Без родины гл. 23

Виталий Поршнев
                ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ.

    Просыпаюсь я от звука работающего телевизора. Будильник на подоконнике   показывает, что  прошло шесть часов. Мне становится стыдно:  я нарушил обещание, данное Юрию Петровичу. Не вышел на работу. Надеюсь, он не рассердится!

  Я смотрю, кто у меня. Майор! Он сидит на стуле и  с задумчивым выражением лица  слушает новостную программу.  Вертит пальцами  портмоне, которое  я с таким трудом добыл.  Похоже,   в  женской схватке победила Валентина. Никогда не подумал бы!

– З–здравствуйте! – говорю я, – а почему вы не у  начальства с докладом? Я бы на вашем месте поторопился, а то орден  прокуратуре  отдадут!

Майор пристально смотрит мне в глаза, пытаясь смутить, однако, не добившись своего,  говорит:

– Здравствуйте, Россланов! Докладывать нечего. У нас письмо, содержание которого мне  непонятно, хотя  переведено  хорошим специалистом. И ключ,  неизвестно, от чего. Может быть, вы поможете?

– Давайте, – легко соглашаюсь я  и беру у майора копию письма с подстрочником. Мне  интересно, что в нем. Ведь  я из–за него столько  рисковал!

  После   изучения текста  я с усмешкой говорю:

–    Вам на русском языке   написали значение каждого слова. Это неверный подход! Здесь   аллегорические стихи. Чтобы  передать  смысл, нужен  двуязычный поэт.  В стихотворном варианте  вы поймете.

– Я знаю, переводчик  так и сказал. Однако в прокуратуре утверждают, что искать не нужно,  ты – этот поэт! –  говорит майор.

– Для равнозначного произведения, учитывая объем, мне работать с месяц. Пожалуй, я  по-простому  расскажу, что вам необходимо  знать.

– Попробуй – соглашается майор.

–  Ваш переводчик не знает историю моей родины.  Ее  этнос состоит из  двух частей:  сельских жителей юга  и горожан  севера. Первые дополняют общую  веру  книгой  малого пророка, а вторые придерживаются канона традиционной религии.  Так возникли различия  в свадебных обрядах и похоронах, что   привело к  вражде.  А в последнее время  селяне  политизировались  настолько, что уже  настаивают  на разделении республики. В письме уроженец юга и современный последователь малого пророка   с сектантской фанатичностью призывает к  религиозной войне, которая должна продолжаться,  пока  северяне не поменяют обычаи.   После отъезда русских промышленность севера  встала,  а  простым чабанам  нахлебники севера в тягость! Теперь, что касается сейфового  ключа. В тексте особым поэтическим приемом сообщается  адрес банка  в старой части города. А  под видом имени девушки, возлюбленной поэта,  приводится  название финансового учреждения – «Арзу», что означает «Мечта». Есть даже фамилия управляющего, к которому следует подойти. Пошлите гонца  в город,  и узнайте, что существенного, помимо наставлений, оставил  своим последователям автор письма.  Если   деньги, то, по-моему, следует сделать так, чтобы  их не потратили  на терроризм!

    Потеряв  интерес к этой  истории, которая,  как мне казалось, должна  быть занятнее, я  подсаживаюсь к столу  и беру оставленные Валентиной сухари. Майор с любопытством наблюдает,  с каким  удовольствием  я  ем, а затем спрашивает:

– А ты, не хочешь  поработать  этим гонцом?

– Да вы что? С ума сошли? Меня  убьют! – чуть не подавившись,  с возмущением говорю я, – там борьба за власть нешуточная! В  Москве ждут делегацию,  заключать новый межправительственный договор.  Началась свара, кто будет представлять республику. Претендовали селяне. Так городские   заставили их кровью умыться, штабелями в могилу клали! 

–  А ты откуда  такие подробности знаешь? –  настороженно спрашивает майор.

– Да звонил,  кое – кому  в город!

–  К кому? – взгляд собеседника становится невыносимо колючим.

– Другу детства. Что вы так смотрите на меня?

–  Думаю, почему чистильщики сейчас появились. Почему убрали Мовлади с Удугом, почему пришли к тебе. Кто твой друг?

–  В республиканских «органах» работает. – Упавшим голосом говорю я.

– Теперь понятно, почему появились профессионалы  высокого класса. Двигались быстро,  стреляли   метко!

–  Да, метко! Вы же тут сидите! И прокурор уцелел! –  я пытаюсь оспорить утверждение  майора, между строк утверждающего, что причиной ночных событий был мой звонок.

– Прокурора  подстрелил идиот Павел.  Он  и  сержант  в темноте перед общежитием такую пальбу открыли, что  удивительно, как мы вообще выжили. А те ребята – нормально. Они не имели на нас приказа, вот и не тронули. Приходили ведь за тобой!  Расстреляли нашу служебную машину, и ушли, никто не понял, куда. Похоже, ты  у них под «колпаком».  Кто-то в твоем городе долго ждал  ясности, у кого завещание. А после твоего звонка  решил, что пора действовать. Испугался, что ты ищешь контактов и можешь передать письмо «не тем людям».

– Возможно, все было, как вы говорите!  А возможно, произошедшее  – это   лишь цепочка случайностей. Вот вы сказали: «и ушли, никто не понял, куда». А ведь   дорогу  в поселок  ГАИ перекрывало! Предположим,  «профессионалов»   прошляпили при въезде, но обратно? Выстрелы были далеко слышны!

– Какое ГАИ? – удивленно спрашивает меня майор, весь напрягшись.

– Районное. «Волга» стояла на перекрестке, а возле нее на морозе  наш  капитан прыгал  в свете фар. Он  папиросы курит, а у них огонек такой, яркий, и облако дыма густое, как от «козьей ножки». Я еще подумал – по манере курить его за версту узнать можно!

  Майор с минуту размышляет, а затем говорит:

– Очень интересную информацию ты  подбросил мне, очень. У меня и раньше в голове некоторые факты крутились, а теперь… смотри, Россланов, если сочиняешь!

– Чтоб мне  никогда  котлет не видать! – озвучиваю я свою самую страшную клятву.

  Майор смеется, а затем возвращается к предыдущей теме:

– Так как, поработать гонцом?  Парень ты отчаянный, и город  знаешь, как свои пять пальцев! Отрастишь бороду,  дадим тебе  паспорт с подходящей фамилией. Тебе  же не диверсионной работой  заниматься! Прилетишь, опустошишь  ячейку,  и обратно! Это ж в твоих интересах! А иначе, пока вопрос открыт,  будешь трястись от каждого чиха и ждать следующих  «гостей».

–  Я всегда чувствовал,  что  вы строите в отношении  меня  далеко идущие планы! Не–а, даже не уговаривайте! Я занят, жениться собираюсь. У меня невест куча мала, а мне даже разобраться с ними некогда!

– Ну вот, как раз кстати! Десять процентов  положишь на свой счет. А по моим данным, там не только на свадьбу хватит. Телефонный заводик себе купишь!

–  У вас для таких заданий должны быть специально обученные люди.   Я  не смогу сохранить инкогнито.  Там моя родина,  мой дом.  Еще раз уехать оттуда не в моих силах. К тому же, если в ячейке нет ничего, я буду рисковать напрасно. Оно того не стоит! Не–а, не хочу заводик. Желаю спокойно  прожить до пенсии в  Калужской телефонной глуши.  А вы  придумайте способ, как меня защитить!

– Ладно, подумаю! – говорит майор, поднимаясь, –  но сперва я узнаю, чем у нас в ГАИ занимаются!

    На следующее утро, чисто выбритый, в отутюженной Валентиной одежде, я сижу в кресле главного инженера, и  наслаждаюсь  горячим кофейным напитком из запасов Юрия Петровича. Передо мной сидит Эмма Николаевна, пожилая женщина – врач, выгнавшая меня из больницы. Пытаясь угадать мое  настроение, она с напряжением наблюдает, как я рассматриваю  схему кабельного района  и думаю,  буду ли устанавливать ей телефон. Входит участковый монтер, начинает долго и путано объяснять мне, почему многоквартирный дом, в котором проживает Эмма Николаева, до сих пор  не телефонизирован.  Я обещаю женщине разобраться позже, и изгоняю из кабинета обоих.

    Однако их тут же заменяет Андрей, которому для работы срочно нужна специальная заглушка в невообразимом количестве. Я подписываю накладную на склад, и он, буркнув «спасибо», отправляется получать. Едва я протягиваю руку к остывающей чашке, наш секретарь, Ольга, приносит мне толстые альбомы и говорит, что  я должен составить требование  на расходные материалы за месяц. Тяжко вздохнув, я достаю специальные бланки.

  Вскоре бумаготворчество  страшно надоедает, и мне кажется, что  кабинет я занимаю  тысячу лет и буду погребен здесь в пыли. Поэтому, когда звонит Евгения, я радуюсь ей необычайно.

 – Гриша, ты представить себе не можешь, как мне в прокуратуре надоело!

– Да нет,  вот это  я как раз могу, – грустно отвечаю я.

– Почитай стихи, немножечко! – просит она.

  Я читаю Пушкина  в собственном переводе на фарси. Евгения привычно хлюпает носом уже после нескольких строчек. По окончании она признается мне, что от моего голоса впадает в  состояние «измененного сознания», и  готова  ради меня  на все. Спрашивает, не хочу ли я в перерыв пообедать  вместе с ней в  комнате «наверху». Я отвечаю, что, если она хочет вкусить кипятку, никаких проблем, а  больше у меня ничего нет. Евгения смеется и кладет трубку.

  Когда наступает время обеда,  ко мне в комнату  входят:  Евгения, Валентина, и… Павел! Евгения по-хозяйски целует меня в щеку, усаживается на диван,  и,  определенно хвастая, достает дорогие сигареты. Валя стеснительно касается губами другой щеки и оглядывается на Евгению. Та грозит ей пальцем. Валентина, покраснев, отнимает у Павла сумки  и отправляет его за дверь. Евгения расстегивает форменное пальто, поправляет новенькую  форму  и  ремень, на котором красуется свежая кобура с пистолетом.  С опаской глянув на нее,   Валентина открывает сумку и достает продукты,  вид которых вызывает у меня больше эмоций, чем все женщины мира.

– С сегодняшнего дня я на время болезни заменяю прокурора района, – говорит Евгения, и   с деловитым видом чиркает спичкой.

– Я уже  это понял, Евгения… – я  подобострастно смотрю на нее.

– Константиновна! –  прикуривая, подсказывает она, явно годясь собой.

– Константиновна, –  с ехидцей повторяю я, и задаю вопрос, – а чего вы, любезнейшая, Павла из прокуратуры не выгоните?

– А он у меня в денщиках! Я от этого страшно кайфую! – говорит она и мстительно улыбается.

– И кто  помог тебе так продвинуться? – интересуюсь я, принимая от Валентины кусок хлеба с лучком.

– Наш секретный майор, кто еще! – отвечает Евгения.

–  А ему подполковника еще не дали? – спрашиваю я.

– А он, может, и не майор вовсе. Он, может, генерал. Кто знает? Хотя,  какая разница, неважно! Важно, какие у него возможности! А возможности у него о–го–го! Обещал, если мы будем  выполнять его задания, в Калугу на повышение я пойду, а не Сережка!

– Кто это – мы? И какие задания? – у меня вдруг, что бывает нечасто,  пропадает аппетит.

– Ты кушай, кушай! – гладит меня по голове, как ребенка, Валя, и пододвигает бледный чай, размешивая сахар ложкой.

– Мы – это все мы, и ты в том числе! –  заявляет Евгения, – а первое задание я тебе сейчас расскажу, за этим и приехали!

– Ты кушай, кушай! –  говорит Валентина и вытирает стол у моего локтя полотенцем.

– Можешь не рассказывать! Я все равно ничего делать не буду! –  твердо возражаю я.

– Будешь, когда узнаешь, какое! Тебе надо пойти в ГАИ, к капитану, с просьбой продлить временную регистрацию автомобиля. Он с тебя, чем берет? –  спрашивает Евгения,  глазами  напоминая Сергея Николаевича.

– Талонами на водку. – Слегка спасовав от ее прокурорского тона, отвечаю я.

– Очень хорошо!  Талоны  положишь  из портмоне, – она кладет наш трофей на стол, – и доставая, как бы невзначай покажешь  капитану ключ и письмо. Потренируйся, чтобы  было естественней. Потом пригласишь его отметить твое  назначение  в Обнинском ресторане «Березка». Он согласится, я уверена. Менты халяву любят!

– А что дальше? – спрашиваю я.

– Посмотрим, что он будет делать. Скорей всего, выйдет на связь с теми, кто приезжал по твою душу  в Дальний. Скажет им, чтобы они подъехали за тобой к ресторану.  Там мы их и сцапаем! – уверенно произносит Евгения.

– Не–а, не пойдет! – возмущаюсь я, – зачем мне играть с огнем? Я человек мирной профессии.  Даже если вы будете откармливать меня своими прокурорскими  пайками  месяц, я все равно не соглашусь!  Эти люди под  вашим носом  двух чабанов убили, а вы до сих пор не знаете, кто они! Разве вы можете обеспечить чью-нибудь безопасность?

–  В поселке  они  ушли, потому что наши между собой стрелялись. А теперь мы будем готовы их «принять». Все пройдет отлично! Валентина с тобой пойдет, как твоя невеста. Мне нельзя, меня капитан хорошо знает. – С сожалением  говорит Евгения.

– А ты что  будешь делать? – недовольно спрашиваю я.

–  Если в ресторане не сложится, я буду оберегать тебя после,  этой ночью! – многозначительно говорит Евгения, закидывает ногу на ногу и победоносно смотрит на Валентину, которая краснеет, но взгляд Евгении выдерживает. У дам начинается дуэль взглядами.  Осторожно кашлянув, я спрашиваю:

– Девушки, если у вас все  хорошо спланировано, может быть, вы и без меня справитесь?

– Не справимся, не дури! – говорит Евгения, оставив Валентину в покое, – лучше послушай свою  выгоду!  Если чурки клюнут, и все пройдет успешно, мы устраним  смертельную угрозу  в твой адрес. Кроме того, в доме, что достраивает твой друг Сашка,  ты получишь однокомнатную квартиру. Такое в нашем районе редко бывает, соглашайся.

– И как вы это провернете? – удивляюсь я, – конфискуете жилье у несчастных заводчан и отдадите мне?

– Нет. По договору между жилищным кооперативом и администрацией района пять квартир уходит в район. Их распределят между специалистами различных служб. Продаж «Москвич»,  деньги внесешь в кассу  кооператива,  а затем официально телефонизируешь их  дом. Тебе   на общем собрании еще и благодарность за это вынесут.

–  Мне не нравится ваш замысел. К тому же машина  очень нужна, я не хочу с ней расставаться! – возражаю я.

– Тогда будешь проводить телефоны жильцам по долгу службы, упрямец ты наш! – смеется Евгения.

– Соглашайся, Григорий Алексеевич! – тихо говорит Валентина, придвинувшись ко  мне, однако не настолько  близко, чтобы Евгения Константиновна занервничала, –  мы кредит в банке возьмем, свой диванчик купим, телевизор, холодильник, квартирку всю–всю обставим!

– Соглашаюсь, – говорю я, подделываясь под ее манеру произносить слова, – соглашаюсь!  Но  пока у меня денег  на кабак нет! Придется майору спецсредства выписывать!  Телефонные инженеры тоже   халяву любят!

Евгения одобрительно хлопает в ладоши, и, подхватив Валю  железной хваткой, направляется к выходу.

– Э–э, бабы, вы куда? А кто меня в районное ГАИ повезет?

– Сашку попроси, пусть подкинет, – бросает  через плечо Евгения, – нам некогда, перед походом в ресторан нужно  многое успеть!.