мамонта, который нашел бульдозерист Славка.