Чтобы помнить

Анна Хатико
                Если крикнет рать святая:
                «Кинь ты Русь, живи в раю!»
                Я скажу: «Не надо рая,
                Дайте Родину мою.»
                (Сергей Александрович Есенин)

Все так суетно в нашем мире. Мы только встаем с утра с постели и уже торопимся: торопимся приготовить завтрак, собраться на работу, успеть на транспорт до пробок. Мы бежим в течении дня и перекусываем на ходу, спешим вечером домой до час-пика в магазинах и аптеках. И не помним уже и что было с нами за этот новый, данный на благие дела день, не помним, что было вчера и неделю назад.
Современного человека закутала в свои объятия Цивилизация, и сложно устоять против ее соблазнов. Как в Новый год, она нам щедро подарила такие желанные блага – машинки-автоматы, чудо-мультиварки, развлекательные центры, нескончаемые мастер-классы тут и там, радуйся!
Но куда-то стало пропадать ценное и такое важное понятие как семья…
Семья – не папа, мама, я. А когда семьЯ! Когда бабушки, дедушки, много сестер и братьев. Когда все собираются на Рождество и Пасху вместе. Когда каждый болеет сердцем за своих близких. Когда слова отца – главный завет на всю жизнь, а мамина молитва – надежный оберег от неверных дорог и дурных мыслей.
Вот так и я, хоть и выращенная 21-веком, хочу помнить. Помнить и сохранить, сохранить и передать это своим детям, внукам, правнукам.
И вот почему.
Пусть мой читатель, кто бы ты ни был, ребенок, юноша, девушка на выданье, многодетная мама… В каком бы ты ни жил году или веке. Вспомни сейчас это вместе со мной.

Мне было 25 лет. Достаточно много уже по чьим-то меркам, а по чьим-то мало.
Июньские выходные. Я вместе с подругой поехала в паломническую поездку в село Дивеево Нижегородской области. По счету эта поездка для меня приходилась уже пятой! Я примерно знала, что меня ждет. Примерно…
За два дня, вырвавшись из тесного города, мы искупались в святых источниках, поработали на подсвечнике у иконы «Умиление» в Троицком соборе, прошли по Канавке, вычитав неспешно и вдумчиво 150 «Богородице, Дево, Радуйся». Даже заплутали среди двухэтажек-общежитий под вечер, возвращаясь из монастыря на ночлег. И сон короткий, как обычно в таких поездках. Не больше пяти часов. В 4 часа утра, уже проснулись наши соседи. Да и совестно как-то нежиться в кровати, когда воскресный колокольный благовест всех зовет на утреннюю службу.
Были мы в трапезной и на обратном пути заехали на озеро Серафима Саровского, набрали воды и искупались. Я так и представляла эти выходные, ведь уже не первый раз здесь. Искупавшись в святом источнике 4-градусной температуры, я уже настроилась, что подремлю сейчас в нашем маршрутном автобусе. Благодарность Богу за помощь в поездке в сердце каждого из 20-ти моих попутчиков, и все… Паломническая группа Пензенской епархии возвращается домой. Наша маршрутка спешит в Пензу. И водитель такой хороший, добрый. Вот почти и полудрема…
И тут впереди нашего автобуса мы увидели очень много людей. Признаюсь, честно, я не сразу поняла, что это за шествие. И тут старшая нашей группы Наталья (она не представилась по отчеству, и мне так неловко называть женщину, приходящуюся мне,  возможно,  в бабушки, по имени) говорит:
- Сестры! (Среди нас было 2 мужчин только) Сестры! Крестный ход!
Водитель (Владимир):
- Давайте пройдем вместе с ними немного.
Встрепенулось сердце, и наша машина остановилась. Крестоносцы уже были неблизко, и нам пришло немного пробежать (метров 50). Приблизившись к «хвосту» хода, мы узнали, что это крестный ход со старинной чудотворной иконой Оранской Божией Матери.
Паломники (вот настоящие Паломники!), они идут уже неделю! И впереди еще столько же будут в пути с ценной святыней. Вышли они на Троицу, и каждый день идут они, из села в село, из деревни в деревню, из поселка в поселок, и рады им и ждут с великой радостью их в каждого храме этих пунктов. Вечерний молебен в ближайшем селе, скромная трапеза, ночлег, и на следующее утро снова с верой и молитвой, с Матерью Божией – в путь.
Шествие человек 40-50. И стар, и млад. И почти у каждого своя икона. У кого деревянная, у кого бумажная, на груди, у самого сердца. А впереди всех их ведет Матерь Божия.
Четверо крепких, «кровь с молоком», истинных казаков, несут ЕЕ огроомную икону. Мужчины запевают басом «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Стройно и слаженно, идут в ногу, и кто-то периодически подбадривает их «Дружнее, братья, ровнее, с правой, с правой!». Когда пропели казаки, следует очередь женщин. И уже тонкие, чьи-то сдавленные от слез женские, девичьи голоса поют тут же песню «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас».
Буквально за минуту-две, я почувствовала, что мне хочется идти с богомольцами. Как же я корю сейчас себя за то, что не попросила у кого-нибудь из них взять рюкзак, сумку и помочь понести тяжелые вещи. Вся пензенская группа «паломников» шла и плакала. Кто-то тихо и незаметно, кто-то навзрыд, и не смея поднять глаза на чудотворную икону. И так хотелось идти и идти, петь эту короткую, но такую дорогую и сердцем любимую мелодию молитвы… И плакать. Плакать, даже не увидев Ее, кто шла впереди нас. Плакать и уноситься в далекие-далекие времена… Плакать и шептать, пропевать «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас»… И дать сердцу оттаять и сбросить всю шелуху и маски.
Нам разрешили пройти под иконой. Мы побежали в начало хода, и вот Она, перед нами. В ландышах и полевых цветах!
И Ее проносят над нами, такими грешными, такими недостойными всего происходящего чуда, что плачет душа и просит у Матери заступничества перед Ее Сыном…

Так прошли полчаса, может чуть больше, в моей жизни. У богомольцев наступила пора привалу, и нам посчастливилось приложиться к чудотворной иконе. Упав на колени пред светлый образом Пречистой, каждый молил прощения за себя, за родных, за весь род человеческий.
Милая женщина, одна из участниц шествия, дала нам маршрут их движения и с теплом и искренностью в голосе пригласила присоединиться к ним, если мы захотим. Ведь еще неделя крестного хода впереди.
Владимир понимал, что не хочется уезжать никому, но дорога ждала и нас, до Пензы 5 часов на автобусе. Поблагодарив крестоносцев за чудесную встречу, мы вернулись в салон маршрутки.
 
Было тихо, и Наталья сказала:
- Я думаю, что не ошибусь, каждый запомнит это на всю жизнь.

Мы приехали в город уже поздним вечером, здесь шел мелкий, но по-домашнему теплый дождь.

Прошло еще не так много времени от той поездки, но мое сердце еще помнит ту Встречу.
И душа поет тихонько простые слова. И помнит свои детские слезы пред доброй Матерью…