Миноносцы повесть

Георг Альба
Георг Альба
               «Миноносцы»  (повесть)


Россия – Родина не только слонов, но и миноносцев (шутка).

            ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
(Приключения миноносца М – 25) 

Эпиграф: В боях с немецко-фашистскими захватчикам силами 
нашими флотами было потоплено более 1300 
боевых кораблей и вспомогательных судов 
и около 1500 транспортов противника.
(источник данных неизвестен). 

Шёл 1942 год. На чёрном море не прекращались бои с фашистами. 
Миноносец М-25, на котором капитаном служил Николай Петрович Данилов, герой Советского Союза, шёл прямым курсом к острову Красный, где размещалась база советских подводных лодок и наземные артиллерийские батареи, прикрывавшие её. Разведка сообщила, что мимо острова в такое-то время должен пройти немецкий транспорт с военным грузом для приморского города Н, оккупированного фашистами. «Судно вооружено лишь двумя небольшими орудиями», - донесла разведка, подсмотрев с самолёта, но будет ли конвой разведка не сообщила. Обычно грузовые корабли без сопровождения не ходят… Миноносец должен устроить достойную встречу непрошеному гостю. Смертоносные торпеды ждали своей добычи. 
- Прямо по курсу вижу цель, - доложил вахтенный матрос. Капитан прильнул к биноклю. На горизонте показался дымок, затем мачты и корпус судна. Вражеский пароход быстро приближался. Конвоирующих судов не видно. Странно, но тем лучше. Меньше возни. 
- К бою готовьсь! – рыкнул в рупор Данилов, - Орудия расчехлить! Торпеды готовь! 
 На носовой части палубы, возле трёх орудий, моряки в касках (так положено во время боя – чтоб головушку сохранить). Две пушки так себе, лёгкие, а третья по-мощней. Стрелки прильнули к орудиям в ожидании дальнейших указаний. Долгожданное « огонь!» грянуло. 
 Самое время к исторической справке обратиться, пока снаряды летят. Хоть и быстро летят, но мы успеем… 

                ***
В самом начале русско-турецкой войны (1877 – 1878) вооружённый пароход ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ КОНСТАНТИН под командованием капитана 2го ранга С. О. Макарова успешно применил минные катера. В связи с этим А. А. Попову было поручено в кратчайший срок разработать проект и построить 100 минных катеров для Черноморского и Балтийского флотов. 
Эти катера, позже названные миноносками, предполагалось вооружить самодвижущимися минами (торпедами). В течение нескольких недель он разработал проект 23-тонной миноноски, вооружённой однотрубным торпедным аппаратом, и до конца войны успел выполнить заказ по строительству этого типа судов. 

                ***
Снаряды подняли столбы воды возле бортов пришельца (промазали малость - недолёт. Пристрелка). Немцы всполошились и дали пару залпов в ответ. Бой завязался. Наконец, наш снаряд угодил в ходовую рубку и явно нарушил управление: судно стало «топтаться» на месте, подставляя под огонь то один, то другой борт словно пляжник в поисках ровного загара. Очередной наш снаряд разорвался на палубе и уложил, находившихся на ней (что же они, дураки, во время боя шатаются по палубе, неужели не знают русскую присказку «кто не спрятался – я не виноват»?). Третий неумолимый снаряд повредил систему вентиляции ( Ну, надо же – теперь и дышать врагу нечем! Во наши дают!!). На фашистском корабле пушки оказались лёгкими и миноносцу значительного урона нанести не могли. 
(  У них, у иноземных захватчиков, всегда так… Что Наполеон, что Гитлер – один хрен! Захотят захватить, а про морозы забудут, а то и, как сейчас, - с лёгкими пушками нагрянут!). Короче – победа склонялась на сторону русских. В подтверждение этого вражеское судно стало погружаться, получив, вдобавок ко всему, опасные пробоины ниже ватерлинии. Команда высыпала на палубу и сгрудилась на носу – оседала корма. Завершающей точкой стала, выпущенная миноносцем торпеда, от взрыва которой «немец» разломился пополам и быстро скрылся под водой.  Вот уж, если не везёт, так не везёт!  

                ***
С применением мин и торпед, имеющих огромную разрушительную силу, пробоина получалась такой величины, что захватывала несколько отсеков, заделка её была невозможна и никакие насосы не способны откачать воду. В результате, корабль получал большой крен и дифферент, опрокидывался и шёл ко дну.               
Что мы и имеем в нашем случае! 

                ***
Приморский городок Н, занятый оккупантами. По акватории бухты разбросано несколько «транспортов» и боевых немецких кораблей. Вдоль набережной марширует рота солдат, по пыльным улицам громыхают закрытые брезентом грузовики, гремя гусеницами проползают, калеча мостовую, неуклюжие танки, возле домов, выходящих на набережную, сложены горы ящиков, прикрытых парусиной. Унылая картина… В большом угловом доме, что вблизи бухты, расположился фашистский штаб. К зданию, шурша по гравию, подкатила чёрная, блестящая «эмка». Из неё выскочили двое офицеров и торопливо направились к дверям штаба. Часовые отдали честь, и дверь впустила военных. Офицеры по широкой парадной лестнице взлетели на четвёртый, последний этаж, и остановились перед высокой дубовой дверью с бронзовой табличкой «Адмирал КАРЛ ФОН КРЮНЦВЕЛЬ». Часовые потребовали предъявить документы. Из множества других дверей на этаже доносились пулемётные очереди писчих машинок, голоса телефонисток, где-то даже, совсем уж далеко, лился под сводами этого старого особняка знаменитый «полёт Валькирий» боготворимого фюрером композитора. Но пришедших музыка великого земляка не вдохновляла – это читалось на их сумрачных лицах – они несли командующему дурную весть… 

                ***
Россия является родиной миноносных кораблей(!). Ещё в 1887 г. в Петербурге был спущен на воду первый миноносец «Взрыв» водоизмещением 160 тонн, скорость хода – 12 узлов, а вооружение – один подводный торпедный аппарат. Это был первый в мире корабль, вооружённый подводным торпедным аппаратом. 
Первоначально миноносцы развивались по двум направлениям: торпедные корабли и истребители торпедных кораблей – контрминоносцы. Главной задачей миноносцев являлась разведывательная служба в море и ночные торпедные атаки преимущественно по кораблям, получившим в бою повреждение. 

                **
Офицеры вошли в кабинет. За большим письменным столом, заваленным морскими картами и заставленным телефонными аппаратами, восседал пожилой, седоватый господин импозантной наружности. Взгляд его стальных, пронизывающих глаз, впился в вошедших. Офицеры вытянулись по струнке, отдали честь. Командующий жестом указал им на кожаные кресла, составлявшие основную мебель просторного кабинета. 
- Ну-с, с чем пожаловали? – вперил стальной взор стареющий «Зигфрид» в молодых «мейстерзингеров», - Докладывайте! 
Валькирии давно уже закончили свой полёт и остались за дубовыми дверьми начальственного кабинета, от хозяина которого никакого «золота Рейна» ожидать не приходилось. Повисла обычная, неловкая пауза… Никто из вошедших первым не осмеливался прервать её и заговорили все разом. 

Перебивая друг друга и путаясь, офицеры, наконец, доложили командующему, что накануне грузопассажирский пароход «Тюрингия», 
почему-то шедший без конвоя (возможно, потому, что плыл из близкой Одессы), потоплен советским миноносцем в районе острова Красный. 
- Чёрт бы вас побрал! – зарычал вагнеровскими трубами адмирал и так двинул по столу подвернувшимся под руку пресс-папье, что стекло на столе пошло зигзагами как арктический лёд, вспарываемый непреклонным носом ледокола, - Как такое допустили? Отдам под трибунал! 
Офицеры съёжились и утонули в огромных креслах. Снова повисла угрожающая пауза, которую нарушил очередным «залпом» седеющий Зигфрид:  - Послать в этот квадрат три эсминца!!! 

                ***
В 1880 г.  построены два миноносца: «Батум» и «Сухум» водоизмещением 48 и 66 тонн со скоростью хода свыше 15 узлов. На них были установлены паровые машины двойного расширения (компаунд) в 500 лошадиных сил и 2х-лопастные винты. Вооружение состояло из 2х торпедных аппаратов, расположенных в носовой части и 37-мм орудия. 
Эти корабли имели хорошую мореходность. Одна из английских газет писала о миноносце «Батум»: «Не приходится сомневаться в том, что замечательные показатели этого судна явились побудительной причиной для нашего правительства, как и для многих других, приступить, наконец, к систематической постройке миноносцев». Таким образом, миноносцы были признаны во всех флотах мира.

                ***
На следующее утро три германских эскадренных миноносца снялись с якорей и полным ходом направились в открытое море. На эсминцах расчехлили орудия – команда к бою готова. Из боевой рубки на флагманском корабле, где находился командующий, внимательно следили за горизонтом.  Показалась узкая полоска земли и чёрная точка возле неё. Это советский миноносец патрулировал вблизи острова Красный. Эсминцы приблизились к нему на расстояние 3х кабельтовых и открыли огонь. С М-25 ответили тем же. Завязался бой. Фашисты с трёх кораблей обстреливали наших. Снаряды рвались у носа, за кормой и на палубе миноносца. На баке вспыхнул пожар, матросы кинулись тушить… 

                ***
 К концу 19 века на отечественных заводах строилось большое количество миноносцев типа СВЕАБОРГ и АБО. Эти корабли водоизмещением в 80-150 тонн, со скоростью хода до 25 узлов имели один носовой и один – два бортовых подводных торпедных аппарата. 
Следующей ступенью в этом классе был новый тип корабля – эскадренный миноносец. Этот класс кораблей окончательно был переведён на паровые турбины и нефтяное отопление котлов. Соответственно возросли водоизмещение до 1000-1300 тонн и скорость до 37 узлов; увеличен был калибр артиллерии до 100 мм, а торпед до 533мм
( в 1910 г). Эскадренный миноносец мог выполнять дополнительные задачи по постановке мин, ночному поиску, охранению и борьбе с подводными лодками, конвоирование торговых судов. 

                ***
Внезапно тяжёлый снаряд разорвался на палубе нашего миноносца (впрочем, тоже эскадренного) возле первого артиллерийского расчёта, убив всех. Но, неся потери в неравном бою, наши тоже наносили врагу урон. На головном германском эсминце вспыхнул пожар и были разбиты спасательные шлюпки. Вдруг снова снаряд большого калибра пробил борт нашего судна. На сей раз ниже ватерлинии. Вода, хлынувшая в огромную пробоину угрожала моторному отсеку и матросы кинулись подводить пластырь. Очередной снаряд взорвался возле рубки, убив и ранив многих.  Ход сражения складывался не в пользу советских моряков. Погибло или было ранено уже много членов команды, а судно, несмотря на все
усилия, всё более погружалось. Казалось, что враг  торжествовал победу. Но… не тут-то было! 
Вдруг с острова, вблизи которого и разыгралось сражение, заработала та самая, до поры до времени, засекреченная батарея да и в волнах показались перископы нескольких наших подлодок. Столбы воды и огня выросли возле немецких эсминцев – враг замешкался, не ожидая такого сюрприза. Мощнейший шквал огня береговых ракетно-артиллерийских установок, недавно принятых на вооружение и ещё неизвестных немцам, склонил чашу весов в нашу пользу. Выпущенные с подлодок торпеды окончательно решили дело – не один из вражеских эсминцев не ушёл живым. 


          ПРИКЛЮЧЕНИЯ МИНОНОСЦА «СВОБОДНЫЙ» 

ЭПИГРАФ ВТОРОЙ: Вступив в войну с гитлеровской Германией, наш славный Военно-Морской Флот с честью выполнил свой долг перед Советской Родиной. 
Своими героическими сражениями с врагом он вписал незабываемые страницы 
В книгу немеркнущей русской морской славы. 

( Источник неизвестен ). 

1954й год. Советский миноносец «Свободный», входящий в состав 1й Тихоокеанской эскадры, проводил учебные стрельбы в Японском море. 
В районе учений  выставлены плавающие мишени. Морские артиллеристы отрабатывали своё мастерство. Ученья длились  продолжительное время и подходили к концу, как вдруг матрос, находившийся на корме, испуганно заорал: 
- Вижу мину за кормой! Полундра! 
- Свистать всех наверх! Аврал! – скомандовал боцман. 
Ученье скомкалось, все высыпали на палубу и устремили взоры за борт. 11 лет прошло, как закончилась война – откуда эта гостья? Где-то таилась  на дне  и, наконец, решила явиться на свет божий…
Кромка воды, лёгкое волнение, корма судна с толпящимися на ней матросами, в волнах она самая, большая и круглая как школьный глобус с маленькими рожками-взрывателями. 
- Мина гальваноударного типа, - пояснил капитан салагам-матросам, - взрывается посредством электрического тока от гальванических батарей, когда корабль коснётся колпачков. Видите рожки торчат? 
-  За столько времени батареи не разрядились? – спросил кто-то. 
- Лучше нам на практике не проверять! 
-  Какие ещё виды мин бывают? 
- Магнитные и часовые… Кто смелый? Кто подплывёт к ней, чтобы прикрепить динамитный патрон? Есть добровольцы? 
Спустя мгновенье замешательства от толпы отделился стрелок-наводчик Бондарчук. 
- Готов исполнить задание! – сказал он бодрым как бронебойный снаряд голосом и вытянулся по стойке «смирно». 
- Вольно! А у вас получится, Бондарчук? Второй попытки не будет… 
- Так точно, товарищ капитан первого ранга! Я кончал курсы минёров. Разрешите выполнять? 
- Выполняйте! 
Стрелок сбросил робу и порхнул ласточкой за борт. Боцман опустил ему патрон с длиннющим проводом, другим своим концом намотанным на внушительных размеров крутящуюся катушку. Отважный матрос зажав зубами патрон бодро поплыл в сторону «чудища». Все замерли в ожидании. 
- Ничего с ним не случится, - заворчал бывалый боцман, - ему енто дело не впервой! Справится! 

Пока Бондарчук там шурует, мы опять коснёмся немного морской истории.               
                ***
Англичане и японцы всегда стремились захватить Дальний Восток, где Россия имела решающее влияние. Для защиты своих интересов на дальневосточных морях правительство принимает решение строить быстроходные, обладающие большой автономностью океанские крейсеры. Их намечалось построить числом 12 и объединить в 4 отряда. За разработку такого крейсера взялся А.А. Попов совместно с инженерами-кораблестроителями И.С. Дмитриевым (1804-1883) и Н. Е. Кутейниковым (1845-1906).  .   


                ***
Бондарчук, подплыв к опасной штуковине, стал пытаться аккуратно приладить заряд. Мина колыхалась и ускользала, играя с пловцом в «русскую рулетку». Но смельчак всё же перехитрил коварную гадину и присобачив патрон поплыл назад. На борту с облегчение вздохнули. 
- Молодец, Бондарчук, - похвалил капитан, - Вы заслужили досрочный увольнительный по прибытии в порт!
- Служу Советскому Союзу! 
Миноносец отплыл от «рогатой» на сколько позволял электрический провод, и застопорил ход. Капитан дал команду и боцман крутанул ручку адской машинки. Столб воды и огня вырос на безопасном расстоянии, округа огласилась мощным раскатом. 

                ***
Ещё за три года до русско-японской войны А.Н. Крылов, кораблестроитель и академик, (1863-1945) предлагал Морскому министерству оборудовать все корабли системой выравнивания крена. Однако реакционное руководство, преклонявшееся перед заграницей, «где этого не делают», отвергло его предложения. Как известно, равнодушие дорого обошлось государству. По выражению Крылова «нужна была Цусима», чтобы его учение об остойчивости корабля победило консерватизм и вошло в практику судостроения всего мира. 
В русской эскадре лишь один броненосец «Орёл» имел оборудованную систему выравнивания крена. Да и эта система была сделана силами команды по инициативе талантливого корабельного инженера, горячего поклонника Алексея Николаевича, В. П. Костенко (1881-1956). В цусимском бою «Орёл» получил не меньше пробоин, чем другие корабли, но остался на плаву, в то время, как однотипные с ним броненосцы «Князь Суворов», «Бородино», «Рюрик» и другие опрокинулись и погибли. 

                ***
На следующий день миноносец «Свободный» отправился в район острова Улынгдо для выполнения важного задания. Раннее утро. Покинув военную базу в окрестностях Владивостока, судно шло полным ходом намеченным курсом. До острова уже всего ничего, как вдруг на горизонте образовалась точка, размеры которой быстро разрастались, и вскоре точка обернулась торговым судном под жёлтым японским флагом. Со «Свободного» внимательно наблюдали за иностранным пароходом. Когда до «японца» оставалось не больше 2х кабельтовых, с миноносца заметили буравящую воду «сигару». Капитан скомандовал «полный влево» и торпеда, «кипятя»  вокруг себя воду, проскользнула мимо. Спасибо вахтенному – он  на марсе, вовремя заметил опасность. Без сомнений, «подарок» послали со стороны японского судна, но ведь оно торговое (! )
Увернувшись от торпеды, «Свободный» повернулся  правым бортом к японцам, став мишенью. Внезапно со стороны пришельца, на борту которого не  видно ни одного орудия, загремело и снаряды подняли столбы воды вокруг советского корабля. Видя подобное, миноносец развернулся носом к противнику, сыграли боевую тревогу, и команда заняла свои места. Дали ответный залп  и вдруг произошло невероятное… 

                ***
 К 1904 г. в России было построено 86 миноносцев водоизмещением в 60-150 тонн и 55 контрминоносцев водоизмещением 240-350 тонн. Основным типом контрминоносца был СОКОЛ, построенный в 1895 г. из никелевой стали, впервые применённой в мировом кораблестроении. Это дало большой выигрыш в весе корпуса, имея водоизмещение в 220 тонн и мощность двигателей в 3800 лошадиных сил, он развивал скорость хода около 30 узлов. Вооружение его состояло из 75мм орудия, трёх 47мм пушек и 2х однотрубных торпедных аппаратов. 

                ***
… невероятное заключалось в том, что при первых попаданиях снарядов в «японца», от него отделился и плавно поплыл по волнам хорошо выполненный макет торгового судна. То, что сбросило с себя личину, оказалось боевым крейсером, оснащённым мощным вооружением. Крейсер «лупил» 12ти дюймовыми снарядами; миноносец  мог ответить лишь 85ти миллиметровыми. Этот «бал-маскарад» мог для советских моряков закончиться плачевно. Избежав встречи с миной и уклонившись от торпеды, напоролись на крейсер. Дело – кранты! – как говорят на суше сантехники. Неужели вот так и погибнуть ни за понюшку табака? 
Бой «моськи» со «слоном»  в самом разгаре. Неожиданно в той стороне, откуда пришёл «Свободный» на горизонте показались три дымящих точки. Они вскоре превратились в три крейсера под советским флагом. Японцы, заметив это изменение обстановки не в свою пользу, поспешили ретироваться. Израненный миноносец не мог преследовать врага –  повреждено рулевое управление - и  стал дожидаться подхода своих… 

                ***
 Во время русско-японской войны миноносцы блестяще выполнили возложенные на них задачи – успешно осуществляя торпедные атаки по кораблям, особенно после эскадренного боя, преимущественно в ночное время. Они также несли разведку и охрану кораблей в открытом море, а иногда осуществляя блокаду военно-морских баз противника.

                ***
Истерзанный миноносец встал в док на ремонт, а команда высадилась на берег. Верные друзья боцман Нерепов, стрелок Шибаев и матрос Петров отправились в увольнительный в город. 
 Вечерело, когда они решили посетить один из городских парков.
Шли втроём по аллее, бурно обсуждая морское сражение. 
- Как же так – макет торгового судна? – удивлялся Петров, - Что за представление? 
- И не лень им было сооружать такую громадину-макет! – сказал Шибаев. 
-  Не думаю, что этот спектакль предназначался нам, - заметил боцман, - пожалуй, затевалось что-то более важное, а мы появились не вовремя. 
-  Нарушили их планы.  Они и решили избавиться от свидетеля. 
- По-моему, правительство должно заявить ноту протеста. 
- Но ведь случилось  в нейтральных водах. Они будут всё отрицать. 

В листве чирикали готовившиеся ко сну воробьи, парочки влюблённых жались на скамейках, где-то негромко играла музыка, доносился весёлый смех. Изредка попадались и подвыпившие, демонстрировавшие сильную бортовую качку, но в остальном  пристойно - народ отдыхал как умел. Компания направлялась к пивному павильону, манившему издалека своими круглыми и большими, как огни маяка, фонарями у входа. 

-  Бондарчук каким  героем оказался! 
-  Отважный парень. Не побоялся этой рогатой «козы»! 
- Какая огромная была … 
- Дремала на дне со времён войны. 
- А если бы вовремя не заметили? 
- Сейчас бы мы – ой, подумать страшно! 
- Рожки да ножки… 

Наконец цель достигнута и моряки встали в конец немаленькой очереди у раздаточного окна. Очередь шумела и двигалась едва-едва. Счастливчики, с пенящимися как морской прибой кружками, выискивали свободные места за столиками и как голодные чайки за добычей, устремлялись туда. «Эй, вы куда? Здесь занято!» раздавалось то из одного, то из другого конца зала. 

.                ***
 Первыми после русско-японской войны в России были заложены 600-700 тонные миноносцы со скоростью хода 25-27 узлов, вооружённые двумя 75м-м орудиями, четырьмя 57м-м пушками, одним 2х трубным и одним однотрубным торпедными аппаратами. Они умели высокий полубак и обладали хорошими мореходными качествами. 

                ***
Отстояв своё и побаловавшись пивом, но не превышая меру, друзья покинули шумный зал и снова вышли под тень аллей. Пивные градусы делали своё умиротворяющее дело и сражение теперь не казалось столь одиозным.  «Японец коварнее и сильнее, но ведь всё-таки драпанул! Представится возможность и мы ему покажем, где раки зимуют! Да хоть сейчас в бой! 
Подайте нам сюда японца и мы ему вмиг голову свернём!» Таков  боевой настрой весёлой троицы, шумные возгласы которой пугали нервных ночных воробьёв и прочих уснувших насекомых.
Шедший в нескольких шагах впереди среднего роста мужчина в тёмном костюме и шляпе неожиданно свернул с аллеи и пошёл вглубь парка между деревьями. Мужчина пару раз обернулся. На носу блеснули очки в металлической оправе. Он средних лет – не стар и не молод. 
Возможно, ему надоели шумные голоса за спиной,  он и решил уединиться от греха, чтобы не попасть под горячую руку пьяной матросни – не ровен час… 

                ***
 Боевые задачи, как показала первая мировая война, эскадренные миноносцы выполнили блестяще. Первый из этих кораблей НОВИК был построен на Путиловском заводе в 1912 году. Длина его составляла 102,4 метра, ширина – 9,5 метра и осадка – 3,2 метра, водоизмещение около 1300 тонн. Мощность паровых турбин достигала 40 000 лошадиных сил, что давало возможность развивать скорость хода 37,3 узла. В качестве топлива была применена нефть. Вооружение корабля состояло из четырёх 100-мм и четырёх малокалиберных орудий и двух двухтрубных торпедных аппаратов. Эсминец НОВИК был наиболее совершенным и сильнейшим кораблём в своём классе, обладавшим самой высокой скоростью в мире. 

                ***
-  Мне подозрительным кажется этот тип, - приятным пивным духом отрыгнул боцман, - Надо бы за ним проследить. Вдруг шпион! 
Компания поддержала предложение старшего по званию, а пивные дрожжи, как известно, очень способствуют отлову шпионов и диверсантов да и вообще подозрительных типов! Преследователи устремились за мелькавшим вдалеке между деревьями очкариком. 
Сумерки предательски сгущались и  помогали удалявшемуся, прикрывая его отход. Воробьи затихли, основательно устроившись почивать в ветвях и кронах. Влюблённые, или лишь казавшиеся такими, парочки ещё глубже вдавились в скамейки и в отдельных случаях слились  в экстазе. Преследователи поддали газу, так как тип собирался окончательно скрыться «за горизонтом»… 


                ***
 В первую мировую войну корабли типа «НОВИК» в боях с эскадренными миноносцами противника всегда одерживали победу. К 1917 году в России было заложено 53 эскадренных миноносца типа «НОВИК». Долгое время этот тип кораблей был одним из лучших не только в нашем флоте. Последние эсминцы типа НОВИК были списаны на слом в конце 50-х годов. 

                ***
Силуэт преследуемого неумолимо таял как огарок свечки в надвигавшейся ночи. Компания припустила быстрым аллюром. Сад с аллеями остался позади. Подозрительный молодецким шагом удалялся плохо освещенной улицей, поднимавшейся в гору. Вот остановился у подъезда старого двухэтажного особнячка с мезонином и нажал кнопку звонка. Раздалось треньканье, но… приближавшегося трамвая. Моряки замерли на противоположной стороне улицы. 
Дом с обшарпанными стенами, с отвалившейся кое-где штукатуркой и оголившейся кирпичной кладкой. Стоящий у парадного человек снова тянется к звонку.
Некстати появившийся шумный вид транспорта на несколько мгновений становится помехой наблюдателям, но этого оказывается достаточным, чтобы незнакомец скрылся за дверью.  Моряки подбегают к дому. Старинная деревянная дверь равнодушно взирает на их недовольство. Подёргали ручку – заперто. Что делать? Стучать? Ломать? 

                ***
 Таким образом, к началу первой мировой войны в России были построены или находились на стапелях корабли, по боевым и мореходным качествам не уступавшие, а по ряду показателей превосходившие корабли зарубежных флотов. Русская корабельная школа, опираясь на труды А.Н. Крылова, Н.Е. Жуковского, С.А. Чаплыгина, И.Г. Бубнова и других учёных, создала проекты боевых кораблей всех классов: линкоров, крейсеров, эскадренных миноносцев и подводных лодок, обладавших большой огневой мощью, хорошей остойчивостью и непотопляемостью, а также превосходной скоростью и маневренностью. 
 
                ***
Сметливый боцман не воспользовался звонком, а три раза стукнул в дверь. Тишина. Снова постучал. Послышалось некое шевеление, и надтреснутый голос изрёк традиционное «кто там»? 
- Почтальон, -  ответил как можно ласковей морской волк. 
-Что-то поздно, - засомневались за дверью, -  Почта давно закрыта. 
- Вам телеграмма.
- Бросьте в ящик.
Ящик действительно имел место будучи заперт на маленький лилипутский замочек, степень заржавелости которого свидетельствовала о том, что он давно и всеми прочно забыт. 
 - Ишь ты – в ящик... Срочная! Расписаться надо. 

-Ну, что это, в самом деле? Покоя от вас нет! - заскрежетал засов  и дверь приоткрылась, будучи всё-таки запертой на цепоку. В просвете  показался пожилой дядька, но не тот, кого преследовали. Очков на носу не было.   Он вскрикнула от неожиданности, но моряки дружно налегли и дверная цепочка прощально, и жалобно звякнула, порвавшись. 
Преследователи ворвались в тёмный «предбанник» и скрутили хозяина, который и не собирался сопротивляться, а лишь громко крикнул что-то по-иностранному, очевидно, кого-то предупреждая . И
кто-то дал дёру, судя по шуму и хлопнувшей вдали двери. Моряки осмотрели  помещение, состоявшее из нескольких комнат, но незнакомца в шляпе нигде не оказалось 
В кухне на керогазе кипел чайник, на столе - следы прерванной трапезы:  два недопитых стакана чая в подстаканниках, нарезанные хлеб, сыр и колбаса. Дверь чёрного хода, выходившего из кухни во двор,  приоткрыта и поскрипывала  от дуновения вечернего бриза. Дымок недокуренной папиросы, торчавший из массивной пепельницы на столе, устремлялся под потолок к тусклой, не обласканной абажуром лампочке Ильича. 
Пленник отвечать на какие либо вопросы отказался, а лишь повторял исступлённо: 
- Кто вы такие? По какому праву врываетесь в частную квартиру? Я этого  так не оставлю и буду жаловаться вашему командованию! 
 Моряки депортировали  мужчину «куда надо»,  с помощью того самого  трамвая (Кондуктор объяснил, где сойти). Он подвёз бдительных моряков и их «добычу» аккурат к гостеприимному домику с ласковой, золотой вывеской УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО … И ОБЛАСТИ. Как известно в подобных местах приём круглосуточный и бдительных моряков тепло и радушно встретили, угостили хорошими папиросами, поблагодарили и пожали руки. Чекисты доставленного  посадили в кутузку, а сами наведались туда, откуда его привезли. Профессионально обшарив весь дом, опросив соседей сверху (моряки про второй этаж  забыли!), рыцари плаща и кинжала обнаружили в сортире, в вентиляции, помимо завёрнутых в «Правду» долларов, которым по законам жанра там и положено  находиться, ещё и свёрток с секретными шифровками. 
 Какая неосмотрительность! 
Естественно, что за подозрительным особнячком установили круглосуточное наблюдение. Грязная нищенка сидела целыми днями напротив, клянча подаяния. Ночами её сменял какой-то пьяница, валявшийся на том же месте. Почему-то обычно нетерпимая к подобным вещам милиция, обходила «нехорошее» место стороной. 

                ***
Первая мировая война, чуждая интересам рабочего класса и трудового крестьянства, усилила ненависть у народов России к царскому строю и эксплуататорскому классу помещиков и буржуазии, ускорила созревание условий для пролетарской революции. Русский флот был надёжной опорой большевистской партии. В.И.Ленин считал его одной из главных и активных сил пролетарской революции. Русские моряки принимали активнейшее участие в установлении Советской власти, в защите её от контрреволюции и интервенции. 

                ***               
1го июля миноносец «Свободный», залатанный и обновлённый, снова вышел в море и снова направился к тому самому острову, достичь который помешал «ряженый» японский крейсер. На сей раз непредвиденных встреч не произошло и судно, выполнив порученное задание, легло на обратный курс. Те, кто не занимались каким-либо корабельным делом, отдыхали. 
Петров и Шибаев, уютно устроившись на верхней палубе (погода  хорошая, дует лёгкий ветерок), резались в шахматы. Нельзя сказать, что они готовились в гроссмейстеры, но играли прилично, имея столь похвальную тягу к интеллектуальному досугу. Правда, случалось, что шахматисты, пресытившись гамбитами, цейтнотами и индийской защитой, превращали древнюю, мудрую игру в баловство, именуемое игрой в «чапаевцев», когда точёные фигуры сшибаются щелчком пальцев. (Хорошо, что не били друг друга шахматной доской по голове – ведь и такое, порой, случается!) Ну да простим им эти маленькие грешки. Разве вы, читатель, никогда не играли в «чапаевцев»? 

- Ну, и кто кого? – спросил мимо шедший матрос Успенко. 
-  Пока ничья… 
- Что же так? Надо порезвее! 
- Без тебя знаем, проходи, проходи, не мешай! 
Успенко, понаблюдав чуток, скрылся за полубаком. Тут судно внезапно сильно качнуло. Погода потихоньку стала портиться и море заволновалось в ответ. Несколько фигур слетело с доски и покатилось по палубе. Петров нагнулся за пешкой и ладьёй, а Шибаев потянулся за отлетевшем ферзём.
- Это не твоя монета? – спросил Петров, держа в одной руке фигуры, а в другой, поднятый с палубы блестящий металлический кружочек. 
- Ну-ка, ну-ка, покажи, дай посмотреть! 
 
Монета из серебристого сплава, величиной с пятак но потолще.  Аверс –скрещённые в виде герба кинжал и пистолет, а выше чёрная маска с прорезями для глаз; реверс – выдавлен девиз « PRIMAS PARTES SUSCIPERE”( что в переводе с латинского, означает 
« Брать на себя первую роль»). 

- Ишь ты, не по-нашему написано, - будучи далёким от нумизматики, заключил Шибаев. 
- Чудная какая-то! Таких отродясь не видывал, - заметил Петров. 
- Маска, оружие? Что за чушь! 
- Уж не Успенко ли обронил? До него здесь ничего не валялось… 
- Надо показать её капитану, может он  разберётся! 

Прервав в состоянии эндшпиля партию, игроки, собрав фигуры и сложив доску, бодро направились к капитанской каюте. 

                ***
 На Х съезде партии (1921г.) обсуждался вопрос о возрождении и укреплении Красного военного флота, о путях его дальнейшего развития. В резолюции съезда было записано: … в соответствии с общим положением и материальными ресурсами Советской Республики принять меры к возрождению и укреплению Красного военного флота. Выполняя это решение, советские корабелы – рабочие и инженеры с энтузиазмом взялись за восстановление флота. 

                ***
- Монета  особая и ей самое место в Особом Отделе! – мудро рассудил бывалый капитан и запер сувенир в ящик стола. – Значит, говорите, Успенко мимо проходил? 
- Так точно! – хором подтвердили бдительные моряки. – Никого больше не было.
- Так-так, так-так, - забубнил в усы командир миноносца и потёр переносицу. – Там разберутся - что за монета такая! 
- Разрешите идти? 
- Идите. 
« Не нравится мне этот Успенко, - подумал капитан,  - Странный какой-то, себе на уме.  В прошлый раз от увольнительного отказался! Что за чудак. Все в город, а он один торчал на судне…». 

По прибытии в порт капитан лично доставил находку «куда надо». . Обитатели «куда надо» визиту командира миноносца обрадовались и, благодаря, долго трясли руку… Но от предложенных дорогих папирос моряк наотрез отказался, сославшись но то, что неделю назад бросил курить, что являлось правдой. 

                ***
 В конце ноября 1922 года В.И. Ленин внёс на политбюро предложение достроить крейсер АДМИРАЛ НАХИМОВ. В декабре того же года 3-й Всеукраинский съезд Советов постановил достроить крейсер, а для ускорения этих работ поручил ВУЦИК принять шефство над кораблём. 
Крейсер АДМИРАЛ НАХИМОВ в числе однотипных крейсеров СВЕТЛАНА, АДМИРАЛ ГРЕЙГ, АДМИРАЛ БУТАКОВ, АДМИРАЛ СПИРИДОНОВ и АДМИРАЛ ЛАЗАРЕВ, строившихся на судостроительных заводах России, был заложен в 1913 году на стапелях РУССУД в городе Николаеве. 

                ***
На очередном допросе «там, где надо» задержанному  предъявили странный дензнак, но он заявил, что видит подобную валюту впервые, а на домогания – откуда взялись доллары в вентиляции и шифровки? – тупо твердил: 
- Клянусь Богом, не сойти с этого места, - подбросили! Может и соседи… 
В связи с тем, что в общественной жизни страны робко пробивались ростки небезызвестной « оттепели», силовые методы дознания перестали практиковаться, приходилось забыть о «кнуте» и довольствоваться заскорузлым «пряником». Но, «там, где надо» работает народ терпеливый, старательный, никуда не спешащий, поэтому, коль уж капля камень точит, то и время предварительного заключения работает против подозреваемого. Пущай себе посидит, поразмыслит – спешить некуда.  Рано или поздно, сознается… 
За матросом Успенко тоже  установили наблюдение и поручили это деликатное дело нашим любителям шахмат. А вскоре Успенко попросился в увольнительный на берег. Капитан, созвонившись с «кем надо», охотно его отпустил. 

                ***
 В 1915 году АДМИРАЛ НАХИМОВ был спущен на воду. Но окончательно достроить крейсер не удалось. Корабль не был законсервирован и сохранялся небрежно. Многие его механизмы и приборы пришли в непригодное состояние. После революции из крейсеров этого проекта на плаву остались шесть кораблей – четыре на Балтике и два на Чёрном море. В годы восстановления народного хозяйства три крейсера были достроены, один разобран, а два перестроены в танкеры АЗНЕФТЬ и ГРОЗНЕФТЬ. Один из первых кораблей этого проекта достроили крейсер АДМИРАЛ НАХИМОВ, и в 1927 году он вступил в строй боевых кораблей флота под именем ЧЕРВОНА УКРАИНА, 
а другой крейсер – под именем КОМИНТЕРН. На Балтике один из достроенных крейсеров был переименован в ПРОФИНТЕРН. 

                ***
Надо ли пояснять, что Успенко, сойдя на берег, сразу же двинулся к тому самому особняку.
 Как говорили древние: «все пути ведут в Рим». Ясно, что по пятам шли и шахматисты с примкнувшим к ним боцманом,
Успенко, подойдя к знакомой двери, позвонил условное количество раз. Понятно, что дело было поздним вечером, когда наиболее удобней проделывать все шпионские делишки. Преследователи наблюдали из-за угла дома напротив, предварительно обменявшись паролями с изображавшем пьяного сотрудником, который только что сменил на посту сотрудницу-нищенку уже начавшую по рации возмущаться: 
- Почему так долго нету «смены караула», вашу мать? Я уже замёрзла здесь к ядреной фене!… 
Надо заметить, что сотрудница была женщина-бой: и в избу войдёт и всю руку откусит, если надо, да и, действительно, к вечеру похолодало, а она здесь в лёгких лохмотьях и с этой позорной медной кружкой. Между прочим, догадливые прохожие ни фига ей не подали за целый день, а она, если б они знали, бывшая партизанка да и на пенсию уж скоро… 
Хоть и жаль сотрудницу, но мы отвлеклись! 
В ответ на звонок гостя, дверь распахнулась, и несколько пар рук дружно раскрыли ему свои объятия. Успенко отпрянул и, будучи молодым и проворным, дал «полный назад». Он бы, конечно, убёг и даже без помощи, застрявшего где-то «за кулисами» трамвая, но подоспели шахматисты с примкнувшим к ним боцманом. Хоть тот и предпочитал шашки, но был физически силён, и в момент схомутал беглеца. Слегка сплоховавшие сотрудники (чуть  не упустили свою жертву – а там и лишение премий и, Бог знает, что ещё…) снова трясли боцманскую ручищу в приступе благодарности и снова угощали дорогими  папиросами. Но доблестные моряки, привыкшие всё делать не за страх, а за совесть, отказались от курения в неположенное время и заверили Родные Органы, что всегда рады стараться на благо Родины, Партии и Правительства. Жаль  только, что Вождь Народов недавно дуба дал!   

                ***
 Были восстановлены также три линейных корабля: ПАРИЖСКАЯ КОММУНА ( СЕВАСТОПОЛЬ), ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (ГАНГУТ) и МАРАТ ( ПЕТРОПАВЛОВСК). Уже в 1922 году балтийская эскадра во главе с линейным кораблём МАРАТ проводила учение Балтийского флота. К концу 20-х годов линейные корабли были модернизированы. 

                ***
Успенко доставили к следователю. Тот предъявил ему монету:
- Ваша? 
- Никак нет! 
- Чья? 
- Не могу знать. Впервые вижу! 
- Так-так, значит, по-хорошему не хотим! 
Следователь, не питая симпатий к «оттепельным» послаблениям, дал под дых связанному матросу и, когда того скрючило, добавил ещё и по шее ребром железной ладони. Морячок рухнул на пол, а бывший «смершевец» ему и сапогом по зубам. 
- Будешь говорить, сука? 
- Сволочь, фашист! – выплевывал с кровью зубы,  допрашиваемый. 

Вскоре  устроили и очную ставку.  Хозяина явочной квартиры посадили напротив Успенко. Он (хозяин) к тому времени, усилиями другого, «доброго», следователя «раскололся» и охотно давал показания. ( Лаской да пряником куда эффективней, чем кнутом и мордобоем!).
- Вам знаком этот человек? - спросили хозяина. 
- Да, - тихо поведал бедняга. -Он член нашей шпионской организации и принимал самое активное участие во всей операции, добывая сведения секретного характера. 
- Какие именно?
- Касающиеся перевооружения флота ракетными установками залпового огня. 
- А ещё? 
- Он сообщил, что миноносец отправляется на ответственное задание. Мы передали в центр и японцы выслали навстречу замаскированный крейсер. 
- Ах ты, сволочь продажная заорал беззубый Успенко, потрясая наручниками. 
Охрана быстро успокоила бунтаря, а расколовшийся продолжал: 
- Место встречи - моя квартира. Третьему участнику группы, связному, удалось скрыться… 
-  Это не надолго. Что это за монета такая?
- Она вместо пароля. У каждого есть своя. Как же ты, дурак, сумел её обронить? 
- Молчи, продажная свинья! – огрызнулся Успенко. 

                ***
 В середине пятидесятых годов ЦК КПСС после глубокого изучения состояния Военно-Морского Флота рассмотрел и наметил пути его дальнейшего развития. 
Было решено создать океанский ракетно-ядерный флот, способный решать стратегические задачи в современной войне. Это прежде всего – нанесение мощных ракетно-ядерных ударов по военным объектам на территории противника, а также уничтожение атомных подводных лодок и авианосных ударных соединений как в море, так и в базах. 
Не упразднялись и прежние задачи флота: не давать противнику перебрасывать морем войска, снаряжение и стратегические материалы, а также поддерживать действия наших сухопутных войск на приморских направлениях путём десантных и контрдесантных операций. 

На этом закончим, Боюсь, что нам уже не удастся узнать, кто был  третьим участником (связным) да это и не суть важно.