Мои мальчишеские игры

Геннадий Матюшин
               
         Вырос я в небольшом городке  Алатырь, чьи  деревянные домики и обсаженные деревьями зелёные улицы привольно раскинулись по косогорам огромного увала, возвышающегося между долинами реки Сура и впадающей в неё речки Алатырь. Кроме трёх мощёных булыжником главных улиц все остальные поросли травой,  с пыльными летом и грязными осенью дорогами, со следами колёс телег и шин грузовых автомобилей, изредка проезжающим по ним.  Некоторые улицы,   особенно заканчивающиеся тупиком, пустырём, луговиной  или  выходящие  в поле, имели достаточно  ровные участки, вполне пригодные для подвижных мальчишеских игр, позволяя окрестным ребятам  использовать их  вместо стадионных полей в большом городе.
  Играли в футбол, волейбол, городки, прятки и другие игры, позволяющие проявить свои физические возможности  и показать, на что способен каждый, не считая лыжных соревнований,  катания на коньках и речных забав. В общем, игры на улице были основным времяпрепровождением  для большинства ребят после учёбы в школе и выполнения  домашних обязанностей.
  После окончания института в 1966 году я получил направление на работу в Москву и остался жить в этом огромном городе, хотя ещё много десятков лет продолжал летом приезжать в город своего детства и юности.
  Алатырь постепенно менялся: появились асфальтированные улицы, многоэтажные дома из кирпича и бетона, дом культуры, здания детских спортивных школ,  что придало ему черты современного города. Однако в целом он остался патриархальным городком, с теми же застроенными  деревянными домами улочками,  позволяющими детям проводить досуг на свежем воздухе.  Конечно, Москва, с её закованными в асфальт и бетон дворами, улицами и площадями, мало располагает к подвижным детским играм возле многоэтажных громадин домов,  предоставляя для этих целей спортзалы в школах,  на стадионах, а также  площадки в зонах отдыха и в парках. Поэтому не удивительно, что, пожалуй, кроме футбола, никаких детских игр на улицах Москвы видеть  мне не приходилось. Однако, к сожалению, и на Алатырских улицах играющих детей в последнее время практически не стало. Почти все детские игры ушли в виртуальное пространство, заставляя ребят часами сидеть у компьютеров, изменяя  их психику и разрушая здоровье! Мне кажется, что пройдёт ещё немного времени, и о тех играх, в которые играли наши послевоенные  поколения в небольших городах, сёлах и деревнях,  просто забудут! 
   Поэтому я решил рассказать о наиболее популярных  уличных играх пятидесятых- шестидесятых годов, со слабой надеждой, что некоторые из них, в том или ином виде, будут  использованы при организации детского отдыха на лоне природы.
   
            "Клёк" 

    Деревянный цилиндр (клёк), высотой где-то сантиметров тринадцать и диаметром  три-четыре сантиметра, сделанный из дерева прочной породы, ставился в центр обозначенной чем-либо квадратной площадки, размером примерно метр на метр.  На расстоянии шести метров от квадрата  проводилась линия, а за ней,  ещё через четыре метра, вторая. С помощью какой-либо "считалки" определялся первый водящий, который располагался   сбоку от площадки с клёком.  Водящий не должен был выходить за  коридор   ограничительных линий, образованных  продолжением  передней и задней сторон площадки.               
Игроки с деревянными  битами, представлявшими собой деревянные дубинки различного диаметра и длины,  сделанные обычно ими же,  стояли на дальней отметке для бросков. Каждый игрок, по очереди, бросал биту, стараясь попасть точно в клёк. После броска бита оставалась лежать на земле за  площадкой, и задачей играющих было добежать до неё, взять в руки и после этого вернуться  на исходную позицию. Бежать за своей битой можно было только тогда, когда клёк  бывал выбит кем-нибудь за пределы  площадки..
   Бежать за битой можно было в два приёма. Сначала добежать до полосы, являющейся, местоположением водящего игрока,  и там ждать, когда клёк будет  выбит с площадки снова, а уж потом бежать дальше. Таким же путём можно было и возвращаться с поднятой с земли битой.
Последний из бьющих игроков, бросал биту с шестиметровой  отметки  и назывался “Выручалой”.   “Выручалу” игроки должны были выбрать  в самом начале игровой партии путём голосования. 
    Водящий  ждал момента, когда  клёк будет сбит. Его задачей было добежать до клёка, схватить его и снова поставить  на место с криком: "Клёк!". При этом возгласе все бегущие должны были остановиться. Тот из ребят, не считая стоявших на  полосе  водящего, кто в этот момент находился от места, откуда бросали биты, дальше  всех и становится водящим.
Если "Выручала" промахивался и бить по   клёку было некому, то водящий брал  клёк в руку и старался попасть им в чью-либо лежащую на земле после броска биту. Если он попадал, то владелец биты становился водящим, а если не попадал, то водил снова.
    Вариацией  игры в “клёк” была  игра в “попа-гонялу”. Только в ней   деревянный цилиндр (городок) не возвращался  на первоначальное место, а ставился там, куда он упал после удара битой. Следующий бросок производился от самой ближней к нему биты, дальше которой он пролетел, и а если такой биты не было, то с места начала игры. Играли в эту игру на уличной дороге, гоня городок вдоль неё. Так продолжалось до тех пор, пока все биты не оказывались лежащими дальше городка. Тогда каждый хватал свою биту, водящий – городок, и все дружно, наперегонки, мчались к месту начала игры.  Кто прибегал последним, тот становился водящим на следующую игру или наказывался каким-либо действием, например, бегал несколько кругов по двору на четвереньках или прыгал на одной ноге.


           "Муха"

    В этом случае вместо городка в землю вбивали толстый, крепкий, деревянный кол, на край которого, со стороны, противоположной от бьющих игроков, цепляли "муху", которая представляла собой чурку, шириной около шести сантиметров и длиной около десяти сантиметров, две трети которой на половину толщины срезали, образуя ступеньку для навески  на край  кола. При попадании биты в кол, чурка, как камень из катапульты, летела по воздуху на большое расстояние. При этом водящий мог фуражкой ловить муху при её взлете с кола. Однако, если бросок оказывался неудачным, и "муха" падала в пределах площадки, то этот игрок становился водящим, а прежний водящий переходил в число игроков, бросающих биту.  Все остальные правила были такие же, как и в игре  “клёк”.
    Весной, как только первой просыхала земля на валу между оврагами, которые шли вдоль железной дороги, всё детское население нашей улицы, включая девочек и  малышей, собиралось на  валу, где  вместе  играли в свои любимые игры. Обычно это были “классики” или “киргиз-татарин”. В “классики”, по-моему, дети, в несколько видоизмененной форме, играют и сейчас, а вот в “киргиз-татарин” – нет. Хотя, судя по названию и характеру игры, корни её   лежат в глубокой древности.

        "Киргиз-татарин"

     В этой игре все мальчики и девочки разделялись на две равные по составу команды. Они становились в две линии друг напротив друга на расстоянии десяти-пятнадцати метров и крепко сцеплялись между членами каждой команды руками. Одна команда громко провозглашала:  “Киргиз-татарин!”, вторая отвечала:  “Кого вам надо?”. Первая команда после обсуждения выкрикивала имя одного из игроков цепочки, стоящей напротив. Названный игрок разбегался и пытался прорвать цепочку людей, стоящих против него. Если это удавалось, то игрок брал в свою команду любого человека из чужой команды и отводил его в свою цепь. Если же нет, то его  самого ставили в цепь поймавшей его команды. Затем право запроса передавалось противоположной  стороне.
    Так продолжалось до тех пор, пока от одной из команд не оставался  только один игрок.  Такого почему-то называли "кочергой", и он, если не прорывал цепь игроков напротив,  должен был понести заранее оговоренное наказание, например:   зубами вытащить из земли  забитый  по самый край деревянный колышек  или прыгать двадцать метров на одной ноге, или десять раз прокричать: "Я слабак!". 
Весной на солнцепёке часть наших ребят, с участием и мальчишек из других компаний, играли в различные игры на деньги (в другое время года играть на деньги, почему-то, было не принято). Это были  игры, которые назывались "Об стенку" и "Цац". Поскольку в них можно  играть, заменив монеты на металлические кружки, и, установив другой способ вознаграждения победителей, то об   этих играх я тоже расскажу.

          "Об стенку"

   Эта игра проводилась около  какого-либо строения, чтобы   монету можно  было ударить ребром  стену. В начале игры первым  монету должен был ударить игрок, определённый с помощью какой-либо "считалки" или путём "выброса" пальцев рук. Для этого участники игры становились в круг, сжимали пальцы в кулак и по команде каждый  разжимал их в том количестве, в каком  хотел. Затем подсчитывали количество разжатых пальцев и начинали отсчитывать по часовой стрелке  всю сумму, номеруя каждого стоящего в кругу. При этом заранее оговаривался мальчишка,  с которого начинался отсчёт.
     На ком кончался счёт, тот выходил из круга, получая соответствующий порядковый номер для участия в  игре. Оставшиеся участники жеребьёвки повторяли  это действие, пока не определялся последний игрок.  Такой способ  распределения очерёдности иногда применялся и в других играх вместо  "считалки".
     После удара первого игрока, следующий   должен был так ударить свою монету, чтобы она как можно ближе упала к   монете, которая уже лежала на земле. Били все ребята по очереди, монеты с земли убирать было нельзя до завершения игры.
Расстояние до монеты, которую можно было выиграть, каждый определял сам, поставив свой большой палец на свою монету, а указательный пытаясь дотянуться до чужой. Однако право сделать это давалось строго в том порядке, в каком  они били. Оставшиеся лежать нетронутыми  монеты   возвращались своим хозяевам,  а игра повторялась снова, пока не кончались деньги у ребят, или просто всем  та надоедала.    Часто в эту игру играли и в школе,  на перемене.
Однако основной игрой на деньги была всё-таки  игра в “Цац”.

       "Цац"

При этой игре металлические монеты на одинаковую сумму денег участники игры ставили стопкой на кон таким образом, что бы самая большая по размерам монета была внизу, а самая маленькая была наверху стопки. Все монеты лежали одной стороной:  или орлом (там, где был изображен герб), или решкой (сторона с цифровым номиналом монеты). Участники игры с определенного расстояния метали биты, стараясь попасть в столбик монет на кону. В качестве биты использовались диски из металла, размером  в самую крупную монету достоинством  пять копеек, либо саму эту монету, утяжеленную слоем свинца. Когда игрок попадал битой в столбик монет и разбивал его, то он сразу же забирал все монеты, перевернувшиеся на другую сторону. Затем он ударом  биты по краю какой-либо из  монет, начиная с тех, что остались  в стопке, пытался перевернуть их  на другую сторону, и, если ему это удавалось, они перекочёвывали в его карман. Если же   монета не перевёртывалась, право на удар он терял и выходил из игры, уступая место игроку, чья бита относительно кона лежала ближе. Это правило распространялось на любого игрока, чей удар не сопровождался перевертыванием монеты на противоположную сторону. 
      В случае, если  никто не попадал в столбик монет, то право первого удара имел тот игрок, чья бита легла ближе всего к монетам.
Игра прекращалась после перевертывания всех монет, или когда все игроки потеряли право на удар. Затем мальчишки, чьи монеты оставались на земле не перевёрнутыми, забирали своё, и игра могла продолжиться  снова.   Тот, кто не ставил монет, выходил из игры.
      Я, конечно, тоже играл в эти игры, но очень редко. Во-первых, за участие в играх такого рода меня ждало наказание дома, во-вторых, меня отталкивало от игры ожесточение её участников, впадавших в какой-то  раж и становившихся просто  невменяемыми, а также горькие слёзы проигравших! Я просто не хотел быть на них похожим!
    Любили мы играть в игру под названием “Свой город”.

          "Свой город"

     Участники игры чертили на земле вокруг себя круг любого размера, лишь бы в нём можно было стоять двумя ногами. Каждый игрок держал в руках что-то вроде клюшки для игры в хоккей с мячом, а иногда просто широкую рейку или дубинку. В распоряжении водящего кроме  клюшки  был ещё и мячик. Задача водящего  - по хоккейному  загнать мяч клюшкой в какой-нибудь  круг или попасть им в ногу игрока. Игроки, в свою очередь, не давали ему этого сделать и старались отбить мяч как можно дальше от себя, чтобы водящий больше бегал! Во время игры можно было выходить из круга с тем, чтобы опередить водящего и успеть ударить по мячу, однако  водящий  мог  в это время  занять освободившийся  круг, и тогда водящим становился игрок, покинувший "свой" город.  Игру прекращали, когда она надоедала большинству её участников.
    Ну и мальчишки с нашей улицы, включая   меня, играли, конечно, и в классические игры. Это были городки, беговая и круговая лапта, чижик, жучок, прятки, а также их модификация  "двенадцать палочек".

             "Двенадцать палочек"

     В этом случае бралась достаточно длинная доска и клалась перпендикулярно на отрезок бревна. На конец доски, которая касалась земли, клали двенадцать одинакового размера палочек. Один из игроков ногой ударял по верхнему концу доски, и палочки разлетались в разные стороны. Пока водящий их собирал и возвращал всё в исходное состояние, играющие успевали спрятаться. Водящий должен был найти кого-нибудь из участников игры, выкрикнуть его имя и бежать к доске. Одновременно к доске бежал и обнаруженный мальчишка. Тот, кто добегал до доски первым, ударял её  ногой и бежал прятаться, а неудачник собирал палочки и приступал к поиску  участников игры!
     Играли мы в “штандер”, круговую лапту,  войну и, конечно, в ножички. Умение втыкать ножик в землю с любой точки тела очень ценилось среди ребят! Ну а в футбол мы играли иногда  по нескольку часов подряд!
Сначала мяч у нас был самодельный, сделанный из набитой тряпками старой зимней шапки, потом - тяжелый большой резиновый мяч, и, наконец, настоящий кожаный мяч, который для начала купили нам мои родители. Затем мячи мы покупали на общественные деньги, добываемые сдачей  утильсырья в приемный пункт, в основном, металлов. Играли обычно на большой луговой поляне позади нашего двора. Штангами ворот служили наши фуражки. Мяч гоняли босиком, чтобы не рвать ботинки и не травмировать ноги друг другу, но для пробития пенальти разрешалось  игроку надеть ботинок на ударную ногу, для увеличения силы удара!
       Обычно команды состояли из ребят с нашей улицы, но  были и встречи, когда соперниками являлись мальчишки, живущие на других улицах.  В этих случаях, ещё до начала матча, капитаны команд, а чаще всего лидеры мальчишеских  группировок, в которые входили задействованные игроки,     встречались между собой и  прорабатывали условия игры.
      Игра должна была состояться на нейтральном поле, равноудаленном от районов проживания игроков. Число болельщиков и запасных игроков с каждой стороны было  ограничено. Каждая сторона выделяла нескольких сильных ребят для наблюдения за порядком среди болельщиков и для локализации ссор между игроками на поле. Судьи  на поле не было, и поэтому  о явном  нарушении правил громким голосом сообщал кто-либо из игроков, его заметивших. Обычно игра останавливалась, после чего оба капитана обсуждали ситуацию,   находили  "правильное" решение, и игра продолжалась. Если же согласия не достигалось, приглашались "наблюдатели", которые большинством голосов определяли, было или не было нарушение правил, и все обычно с этим соглашались.   Однако иногда кто-либо из игроков  "обиженной"   команды не выдерживал и кидался с кулаками на  своего противника или на одного из наблюдателей. Если остальные члены команды не успевали его утихомирить, то завязывалась драка, к которой присоединялись и зрители. При этом, к месту  драки с обеих сторон могло прибежать  на помощь "своим"  подкрепление из группы мальчишек, до этого скрывавшихся  где-нибудь неподалёку от места проведения матча. Тогда  бой  фактически перерастал в сражение  "улица-на-улицу", пока одна из сторон, ввиду численного или силового  превосходства  противника,  не покидала место действия.
      Происходило это достаточно редко, но, тем не менее, такой поворот в развитии событий не могла исключать ни одна сторона, участвовавшая  в  готовившимся  матче.
Поэтому перед игрой обе  команды  обязательно прорабатывали способы и пути отступления, если вдруг  всей командой, и с болельщиками, придётся  "выходить" из драки и отходить  на свою улицу. Для этого капитаном команды или лидером группировки  подавался условный  сигнал, по которому  каждый участник драки должен был прекратить сражаться и бежать к назначенному заранее месту сбора, от которого все вместе  должны были двигаться в сторону своей улицы. Отступать  нужно  было в определенном порядке,  ведя, если  потребуется, арьергардные  бои силами наиболее крепких и сильных ребят, специально для этого выделенных.
Однако, обычно команду, покинувшую место встречи, не преследовали, а только презрительно свистели ей вслед. 
      В целом, такие встречи,  как  и другие совместные игры, сближали ребят с разных улиц, а потому  были полезными мероприятиями!

                01 июня 2017 года