5. Почемучка спрашивает Что такое абсолютный слух?

Виталий Чумаков
Вспоминаю себя маленьким, когда в музыкальной семье моей тётки меня впервые познакомили с дорогим старинным инструментом - роялем. Тётка хотела определить мои музыкальные способности и была полностью разочарована. Я не мог запомнить нот и вообще для меня было непостижимым, как можно нажимать на нужные клавиши, чтобы сыграть мелодию, если они все одинаковы и на них ничего не написано.

Мой брат был несравненно способнее меня, он сам научился играть на гитаре. Но и здесь, несмотря на все мои старания сыграть простенькую мелодию "Во поле берёзка стояла", получился полный облом, поскольку и на грифе гитары не было никаких знаков, где требуется нажимать струны, а запомнить такую премудрость я не мог. Вместе с тем я музыку любил и понимал её. Но о таких, как я говорят, что им медведь на ухо наступил. Но как же так, про себя у меня красиво исполнялись песни и звучал даже оркестр, а в слух воспроизвести, чтобы не сфальшивить, я не мог ни одну песню.

Очевидно, кроме плохой памяти, я не владел своим голосом как инструментом. Поэтому в школе уроки музыки были для меня просто ненавистны и я их вспоминаю с содроганием. Из всей нотной грамоты я запомнил скрипичный ключ и удивлялся, почему нет рояльного ключа, или гитарного, например. Это получается, что скрипка - самый главный инструмент? А барабан или пионерский горн уже не в счёт?

Приятным утешением для меня было узнать, такой поэт и бард, как Владимир Высоцкий по его словам владел всего несколькими аккордами на гитаре при исполнении своих популярных песен.

Ну не всем же владеть даром абсолютного слуха! Известно, что даже такие великие композиторы, как Чайковский, Вагнер и Скрябин, обходились без абсолютного слуха. Как у меня. Значит, я ещё не совсем был потерян для общества, утешал я себя. Но музыкантом я так и не стал. В школе меня увлекала древняя история, а в старших классах физика и математика.
(См. картинки и видео в https://cont.ws/@vita1chuk/662443 )

Так что же это такое абсолютный слух? Читаю в http://music-mydream.com/impor... : Абсолютный слух – это способность точно идентифицировать высоту любого звука, не прибегая к сравнению со звуками известной высоты.

Композитор Камиль Сен-Санс рос вундеркиндом. В два с половиной года он очутился перед фортепиано. Вместо того чтобы стучать как попало, как это делал я, он нажимал одну клавишу за другой и не отпускал ее, пока звук не затихал. Бабушка научила его названиям нот, а после решила привести инструмент в порядок. Во время работы настройщика маленький Сен-Санс смог назвать все ноты, слыша их из соседней комнаты. Про таких людей говорят, что у них есть абсолютный слух.

Подобные описания заставляют нас воспринимать это умение как нечто недосягаемое и волшебное... Наш обзор фактов и исследований призывает отказаться от такого пафоса.

История абсолютного слуха началась в XVII веке, когда в обращение были введены равномерно-темперированный музыкальный строй с 12-тью ступенями и фиксированный камертон (эталон высоты звука). Его первым задокументированным обладателем в XVIII веке стал В. А. Моцарт, чей слух описывали как "истинный", "превосходный". Термин "абсолютный слух" был введен во второй половине XIX века, а ближе к XX веку ученые начали пристально изучать само явление.

 На сегодняшний день раскрыто множество интересных закономерностей, связей и эффектов, связанных с абсолютным слухом, тем не менее, в научном мире нет единого консенсуса относительно точной природы этого феномена. В работе "Зонная природа звуковысотного слуха" (1948) Н. Гарбузов на основе своих опытов предположил, что музыканты-абсолютники воспринимают звуковые частоты кластерами, соотнося полосы частот с 12-тиступенным темперированным строем. Ширина зон, по данным Гарбузова, зависит от высоты регистра, тембра, громкости звука, индивидуальных особенностей и психического состояния человека.

 Большая часть народов Юго-Восточной Азии, Африки, а также коренные народы Америки говорят на языках, в которых значение слова зависит от высоты произношения слогов. Эти языки называются тональными или тоновыми. У носителей таких языков с младенчества воспитывается чувствительность к высоте тона, необходимая для понимания и воспроизведения родной речи.

Оказывается, можно научиться владеть абсолютным слухом. Китайские студенты продемонстрировали значительный отрыв от американских, владеющих только нетональными языками. По критериям теста в группе студентов, начавших заниматься музыкой в 4-5 лет, около 60% китайских и 14% американских студентов обладали абсолютным слухом; в группе начавших в 6-7 лет – 55% китайских и только 6% американских; в группе начавших в 8-9 лет – 42% китайских и никого из США. Важно, что это исследование показало прямую зависимость наличия абсолютного слуха от раннего возраста начала обучения музыке.

Слуховая система абсолютников функционально и физически не отличается от неабсолютников. Отличие заключается в разном алгоритме обработки звуковой информации корой головного мозга (Gregsen, 1998): точное определение высоты звука требует базы частот в памяти человека, а также установления соответствий между диапазонами звука и названиями нот, потому что одна нота соответствует интервалу частот, пусть и небольшому.

Но до сих пор не было зафиксировано ни одного подтвержденного случая достижения взрослым человеком истинного абсолютного слуха, если он упустил период раннего музыкального развития в детстве.


Когда вы научитесь слышать различие между звуками, как минимум, до полутона и запомните, как называется звук любой высоты, тогда вы смело сможете утверждать, что вы развили псевдоабсолютный слух. Есть множество людей, которые достигли такого результата. Здесь нет никакого чуда, а есть только усердная работа для приобретения желаемого навыка.

Факт наличия абсолютного слуха ошибочно воспринимается как гарантия развитой музыкальности. Однако, он встречается у посредственных музыкантов, у настройщиков музыкальных инструментов и у людей, вообще не интересующихся музыкой. Таким образом, эта способность – не исключительно музыкальная. Абсолютный слух есть у многих животных и птиц, для которых умение различать высоту тона необходимо для жизни.

По способу восприятия высоту тона музыкальный слух разделяют на:

абсолютный (восприятие отдельными нотами);

относительный (восприятие через расстояние между звуками).

Не стоит уж так завидовать обладателям абсолютного служа. Сам по себе абсолютный слух не предполагает наличие шикарных музыкальных способностей: кроме стопроцентного узнавания двери дома по ее скрипу, других удовольствий не сулит :) Несмотря на то, что абсолютный слух облегчает музыкальное обучение, многие профессиональные музыканты жалуются, что он лишает их гибкости и мешает как при работе, так и при простом прослушивании музыки для удовольствия.

Стремление обладать абсолютным слухом не всегда оправдано, учитывая проблемы, с которыми сталкиваются люди, обладающие этим умением. Слыша малейшие отклонения от "стандарта", заданного памятью, музыканты-абсолютники испытывают трудности с произведениями, транспонированными в другую тональность, и нотами, воспроизведенными на немного другой частоте звука; им кажется, что они "неправильные".

 Это относится к аутентичной средневековой и барочной музыке (привет огромному пласту классики!) и старинным инструментам разных периодов, в которых камертон отличается от современного. Мало того, концертные камертоны в разных странах немного варьируются даже сейчас!

 Одарённые дети на уроках сольфеджио могут лениться и не развивать свой относительный слух, пользуясь для записи диктантов абсолютным. Б. М. Теплов писал, что абсолютный слух может задерживать развитие других составляющих музыкального слуха, поскольку он делает их ненужными, замещая собой. Относительный слух исключительно важен при транспозиции (транспонировании) музыки в другую тональность, гармонизации в строе отличном от равномерно темперированного. Он намного гибче абсолютного слуха и позволяет музыкантам легко подстраиваться под своих коллег в ансамбле и оркестре, аккомпанировании и игре на различно настроенных инструментах.


В. Винокур "Здравствуйте, я тут нотки принёс..."