Железный покоритель Амударьи

Анастасия Павленко
 По рекам и океанам…

Часть 1. Железный покоритель Амударьи

Окруженный ореолом сказки, Самарканд всегда пленил романтиков, а, как известно, самые большие романтики – люди морской профессии. Одна беда – древний город не омывает ни одно море, а до ближайшего океана – Индийского – больше 1500 километров. Однако это не стало препятствием для тех, кто жил морем и одновременно грезил о Самарканде. Его именем они называли (и продолжают называть) корабли и пароходы, яхты и катера. И сегодня мы расскажем об отдельных «биографиях» речных и морских судов, которые полны занимательных фактов и любопытных деталей. Первая наша история посвящена колёсному вооружённому пароходу «Самарканд», плававшему по Амударье и Сырдарье во второй половине XIX века.

Это было судно с легким железным корпусом и водоизмещением 154 тонны. Длина «Самарканда» составляла 45,72 м, ширина - 6,71 м, осадка - 0,61 м. На судне была установлена паровая машина мощностью 70 номинальных лошадиных сил, в качестве движителя использовались два бортовых гребных колеса. Пароход был мало пригоден для моря, зато считался лучшим в Аральской флотилии Российской империи для плавания по таким капризным рекам, как Сырдарья и Амударья.

Манёвренность парохода, изготовленного в 1864 году бельгийской компанией Cockerill по требованию одного из первых исследователей Аральского моря, контр-адмирала Алексея Ивановича Бутакова, была очень высокой из-за установки носового руля. Дело в том, что до «Самарканда» имеющиеся в составе Аральской флотилии пароходы не удовлетворяли условиям судоходства на Сырдарье из-за глубокой осадки и слабости машин. Зная это, Алексей Иванович лично руководил проектированием парохода.
К концу июля 1866 года корпус судна был доставлен в Санкт-Петербург, откуда в августе того же года он был отправлен в Самару. Первое плавание по Сырдарье пароход совершил в 1869 году.

«Самарканд» использовался для грузопассажирских перевозок и охраны воинских коммуникаций на Сырдарье. Данные о его вооружении несколько расходятся, но известно, что на судне были 4-фунтовая нарезная пушка, 6-фунтовая карронада и 10-фунтовый медный бескаморный единорог. Экипаж судна состоял из 52-х человек.

На четвертый год своей службы «Самарканд» впервые попал в беду. Дело в том, что мелководная Сырдарья имела быстрое течение, к тому же ее русло часто менялось. Бывало, что за одну ночь река могла изменить русло, и там, где она бурлила накануне, были песок и глина. Так случилось и в навигацию 1873 года, когда «Самарканд» из-за смещения русла реки оказался буквально в луже. Пароход спас сотник Кулбай-бек, который вместе с казахами из своего аула построил плотину и прорыл канал, по нему и удалось вывести пароход на «большую воду».

«Аму-Дарья - река легенд и преданий, река, имеющая первостепенное значение для жизни целого обширного края, река, тем не менее, едва намеченная в изысканиях ученых путешественников», - писал когда-то академик живописи и талантливый писатель Николай Каразин, принявший участие в интереснейшем путешествии в составе Амударьинской научной экспедиции. Руководить экспедицией Русского географического общества поручили полковнику Н. Г. Столетову. И здесь, надо сказать, особую ставку сделали на удобный для прохождения по капризным рекам Средней Азии пароход «Самарканд».

«Мы приближались к устью великой реки среднеазиатского мира, - напишет позже в своих путевых заметках Н. Каразин, в которых он не раз упомянет «Самарканд». - Эта близость наглядно выразилась в изменении цвета воды, окружавшей наш пароход. Прелестно-изумрудный цвет прозрачных морских волн, сменился – глинисто-желтым, мутным… Собственно, Аму-Дарья не доходит до Аральского моря, по крайней мере, на 300 верст. Она разделяется на несколько больших рукавов, почти самостоятельных рек, имеющих даже свои собственные названия, - и эти рукава заливают своими водами громадный треугольник – знаменитую Аму-Дарьинскую дельту, исследование которой составляло цель экспедиции». И далее: «Самые важные препятствия для хорошего судоходства по протокам дельты – это мелководья и камышовые заросли. Последние достигают здесь таких размеров, о которых разве только индийские джунгли могут дать относительное понятие…»

Тем не менее, с 1876 до апреля 1877 года пароход с гордым названием совершил рейс вверх по Амударье из Петроалександровска (Турткуль, Каракалпакстан) до Чарджоу (Туркменабад, Туркменистан), став первым пароходом, добравшимся до этих мест.

В январе 1881 года легковесный «Самарканд» получил пробоину и затонул недалеко от форта Перовский (Кызылорда, Казахстан). Над поверхностью остались средняя часть левого борта с кожухом гребного колеса, дымовая труба и половина мостика. Мутные воды Сырдарьи исключали возможность работы водолазов, поэтому обычные в то время методы подъёма судна не годились. Сотник Кулбай-бек на этот раз запросил 6000 рублей. Сумма по тем временам солидная, но и Кулбай предполагал выполнить работу за 30 дней при ежедневном участии 310 человек. У начальника Аральской флотилии на руках были только 2000 рублей. Соглашение не состоялось, а ранней весной казахи отправились на кочевья.

В апреле того же года инженером А. Г. Бетхером, поднявшем некогда два турецких броненосца на Дунае во время Русско-турецкой войны, была предпринята попытка вытащить пароход. Но, увы, ни катки, ни браги со шпилями с ручным приводом не могли вытянуть корпус парохода, прочно засевшего в иле. К тому же быстрое течение реки, смывавшее мешки с песком и щиты, мешало строительству плотины. Наступили 25-градусные морозы, и работы по подъёму парохода были остановлены.

В 1882 году была предпринята вторая попытка по поднятию парохода с привлечением трехсот матросов, двух барж и парохода «Сырдарья». Однако из-за небывалого весеннего половодья плотину просто унесло течением, и от работ по подъёму парохода пришлось отказаться.

«Самарканд» был исключен из списков судов флота во время упразднения Аральской флотилии в 1883 году. Так закончилась славная история железного покорителя Амударьи.

Пароход «Самарканд», реконструкция И. И. Черникова.