Ручной компАс

Игорь Ли
     Видели ли вы, дорогие мои читатели, такую вещь как ручной компАс? Именно ручной а не наручный. Вот как? Так вот, теперь напрочь забудьте все что вы про это знаете. КомпАсы на флоте бывают магнитные, гирокомпАсы и ручные. К чему это я? А вот к чему. Помните такой старый флотский анекдот про то, как надо показывать направление? Кто забыл или не знает – рассказываю один раз. Важен смысл анекдота, а не его деталировка. На каком море это было – мечтайте сами на свой вкус и цвет.

     Итак, помолившись на удачу, начнем. Сидит, значит, в лодке рыбак и удит рыбу. Всплывает рядом американская подводная лодка. И спрашивает американский командир у рыбака:
 - Хелло, сэр! В какую сторону идти к экватору?
 - Курс зюйд-вест. –Рыбак то опытный и грамотный был.
 - Тенкс, сэр! – американская подлодка погрузилась и ушла.
     Через полчаса всплывает советская подлодка. И наш командир спрашивает у того же рыбака:
 - Дед, здорова! Американскую подлодку видал?
 - Видал!
 - Куда пошла?
 - К экватору. Курсом зюйд-вест.
 - Дед! Ты не умничай, рукой покажи, в какую сторону идти!

     Вот примерно похожий случай был и в моей морской практике на Черноморском Флоте. Но несколько в ином виде. Я расскажу так, как было видно с моей колокольни. Может, я чего упущу или не совсем точно изложу, не обессудьте. Времени то сколько прошло! Но дело тут не в деталях, а в принципе.
 
     Дело было в начале 90-х годов. Более точно дату может и вспомнит наш тогдашний штурман Сашка Плохотнюк. И дело происходило на СКР «Разительный», Черноморский Флот. Если вы помните, то времена тогда были тяжелые и смутные по всей стране. Великий Советский Союз распался на отдельные княжества, армия и флот были никому не нужны, а уж Черноморский Флот был вообще костью раздора между Россией и Украиной. Его делили и не финансировали, чтобы меньше досталось противоположной стороне. И вот из-за этого безобразия все корабли стояли у стенок и выходы в море для отработки задач были дорогой роскошью и большим праздником. Доходило до смешного. На корабль, встающий в боевое дежурство, свозили со всей бригады топливо, аварийное имущество, продовольствие и много чего еще другого. «Разила» как раз и был дежурным кораблем. И тут еще такое счастье нам выпало, что нужно было выйти в море совместно с СКР «Пытливый» на отработку задач с подводной лодкой. Обнаружить, последить и произвести учебные стрельбы торпедой по учебной цели.  Как это проводиться – углубляться не буду. Кто в теме, тот поймет, кто не в теме –тем будет не интересно.

     Итак, вышли, заняли район проведения учений и стрельб. Штаб бригады и представители Штаба Флота, слава богу, были на «Пытливом». Лодку обнаружили в районе быстро, начали следить и готовиться к стрельбам. И тут, как оно всегда и бывает в ответственные моменты, у штурмана отключается вся периферия гирокомпаса. Поясняю, это когда гирокомпас работает, а вот данные от него в приборы слежения, управления огнем, радиолокационные и гидроакустические станции не поступает. И вся картинка на радарах крутится вместе с кораблем, размазывается по экрану. Получается такая сюрреалистическая мазня, которая даже Борису Валеджио не снилась. А это был знаменитый живописец!  Лодочка то на глубине маневрирует, подводники ни сном, ни духом, что у нас такая напасть приключилась.

      Штаб бригады командир тоже не извещает. Так опозориться и выслушивать потом, что мол, вся бригада без топлива и еды, все для нас, а мы вот такие негодяи, не оправдали доверия, ему очень не хочется. Стоим мы вот дружной компанией в ходовой рубке в составе командира корабля, старпома, вахтенного офицера, штурмана, командира БЧ-3 и вашего покорного слуги, бывшего тогда командиром БЧ-7. Стоим, значит, и решаем гамлетовский вопрос "Что делать?"
 - А если по курсовому углу стрелять? – это моя идея. Дистанцию то мои гидроакустики выдают же постоянно.
  - Да не вводится курсовой угол в приборы управления стрельбой – «румын» Тимоха чуть не плачет от обиды. Такая засада! Кажется, это был его первый самостоятельный выход в качестве командира БЧ-3 тогда. Или все же не первый.
 - Да, тоже верно – Все задумались и зачесали затылки, но ненадолго.
 - Да в какую сторону стрелять! Хоть рукой то ему покажите! – Это уже командир от безысходности. Вот это и есть знаменитый ручной компАс. Все встрепенулись, воспрянули духом! И тут пошла профессиональная морская работа!
- Так, курсовой у нас … градусов. Значит пеленг… Штурман, ну ка,по магнитному какой пеленг? Быстро!
- …. градусов - Это уже штурман
- Тимоха, вводи данные! Пеленг… градусов, дистанция …. кабельтов. Быстро!
- Как вводить?
- Сейчас кого то удавлю! - прошипел командир.
- Вручную, вашу мать-перемать!

     Надеюсь, мой дорогой читатель понимает, что я оставил только самые литературные выражения этой содержательной беседы. Для понимания полной звуковой гаммы этого светского раута, настоятельно рекомендую воспользоваться уже ранее данными в других моих произведениях советами по самостоятельному дополнению её из военно-морского словаря нужными словосочетаниями. На свой вкус и цвет. Дерзайте и у вас получится!
      Уфффф, слава богу. Ввели наконец данные, стрельнули. На «Пытливом» нашей заминки не заметили. Потом еще подводники потренировались на нас для выполнения своих задач, и все пошли в базу.
      Кстати, мы по учебной цели попали и выполнили задачу. А периферия гирокомпаса у штурмана заработала через 20 минут после стрельб. Там или проводок отошел, или предохранитель выскочил от вибрации.
     Как-то вот так.