Круглое таскать, плоское катать!

Игорь Ли
     В данной теме, которая литературно называется «новелла» я постараюсь вам, гражданским обитателям, доходчиво объяснить, почему на флоте некоторые вещи происходят именно так, а не иначе. А иногда и в разрез со здравым смыслом. Ну а те, кто в теме флотских, неписаных, а соответственно, строго исполняемых, законов, просто повспоминают немного вместе со мной. О былом.  Возможно, и посмеются. Мой рассказ не будет привязан к какому-то определенному моменту или месту моей службы. Это просто личные жизненные наблюдения и воспоминания, не претендующие на истину первой инстанции. Однако, продолжим.

     Жизнь на флоте, а соответственно и в ТОВВМУ, являющегося неотъемлемой частичкой этого самого флота, подчинена своим собственным строгим правилам, законам и ритму. Вот потому  постигать основные законы флотского бытия мы начинали с Училища, нашего родного ТОВВМУ имени С.О. Макарова. На действующий флот нужно было прийти, зная уже эти законы. И уметь их исполнять. В действующем Военно-Морском Флоте нет времени объяснять и вдалбливать прописные истины новичкам. Для этого существовали и существуют военные училища, флотские экипажи и учебные отряды. Эта жизнь в корне отличается от жизни гражданской, о которой мы так мечтали и на которую так не торопились. Почему, спросит меня мой любимый читатель? Вот именно потому, что на флоте служат, а не работают. И служат по Присяге, а не работают по Кодексу о Труде. Этот гражданский кодекс по-другому обзывается, но не хочу утруждать себя и вас, читатель, точными формулировками. Лень, и нет смысла. Помните, там, в Присяге, есть слова про нарушение и суровую кару и презрение всего Советского народа? (Советского – я же про свои времена службы, рассказываю). Кто служил, тот помнит. А вот в гражданском кодексе таких слов нет. Там всё просто, накосорезил, бедняга, сотрудника лишили премии или увольняли.  Он, горемычный, пошел горько плакать и работать в другое место.

     На флоте всё не так! Если внимательно вчитаться в текст нашей Присяги, то ты, не успев принять её, Присягу, сразу становишься злостным нарушителем. Как? Очень просто. Помните слова «… быть честным, храбрым, дисциплинированным…» Ну, вращайте шариками в головах! В самоходы не ходили, спиртные напитки не распивали? То-то же! Вопиющие нарушения дисциплины и соответственно Присяги! Продолжите дальше сами по тематике «… беречь военное и народное имущество…» и т.д.  Опять отвлекся…

     Повторюсь, на флоте всё абсолютно не так! На флоте тебя, негодяя и нарушителя, сразу постигает суровая кара всего Советского народа. Во как!!! Сразу весь народ тебя карает! Не отрываясь от сна, работы, семьи, застолья. Каково? Немедленно и очень сурово! И эта кара могла проявляться в разных выражениях: лишение 13 зарплаты (были когда-то такие), задержки присвоения очередного воинского звания, перевод на новое место службы, подальше от дома. Всё время несения постигшей тебя кары контролировали замполиты различных должностей и рангов по поводу того, как же ты это бремя несёшь. Нужно было достойно и тяжко. Чего нужно еще по-отечески добавить в наказание, дабы ты, негодяй и присягопреступник,  еще более проникся, углубленно осознал, и начинал дополнительно к народному гневу ещё и самокараться. С занесением элементов самокарания в суточный план. При этом офицеры от партии не забывали снимать с тебя ежемесячные партийные или комсомольские взносы и контролировать твою совесть. Достаточно ли по-социалистически она грызет тебя или нет? А вдруг народ спросит отчета? Ведь роль Партии в нашей жизни всегда была направляющей и руководящей. Вот и они, политработники,  должны бы направлять и руководить. В том числе и твоим наказанием. А ты уж сам должен был самонаказаться и самокараться.  А они, если нужно, подправят и поруководят. И так во всех сферах нашей службы. Вот чем отличались замполиты времен войны от современных? Тем, что замполиты военных времен первыми получали пулю, а современные – квартиру. Не мои слова. Не помню, кто мне их сказал. А квартиры они получали почти сразу, не оглядываясь на срок службы и состав семьи. Без десятилетних ожиданий и мыканий с семьями по съемным углам. Отвлекся, прости меня, читатель.

      Ходили байки, что были хорошие замполиты, которые и помогали, и заботились. Мне, правда, такие не попадались. Хотя…. На СКР «Разительный» капитан 3 ранга Киселев Евгений хороший был мужик. В душу без необходимости не лез, и руководить кораблем от имени Партии не думал. Он был как исключение, которое только подтверждает правило. Но я не о замполитах. Про них у А. Покровского достаточно сказано уже.

     Продолжаем, однако. При этом тебя, носителя кары всего Советского народа, с флота не увольняли! Наверное, досрочное увольнение со службы  было в те времена не наказание, а самое лучшее поощрение? Или как тогда понимать, что кару народную нести можно не снимая погон. И ты продолжал служить, самокараться и осознавать! Пока не осознавал. Т.е., пока не снимали с тебя взыскание очередным, так называемым, приказом о снятии взыскания. Он равнялся приказу о поощрении. За отличие в боевой и политической подготовке, за сбор картошки в подшефном колхозе или за выпуск боевого листка или стенгазеты. После этого ты уже не залетчик и негодяй, а снова грамотный и боевой офицер, рубаха парень! До получения очередной кары от Советского народа. Вы у гражданских видели приказы о наказание за прогул? Видели. Они есть. А приказы о снятии взыскания с гражданского сотрудника, например, за выпуск стенгазеты?  Не слышу? И не увидите! Мне интересно, а весь Советский народ знал, что его именем карают за нарушение Присяги? Отвлекся…. Продолжим по теме? Продолжим.

 Первый закон Флота: «Наказывают не за то, что ты сделал, а за то, что попался»!

     Это самый главный и основополагающий закон флотской службы. Правда, это чисто мое, субъективное, мнение. Как вы помните, дорогие читатели, тема этого закона лейтмотивом проходит через многие мои произведения. Тем не менее, в мои времена, практически вся повседневная (но не боевая!) служба держалась на этом законе. В стране тотального дефицита на гражданке не могло не быть дефицита на флоте. Мелкие запчасти, краска, кисти, ветошь, бумага… Да много чего! Нет, все это конечно было, но в строго ограниченных количествах и на всё и всех не хватало. Приходилось доставать. А как? А по-разному! Где-то обменять на «шило» (спирт по-флотски). Часто просто найти место, где что-то плохо лежит. И спереть! Мест, где что-то плохо лежит, было много, но они тоже имели чью-то принадлежность. И чтобы спереть и стать героем нужно было НЕ ПОПАСТЬСЯ! Это один из моментов действия рассматриваемого Первого флотского закона.

    Вот еще пример, достойный огласки. Идет подготовка к сдаче задачи К-1. Или К-2. Или другой не менее важной задачи боевой подготовки. К-1 каждый год сдавали. Зимой. Не сдали – вылетели из первой линии, и доплаты за выходы в море, так называемые «морские», как и самих выходов, вам не видать. Кто в теме – тот понимает, кто не в теме тому не интересна важность этой курсовой задачи. Конечно-же, весь экипаж сидит на оргпериоде, схода с корабля нет. Семьи дома скучают, ждут папку и зарплату. Все офицеры хотят на сход с корабля и домой. А его, схода, нет. И не будет, пока задачу К-1 не сдадим и не устраним замечания после сдачи. Тогда некоторые горячие головы самовольно сбегали с корабля, на часок, другой к семьям. Если же не женат, то к подружке, можно к первой попавшейся по дороге и не очень щепетильной, на часок-другой. Снять нервное напряжение, рассказать какую-то небылицу о службе. Ну, что Ельцина на корабль ждем или американский спутник хотим с орбиты свести. Дабы подруга прониклась, не сочла себя дурочкой и пустила к себе в постельку. Так вот, свалил, вернулся и НЕ ПОПАЛСЯ – молодец! Попался – тебя потом, после оргпериода, через сутки дежурствами замучают. Чтоб не повадно было! Попадаться. А вы о чем подумали?

    Или вот! Из матросского опыта. Хочется годкам ночью жаренной картошечки. Ну не могут они заснуть на голодный желудок. И посылают они ответственного «карася» этой картошечки добыть и пожарить. «Карась» -  молодой матрос до полутора лет службы. Это сейчас год отслужил и гуляй. А при нас на флоте срочную три года трубили. Так вот, жарил эту картошечку «карась» в какой-нибудь корабельной шхере. Чтобы не спалиться. Грамотные и правильные действия. А потом, окольными путями, её, горяченькую, румяненькую, нужно было еще и в кубрик голодающим годкам доставить. Или на боевой пост. А тут раз! И наткнулся на офицера! ПОПАЛСЯ! И картошечка уходила уже в офицерские желудки, под стопочку «шила». А «карасю» приходилось жарить новую пайку. А НЕ ПОПАДАЙСЯ!

    Достойных примеров куча. Но остановимся на этих трех. Думаю, что для разъяснения принципа этого флотского закона этих примеров будет достаточно. Но ведь тема рассказа совсем другая, воскликнет внимательный читатель! Терпение, мои друзья, терпение! Переходим к флотскому закону, обозначенном в заглавии.

          Второй закон Флота: «Круглое – таскать, плоское – катать».

   Ну вот тут все совсем уж просто. Объясняю популярно и по пунктам:

   1. Круглое – таскать. Элементарно, Ватсон! Если все же круглое катать, то его или укатят не туда, или укатят не тому, или сопрут, или разобьют при перекатывании. Или вообще потеряют! Дабы избежать ненужных последствий круглое надо тащить. Желательно волоком или на носилках. Под контролем офицера. Мичман и круглое утащит.
   2. Плоское катать. Еще более элементарно! Это для безопасности и сохранения имущества. Плоского. Если плоское таскать, то потеряешь кучу времени на поиски носилок, тачки или веревок. Они быстро только для круглого находятся. А пока будешь искать на чем или как перетащить, плоское сопрут. Соблюдая Первый закон Флота.
     Думаю, что другие комментарии и примеры тут излишние. Как поговаривал, еще в ТОВВМУ, мой однокашник Саня Тихонов, передразнивая манеры ротного:
   - Все понятно? Что не понятно?

       Третий закон Флота: «Запретить! А то кабы чего не вышло!»

    Вроде бы тоже простой закон, однако тут придется немного пояснять. Пример всегда нагляднее любого, даже легко написанного, правила. Ну вот, например, проситься матрос в увольнение. Приехала к нему девушка из родного города. Хочет, касатик, встретиться и пообщаться с землячкой. По нормальной логике, надо парня отпустить. Пусть покажет девушке город, почитает стихи, расскажет о службе…

      Щаз! Нужно немедленно запретить ему сход на берег и срочно отправить куда-то в командировку! Нет командировки? На бербазу! Картошку перебирать. Всю! Когда? Да еще вчера! Почему же, почему, спросите меня вы? Спросили? А вот почему. Никуда наш матросик гулять с девушкой-землячкой не пойдет! Он завалится к ней в гостиницу, где кроме девушки будет еще и посылка от родителей со всякими вкуснейшими домашними деликатесами. Естественно, бутылочка водочки или домашнего самогончика. Сначала наш проходимец морей наброситься на еду. С казенных то харчей домашка вызывает такое слюноотделение, что… Потом он из еды сделает закусочку по бутылочку. А уж на десерт доберется и до землячки, какой бы она не была. Варенье вишнёвое потом! Стопроцентно доберется! Сказки о романтике службы, трехстах уничтоженных диверсантах и дальних синих морях вместо лапши на уши землячке подождут. До дембеля. Ибо гласит флотская истина, что «Не бывает некрасивых женщин. Бывает мало выпито водки». А времени все меньше и надо торопиться. Увлечется наш матросик так, что опоздает из увольнения или попадется с запахом алкоголя гарнизонному патрулю. Или отравится от жадности продуктами и будет болеть расстройством живота дня три. Все, боевая единица потеряна! И, не дай бог, чтобы через несколько месяцев не примчалась снова землячка, но уже с мамой и изменившимися объемами в районе живота. Ведь помчаться они уже не к морячку-землячку, а к командиру корабля жаловаться, качать права и требовать, чтобы заставил отец-командир жениться бедолагу, вот прям сейчас. А командиру это надо? У него таких, желающих на свидание к землячкам, человек триста. Плюс офицеры, плюс курсовые задачи, плюс украденный ялик, плюс мозоль на ноге, плюс жена, теща с астмой и соседский кот, который гадит в тещины тапки. Вот и выходит, что нужно запретить. А то кабы чяго…

     Или же приходит мичман, и просит выдать три литра «шила» (96 градусов крепости) на ремонт двигателя катера. Своих запчастей нет, но мичман геройски договорился в ближайшей мастерской, что за «шило» там катер отремонтируют, заменят генератор и покрасят. Друзья мои, в наши стародавние времена «шило» было разменной валютой. Самой твердой и незаменимой. За «шило» можно было в ближайшей мастерской настоящий авианосец построить дня за два. Так что цена была приемлемая.  Но… Запретить, не давать, мичмана в командировку! Нет командировки? На бербазу! Грузить чугун! Весь! Почему же, почему, спросите меня опять вы? Потому, что никаким ремонтом катера мичман заниматься не будет! Он пропадет в этой мастерской дня на два-три, пока вместе с работягами не выжрет весь выданный спирт и не пропьет часть выданной накануне получки. И корабль на утро уйдет в море на стрельбы без него, а по приходу с морей его будет встречать на пирсе заплаканная, растрепанная жизнью и ветром, жена мичмана. Она пойдет к уставшему от выхода в море командиру и начнет выносить ему мозг, что мичман не появлялся дома несколько дней и зарплату не принес, у нее двое детей, мама на пенсии и незаконченный от безденежья ремонт. А командиру это надо? У него таких мичманов пятнадцать тел. Плюс офицеры, плюс курсовые задачи, плюс… ну вы поняли меня. И что нужно сделать? Правильно! Запретить, а то кабы чяго…

                Четвертый закон Флота: «Инициатива наказуема».

     Тут уж совсем все просто. На флоте всегда ответственным исполнителем назначают того, кто предложил идею или решение. Пример? Да пожалуйста!
Идет подготовка экипажа, например, к встрече Нового года.  Командир спрашивает, как будем оформлять стол. Опытные офицеры знают, но грамотно молчат. Обязательно же найдется кто выскочит и предложит:
- Давайте скинемся, купим на рынке поросенка и подадим на стол, а подволок украсим гирляндами и стеклянными шарами. – Все остальные дружно вздохнули и заулыбались.
- Вот и отлично. Вы назначаетесь старшим по сбору денег, закупке и приготовлению. Дерзайте и завтра утром доложите свои соображения. Остальным добро на сход. – Все правильно, по-флотски. Ибо, горячку пороть не надо, но к утру должно быть все готово.

      Остальные быстро встают и моментально испаряются с корабля, кроме дежурной смены.   В любой момент может прозвучать тревога и сход накрылся. А так, гипотетически, можно прошланговать и выход в море. Домой ты еще доехать не успеешь. Ждать с выходом корабль не будет. Подсадят с соседней коробки офицера на выход и вперед. Мобильных телефонов тогда не было и в помине. Какая лафа была! Городской то не у всех был. Социалистической роскошью считался. Думаю, примера достаточно. «Шланги» - это сачки, лентяи.  Отсюда «шланговать» - сачковать, лениться, уклоняться. Но это другая песня в нашем повествовании. О ней не в этом рассказе.

Пятый закон Флота: «Не спеши ответить «Есть!» и исполнять приказание. В течении пяти минут может последовать команда «Отставить»!»

   Банально и просто, короткий пример:

– Лейтенант, возьмите пару бойцов и бегом на бербазу. Отложите там несколько мешков картошки и пару туш мяса для экипажа. Так же получите для помощника фурнитуру и два постовых полушубка. Машина вас ждет уже там.
    Лейтенант бегает, суетиться, назначает матросов и собирается сходить уже с корабля. Опытный офицер протянет волынку до обеда, только потом уже начнет медленные телодвижения для выполнения приказа. А уж если приказ после обеда поступит, то его можно протабанить и до следующего дня.
   В это время к командиру прибегает рассыльный штаба бригады и что-то ему докладывает.
   - Лейтенант, бербаза отбой!  Завтра выход на торпедные стрельбы. К утру план-схему стрельб, план подготовки и доклад о состояние матчасти.  Сход запрещаю. – как-то так бывает. И через час:
   - Лейтенант, выход в море перенесли на послезавтра. Свободен.
  А бербаза - это береговая база, склады. Да и машину в штабе на экипаж  тогда выделить забыли.
 

    Существуют на флоте и другие неписанные законы и правила. Они многочисленны и разнообразны. Но, если слегка перефразировать слова Бубы Касторского из фильма «Неуловимые мстители», они иногда часто употреблялись в жизнедеятельности нашего советского флота, иногда редко. Когда шел дождь, некоторые совсем не употреблялись. Но они гармонично дополняли колорит морской службы и насыщали его чем –то живым и светлым. Именно это в те далекие дни делало службу на советском военном флоте неповторимой и надолго запоминающейся. 

     На данной ноте откланяюсь, мой уважаемый читатель. И до новых литературных встреч. Обещаю не мурыжить вас долгими ожиданиями.