Дорогами жизни Гл. 12 Часть 9 Письма бабы Веры

Дудко 3
Нет фотографий последних 15-и лет жизни Веры Николаевны.
Этот снимок сделан во время приезда Стэллы, Олега и Виктора
в Полонное в  1990 году на ВОСЬМИДЕСЯТИЛЕТИЕ В. Н.



  ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

  ГЛАВА 12   1985 год

  ЧАСТЬ  9   ПИСЬМА  БАБЫ  ВЕРЫ   


  Письмо в Москву из Полонного.
 
  8.01.85 г. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ ВИТЯ И ИРА!

  Получила вашу поздравительную открытку. Спасибо. Рады за вас, что у вас всё хорошо: вы, дети и внуки здоровы, и около вас. Дима растёт, по - видимому, богатырём. Людочка, наверное, не отстаёт от него.

  А у нас всё по-старому, правда, не совсем. Сегодня был звонок из Берлина. Едет в отпуск Костя с Ванечкой. Рита поедет их встречать в Киев. Наташа осталась в Берлине. Она работает в музее капитуляции экскурсоводом. Работа ей нравится. Музей посещают генералы, адмиралы, герои Советского Союза, туристы из разных стран и т.д.

  Теперь о главном. Моё зрение катастрофически падает. Левый глаз абсолютно не видит (и это произошло неожиданно даже для врачей), правый ещё немного видит. Но, если и он закроется - я буду слепой. Так вот, необходимо проконсультироваться у ваших специалистов. Я знаю, что у вас нет знакомых врачей, но у Зои есть хорошая знакомая, Галина Константиновна Новикова. Её телефон 311 - 50 - 01. Адрес: - "Сумской проезд, дом 8, корпус 2, кв. 111. Надо связаться с ней, и она расскажет, что надо делать. Результаты, пожалуйста, сообщите мне быстрее. Сама она работает в клинике, где удаляют лишь раковые опухоли, а операции по удалению катаракты не делают, но она скажет, что надо делать.

  Я знаю, что Витя в таких вопросах беспомощен, поэтому прошу тебя, Ира, принять участие в этом. Пока всё. Буду ждать вашего письма или звонка.

  Сначала надо проконсультироваться, а потом уже хлопотать об операции.
  Перед отъездом из Каменца я была у окулиста. Он сказал, что катаракта уже созрела, что можно уже бы делать операцию. Но у меня ещё обнаружены желтые пятна, и они бессильны помочь мне на месте.

  Целую и обнимаю всех: Витю, Иру, Элю, Олега, Таню, Диму, Людочку.
  Привет от Риты и Анатолия Прокопьевича.

   Ваша МАМА, БАБУШКА, ПРОБАБУШКА И РИТА.



 
  Письмо в Москву из Полонного
 
  14.02.85 г. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ ЭЛОЧКА И ЛЮДОЧКА!

  Большое спасибо за письмо, которое очень порадовало меня.

  Радостно, что у тебя растёт хорошенькая дочурка. Вполне понимаю тебя. Конечно, с ребёнком много хлопот, но эти хлопоты приносят и радость. Ты молодец, что не бросила учёбу. Вспоминаю и свою молодость: я училась, имея двух маленьких детей. А когда мы из Ташкента переехали в Фергану, то не было квартиры. Временно жили в конторе. Анатолий уехал в длительную командировку, и я должна была уходить из конторы с годовалым ребёнком на руках, и с 8 часов утра бродить по городу до 6 вечера. Вот всё это прошло. Прости, что делюсь с тобой воспоминаниями. А о твоём ворчании не может быть никакого разговора. Я обо всём этом не помню. Лучше поговорим о Людочке. Какого числа она родилась? Как она развивается? Сколько теперь весит? Как она спит? Через сколько часов её кормишь? Не волнуйся, что она растёт на смесях. Сколько прекрасных детей выросло на смесях.
  Мы живём по-старому. Рита много работает. А у меня плохо со зрением. У нас была новость. 10 января приехал Костя с Ванечкой в отпуск. Наташа осталась на работе в Берлине. Она работает в военном музее капитуляции экскурсоводом, под начальством майора. Оставить Ванечку у себя не решились. Уж очень я не надёжный элемент, а Рита уходит на работу в 8-30 и приходит в 7 вечера. Костя обещал устроить его в немецкие ясли. Но удастся ли ему это? А до этого его смотрела соседка.

  Приезжала из Николаева сваха, т.е. мать Кости. Погостила у нас 2 дня. Поиграла с внуком. На словах хотела забрать его в Николаев.


  Костя хорошо смотрел за Ванечкой. Кормил его, укладывал его спать, гулял с ним, кормил его, садил на горшок и т.д. Ванечка - очень подвижный мальчик, и всё понимает, но говорит немного.

  Уехали они 30 января. Рита провожала их в Киев. Они поехали поездом туристическим: Киев - Берлин. В купе оказались негры. Но Ванечка не испугался их, а приветствовал их возгласом - "Дяди!" Как они доехали, неизвестно. Пока ничего не пишут и не звонят, хотя у них есть дома телефон, и рабочий телефон у Наташи. Вот такие у нас дела. В отношении своего зрения пока не решила.

  Передай Ире спасибо за её обстоятельное письмо. Скоро я ей напишу сама. Пока всё. Крепко обнимаю и целую тебя и Людочку. Пришли с неё фото.

   Ваша БАБУШКА И ПРОБАБУШКА.

  Большой привет от нас всех Вите, Ире, Юре, Степановым. Пишите. Очень жду ответа. Хотя бы пару слов.


 
 
 Письмо в Москву из Полонного.
 
  25.02.85 г. ДОРОГИЕ НАШИ ВИТЯ, ИРА, ЭЛЯ И  ЛЮДОЧКА, ЗДРАВСТВУЙТЕ!

  Давно собиралась ответить вам на твоё, Ира обстоятельное письмо, но по разным причинам откладывала. То Костя с Ванечкой были почти три недели, то болел Анатолий Прокопьевич. И сейчас он лежит уже третью неделю в больнице с обострением 12-и перстной кишки. Улучшения нет, и его направляют в Хмельницкий на обследование, где есть японский аппарат.

  В письме вы пишете, что по словам Г.К. - катаракта, это одна из самых лёгких операций. Её делают везде так же просто, как аппендицит. Да, в Полоном делают аппендицит, но катаракту - нет. Это во-первых. А во-вторых, это тоже очень болезненно, как и аппендицит, это я по себе знаю, но не в этом дело. Главное, после операционный период затяжной. В нашем доме сестра председателя горсовета сделала операцию по знакомству в Хмельницком, так что, с её слов я всё ясно представляю.

  Рита работает с 8-30 утра до 6-7 вечера, В этот вечерний час здесь в поликлинике нет уже окулиста. Он же - зав. Поликлиникой. Сама же я не могу. Ждём тепла. Сначала покажусь местному окулисту. Что он посоветует. А на консультацию к Галине Константиновне мне обязательно надо попасть, т.к. у меня три болезни глаза, и поэтому в Каменце сказали, что помочь мне не могут. Короче: в середине марта я должна попасть к вам на консультацию, а потом прояснится вопрос и с операцией. Поеду одна, а там попрошу встретить меня. Это мой план, А как будет в действительности, не знаю. Стало сильно тревожить сердце.

  Вы пишете, что у вас долг до трёх тысяч. Я понимаю ваше стеснённое положение, и постараюсь не обременять вас. Поживу 2-3 дня. Кроме того, хочется посмотреть и Людочку. Как она и Димочка развиваются? Как ваше и всех здоровье? Эля молодец! Не бросила учёбу. В своё время я тоже училась с маленькими детьми.

  Как отметили вы пятидесятилетие Иры, новоселье Олега и Тани? Как здоровье Степановых? У меня был уже дважды приступ поджелудочной железы.

  Да, старость - это одни болезни.

  Получили письмо от Наташи. Ванечка ходит в немецкие ясли. Месяц они были на очереди. Принимают Ваню в яслях очень хорошо. В группе 15 человек. Идут к 7-и часам утра, а забирают в 5 вечера. Кушают три раза в день. В группе очень тепло, много игрушек, а главное, хороший уход. Наташа продолжает работать экскурсоводом в музее капитуляции. Её начальник - майор, предложил ей писать работу ко дню Победы по материалам музея. Не знаю, как ей удастся. Кругом одна: топить печи, отводить и забирать Ванечку, готовить кушать, стирать... Ещё в Каменце Учёный Совет рекомендовал ей использовать для будущей диссертации материалы этого музея, говоря, что там есть такие материалы, каких нет даже в Москве.

  Но вряд ли у неё будут условия для работы. Костю вызвали в часть на пять дней раньше срока, и сейчас он уехал на несколько дней, и вообще, он часто отлучается. В музее 20 залов. Это здание бывшего военного училища для высших немецких чинов. Ко дню Победы работы очень прибавляется в музее.

  Пока всё. Надо было бы собрать семейный совет, но не из кого: я и Рита - вот мы и решили, нужна консультация Г.К., а там видно будет.

  Целуем и обнимаем всех вас.

  Ваша МАМА - БАБУШКА - ПРОБАБУШКА И РИТА - ТЁТЯ РИТА.

  Пишите, ждём ответа. Передайте тёплый привет Олегу, Тане, Степановым. Ещё раз, Ира, спасибо тебе за обстоятельное письмо, и всем вам спасибо, что вы не бросаете меня в такой тяжёлый момент. Слепота - это ужас.

  Сейчас вся нагрузка идёт у меня на правый глаз, а он тоже стал видеть всё хуже. М.Б. и не дотяну до...



  Письмо в Москву из Полонного.
 
  19. 06. 85 г. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ МОИ!

  Как вы живёте? Как здоровье и самочувствие? Как и где будете проводить отпуск?

  Вы мне звонили после разговора с Володей Плешаковым.

  14-го июня мне исполнилось 75 лет. Юбилей мой не был отмечен. Я была очень больна, и одинока. Правда, я получила поздравительные телеграммы от Риты, Наташи, Кости и от вас. Большое спасибо.

  Сейчас я нахожусь в Полоном. Приехала сегодня, 19-го июня, т.к. неожиданно приехала на пару дней из Берлина Наташа. Она привезла Ванечку, и оставила здесь до их отпуска, т.к. ему там климат не подходит (часто болеет бронхитом), и Наташа месяцами лежала с ним в госпитале.

  У Риты отпуск с 1-го июля (шли экзамены, которые она принимала), а поэтому мне спешно пришлось приехать в Полонное. Т.О. Рита третий год не знает отпуска. Мне надо побыть в Каменец-Подольском, но как оставить Риту с малышом? Ей даже на базар нельзя сходить будет? А ехать в Каменец нужно. Вот такие у нас проблемы.

  Прошлый год Наташа прожила здесь 3 месяца, а в этом году её не отпускают с работы. Здоровье моё всё ухудшается. Левый глаз закрылся, а правый часто воспаляется. Появилась и новая болезнь - грибок на языке. Начала проходить курс лечения, но не закончила. Вот такие не радостные дела.

  У Риты всё по-старому. Кругом одна. А как дела у вас? Как растут внуки: Людочка и Димочка? Где сейчас живёт Эля? И, вообще, что у вас нового? Как Олег? Почему не пишете и не звоните? Я понимаю, что у вас свои проблемы, но черкнуть пару слов или позвонить можно, чтобы потом не жалеть.

  Слышала, что юбилей у Иры прошёл замечательно. Это хорошо.

  Ещё раз извиняюсь, что побеспокоила вас своим звонком и этим письмом. Повторяю, что к этому меня побудил разговор с зав. Собесом и председателем горисполкома. Очень хорошо, что вы с детьми живёте в одном городе, и они имеют квартиры с удобствами. Не то, что у нас - все разбросаны по разным городам. Не могу простить себе, что в своё время не оставила Риту в Каменце. Он всё же лучше, чем Полонное. Никто не подсказал мне. Спросила Зою, а она ответила: - "Мы все начинали с района, потом будут в городе". А своих детей она оставила в Минске. Теперь, конечно, поздно об этом говорить. А в то время я пользовалась большим авторитетом, даже у зав. Облоно (он восхищался моими уроками). Надо было хлопотать.

  В нашем доме я теперь самая неустроенная. Женя получила отличную квартиру, с удобствами, в центре города. Она писала к 27-му съезду. И в течение недели ей дали квартиру. Я рада за неё, но для меня стало хуже. Лиля тоже получила прекрасную 2-х комнатную квартиру, через два квартала, в новом доме, построенном по чешскому проекту. Ольга осталась здесь, но и ей отделали квартиру, как куколку. Наташа Плешакова сделала очень хороший ремонт Маргарите Николаевне: побелка, оклеила обоями, покрасила двери, окна и т.д.

  Володя Плешаков купил матери цветной телевизор в спальню. Мне жаль Володю: у него слабое здоровье. Прошлый год ему вырезали опухоль на груди, а теперь, весной, на руке. И всё же он добрый.

  Пока всё. Целую. Привет всем.

                МАМА.

  Из всех моих знакомых учителей - коллег, только я живу в неблагоустроенной квартире. Из-за слабого здоровья даже побелить и покрасить, т.е. немного приукрасить свою берлогу не могу. Меняться никто не хочет, трудно с топливом.

  Сама не знаю, зачем вам всё это пишу. Вряд ли вам это интересно.

  А подарка не надо. Я всем наврала, что вы мне подарили к 75-летию. Да, вы и не знаете, в чём я нуждаюсь остро.

  Жаль Риту: её предал отец, муж первый, и у неё куча болезней. И три года фактически без отпуска. Оля, сестра Кости, вышла замуж. 22-го августа была свадьба.

  Из Кишенёва Кандаловым пришла ответная телеграмма от Нади: "Живы, здоровы. Только трещина на потолке и на стенах".

  Каждый день подхожу к почтовому ящику, а он пуст. Вы даже не поставили меня в известие, что едите в Брест, на дачу. А вдруг, со мной что-то случилось? Рите писать тоже некогда. На руках маленький больной ребёнок и муж.

  Только и получила письмо от Наташи и из Фрунзе от Иры (помните её).
 
  Но пока всё. Всего доброго! Целую.

   Ваша МАМА. БАБУШКА, ПРОБАБУШКА.

  Привет от Риты и А.П., а Людочке и Димочке особый привет от Ванечки. Пишите, звоните. Жду.