Миронов и Папанов. Судьба творческого дуэта

Тамара Сароян
Кто не помнит Лёлика и Гешу, Бендера и Кису? А Дима Семицветов со своим тестем Семёном Васильевичем? Как же сложилась судьба актёров, сыгравших эти звёздные роли – Андрея Миронова и Анатолия Папанова? Я постараюсь подробно рассказать читателю о судьбе одного из лучших мужских дуэтов советского кино и театра.

Впервые зрители увидели Андрея Миронова и Анатолия Папанова в паре в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Уже тогда строгий тесть и забитый им зять запомнились зрителям. Действительно, Миронов и Папанов чудесно смотрелись в фильме! Кинокритики считают роль Андрея Миронова в этом фильме одной из самых успешных ролей в его кинокарьере. А вот свою роль Анатолий Папанов сделал такой смешной сам. Оказывается, в сценарии образ подполковника в отставке был вовсе не смешным. Но Анатолий Дмитриевич добавил своих красок в эту роль и сделал её комедийной. Знаменитые фразы "Тебя посодют, а ты не воруй", "Твой дом - тюрма" и "Положь птичку" были импровизацией актёра – Папанов придумал их сам для своего героя. И не прогадал – его реплики мгновенно разлетелись в народе и до сих пор заставляют улыбаться зрителей, когда они слышат типичный голос Папанова и его знаменитый смех.

Следующей совместной работой в кино Миронова и Папанова стала «Бриллиантовая рука». Здесь зрители увидели их в роли контрабантистов Лёлика и Геши. Геша – очаровательный манекенщик и по совместительству жулик. Лёлик – Гешин партнёр, его наставник. Можно сказать, что Лёлик для Геши – второй шеф. Геша в фильме трепетно относился к своему товарищу, ласково называя его Лёликом. А вот сам Лёлик недооценивал Гешу и называл его Гешкой Козладоевым, что очень било по самолюбию Геши.  Ведь гордый персонаж представлялся как Козодоев Геннадий Петрович, а тут – Козладоев…

Конечно, Гешей и Лёликом Миронов и Папанов стали не сразу. На месте Андрея Александровича мог быть Георгий Вицин, а на роль, впоследствии отданную Папанову, пробовался Михаил Пуговкин. Но Леонид Гайдай опасался, что Геша в исполнении Вицина будет ассоциироваться с Трусом из знаменитой «Троицы», а пробы Пуговкина ему просто не понравились. Тогда Гайдай рискнул и снял в роли Геши Козодоева 27-летнего Андрея Миронова, а в роли Лёлика – Анатолия Папанова, которому на момент съёмок фильма было 46 лет.

И Гайдай не ошибся, рискнув снимать Миронова и Папанова. Этот дуэт запомнился публике, его любят до сих пор, а реплики этих ярких персонажей стали народными: «Как говорит наш дорогой шеф, если человек – идиот, то это надолго!», «Только без рук!», « - Как его довести до кондиции – он малопьющий? – Как говорит наш дорогой шеф: за чужой счёт пьют даже трезвенники и язвенники. Га-га-га!» и многое другое.

Папанов уже давно был любимцем публики, а вот Миронов на следующий день после премьеры фильма проснулся знаменитым. Актёру не давали покоя толпы поклонников. Они выходили на дорогу, окружали машину Миронова, держали плакаты и скандировали: «Крокодил не ловится, не растёт кокос! Андрей Миронов, мы вас любим!». Андрей Миронов очень переживал, что публике он больше всего запомнился в роли жулика Геши. Он говорил: «Мне очень горько и трудно смириться с мыслью, что для зрителей высшее мое достижение в кино — это «Бриллиантовая рука»».

Андрею Миронову очень тяжело давались съёмки «Бриллиантовой руки». Представьте, что у вас всё тело покрыто кровоточащими фурункулами, а Вам надо под палящим бакинским солнцем сниматься в водолазке, сделанной из стопроцентной синтетики и прилегающей к телу? Но при этом никто из съёмочной группы не слышал ни одной жалобы от Андрея Александровича. У него растекался грим, было невыносимо жарко, но тем не менее он героически снимался в длинных дублях, бегал по узеньким улочкам Баку, больно падал на мостовую перед «аптекой».

НО несмотря на все трудности, Андрей Александрович очень тепло вспоминал съёмки «Бриллиантовой руки»:

«Единственное, о чём я сожалею, когда вспоминаю съёмки «Бриллиантовая рука», так это о том, что моему партнёру по этой картине Анатолию Дмитриевичу Папанову не удалось побывать в Баку, полюбоваться его ранней утренней самобытностью и красотой, побаловаться этим забористым чайком, которым потчуют здесь в любое время суток, побродить по тесным улочкам Ичери-шехер. А у меня лично воспоминания – незабываемые! И я бы охотно ещё и ещё раз снимался на той извилистой улочке, где, больно падая на мощенную мостовую, я, тем не менее, с удовольствием восклицал: «Чёрт побери!»».

«Бриллиантовая рука» стала единственным фильмом Гайдая, где сыграли Миронов и Папанов. В 1971 году Андрей Александрович и Анатолий Дмитриевич пробовались на роль Бендера и Кисы в «12 Стульях» Леонида Гайдая, но их кандидатуры были отклонены. В 1976 году Андрей Миронов и Анатолий Папанов сыграли те же роли в экранизации Марка Захарова.

«12 Стульев» стали последней совместной работой в кино Андрея Миронова и Анатолия Папанова. К сожалению, этот дуэт снялся всего лишь в трёх фильмах. Но это - не повод для огорчения. Андрей Александрович и Анатолий Дмитриевич часто вместе играли в Театре Сатиры. Вместе они сыграли такие роли, как Городничий и Хлестаков в «Ревизоре», Фамусов и Чацкий в «Горе от ума», Сысоев и Всеволод в «У времени в плену», Шафер и Баян в «Клопе», Гаев и Лопахин в «Вишневом саду».

Несмотря на сотрудничество, совместные съёмки в кино и выступления в театре, Миронов и Папанов друзьями никогда не были. Но их что-то связывало…

В августе 1987 года Театр Сатиры приехал на гастроли в Ригу. Вот-вот должен был подъехать Анатолий Папанов со съёмок фильма «Холодное лето 53-го», но он так и не приехал – актёр скончался на 65-м году жизни. Вернувшись домой со съёмок картины, Анатолий Дмитриевич хотел принять душ, но горячей воды не было. Тогда, несмотря на сердечно-сосудистую недостаточность, он решил принять холодный душ и умер прямо в ванной из-за сердечного приступа 5 августа 1987 года.

Анатолия Папанова похоронили на Новодевичьем кладбище. На похоронах своего коллеги Андрей Миронов буквально рыдал навзрыд. Кто-то из присутствующих вспоминал, что Андрей Александрович сказал: «Я буду следующим».

Так и случилось. В Риге Андрея Александровича попросили вместо спектаклей с участием Папанова дать сольный концерт. Миронов не хотел подвести свой театр и коллегу, поэтому выкладывался по полной, впрочем, как и всегда. А во время спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» 14 августа 1987 года Андрею Миронову стало плохо прямо на сцене - произошло обширное кровоизлияние в мозг. Два дня проводилась искусственная поддержка дыхания и сердцебиения, но врачи лишь разводили руками: «Безнадёжен».

16 августа в 5.35 утра по Московскому времени Андрей Миронов скончался, не приходя в сознание.

Театр Сатиры просил, чтобы Миронова похоронили рядом с Папановым на Новодевичьем кладбище, тем более, рядом с ним было свободное место. Но Андрей Миронов был Народным Артистом РСФСР, а значит, по статусу не мог быть похоронен рядом с Папановым – Народным Артистом СССР.

64 года и 46 лет…

Геша и Лёлик, Киса и Ося не могли быть друг без друга – Андрей Миронов ушёл из жизни на одиннадцатый день после Анатолия Папанова. Его слова оказались пророческими. К сожалению, мы не можем видеть их могилы рядом, но это уже не важно. Главное, что на экране и на сцене они были вместе…

Статья была напечатана в 31 (475) выпуске газеты "Пятигорский Городовой"