Айвазовский девятый вал

Лев Ефремов
               
               
    В июле 2017 года исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося худож-
ника – мариниста  И.К.Айвазовского. Морские пейзажи на его картинах раскрывают красоту и мощь морской стихии, от них невозможно оторвать глаз. Его знаменитый «Девятый вал» показывает отчаянную борьбу потерпевших кораблекрушение людей за жизнь и помогающих друг другу в этой трагической ситуации. Над ними светит яркое солнце, подающее надежду на спасение, к тому же видно, что кораблекрушение произошло в теплом, тропическом море. Глядя на эту картину,  веришь, что они спасутся.  Копии этой картины, сделанные самим Айвазовским, есть в разных музеях мира. Я эту картину видел в Русском музее Санкт-Петербурга и в Доме-музее Айвазовского в Феодосии. Смотрю на эту картину и вспоминаю некоторые эпизоды из прошлой жизни.
      В период Арктической навигации дизель-электроход «Индигирка» заканчивал снабжение зимовщиков на архипелаге Новосибирские острова в Восточно-Сибирском море. Оставалось только выгрузить груз на о.Жохова и в п/п Кигилях. Выгрузка в Арктике на необорудованных причалами точках производится экипажем судна на рейде. Судно для этого берет на борт 2 понтона грузоподъемностью по 50 тонн, катер для буксировки понтонов и трактор для подтягивания понтонов к берегу. Для их обслуживания на борт принимаются капитан катера и тракторист. Весь экипаж  работает на выгрузке, две бригады на судне  посменно выгружают груз из трюмов на понтоны,  а береговые выгружают груз с понтонов. При подходе к точке выгрузки судно встало на якорь. Понтоны и катер выгрузили  на воду. На понтоны погрузили трактор и выгружаемый груз. Буксирный катер подвел понтон к берегу, к мелко-водью, это 7-10 метров от берега. Трактор переправили на берег, с него завели трос на понтон и понтон подтянули к берегу.  Груз выгружается на «мыльницу» - это стальной короб, который трактором оттаскивают за линию берегового прибоя и выгружают на берег.
    Бригадиром был назначен третий помощник капитана Крылов Н.Г. Закончила  бригада рабочую смену около восьми часов вечера. Прибыл за бригадой катер. Море штормовое, снежная вьюга и темень. Конец октября – начинается полярная ночь. Моряки отработали смену двенадцать часов на выгрузке, на морозе, устали. Надо на судно в тепло, на отдых. Из-за штормовой волны катеру близко к берегу не подойти. Стоят моряки на берегу, прикидывают, как на понтон влезть, волны по понтону гуляют, многие закурили от волнения. Бригадир командует:
      - Кончайте перекуривать, давайте быстрее все на понтон. Надо успеть попасть на судна пока шторм не разыгрался.
      - Да, как на него залезть? До него добраться – так по пояс в воде, а то еще и с головой волна накроет. – Сомневаются некоторые моряки.
       - Ну, промокнем, так на судне в сауне отогреемся.
       Собралась вся бригада на понтоне, на берегу остался только тракторист.
Бригадир командует:
       - Вася. Ты, когда столкнешь трактором понтон в воду, мы подадим тебе с понтона линь и ты обязательно, на всякий случай, закрепи его на поясе, чтобы тебя, не дай бог, не унесло в море. Одежду потом на судне высушишь.
       Понтон трактором оттолкнули от берега, тракторист по воде кое-как добрался до понтона. Катер несколько раз пытался подойти к понтону, один раз близко подошел, так его чуть не выбросило волной на понтон. Капитан катера, благодаря
опыту и морскому везению, сумел избежать навала. Когда катер подняло волной
почти над понтоном, капитан дал самый полный ход и проскочил в метре от понтона. Стало ясно, что морякам на катер не перебраться.
      - Коля, что будем делать? Сам видишь, мне к понтону не подойти и людей  не пересадить. – Спрашивает капитан катера бригадира.
      - Да, я вижу. Давай подавай буксир на выброске, а мы будем добираться до судна на понтоне.
      На бросательном лине приняли и закрепили на понтоне буксирный трос с катера.  До судна около мили. Отошли от берега на кабельтов, волны начали перекатываться через палубу понтона. Бортов на понтоне нет и, чтобы не смыло волной, бригадир опять командует:
      - Давайте все на средину понтона и сцепимся руками. При заливании волной
никому с места не двигаться. Можно только попытаться присесть, все площадь
заливания уменьшится.
       Вся бригада собралась в центре понтона и сцепились руками. Потом на судне, когда это все закончилось, вспоминали слова из песни: «…стояли, обнявшись, как родные братья…». Добирались до д/э «Индигирка» более часа. Подошли, с кормы судна подали швартов, его завели на кнехты понтона. Катер должен был отойти от понтона и встать на отдельный швартов. Пока проходили эти маневры в темноте, на высокой волне, в снежную вьюгу, буксирный трос с понтона намотался на винт катера и двигатель катера заглох. Капитан катера кричит:
      - Коля, попытайтесь освободить винт от буксира или отрежьте буксир.
      Начали пытаться освободить винт катера от буксира, увлеклись и не следили за швартовом, заведенным с «Индигирки» на понтон. На очередной волне, на качке этот швартов слетел с кнехтов понтона. Понтон и катер ветром стало быстро относить от судна. Вскоре огни «Индигирки» еле просматривались сквозь вьюгу.   
       С буксиром с катера перестали возиться, опасно – смоет за борт. Но моряки знают, за ними с судна следят и обязательно придут на помощь. Опять собрались
в центре понтона, опять сцепились руками.   
       На «Индигирке» сыграли общесудовую тревогу и спустили спасательную шлюпку под  командованием старпома. На шлюпке подошли к понтону и отбуксировали его вместе с катером к борту судна. Вся эта операция заняла еще около полутора часов. Все закончилось благополучно. Сказался опыт и морская взаимовыручка. То, что через семь – восемь часов отдыха бригаде опять идти на катере на берег, так это работа такая, моряк сам ее выбрал.
Потом, когда моряки отогрелись в сауне, кто-то вспомнил картину «Девятый
Вал» Айвазовского И.К., репродукция которой висела в кают-кампании:
      - Вот сейчас и мы чуть не попали в такую же ситуацию.
       Но, ему сразу же возразили:
       - Там люди находились в тропиках, в теплой воде и, если наше происшествие  отобразить в красках на полотне, то это будет совсем не красочное произведение. Темнота наступающей полярной ночи, снежная вьюга и свинцовые волны с плавающими небольшими льдинами будут только нагонять тоску. Да и ситуация у нас была не особо опасная.
       И общее мнение экипажа: работа в Арктике всегда связана с определенным риском.
       А бригадир Крылов Николай Григорьевич через несколько лет стал капитаном этого дизель-электрохода, потом был назначен капитаном атомного ледокола
«Вайгач» и вскоре стал работать капитаном-наставником в Мурманском Морском
Пароходстве.