Июньские притчи - 2017 год

Дробот Андрей
Притча о том, как мелкое бьет крупное
     Жили-были игральные карты. Жили они обычной своей жизнью, то есть в основном лежали, а в промежутках между лежанием играли в разные игры и на деньги, и на интерес: тасовались, крыли друг друга, брали взятки, шли в отбой... Но особенным уважением в картежной игре пользовались козырные карты, элитарное положение которых определял случай.
     Бывало, что какая-нибудь шестерка становилась козырной и крыла самого туза, который еще недавно, до того, как шестерка стала козырной, мог ее, как говорится порвать, как Тузик грелку. Тузы в такой ситуации, конечно, обижались, поскольку классовое картежное положение, погоны, обличье у тузов были куда выше, чем у шестерок, но приходилось подчиняться, поскольку общественное положение шестерки, ставшей козырной, давало той право...
     На самом деле тузы, конечно, не обижались, они покорно шли в отбой, как и остальные карты. Тузам в этой притче присвоена человеческая обидчивость.
     Мораль: если вас, как туза, побила шестерка, ставшая козырной, не реагируйте эмоционально, как человек, а реагируйте спокойно, как картежный туз, - тогда хоть нервы сохраните. 

Притча о предложении не в том месте
     Дешевая бижутерия лежала в столичном проходном магазине, а золотые украшения лежали где-то в тайге. Дешевую бижутерию охотно покупали, а золотые украшения продолжали лежать.
     Как-то бижутерия, наполнившись гордостью от своей популярности, позвонила золотым украшениям и заявила:
     - Покупательский спрос - вот мерило ценностей. Если тебя не покупают, значит, ты ничего не стоишь и ценности в тебе никакой.
     - Не могу согласиться с тобой. Когда-то я так дорого ценилось, что таких, как ты, за мою цену можно было взять уйму, - ответили золотые украшения. - Просто сейчас я не в магазине, покупатели меня не видят. Если меня поместить в равные с тобой условия, тогда ты узнало бы мою ценность.
     Мораль: спрос на любые ваши золотые качества зависит оттого, где и кому вы себя предлагаете.

Притча о том, как из человека иногда получается собака
     Один собаковод, заведя щенка бойцовых пород, отнесся к его дрессировке поверхностно. Щенок не получил образования у хорошего дрессировщика, да и сам хозяин наказывал его за провинности нерегулярно, а когда щенок подрос, то хозяин и вовсе перестал вмешиваться в воспитание.
     Собака смотрела на происходящее со своей точки зрения. Коли хозяин показал слабость, то она вообразила, что хозяин - не хозяин вовсе, а всего лишь член стаи, которую возглавляет собака. Собака принялась огрызаться, а когда повзрослела, то сама стала дрессировать хозяина и покусывать за прошлые обиды...
     Чем закончилась эта история - неизвестно: то ли хозяин усыпил эту собаку, с которой не стало сладу, то ли прогнал, то ли подчинился... В любом случае завершилась история печально.
     Мораль: щенок - это ребенок, бойцовского характера, если его не воспитывать, может получиться чистая собака.

Притча о необходимом отказе от чертовщины
     Жил один ангел, может не совсем ангел, но очень похожий, и влюбился он в чертовку. Как говорится: любовь зла, полюбишь и козла. Вполне естественно, что ангел был не первым у чертовки и не последним, а чертовка у ангела стала единственной и неповторимой.
     Родители ангела были, конечно, против, родители чертовки были, конечно, за, но свадьба вопреки и согласно состоялась. Родились дети. И вот тут началось самое интересное. Оказалось, что ангельские черты не столь приживчивы в детях, как чертовские, поэтому дети принялись ангела подкалывать своими рожками сызмальства. Но детям многое прощается - и ангел прощал.
     Время шло, и дети из чертенят выросли в чертей с ангельскими, правда, наружностями. И вот тут ангел понял, кого он вырастил, а когда понял, кого он вырастил, то уже иными  глазами взглянул на свою супругу чертовку. Глянул на себя в зеркало - оказалось: и сам слегка очертенел за время супружества...
     Мораль: ангел и чертовка - это не разные люди, а составляющие человека, поэтому не пускайте в себя зло ни под каким предлогом, потому что оно имеет свойство сродняться с душой и давать в ней мощные метастазы.

Притча о сбывшейся мечте
     Встретились как-то фантастическое предположение и разумная мудрость. Мудрость свысока посмотрела на фантастику и говорит:
     - Ну и бред же ты несешь, подруга. Зачем ты говоришь о том, чего в природе нет, о том, что не доказано и не наступило?
     - Меня увлекает воображение, - ответила фантастика. - Человечество впереди ждет множество дорог, и я пытаюсь все их предсказать и некоторые угадываю.
     - Но ты же не наука, ты запутываешь мысли людей, - возразила мудрость. - Кто-то может пойти неверной дорогой благодаря тебе.
     - Даже пойдя неверной дорогой, человек не может ею идти бесконечно, поскольку идти можно только по верной дороге, а мечтательное смотрение в небеса человеку иногда полезно, - ответила фантастика. - Напомню тебе, что я иногда сбываюсь и становлюсь тобой, хоть ты до этого надо мною смеялась.
     Мораль: не надо судить мечты, они иногда сбываются.

Притча о необходимости внимания к мелочам в мастерстве
     Один дровосек так научился колоть дрова, так окрылился тем, что дело, как говорится, горело, что перестал быть внимательным к мелочам, на которых и основывалось все его мастерство. Как-то дровосек сильно промахнулся и отрубил себе палец. Палец, к слову сказать, он тут же приложил на место - и тот прирос, зато случившаяся с ним оказия вернула дровосеку внимание.
     Мораль состоит в том, что любое мастерство основано на мелочах: стоит упустить хоть одну, как дело разваливается.

Притча о необходимости быстрее реагировать
     Один суслик выскочил на проезжую часть дороги - и был мигом задавлен машиной. Эту ситуацию видел другой суслик, шедший следом, и высказался:
     - Мне деды рассказывали, что раньше, когда ездили телеги, через эту дорогу можно было спокойно перейти и даже постоять...
     Недосказав, он тоже был задавлен.
     Мораль: сегодня жизнь так быстра, что следует скорее реагировать на изменения, чтобы не остаться вне жизни и без жизни...

Притча о деньгах и власти
     Как-то деньги поспорили с властью, кто из них важнее и сильнее. Для демонстрации своей силы деньги решили купить власть. Но оказалось, что купить власть за одни деньги без применения власти невозможно, потому что нет такого товара.
     В ответ власть пожелала посадить деньги в тюрьму и отобрать все имущество, какое было возможно. Но оказалось, что сделать это без денег крайне сложно, поскольку требуется сфабриковать уголовное дело, а на фабрикацию без денег никакая власть не идет.
     Тогда деньги и власть встретились снова и договорились жить мирно и дружно, поскольку и власть без денег мало что может, как и деньги без власти.
     Мораль: в жизни так и происходит: у кого есть деньги - покупают власть, у кого есть власть - собирают деньги.

Притча о капле
Жила одна очень чистая белоснежная скатерть, только что купленная или постиранная, только что уложенная на стол. На нее ставили блюда и случайно капнули что-то яркое. В результате, скатерть тут же отправилась в стирку.
Мораль: любое чистое дело можно испортить всего лишь неосторожной каплей.

Притча о борьбе со злом в аду
     В одном аду, по примеру рая, решили бороться со злом. Сами понимаете: бороться со злом в аду и в раю - не одно и то же. В аду за зло принимали неприятелей ада. В котел попали те, кто имел райские наклонности. В результате этой борьбы ад стал еще более адским.
     Мораль: любая борьба за справедливость зависит оттого, кто эту справедливость проводит в жизнь.

Притча о кажущейся честности
     Один человек стремился быть честным и делал все, чтобы быть таковым. Он честно говорил людям в глаза все, что думает о них, правда, не сильно интересуясь этими людьми, не вдаваясь в подробности и причины их поступков. Ему для вынесения честного суждения хватало поверхностных знаний и личного отношения.
     Этот человек, стремившийся быть честным, честно соблюдал свои принципы, правда, далекие от библейских и иных общечеловеческих истин, но что тут поделать: человек этот не любил много читать.
     Человек, стремившийся быть честным, бывало, даже лгал, но лишь для смеха и во спасение, потому что честно считал это возможным.
     Он честно видел себя честным и идеальным, потому что научился придумывать объяснение всем своим поступкам, которые делали его честным в собственных глазах, а более ему и не требовалось.
     В ситуациях, когда встречался с большей силой, он старался молчать и хвалить большую силу, потому что научился не видеть в ней недостатков и, таким образом, оставаться честным.
     Мораль: быть честным перед самим собой и честным перед истиной и людьми - разные вещи, поэтому осторожность в суждениях не повредит никому.

Притча о недопустимости покушений на начальство
     Одна отчаянная квартирка была полна вредителей. Тут были и мыши, и крысы, и тараканы, и клопы, и мухи... Какой только дряни не водилось в той квартирке!
     Хозяин этой квартирки объявил борьбу с вредителями. Собрал комитеты по борьбе с вредителями, куда вошли крысы, мыши, тараканы и прочие...
     Как-то муха упала в суп хозяина, она тут же была прибита.
     Мышь стянула у крысы кусок недоеденной рыбы. Мышь отправилась в канализацию...
     Таракан пробежал по кухонному столу хозяина, когда тот ел, и нарушил приятный ход мыслей хозяина. Он был сброшен со стола и убит…
     В конце отчетного периода состоялось собрание... Отчетный доклад был принят хозяином квартиры и утвержден, а всем членам комитета по борьбе с вредителями выделена премия, хотя квартирка по-прежнему осталась ими полна.
     Вот так и велась эта борьба, и все жильцы отчаянной квартирки были счастливы, пока не покушались на пищу и мысли высокопоставленного вредителя и хозяина.
     Мораль состоит в том, что любой общественный вредитель не рассматривается как вредитель, пока не покушается на имущество, власть и идеологию хозяина положения.

Притча о вреде откликов на все вызовы
     Жил-был паучок, и была у него сеть, на колебания которой он откликался в поисках добычи. Пока сеть была маленькая, то и метаний у паучка было немного, как и добычи. Но все развивается, и паучок развивался. Сеть его росла и росла, пока не стала гигантской, в которой добычи попадалось так много, что сигналы шли отовсюду. Настолько отовсюду, что паучок не знал, куда бросаться. Так он и заболел какой-то нервной болезнью.
     Мораль: не откликайтесь на все вызовы, иначе начнете понапрасну дергаться.

Притча об обманчивой поверхности
     Одна капля дегтя странствовала в вечных поисках бочки меда, потому что в меду она была куда заметнее, чем в дегте. Немало бочек с медом она перебрала. Бывало, упадет в самый что ни на есть чистый мед, судя по поверхности, начнет погружаться, а под поверхностью дегтя-то полным-полно. Она тут же из бочки, и опять - в поиски. Бочки с чистым медом она так и не нашла, везде побывал деготь. От отчаяния она нырнула в бочку, полную дегтя, а там под тонкой пленкой дегтя - чистейший мед...
     Мораль: никогда не выносите окончательное суждение по видимости.

Притча о прибежище нечистоплотности
     Бегали по улице тараканы в поисках прибежища. Заглянули в одну избу: там прохладно, на кухне все чисто, ни одной крошки - некомфортно и есть нечего. Побежали тараканы дальше. Заглянули в другую избу: там тепло, кухонные шкафы ломятся от яств, а вокруг стола и на столе остатки еды. Там тараканы и остались. Вот так и повелось: чем теплее изба и чем больше пищи разбросано вокруг кухонного стола, тем больше тараканов.
     Мораль: так и в теплых местах человеческого общества: где много денег и мало порядка, там много прихлебателей и нечистоплотности.

Притча о невоспитанном жеребце
     Как-то один жеребец не знал, как подступиться к кобылкам. Он не был больным, был нормальной ориентации и желал кобылок, но вот как начать знакомство с ними никак не знал. Так получилось из-за того, что жеребец воспитывался в отдельной благоустроенной конюшне, и ему осталось неизвестным искусство общения с кобылками, которое передавалось в любом табуне по наследству примером, когда младшие смотрели, что проделывают с кобылками старшие.
     То же самое происходило и с некоторыми кобылками, которые желали пообщаться с жеребцами, но не знали как. И стало предпочтение в этом обществе жеребцов и кобылок отдаваться не достойнейшим представителям, а тем: кто вовремя сообразит или уловит момент…
     Мораль: половое воспитание, потому и называется воспитанием, что ему надо обучать.

Притча об опасности теплых мест
     Как-то встретились две консервы с одинаковым сроком годности, но одна испорченная, а вторая хорошая, и испорченная жалуется на жизнь хорошей:
     - Никто меня не хочет, только насильно или обманом.
     - Так это же естественно, ты же испорченная, - напомнили хорошие консервы, - а испорчена ты потому, что всю жизнь на теплых должностях, а нам консервам для сохранения внутреннего содержания нужно не бояться трудностей холодного пути.
     Тут к ним подошли другие консервы аналогичного пищевого содержания и срока годности и урезонивают хорошие консервы, которые всю жизнь простояли в холоде:
     - Что-то ты, подруга, не то говоришь. Я вот тоже на теплом месте всю жизнь - и до сих пор вполне годная и съедобная...
     Хорошие консервы надели очки, чтобы внимательнее разглядеть новую собеседницу, и отвечают:
     - Годная-то ты, конечно, годная, но посмотри на свой живот, который ты только в зеркало и можешь разглядеть, - на нем все написано. Какой только химией, какими только заменителями и усилителями ты не напичкана...
     - А мне все равно, я сама себя не ем, - прервали другие консервы. - Зато всю жизнь в тепле и востребована.
     Мораль: в любом теплом месте чистому, хорошему человеку сохранить себя очень сложно: тут надо терять свою чистоту, становиться для многих плохим или уходить.

Притча о необходимости обновления прошлого
     Как-то два прошлых встретились в настоящем.
     - Прошлое не может быть в настоящем! - скажет искушенный читатель.
     В том то и дело, что не может, но они встретились, страстно желая найти прошлые чувства и впечатления, но нашли настоящее, в котором прошлое было лишь воспоминанием. Так, где когда-то зеленели листья нежного ростка, сейчас возникли твердые ветви, средь которых вновь надо искать то, что приносит радость.
     Мораль: любые встречи с прошлыми друзьями - это поиск новых связывающих нитей, потому что старые уже истлели.

Притча о гороскопах и прочих стандартных текстах предсказаний
     Жили мудрецы во дворце при большом господине. Были они очень умны, азартны и горделивы до такой степени, что считали, будто могут предсказывать будущее. Господин принялся их спрашивать о том, что его ждет, но оказалось, что предсказывать будущее сложно и многие мудрецы ошибались.
     Господин оказался крайне разочарован и огорчен, он казнил всех мудрецов, которые обманывали его. Каждый день он вызывал их к себе, чтобы узнать будущее, и почти каждый день казнил тех, кто ошибался.
     Оставшиеся в живых мудрецы тайно от господина собрались на совет и на совете решили никогда не говорить господину точное будущее, а давать такие неоднозначные предсказания, которые господин вынужден был бы истолковывать сам и которые можно было бы повернуть в любую сторону.
     С этой поры казни прекратились, а количество мудрецов, оставшихся в живых при господине, было узаконено навечно.
     Мораль: мудрецы - это карты, вынуждающие гадающего самого выдумывать результат гадания.

Притча о превращении птицы в летучую мышь
     Одна подававшая надежды птичка воспевала солнце, возводила его в божество, поклонялось ему, но материальные стремления гнали ее в подземелье, потому что именно там, в подземелье, находились несметные россыпи алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней, золотые и платиновые жилы и другие цветные и черные металлы, уголь и нефть...
     Ценности, лежавшие под землей, птичке были совершенно не нужны для пения и полета, они, наоборот, усложняли полет, но эти ценности позволяли построить комфортное гнездо, клевать отличное зерно… много чего позволяли, а когда надо -  даже получить искусственные крылья.
     В таком раздвоении эта птичка провела много тысячелетий, пока не превратилась в летучую мышь.
     Мораль: человек тоже воспевает доброе, но во имя материального благополучия творит зло. Так не живет ли и он во тьме?

Притча о недопустимости длинных пауз
     В одном театре актеры взяли за правило тянуть многозначительные молчаливые паузы, чтобы произвести впечатление на зрителя, и один раз так затянули паузу, что зрители покинули зал, не дождавшись продолжения.
     Мораль: если вы взяли паузу в общении, не затягивайте ее надолго, потому что о вас могут забыть.

Притча о ките, съеденном мелкотой
     Жил в океане кит, был он большим по природе своей, делал он, что хотел, плавал, куда хотел, презирал всю мелкоту вокруг себя, но чаще он ее даже не замечал. Может, где-то и притеснял, а кого-то и съел, но без злого умысла. Но однажды кит попал в бурю, сильнейшую бурю, лишившую его сил. Кит оказался выброшен на берег и вскоре был съеден той самой мелкотой, которую не замечал и которую презирал.
     Мораль: любого большого человека ест обычно недостойная мелкота, дождавшись удобного случая.

Притча о выгодном приложении ума
     Жила-была умная дрессированная собачка. Она исполняла команды хозяина, поражая точностью и терпением. Свободолюбивая гордая собака смотрела на это, не вытерпела и спросила:
     - Почему ты такая умная, но исполняешь все, что тебе говорят, во многом игнорируя личные интересы и интересы нашего собачьего общества?
     - Все очень просто. Считаю, что лучше не ссориться. Хозяин оказывается доволен моей службой и в результате он милостив ко мне, хорошо кормит и оставляет мне массу времени на свои дела. Если бы я вызывала его недовольство, то у меня была бы не жизнь, а нервотрепка.
     Мораль: ум состоит не только в том, чтобы выдумывать что-то новое, бороться за права и свободы, но и в том, чтобы обустроить комфортную жизнь.

Притча о потере главного
     Как-то один разумный хомяк решил стать цивилизованным. Для начала он научился мыть лапки перед каждой едой и после туалета. Затем он научился бриться, и его мордочка стала гладкой. Дальше - больше. Ему понадобились простыни, чтобы спать, ботинки, чтобы ходить...
     Хомяк стал мыть пол в своей норке, оклеивать ее обоями... Тут можно и не говорить о деньгах, которые он, как цивилизованный хомяк, обязан был зарабатывать как можно больше, чтобы быть уважаемым другими цивилизованными хомяками.
     В конце концов, хомяк настолько окружил себя цивилизованными действиями, что ему стало не хватать времени, чтобы исполнить все то, что и назначила природа исполнить хомяку. Так и помер он цивилизованным, но каким-то потерянным.
     Мораль: суетись, но не забывай о главном, отдавая этому главному основную часть своего времени.

Притча о всепобеждающем комфорте
     Жила-была умная дрессированная собачка. Она исполняла команды хозяина, поражая точностью и терпением. Свободолюбивая гордая собака смотрела на это, не вытерпела и спросила:
     - Почему ты такая умная и исполняешь все, что тебе говорят, а не занимаешься своими делами?
     - Все очень просто. Я считаю, что лучше не ссориться. Хозяин оказывается доволен моей службой и в результате он милостив ко мне, хорошо кормит и оставляет мне массу времени на свои дела. А если бы я вызывала его недовольство, то у меня была бы не жизнь, а нервотрепка.
     Мораль: ум состоит не только в том, чтобы выдумывать что-то новое, но и в том, чтобы обустроить комфортную жизнь.

Притча о цыпленке и скорлупе
     Цыпленок вылупился из яйца и увидел мир. Его окружали птенцы, большие куры, петух и курятник и прочее. Кто такой отец - этот цыпленок не знал. Он знал только мать курицу, к которой и устремился. Однако, скорлупа от яйца, из которого вылупился цыпленок, внезапно уцепилась в него и, тоже считая себя его отцом, сказала, точнее сказал:
     - Где твоя благодарность цыпленок? Я тебя укрывал от бед, кормил тебя, а ты, как только я тебя выпустил в мир, сразу бросил меня, и не хочешь даже общаться.
     - Ничего ты для меня не сделал, ты для меня никто,  - ответил цыпленок скорлупе чистую правду, поскольку действительно, будучи внутри яйца, защищенным скорлупой, он ее не видел и не знал. - Но хорошо, что ты мне напомнил о себе, потому что нам цыплятам нужен кальций для укрепления костей.
     Цыпленок склевал скорлупу, которая называлась его отцом, и был таков.
     Мораль: дела отца всегда не настолько заметны ребенку, как дела его матери, поэтому отцу надо больше внимания уделять детям, иначе дети, когда вырастут, отметут его от себя, как ненужную скорлупу.

Притча о планах, которые надо соблюдать
     Как-то к острову сокровищ вышли в море два одинаковых корабля, но одним руководил капитан, имевший план достижения острова сокровищ, который он строго соблюдал. Другим кораблем руководил капитан, который не мог совладать со своими страстями настолько, что иногда забывал, зачем плывет.
     В результате второй корабль то ли не достиг острова сокровищ вовсе, то ли достиг, но не нашел на нем никаких сокровищ, потому что сокровища давно уже нашел капитан первого корабля.
     Мораль: в жизни всегда надо иметь планы и точно их соблюдать, иначе желания, с которыми человек пришел в жизнь, так и останутся нереализованными.

Притча о пользе умения останавливаться
     Как-то выехал в дорогу один странный водитель: рулить он умел, знал, как прибавить газу, но вот не умел пользоваться тормозами, поэтому, как только выезжал на своей машине, ехал, пока бензин не кончится либо пока не столкнется с непреодолимым препятствием. Так он и окончил жизнь в очередном столкновении.
     Мораль: в любом деле, в любом споре надо уметь вовремя останавливаться.

Притча об одиночестве
     На деревьях жило множество листьев. Иногда они были спокойны, иногда трепетали на ветру, иногда они соприкасались телами с соседями по ветке, а при хорошем порыве чувств - с листьями на соседних ветках и даже деревьях, но чаще были одиноки в своем обширном обществе.
     Мораль: человек также одинок среди окружающих, как лист. 

Притча о цивилизации троянских коней
     Жила-была цивилизация троянских коней, внешне самых обычных коней, которые занимались обычными для коней делами, но внутри этих коней можно было найти Такое, что иногда выходило наружу и творило мерзости и гадости.
     Они жили, близко к себе не подпуская соплеменников, выставляя защиту, но были ситуации, вроде создания семьи, или приема в табун, или на работу, или..., когда приходилось одному троянскому коню подпускать другого за пределы защиты. И тут происходило разное.
     Мораль: любой человек - это троянский конь, но чем он напичкан, можно узнать, только подпустив за защиту.

Притча об осторожности при восхвалении чужой жизни
     Как-то одна курица сказала другой:
     - Смотри, как хорошо живется коровам в коровнике. Все продумано. Все гуманно, все для живущих. Нет никаких насестов, расположенных один над другим, и никто не испражняется на нижних. А у нас ляжешь спать, проснешься - и весь в помете от тех, кто живет этажом выше.
     - Не нравится, иди жить за границу нашего курятника к своим  коровам.
     Ушла курица жить к коровам в коровник. И что вы думаете? Теперь она и днем, и ночью в навозе, потому что ростом не вышла.
     Мораль: в каждой стране, коллективе и семье свои правила жизни, которые издалека не видны, поэтому хвалить чужие прелести надо осторожно, а то можно оказаться на месте курицы в коровнике.

Притча о бумеранге ненависти
     Один ребенок возненавидел акушерку за то, что та шлепнула его по попке при родах. Он увидел в этом оскорбление и унижение своей личности.
     Ребенок рос, получал новые знания и впечатления, но ничто не избавляло его от ненависти к акушеркам. Он спал, и снилось ему, как он находит ту акушерку и отвешивает ей в отместку хороший пинок.
     Ребенок много тренировался, готовясь к этому событию. Он вырос и пошел на поиски обидевшей его акушерки, нашел ее, постаревшую и изменившуюся, и высказал ей все, что о ней думает.
     - Да так полагается при родах, всех детей шлепают по попке, - ответила акушерка.
     - Я - это не все, - гордо ответил бывший ребенок, едва сдерживаясь. - Я - это человек!
     Он отвесил пинок той акушерке и ушел, но каждый раз, встречаясь с акушерками, которых он нутром чуял и на дух не переносил, бывший теперь ребенок не мог с собой совладать: нога его рвалась в бой. В конце концов, привычка эта до того закрепилась, до того стала естественной, что он отвесил пинок своему начальнику, лицо которого напомнило ему лицо акушерки, и он лишился работы. На следующей работе произошло то же самое.
     Мораль состоит в том, что обиженным не стоит хранить и лелеять свои обиды, потому что ненависть, ими порожденная, может сработать против самого обиженного.

Притча о варенье
     Одна бабушка варила отличное варенье, такое, что не найти ни в каких магазинах, превосходившее известное и по вкусу, и по пользе. Оно всегда оставалось безвестным, но вкуснейшим. Дети, внуки... - собственно все родные и близкие ходили к ней в гости, чтобы попробовать это варенье. Соседи приходили, чтобы узнать рецепт, но не могли приготовить ничего подобного. Так это варенье и умерло вместе с бабушкой.
     Мораль: лучшая слава – любовь близких, а всех остальных талант не знает.

Притча о превращении маленького в большое
     Жило одно маленькое домашнее животное, похожее и на котенка, и на собачонку одновременно. Будучи маленьким, оно и вело себя соответственно.
     Как котенок маленькое домашнее животное однажды написало в неположенном месте, на что хозяева посмотрели снисходительно.
     - Котенок еще маленький, научится еще писать в туалет, - сказал кто-то.
     Затем это маленькое домашнее животное, как собачонка, оскалилось на хозяев и зарычало, грозя укусить.
     На эту выходку хозяева тоже посмотрели снисходительно, потому что смешно реагировать на агрессию собачонки, у которой и зубы маленькие, да и куда ему против хозяев.
     Вот так и жили снисходительные хозяева в мире и покое, пока их маленькое домашнее животное не стало большим. Тогда оно стало оставлять в квартире большие лужи вместо маленьких, а в ответ на попытки хозяев приучить его к туалету, скалилось, выставляя напоказ большие зубы вместо безобидных...
     Мораль: все, что будет прощено маленькому, скоро станет большим.

Притча о том, как мышка может вырядиться, как норка
     Как-то одна домашняя мышка захотела ходить в норковой шубке, как ее случайная подружка - норка. Мышка мечтала о норковой шубке день и ночь, извела родителей, которые ничем не могли ей помочь, и тогда обратилась к самой норке.
     - Слушай, подруга, как ты раздобыла такую норковую шубку? Я бы тоже хотела, - сказала мышка.
     - Чтобы иметь такую шубку, надо, во-первых, родиться норкой, - ответила норка. - Во-вторых, жить надо не в тепле возле людей, а на берегах рек, в лесах в любой мороз, надо не бояться воды, надо питаться не остатками еды и отбросами, а свежей живой рыбой, рачками, лягушками... В общем, работать надо, как норка.
     - Нет, без крыши над головой я не хочу жить, и как норка работать не желаю, но вот норковую шубу хочу, - сказала мышка.
     - Тогда ничего у тебя не получится, - ответила норка...
     Мораль: а в человеческом мире любая, образно говоря, мышка может одеваться в дорогие одежды, питаться в ресторанах, ездить в престижных автомобилях, жить в отдельной квартире и иметь еще многое другое без труда и заботы.

Притча о том, как иногда горят деньги
     Рядом горели два костра, в одном было много дров, в другом - мало. Но оба костра были недовольны дровами.
     - Могли бы и побольше положить, - сказал большой костер.
     - А мне вообще почти ничего не положили, - поддержал беседу маленький костер.
     - Дрова-то так себе, бывают и получше, - заметил большой костер.
     - А мне вовсе сырые кинули, - пожаловался маленький костер.
     Мораль: костры - это дети, или иные иждивенцы, дрова - это имущество и деньги: сколько ни дай, лучше все равно не станешь.

Притча о разнице между городской и загородной жизнью
     Одну белочку летом так разморило, так ей захотелось отдохнуть от всех дел, что белочка пролежала все лето на удобной ветке, глядя на небо и фантазируя. Зима пришла, как обычно, белочка очнулась от своего забытья и вспомнила, что надо запасать припасы на зиму. Кинулась она на поиски, но мало что ей досталось, поскольку дары леса были собраны и остались крохи. Расстроилась белочка, но благо что рядом был город через дорогу, она устремилась туда и всю зиму кормилась подачками, так она стала городской.
     Мораль: жизнь за городом требует немалого труда, а в городе можно помечтать и прожить на подачки.

Притча о разнице между городской и загородной жизнью
     Одну белочку летом так разморило, так ей захотелось отдохнуть от всех дел, что белочка пролежала все лето на удобной ветке, глядя на небо и фантазируя. Зима пришла, как обычно, белочка очнулась от своего забытья и вспомнила, что надо запасать припасы на зиму. Кинулась она на поиски, но мало что ей досталось, поскольку дары леса были собраны и остались крохи. Расстроилась белочка, но благо что рядом был город через дорогу, она устремилась туда и всю зиму кормилась подачками, так она стала городской.
     Мораль: жизнь за городом требует немалого труда, а в городе можно помечтать и прожить на подачки.

Притча о хранителе
     На дворе под присмотром хозяйки бегали цыплята. Они пищали, играли - в общем, занимались обычной цыплячьей жизнью. Хозяйка не отходила от них ни на шаг, потому что где-то рядом таились сороки - извечные враги цыплят. Но вышло так, что какое-то важное дело заставило хозяйку отлучиться ненадолго, можно сказать, на мгновенье. Когда она вернулась, то обнаружила одного цыпленка насмерть заклеванным.
     Мораль: точно так Бог или судьба не хранят непрерывно: иногда и они поворачиваются спиной и уходят по своим делам...

Притча о чужаке
     Над рекой парила стая чаек, они то падали в воду за добычей, то взлетали, но в одном месте где-то на середине реки множество чаек вилось, как облачко мошек, над птицей, которая не относилась к их семейству.
     Птица была не водоплавающая, вроде голубя. Казалось бы, какое дело чайкам до голубя? Никакого. Он не может выловить рыбу и поэтому не конкурент им в рыбной ловле. Голубь не может спариться с чайками, поэтому не конкурент и в любви. Однако чайки вились над ним, словно мошки, и не давали покинуть середину реки.
     Стоило голубю устремиться к берегу, как чайки набрасывались на него, клевали и гнали назад на середину реки. Стоило голубю устремиться ввысь, как чайки опять набрасывались на него и прижимали к поверхности воды. Это продолжалось долго, пока голубь не выбился из сил и не упал в реку...
     Мораль: так и коллективы людей относятся к инакомыслящим, к людям, не похожим на них, они их губят зачастую, не потому что инакомыслящие или непохожие в чем-то их ущемляют, а просто из коллективного спортивного интереса.

Притча об ошибке слабости
     Человек нашел на улице подраненного стрижа. Он не оставил птицу на произвол судьбы, а взял домой, чтобы вылечить и отпустить. Стриж быстро пошел на поправку, он начал взлетать, и комната стала превращаться для него в клетку. Тогда человек открыл окно, посадил стрижа на подоконник и предоставил стрижу возможность самому выбрать: улететь или остаться.
     Стриж полетел. Он взлетал все выше и выше, но вдруг начал спускаться. Ему не хватило сил. Он спускался, пока вновь не оказался на земле. Человек хотел уже выйти из дома, чтобы вновь забрать стрижа к себе, но тут внезапно к стрижу устремились две сороки. Не успел человек выйти из дома, как сороки заклевали стрижа и улетели. Заклевали просто из жажды убийства...
     Мораль: если вы ослаблены, то не будьте глупы, как этот стриж, не торопите время, не выходите из-под защиты, не отказывайтесь от помощи и лекарств, не взваливайте на себя обычную нагрузку, пока не обретете силу и здоровье, потому что неприятности караулят беспрестанно. А если вы взяли кого-либо под защиту, то умейте оказывать помощь и не пускайте дело на самотек.

Притча о непрерывном развитии
     Желтый одуванчик, радуясь своим лепесткам, сходным по цвету с солнцем, захотел ускользнуть от участи утерять цветочное детство и стать белым воздушным одуванчиком. Он возжелал вечно оставаться желтым цветком, не размножаться и не седеть... И ему это удалось, потому что он увял раньше времени.
     Мораль: если пора становиться трудовым одуванчиком, не надо задерживаться в стадии ребенка - цветка жизни.

Притча о возможно счастливой неприятности
     На женщину возле здания, крышу которого облюбовали голуби, упал голубиный помет. Везде, где есть сидящие выше, можно ожидать подобных неприятностей. Конечно, женщина разволновалась, потому что одежда была вопиюще испорчена, она принялась мысленно ругать голубей и призывать Бога отомстить птицам, поскольку прервался ее дальнейший поход...
     Даже вернувшись домой, женщина еще долго сердилась, прежде чем небеса услышали. Божий лик ожил на ее домашней иконе и произнес:
     - Зачем ты ругаешься, женщина? Если бы не голубь, то при переходе дороги тебя бы сбила машина. Я это точно знаю. Лучше благодари его, чем ругать.
     Мораль: если кто-то нарушил ваши планы на будущее, считайте, что избежали больших неприятностей, что это сделал ангел к вашему благу, - так куда легче, а возможно, и правильно.

Притча о подкармливаемой глупости
     Жили-были два веселых, полных жизни молодых ежика, внешне похожих на людей, но вся спина в иголках: Пашка и Тишка. Необычное место они выбрали для обитания: море или озеро.
     Они плавали в прибрежной зоне и ждали добычу, выныривали, как дельфины, хватали, что попадалось, и назад. Конечно, находки их были не велики, потому что они искали питание там, где ежикам обычно ничего не светит, но это пыл ежиков не ослабляло, потому что у ежиков были родители, позволявшие ежикам вести их странный образ жизни.
     Родители с берега бросали в море ту добычу, которую ежики считали своей. Почему так поступали родители? Они жалели своих детей, боялись их обидеть, рассориться с ними, лишиться их, пораженных странной формой сумасшествия.
     Родители пытались разговаривать со своими ежиками, направить их на путь истинный, но ежики в ответ больно кусались, сворачивались клубком и убегали в свой водоем, где опять плавали и ловили добычу, которую подбрасывали им родители...
     Мораль: если дети - беспутные ежики, оставьте их со своими проблемами, эти проблемы сами выведут их на путь истинный, в противном случае их, с их неразумными целями и интересами, можно содержать до конца жизни.

Притча о попутной радости
     Один человек хранил верность выбранному пути. Он шел по нему и в жару, и в холод, и по ровному асфальту, и по ухабам, и по пыли, и по грязи, он шел по выбранному пути даже тогда, когда ему предлагали прокатиться с ветерком в другую сторону...
     Вот так, невзирая на все преграды и соблазны, человек добрался до конца пути, своего конца пути, а путь, по которому он шел, продолжал уходить в бесконечность. Видя, что потуги пройти весь путь тщетны, человеку захотелось узнать, насколько благодарен ему путь за верность.
     - Прости меня, человек, но мне абсолютно все равно, кто по мне идет и верен он мне или нет, - ответил путь, - главное, чтобы тебе было хорошо.
     Мораль: не ждите и не ищите благодарности, делайте то, что приносит вам радость, - это и будет вашей наградой, на которую никто покуситься не сможет.

Притча о пренебрежении репутацией
     Две чайки летали над волнующейся поверхностью реки Иртыш. Одна, не боясь, складывала крылья и падала в воду, иногда возвращаясь с рыбкой в когтях. Другая летала поодаль грустная.
     - Что не прыгаешь в воду за добычей? - спросила первая чайка - та, что падала в реку.
     - Не хочу подмочить свою репутацию, да и рискованно это, - ответила вторая чайка.
     - С такими страхами можно и крылья протянуть, - резюмировала первая.
     Мораль эта относится ко всем людям, желающим стать преуспевающими: если бояться подмочить репутацию, бояться риска, то много не наловишь.

Притча о разном влиянии конфликтов на молодость и старость
     Рядом стояли два дерева: одно - старое, другое - молодое. Жили-поживали, но как-то разразилась меж ними буря, а может, и не между ними, а общая буря. Она с равной силой обрушилась на оба дерева.
     Старое принялось скрипеть, стучать ветвями, кричать листвой, а молодое гнулось как лук, стегало ветер ветвями и весело шуршало.
     Буря закончилась. Старое дерево приобрело еще несколько трещин в стволе, потеряло множество ветвей и слегка полысело, оставшись без листьев. Молодое - натренировалось, обрело опыт.
     Мораль: в старости все люди более ранимые, а в молодости испытания, как правило, укрепляют.

Притча о консервах
     Как-то встретились две консервы, с одинаковым сроком годности, но одна испорченная, а вторая хорошая, и испорченная жалуется на жизнь хорошей:
     - Никто меня не хочет, только насильно или обманом.
     - Так это же естественно, ты же испорченная, - напомнили хорошие консервы, - а испорчена ты потому, что всю жизнь на теплых должностях, а нам консервам для сохранения внутреннего содержания нужно не бояться трудностей холодного пути.
     Тут к ним подошли другие консервы аналогичного пищевого содержания и срока годности и урезонивают хорошие консервы, которые всю жизнь простояли в холоде:
     - Что-то ты подруга не то говоришь. Я вот тоже на теплом месте всю жизнь и до сих пор вполне годная...
     Хорошие консервы надели очки, чтобы внимательнее разглядеть новую собеседницу, и отвечают:
     - Годная-то ты, конечно, годная, но посмотри, на свой живот, который ты только в зеркало и можешь разглядеть, на нем все написано. Какой только химией, какими только заменителями и усилителями ты не напичкана...
     - А мне все равно, я сама себя не ем, - прервали новые консервы. - Зато всю жизнь в тепле и востребована.
     Мораль: в любом теплом месте невозможно не испортиться, но многим это нравится, потому что в тепле и сами свое не едят...

Притча о преимуществе умеренности
     Рядом стояли два бокала. Один почти полный, другой - почти опустошенный.
     Почти полный бокал был полон оптимизма и блистал энергией напитка. Почти опустошенный бокал печально и пессимистично отражал блики оставшегося на дне глотка. Их настроение разглядели люди, пившие из этих бокалов, и попросили поведать о причине оптимизма и пессимизма.
     - Я оптимистичен, потому что почти полон, меня еще пить и пить, вся жизнь впереди, - ответил почти полный бокал.
     - А я пессимистичен, потому что мне уже немного осталось, почти все из меня выпито, жизнь почти прошла, - ответил почти опустошенный.
     - Вы очень неправы, - сказали люди и подняли бокалы.
     Почти полный был осушен одним большим глотком, то есть залпом, а напиток из почти опустошенного долго еще потягивал его обладатель.
     Мораль: напиток - это жизнь. Чем полнее стакан, тем оптимистичнее взгляды на жизнь, но этот оптимизм может быть безосновательным, если жизнь расходовать невоздержанно.