Как бы, карточка

Константин Франишин 2
   Сегодня нам предстоит большой поход, -сказал Егор внуку Алешке сразу после завтрака.. – Идем по кругу до площади, поворачиваем к развлекательному центру, отмечаемся там по полной программе. Затем прямым ходом на базар, покупаем кое-что из продуктов, жвачку, диски с мультиками и… рачки.
   Рачками Егор по старой памяти упорно называл креветки. Еще во времена его босоного детства по всему городу бабушки-старушки через каждые тридцать метров торговали вареными рачками по десять копеек за чайный стакан. Кстати, столько же стоил и стакан семечек. Позднее цены стали расти, а стаканы самым наглым образом уменьшаться в размерах. Нынче старушки исчезли, а стакан черноморских рачков, емкостью в пятьдесят граммов, стал стоить двадцать гривен. Это во сколько же раз выросли цены? Кому сказать, не поверят, в двести с лишним! Вот и пришлось, вольно невольно отказаться от местного свежачка и перейти к мороженным океанским или заокеанским креветкам в рыбном магазине. Что до Егора – гори, они синим пламенем. Алешка пристрастился. Это был, пожалуй, единственный продукт, который он потреблял безоговорочно и в любом количестве. Вот и решил Егор: раз организм требует – пусть ест. Видать, йод молодому организму позарез нужен.
   Алешка, которому недавно исполнилось одиннадцать лет, встретил предложение деда с чисто ребячьим восторгом. Оно и понятно, большой поход покруче малого, где все удовольствия ограничивались лишь жвачкой и креветками.
-Шашки наголо, рысью марш!- скомандовал Егор, и дед с внуком бодро двинулись в большой поход. Проходя мимо здания Макдональдса, Егор с неприкрытой ненавистью поглядел в сторону заморского оккупанта и мысленно пожелал ему  поскорее  и  навсегда  провалиться туда,  откуда пришел.
Причиной столь откровенной агрессии был эпизод, когда Алешка, после посещения этого Макдональдса подхватил такой ацетон, что потом пришлось внука целый год лечить от этой напасти. Слава Богу, обошлось без последствий. Как выяснилось позднее, Алешка был далеко не первой и не последней жертвой этого монстра.
   У входа в сквер, где располагались аттракционы, в шезлонге полулежал великовозрастный оболтус, интеллект которого, по первой прикидке Егора, был явно ниже нуля. Впрочем, в данном случае, это значения не имело.
   -Нам попрыгать, минут на десять,- сказал Егор, кивнув на Алешку, и приготовил деньги. Оболтус на деньги не прореагировал никак.
   -Карточка у вас есть?- не меняя позы, лениво спросил он.
   -Забыл сфотографироваться,- с иронией пояснил Егор,- Какая карточка тебе нужна? Шесть на девять или девять на двенадцать? У вас, похоже,  упразднили денежные знаки? Нижняя челюсть оболтуса повисла на волоске. Егор даже испугался, что она вот-вот оборвется.
   -Какая карточка тебе нужна?- уже без лишнего напряжения спросил он.
   -Ну, карточка… Это…Как бы… Типа…
   -Типа такой?- Егор достал из кармана кусочек пластика.  –Эту льготную карточку мне, как пенсионеру, дали в магазине. У вас ввели такую же?
   -Карточка… Как бы… Типа,- лицо оболтуса болезненно скривилось. Казалось, он готов был горько заплакать. Егор почувствовал себя закоренелым садистом.
   -Где ее можно получить, эту… Как бы… Типа… Карточку?
    -Там,- оболтус облегченно указал рукой вглубь аллеи. –В кассе… Как бы… Типа… Карточка…
   Касса аттракционов находилась неподалеку. За кассой восседала девица с претензией на пародию фотомодели. Гордая, неприступная, неподкупная и так далее. Но к делу это, опять же, отношения не имело никакого.
   -Там, у входа,- вежливо начал Егор,- Как бы, наследный принц турецкого султана требует какую-то  карточку. Какую именно, не говорит. Можете внести ясность?
   -Правильно требует,- менторским тоном произнесла девица, игнорируя всякий намек на юмор.- Нужна эта… Как бы… Карточка. Без нее пользоваться услугами аттракционов запрещается.
   -Ух, ты, как у вас стало строго!- удивился Егор,- Месяц назад ничего этого, как бы, не было. И что нужно для того, чтобы обзавестись, этой… Как бы… Карточкой?
   -Заплатить это… Как бы, две гривны.
   -И всего то?- Егору стало даже неловко за весь этот, как бы базар, стоимостью всего в две гривны. Впрочем… И тут у него появились кое-какие сомнения. Короче, интуитивно Егор уловил во всем этом спектакле определенный подвох.
   -А дальше что делать? С этой, как бы, карточкой?
   -Предъявляйте и пользуйтесь услугами аттракционов.
   -Со скидкой?
   -С какой такой скидкой?
   -Ну, так ведь, карточка. Для чего она?
   -Мужчина! Если у вас нет денег, не морочьте, как бы, голову!
   И тут все стало предельно ясным. Злополучная карточка означала не что иное как дополнительную надбавку к стоимости услуг за аттракционы. Причем сделано это было в грубо принудительной форме в расчете на то, что родители, конечно же, ради своих детей, не обратят внимания на эти несчастные  две гривны. С  миру, как известно, по нитке – голому, рубашка. Однако затея, судя по всему, особого эффекта не дала. Несмотря на похожий летний день людей в сквере было не так уж и много.   
   -Не пойму я вас, капиталистов гребанных,- с укоризной сказал Егор. –Здесь и так посетителей – кот наплакал, так вы и этих вашей карточкой отпугиваете. Не понимаю,- повторил Егор и, спустя мгновенье, продолжил: -Вон, напротив большая торговая фирма «Эльдорадо». Заглянул туда прошлым месяцем с намерением приобрести кондиционер. Серьезная покупка потому и  деньги приличные в кармане. Захожу, вижу, ходит надутый, как индюк, важный такой, как там сейчас их у вас называют, как бы, менеджер. Нужен совет, говорю. Гостиная в девятиэтажке типовой постройки, восемнадцать квадратных метров, что порекомендуете? А он: каков объем вашего помещения? А как его определить?- спрашиваю. Он на меня глазами вылупился, даже рот открыл, соображает, шучу я или дурачком прикидываюсь. Наконец решился. Чтобы узнать объем, говорит, нужно, как бы, помножить длину на ширину и все это на высоту. Понял, поясняю ему, только у меня в хозяйстве, как бы, всего одна линейка, двадцатисантиметровая. Не представляю, как это я буду измерять ею длину, ширину и высоту да к тому, же еще и, как бы, умножать. Не судьба, стало быть, приобрести мне у вас кондиционер. Повернулся и ушел. Купил в другом магазине.
   Девица презрительно оглядела Егора и выдала: -У вас, мужчина, видать в характере, как бы, дурачком прикидываться. Имидж такой, что ли?
   - Да нет, моя хорошая,- мягко возразил Егор. –Это вы из нас, как бы, дурачков лепите. А посетитель, между прочим, всегда прав. Ибо не вы к нему, а он к вам приходит, чтобы добровольно отдать свои, без всяких «как бы», честно заработанные деньги. Продолжайте, во здравие фирмы, как бы, ваш уникальный эксперимент с карточкой! Пойдем, Алексей, нам с тобой  здесь сегодня, видать, как бы, не фонтан.
   После того, как Егор несколько поостыл, ему подумалось, что он, возможно, со своим строптивым характером, где-то все же перегнул палку. Неужели нельзя было, как то сгладить, по-людски разрешить недоразумение. А то получается, будто денег пожалел.
  -Наверное, я был неправ, Алексей. С этой карточкой,- виновато сказал Егор.
   -Да нет же,- возразил Алешка.- Ты был прав. Уехали они там, с этой карточкой!
   -Вот и ладушки, что ты такого же мнения,- обрадовался Егор. -Сейчас решим проблему с мультиками, потом на базар. Хочешь, большой арбуз купим?
   -Они нитратные.
   -Бананы?
   -Я их не люблю.
   -Ладно, в таком случае за мной жвачка и рачки.
   Дальше Егор с Алешкой перешли дорогу на зеленый свет светофора и последовали в сторону рынка.
   -Дед!.- неожиданно энергично  воскликнул Алешка, -Я напишу рассказ про эту карточку, как ты думаешь, стоит?
  -Стоит!- столь же энергично отозвался Егор.- Идея, старик, просто супер! Только вот, что я тебе скажу…
   Егор помолчал некоторое время, затем обнял внука за плечи и доверительно произнес:
   -А ну ее, ко всем чертям, эту, как бы, карточку. Далась она нам. Я могу предложить для  рассказа несколько иную тему. Не возражаешь?
   -Нисколько, давай твою тему.
   - Значит, так: великий пролетарский писатель Максим Горький здорово пересказал замечательную легенду про Данко.  Когда-то в дремучем лесу, куда не проникал ни единый луч солнца, проживало полудикое племя людей. Жили они и жили, пока не поняли, что вымирают. Тут то и вспомнил кто-то старое предание. Оно  гласило о том, что на земле есть место, где много тепла, света и свободного пространства. Только вот дорогу туда никто не знал. И этот самый Данко решил  вывести людей из царства тьмы к солнечному свету. Шли они шли и, конечно, заблудились. Тогда, озлобленные  неудачей   люди,  схватились  за  дубинки,  намереваясь убить Данко В отчаянии он разорвал себе грудь и вынул из нее  сердце, которое тут же вспыхнуло ярким светом. Сразу стала видна потерянная в темноте тропинка. Данко пошел впереди, держа  сердце высоко над головой и, указывая людям путь. А когда засияло, наконец, истинное солнце, Данко упал и умер. Кто-то из толпы наступил на его пламенное сердце и оно, раздавленное ногой, рассыпалось на маленькие яркие искорки. Говорят, что с тех пор в темную южную ночь можно иногда увидеть как эти искорки играют на берегу моря. Так они пытаются напомнить людям о забытом герое. Только вот, к сожалению, не вспоминают. А теперь, наверное, и вовсе не знают кто такой Данко..
   -Дедушка.-тихо спросил Алешка после небольшой паузы, -А ему было очень больно?
   -Разумеется,-серьезно ответствовал Егор, сразу смекнув о чем вопрос. –Только он боли не боялся.
   -Это, как же?-не поверил внук.
   -Очень просто. Он думал о людях.
   Алешка согласно кивнул головой. Он все прекрасно понял.