Мои мальчишеские игры
Вырос я в небольшом городке Алатырь, чьи деревянные домики и обсаженные деревьями зелёные улицы привольно раскинулись по косогорам огромного увала, возвышающегося между долинами реки Сура и впадающей в неё речки Алатырь. Кроме трёх мощёных булыжником главных улиц все остальные поросли травой, с пыльными летом и грязными осенью дорогами, со следами колёс телег и шин грузовых автомобилей, изредка проезжающим по ним. Некоторые улицы, особенно заканчивающиеся тупиком, пустырём, луговиной или выходящие в поле, имели достаточно ровные участки, вполне пригодные для подвижных мальчишеских игр, позволяя окрестным ребятам использовать их вместо стадионных полей в большом городе.
Играли в футбол, волейбол, городки, прятки и другие игры, позволяющие проявить свои физические возможности и показать, на что способен каждый, не считая лыжных соревнований, катания на коньках и речных забав. В общем, игры на улице были основным времяпрепровождением для большинства ребят после учёбы в школе и выполнения домашних обязанностей.
После окончания института в 1966 году я получил направление на работу в Москву и остался жить в этом огромном городе, хотя ещё много десятков лет продолжал летом приезжать в город своего детства и юности.
Алатырь постепенно менялся: появились асфальтированные улицы, многоэтажные дома из кирпича и бетона, дом культуры, здания детских спортивных школ, что придало ему черты современного города. Однако в целом он остался патриархальным городком, с теми же застроенными деревянными домами улочками, позволяющими детям проводить досуг на свежем воздухе. Конечно, Москва, с её закованными в асфальт и бетон дворами, улицами и площадями, мало располагает к подвижным детским играм возле многоэтажных громадин домов, предоставляя для этих целей спортзалы в школах, на стадионах, а также площадки в зонах отдыха и в парках. Поэтому не удивительно, что, пожалуй, кроме футбола, никаких детских игр на улицах Москвы видеть мне не приходилось. Однако, к сожалению, и на Алатырских улицах играющих детей в последнее время практически не стало. Почти все детские игры ушли в виртуальное пространство, заставляя ребят часами сидеть у компьютеров, изменяя их психику и разрушая здоровье! Мне кажется, что пройдёт ещё немного времени, и о тех играх, в которые играли наши послевоенные поколения в небольших городах, сёлах и деревнях, просто забудут!
Поэтому я решил рассказать о наиболее популярных уличных играх пятидесятых- шестидесятых годов, со слабой надеждой, что некоторые из них, в том или ином виде, будут использованы при организации детского отдыха на лоне природы.
"Клёк"
Деревянный цилиндр (клёк), высотой где-то сантиметров тринадцать и диаметром три-четыре сантиметра, сделанный из дерева прочной породы, ставился в центр обозначенной чем-либо квадратной площадки, размером примерно метр на метр. На расстоянии шести метров от квадрата проводилась линия, а за ней, ещё через четыре метра, вторая. С помощью какой-либо "считалки" определялся первый водящий, который располагался сбоку от площадки с клёком. Водящий не должен был выходить за коридор ограничительных линий, образованных продолжением передней и задней сторон площадки.
Игроки с деревянными битами, представлявшими собой деревянные дубинки различного диаметра и длины, сделанные обычно ими же, стояли на дальней отметке для бросков. Каждый игрок, по очереди, бросал биту, стараясь попасть точно в клёк. После броска бита оставалась лежать на земле за площадкой, и задачей играющих было добежать до неё, взять в руки и после этого вернуться на исходную позицию. Бежать за своей битой можно было только тогда, когда клёк бывал выбит кем-нибудь за пределы площадки..
Бежать за битой можно было в два приёма. Сначала добежать до полосы, являющейся, местоположением водящего игрока, и там ждать, когда клёк будет выбит с площадки снова, а уж потом бежать дальше. Таким же путём можно было и возвращаться с поднятой с земли битой.
Последний из бьющих игроков, бросал биту с шестиметровой отметки и назывался “Выручалой”. “Выручалу” игроки должны были выбрать в самом начале игровой партии путём голосования.
Водящий ждал момента, когда клёк будет сбит. Его задачей было добежать до клёка, схватить его и снова поставить на место с криком: "Клёк!". При этом возгласе все бегущие должны были остановиться. Тот из ребят, не считая стоявших на полосе водящего, кто в этот момент находился от места, откуда бросали биты, дальше всех и становится водящим.
Если "Выручала" промахивался и бить по клёку было некому, то водящий брал клёк в руку и старался попасть им в чью-либо лежащую на земле после броска биту. Если он попадал, то владелец биты становился водящим, а если не попадал, то водил снова.
Вариацией игры в “клёк” была игра в “попа-гонялу”. Только в ней деревянный цилиндр (городок) не возвращался на первоначальное место, а ставился там, куда он упал после удара битой. Следующий бросок производился от самой ближней к нему биты, дальше которой он пролетел, и а если такой биты не было, то с места начала игры. Играли в эту игру на уличной дороге, гоня городок вдоль неё. Так продолжалось до тех пор, пока все биты не оказывались лежащими дальше городка. Тогда каждый хватал свою биту, водящий – городок, и все дружно, наперегонки, мчались к месту начала игры. Кто прибегал последним, тот становился водящим на следующую игру или наказывался каким-либо действием, например, бегал несколько кругов по двору на четвереньках или прыгал на одной ноге.
"Муха"
В этом случае вместо городка в землю вбивали толстый, крепкий, деревянный кол, на край которого, со стороны, противоположной от бьющих игроков, цепляли "муху", которая представляла собой чурку, шириной около шести сантиметров и длиной около десяти сантиметров, две трети которой на половину толщины срезали, образуя ступеньку для навески на край кола. При попадании биты в кол, чурка, как камень из катапульты, летела по воздуху на большое расстояние. При этом водящий мог фуражкой ловить муху при её взлете с кола. Однако, если бросок оказывался неудачным, и "муха" падала в пределах площадки, то этот игрок становился водящим, а прежний водящий переходил в число игроков, бросающих биту. Все остальные правила были такие же, как и в игре “клёк”.
Весной, как только первой просыхала земля на валу между оврагами, которые шли вдоль железной дороги, всё детское население нашей улицы, включая девочек и малышей, собиралось на валу, где вместе играли в свои любимые игры. Обычно это были “классики” или “киргиз-татарин”. В “классики”, по-моему, дети, в несколько видоизмененной форме, играют и сейчас, а вот в “киргиз-татарин” – нет. Хотя, судя по названию и характеру игры, корни её лежат в глубокой древности.
"Киргиз-татарин"
В этой игре все мальчики и девочки разделялись на две равные по составу команды. Они становились в две линии друг напротив друга на расстоянии десяти-пятнадцати метров и крепко сцеплялись между членами каждой команды руками. Одна команда громко провозглашала: “Киргиз-татарин!”, вторая отвечала: “Кого вам надо?”. Первая команда после обсуждения выкрикивала имя одного из игроков цепочки, стоящей напротив. Названный игрок разбегался и пытался прорвать цепочку людей, стоящих против него. Если это удавалось, то игрок брал в свою команду любого человека из чужой команды и отводил его в свою цепь. Если же нет, то его самого ставили в цепь поймавшей его команды. Затем право запроса передавалось противоположной стороне.
Так продолжалось до тех пор, пока от одной из команд не оставался только один игрок. Такого почему-то называли "кочергой", и он, если не прорывал цепь игроков напротив, должен был понести заранее оговоренное наказание, например: зубами вытащить из земли забитый по самый край деревянный колышек или прыгать двадцать метров на одной ноге, или десять раз прокричать: "Я слабак!".
Весной на солнцепёке часть наших ребят, с участием и мальчишек из других компаний, играли в различные игры на деньги (в другое время года играть на деньги, почему-то, было не принято). Это были игры, которые назывались "Об стенку" и "Цац". Поскольку в них можно играть, заменив монеты на металлические кружки, и, установив другой способ вознаграждения победителей, то об этих играх я тоже расскажу.
"Об стенку"
Эта игра проводилась около какого-либо строения, чтобы монету можно было ударить ребром стену. В начале игры первым монету должен был ударить игрок, определённый с помощью какой-либо "считалки" или путём "выброса" пальцев рук. Для этого участники игры становились в круг, сжимали пальцы в кулак и по команде каждый разжимал их в том количестве, в каком хотел. Затем подсчитывали количество разжатых пальцев и начинали отсчитывать по часовой стрелке всю сумму, номеруя каждого стоящего в кругу. При этом заранее оговаривался мальчишка, с которого начинался отсчёт.
На ком кончался счёт, тот выходил из круга, получая соответствующий порядковый номер для участия в игре. Оставшиеся участники жеребьёвки повторяли это действие, пока не определялся последний игрок. Такой способ распределения очерёдности иногда применялся и в других играх вместо "считалки".
После удара первого игрока, следующий должен был так ударить свою монету, чтобы она как можно ближе упала к монете, которая уже лежала на земле. Били все ребята по очереди, монеты с земли убирать было нельзя до завершения игры.
Расстояние до монеты, которую можно было выиграть, каждый определял сам, поставив свой большой палец на свою монету, а указательный пытаясь дотянуться до чужой. Однако право сделать это давалось строго в том порядке, в каком они били. Оставшиеся лежать нетронутыми монеты возвращались своим хозяевам, а игра повторялась снова, пока не кончались деньги у ребят, или просто всем та надоедала. Часто в эту игру играли и в школе, на перемене.
Однако основной игрой на деньги была всё-таки игра в “Цац”.
"Цац"
При этой игре металлические монеты на одинаковую сумму денег участники игры ставили стопкой на кон таким образом, что бы самая большая по размерам монета была внизу, а самая маленькая была наверху стопки. Все монеты лежали одной стороной: или орлом (там, где был изображен герб), или решкой (сторона с цифровым номиналом монеты). Участники игры с определенного расстояния метали биты, стараясь попасть в столбик монет на кону. В качестве биты использовались диски из металла, размером в самую крупную монету достоинством пять копеек, либо саму эту монету, утяжеленную слоем свинца. Когда игрок попадал битой в столбик монет и разбивал его, то он сразу же забирал все монеты, перевернувшиеся на другую сторону. Затем он ударом биты по краю какой-либо из монет, начиная с тех, что остались в стопке, пытался перевернуть их на другую сторону, и, если ему это удавалось, они перекочёвывали в его карман. Если же монета не перевёртывалась, право на удар он терял и выходил из игры, уступая место игроку, чья бита относительно кона лежала ближе. Это правило распространялось на любого игрока, чей удар не сопровождался перевертыванием монеты на противоположную сторону.
В случае, если никто не попадал в столбик монет, то право первого удара имел тот игрок, чья бита легла ближе всего к монетам.
Игра прекращалась после перевертывания всех монет, или когда все игроки потеряли право на удар. Затем мальчишки, чьи монеты оставались на земле не перевёрнутыми, забирали своё, и игра могла продолжиться снова. Тот, кто не ставил монет, выходил из игры.
Я, конечно, тоже играл в эти игры, но очень редко. Во-первых, за участие в играх такого рода меня ждало наказание дома, во-вторых, меня отталкивало от игры ожесточение её участников, впадавших в какой-то раж и становившихся просто невменяемыми, а также горькие слёзы проигравших! Я просто не хотел быть на них похожим!
Любили мы играть в игру под названием “Свой город”.
"Свой город"
Участники игры чертили на земле вокруг себя круг любого размера, лишь бы в нём можно было стоять двумя ногами. Каждый игрок держал в руках что-то вроде клюшки для игры в хоккей с мячом, а иногда просто широкую рейку или дубинку. В распоряжении водящего кроме клюшки был ещё и мячик. Задача водящего - по хоккейному загнать мяч клюшкой в какой-нибудь круг или попасть им в ногу игрока. Игроки, в свою очередь, не давали ему этого сделать и старались отбить мяч как можно дальше от себя, чтобы водящий больше бегал! Во время игры можно было выходить из круга с тем, чтобы опередить водящего и успеть ударить по мячу, однако водящий мог в это время занять освободившийся круг, и тогда водящим становился игрок, покинувший "свой" город. Игру прекращали, когда она надоедала большинству её участников.
Ну и мальчишки с нашей улицы, включая меня, играли, конечно, и в классические игры. Это были городки, беговая и круговая лапта, чижик, жучок, прятки, а также их модификация "двенадцать палочек".
"Двенадцать палочек"
В этом случае бралась достаточно длинная доска и клалась перпендикулярно на отрезок бревна. На конец доски, которая касалась земли, клали двенадцать одинакового размера палочек. Один из игроков ногой ударял по верхнему концу доски, и палочки разлетались в разные стороны. Пока водящий их собирал и возвращал всё в исходное состояние, играющие успевали спрятаться. Водящий должен был найти кого-нибудь из участников игры, выкрикнуть его имя и бежать к доске. Одновременно к доске бежал и обнаруженный мальчишка. Тот, кто добегал до доски первым, ударял её ногой и бежал прятаться, а неудачник собирал палочки и приступал к поиску участников игры!
Играли мы в “штандер”, круговую лапту, войну и, конечно, в ножички. Умение втыкать ножик в землю с любой точки тела очень ценилось среди ребят! Ну а в футбол мы играли иногда по нескольку часов подряд!
Сначала мяч у нас был самодельный, сделанный из набитой тряпками старой зимней шапки, потом - тяжелый большой резиновый мяч, и, наконец, настоящий кожаный мяч, который для начала купили нам мои родители. Затем мячи мы покупали на общественные деньги, добываемые сдачей утильсырья в приемный пункт, в основном, металлов. Играли обычно на большой луговой поляне позади нашего двора. Штангами ворот служили наши фуражки. Мяч гоняли босиком, чтобы не рвать ботинки и не травмировать ноги друг другу, но для пробития пенальти разрешалось игроку надеть ботинок на ударную ногу, для увеличения силы удара!
Обычно команды состояли из ребят с нашей улицы, но были и встречи, когда соперниками являлись мальчишки, живущие на других улицах. В этих случаях, ещё до начала матча, капитаны команд, а чаще всего лидеры мальчишеских группировок, в которые входили задействованные игроки, встречались между собой и прорабатывали условия игры.
Игра должна была состояться на нейтральном поле, равноудаленном от районов проживания игроков. Число болельщиков и запасных игроков с каждой стороны было ограничено. Каждая сторона выделяла нескольких сильных ребят для наблюдения за порядком среди болельщиков и для локализации ссор между игроками на поле. Судьи на поле не было, и поэтому о явном нарушении правил громким голосом сообщал кто-либо из игроков, его заметивших. Обычно игра останавливалась, после чего оба капитана обсуждали ситуацию, находили "правильное" решение, и игра продолжалась. Если же согласия не достигалось, приглашались "наблюдатели", которые большинством голосов определяли, было или не было нарушение правил, и все обычно с этим соглашались. Однако иногда кто-либо из игроков "обиженной" команды не выдерживал и кидался с кулаками на своего противника или на одного из наблюдателей. Если остальные члены команды не успевали его утихомирить, то завязывалась драка, к которой присоединялись и зрители. При этом, к месту драки с обеих сторон могло прибежать на помощь "своим" подкрепление из группы мальчишек, до этого скрывавшихся где-нибудь неподалёку от места проведения матча. Тогда бой фактически перерастал в сражение "улица-на-улицу", пока одна из сторон, ввиду численного или силового превосходства противника, не покидала место действия.
Происходило это достаточно редко, но, тем не менее, такой поворот в развитии событий не могла исключать ни одна сторона, участвовавшая в готовившимся матче.
Поэтому перед игрой обе команды обязательно прорабатывали способы и пути отступления, если вдруг всей командой, и с болельщиками, придётся "выходить" из драки и отходить на свою улицу. Для этого капитаном команды или лидером группировки подавался условный сигнал, по которому каждый участник драки должен был прекратить сражаться и бежать к назначенному заранее месту сбора, от которого все вместе должны были двигаться в сторону своей улицы. Отступать нужно было в определенном порядке, ведя, если потребуется, арьергардные бои силами наиболее крепких и сильных ребят, специально для этого выделенных.
Однако, обычно команду, покинувшую место встречи, не преследовали, а только презрительно свистели ей вслед.
В целом, такие встречи, как и другие совместные игры, сближали ребят с разных улиц, а потому были полезными мероприятиями!
01 июня 2017 года