Предисловие.
120 лет. Много это или мало? Для человека много, для Истории не очень. За 120 лет у нашей страны трижды сменилось название, несколько раз сменился общественный строй. Забылось многое, многого уже не восстановить. Я хочу оставить на бумаге то, что знаю и помню про родной поселок, в котором прошло моё детство и почти вся молодость. В котором я состоялся как человек и как личность.
Почему поселок «ПИТЛЯР»?
Поселок. Именно это понятие и определение населенного пункта больше всего подходит к Питляру, именно оно больше созвучно и больше по слуху вяжется с названием. Именно оно исторически является верным для определения состояния и образования как населенного пункта на карте страны. За 120 лет много легенд и мифов наросло вокруг истории поселка Питляр и самая главная из них это тайна его имени, история его названия.
Каких только версий не выдвигалось и не выдвигается по поводу слова «Питляр». Основная часть из них привязана к переводу слова «питлор» с хантыйского языка на русский, то есть «питы лор» это значит «черное озеро» и находилось это таинственное озеро где-то в нашей местности, а может быть и до сих пор находится, только его мало кто видел. Но я хочу рассмотреть и другие версии, чтобы либо опровергнуть их, либо утвердить.
Самая простая из них основывается на созвучии русских слов с названием поселка и звучит примерно так – когда первые русские землепроходцы попали в вершину реки Питляр они удивились наличию большого количества петель, петелек, поворотов на 360 градусов, колец и маленьких стариц, похожих на круги что так и записали на карте «река Петля». Позже надпись на карте «р. Петля» трансформировалось в «Петля р.» а еще позже и просто «Питляр». Эта версия имеет право на свое существование, но не выдерживает даже простых проверок. Название остальных рек впадающих в Питлярский сор на тех же картах написаны по-русски, но названия те хантыйские. И даже сегодня свободно переводятся дословно на русский язык теми, кто знает оба языка. Я не буду приводить примеры с названиями рек с этих карт, вы можете их узнать у носителей языка самостоятельно. К тому же петляющими по лесу реками в нашей местности ни кого не удивить, все они в своем верхнем течении выделывают такие повороты что, проехав по ним целый день на транспорте можно отстать от пешехода идущего пешком напрямки вдоль этой самой реки.
Следующая версия появления слова «питляр» основывается на том, что на нашей земле всегда жили люди. Сначала это были ненцы, или как их тогда называли самоеды, потом ханты, или по тому названию остяки, потом только сюда пришли русские, коми-зыряне и все остальные. До ненцев здесь тоже жил какой-то народ, слабые предания о котором дошли до наших дней, но их очень мало. То есть люди здесь жили всегда. Сегодня археологи то там, то здесь откапывают могильники, находят мумии. Собранной информации еще очень и очень мало чтобы точно узнать, что это были за люди, какой национальности и языка. Даже на берегах той же реки Питляр проводили раскопки и находили стоянки людей, которые датировали тысячелетиями. По этим находкам можно смело сказать что люди, проживавшие здесь ранее, отличались по своей культуре и быту от тех, что живут сегодня в нашей местности. И вполне вероятно, что название реки Питляр именно так вот через «я», а не через «о», пришло к нам из очень и очень далеких времён и не имеет перевода ни на один из языков проживающих сегодня в нашем краю народов. В пользу этой версии говорит и то, что почти напротив Питлярского сора на левом берегу Малой Оби в районе впадения в нее реки Войкар есть место, которое называется «АТЛЯР». Слышите созвучие? «Питляр» - «Атляр». И на современный язык это название дословно тоже не переводится, пытаются подогнать некоторые слова, но дословно очень трудно подобрать такое словосочетание, чтобы оно было со смыслом, получается «плохой сор», «ночной сор». Но все это простые попытки хоть как то подогнать перевод. Еще в пользу этой версии говорит то, что в нашей местности хватает названий мест, местечек и даже населенных пунктов которые тоже трудно дословно перевести на современные языки живущих сегодня здесь народов. Это и «Мужи» и «Восяхово», даже возле Питляра полно таких мест – «Мелёксим», «Хутли». То есть полёт фантазии не исчерпаем и места для исследования названий родных мест тоже полно. Наши предки, конечно же, были романтиками, если могли жить в таких суровых, но красивых местах, но местность называли обычно очень прозаично, по названиям рыб, зверей или по каким-то топографическим или географическим особенностям местности, например «Лангивож» - «беличий городок», «Сортёх» - «щучий народ», «Нохыреган» - речка кедровой шишки. Так легче ориентироваться на местности. Моя цель – максимально точно подойти к дословному переводу слова «питляр» с какого-либо языка людей живущих или живших на этих берегах. Главное задаться целью.
Самая популярная версия названия реки Питляр была озвучена, а если быть до конца честным, и придумана нашим самым знаменитым, талантливым земляком Романом Ругиным. Его, так же как и многих из моих мыслящих односельчан, всегда мучал вопрос о происхождении названия родной земли. Именно он придумал и озвучил версию про «падающее озеро» или «падающий сор» и написал целую легенду о великане, которого бог за грехи скинул с неба и он застрял ногами в болотах. Потянулся к Оби попить воды, но упал, да так и замер, а на месте его падения образовалась река Питляр и Питлярский сор. Красивая легенда. И карта сора к ней привязана, и название почти подходит. Но те кто помнят времена появления этой легенды подтвердят что до того как Роман Ругин ее озвучил, никто о ней не слышал. И хотя он говорил, что записал её со слов Родямова Семена Андреевича, на тот момент одного из старожилов села, сам Семён Андреевич про эту легенду говорил примерно так: «Не рассказывал я таких сказок. Я с Паровата, а не с Ханты-Питляра, я понятия не имею ни о каких легендах про речку Питляр, это не мои земли». А легенда согласитесь красивая. На ее основе даже герб и флаг Питляра создан. Вот что значит талант мастера. Все с удовольствием и бесповоротно в нее поверили. Хотя найти ее первую публикацию не составляет большого труда, появилась она в 80-е годы прошлого века. Но Роману Прокопьевичу тогда было маленько сложнее, чем мне сегодня. У него не было такой информации и такого доступа к разным картам, он пошел творческим путем и придумал легенду, чтобы было на что опереться и ему самому и нам тоже. Ведь не может же родная земля не иметь четкой истории своего названия.
Раз уж речь зашла о Ханты-Питляре, то остановимся тут подробнее. В последнее время я часто слышу разговоры о том, что Питляр изначально был на том месте, где теперь Ханты-Питляр, что никакого Ханты-Питляра не было что это все придумки и выдумки современников. Да согласен. Ханты-Питляр это не историческое название поселка расположенного в устье Питлярского сора, хотя бы потому что до революции народ ханты назывался «остяки» и слова «ханты» вообще не было. Я могу предположить что, скорее всего вся наша местность расположенная близко друг к другу так и называлась – Питляр. Пример тому есть недалеко отсюда, это Мелёксим. Река которая начинается далеко на востоке и петляя через леса и болота протекает почти 30 км если мерять по прямой линии с востока до Игорской Оби носит название Мелёксим. Сор, который расположен в нижнем течении этой реки так и называется – Мелёксим. Место старой деревушки на правом высоком берегу в устье реки так и называется – Мелёксим. Остров, расположившийся напротив тоже – Мелёксим. И более того еще не так давно покос который располагался на левом пойменном берегу Оби напротив острова тоже назывался – Мелёксим, сейчас правда об этом уже подзабыли, но кое-кто еще помнит. Вот и посмотрите теперь на карту и оцените, сколько места занимает Мелёксим. Почему Питляр не мог занимать столько же места. Ведь от того места что мы теперь называем Ханты-Питляром до современного Питляра напрямую всего лишь 5-6 километров. Могла вся эта местность называться Питляр? Могла, конечно же. Не только речка, а вообще вся местность по такой же аналогии с Мелёксимом. От впадения реки Питляр в Питлярский сор до поселка тоже всего около 20 километров. Поэтому говорить, что Питляр раньше был в Ханты-Питляре то же не совсем верно. И еще один вопрос, почему же все ж таки ХАНТЫ – Питляр? Название это появилось в тридцатые годы, мне сейчас сложно точно установить дату, надо добираться до архивов если они сохранились, но первые упоминания о Ханты-Питляре появляются именно в тридцатые годы двадцатого века, в то время когда национальная политика была на гребне волны. Остяко-Вогульск был переименован в Ханты-Мансийск, Обдорск в Салехард, образован город Нарьян-Мар. Создавались Автономные округа по всему северу СССР. Ну а в нашем поселке, после его второго рождения в 29 году, всегда велась активная политическая жизнь, всегда находились активные отклики на призывы властей к воплощению любых решений в жизнь. Вот и стал поселок в устье реки Питляр – Ханты-Питляром. В Мужах появились Ханты-Мужи. Как-то так все и происходило. Поэтому говорить, что исторически Питляр был именно на том месте в устье сора, где теперь только лысая гора от старых строений тоже не совсем верно. И ещё. У всех народов нашей огромной страны до сих пор есть тяга к кочевой жизни. В этом легко убедится, посмотрев на дачные поселки вокруг любого города. У каждого взрослого горожанина есть маленький, но свой летний домик, в который он стремится уехать на лето. И тоже самое до недавних времен было и в наших краях, у каждой семьи и каждого рода были места летних стоянок, этим местом вполне мог быть сегодняшний Ханты-Питляр с его богатым рыбой устьем сора, склоном горы направленным на юг, удобным местом для стоянки лодок, выгрузки и погрузки. А зимними местами проживания могли быть места, где сейчас располагается современный поселок Питляр. Место удобное для выпаса оленей, с его болотистыми и озерными окрестностями, место удобное для спуска к реке. Может быть всё было и не совсем так, но то что вся это местность могла называться Питляром вполне вероятно. Версия вполне правдоподобная.
Самая невероятная версия, которую я лично слышал от одного старого летчика облетевшего весь наш округ на АН-2 звучала так: «Ваш Питляр основали ссыльные немцы в 40-е годы. Поэтому он так и называется». «Почему?» - спросил его я. «Ну ты что? Совсем глупый? Не слышишь что ли что «Питляр» слово немецкое!». Я не стал спорить с пожилым человеком, тем более что он был полностью уверен в своей правоте. Ведь я-то знаю что название «Питляр» появилось намного раньше, чем здесь появились первые ссыльные не только немцы, но и русские.
Для того чтобы узнать почему то или иное место называется именно так и не иначе, кроме языка и географии необходимо знать историю народа или народов проживавших и проживающих в этой местности. Если ты не знаешь первопричин, начинаются догадки и додумки, начинаются фантазии на тему. Поэтому необходимо знать историю основания населенного пункта. Если опять же приводить примеры из нашей местности, то можно взять ту же Анисимовку. Мало кто знает, почему это место сегодня так называется. А называется оно всего лишь потому, что там жил старик, которого звали Анисим, а вот как оно называлось до этого деда, уже никто не знает и не вспомнит, хотя, скорее всего как-то он все равно называлось. Вот так же и с Питляром. Надо докопаться до истоков, с чего пошло название реки Питляр. Действительно ли это ли это «питы лор – чёрное озеро» или все же «питас лор – падающее озеро». Всё что может здесь помочь любому исследователю это карты. Желательно карты старинные. Вот так через сказки и легенды подвел я вас к своей версии названия реки Питляр и самого поселка. И как обычно всё просто и без всяких упавших великанов и черных таинственных озер. На старинных картах позапрошлого века и тех, на которых даты вообще не стоит, но написанные на них названия написаны русским языком с правописанием принятым еще в дореволюционные времена, над рекой, о которой я пишу уже не первую страницу текста написано «Питлар». То есть если опираться все же не на язык, каких то древних и загадочных народов, а на язык народа ханты, просто потому что и остальные названия рек и местностей написаны именно по-хантыйски и свободно дословно переводятся любым человеком, который его знает, то «лар» это «ёрш», а «питы» это «черный». Вот так все просто и прозаично. В Шурышкарском сору есть река с названием «Лареган», то есть дословно «Ёрш-река». Почему и наша речка не может называться «рекой Чёрного ерша». Вполне вероятно. Но что еще интереснее на некоторых диалектах хантыйского языка «питлар» означает «окунь». Дословный перевод разный «черный ерш», «темный ерш». Но смысл один – окунь. Вот вам и разгадка названия реки. В ней водился окунь. Со временем и обрусением слово «питлар» смягчилось и получился «питляр». Если опереться на то что «питлар» это окунь, то можно и привязку ко всей нашей местности легко найти. До сих пор на озерах расположенных в окрестностях поселка ловят окуня. А те, кто постарше могут вам рассказать, что окуни раньше водились почти в каждом из известных нам сегодня озер. Многие из тех, кому сегодня 50 лет и больше обязательно расскажут вам, что окунь водился в Третьем и Четвертом озере. И более того если вы посмотрите на карты нашей местности которые составлялись в 50-60-е годы 20 века то увидите что над озерной системой которая расположена на восток от поселка Питляр написано «озёра Ханшенгхулымлор». В переводе на русский язык с одного из диалектов хантыйского языка, преобладающего сегодня в нашей местности «ханшенгхул» означает «окунь». Но самое интересное, что на том же диалекте хантыйского языка у окуня есть и другое название – «ханшенгЛАР». То есть все ж таки «ЛАР»! «ХаншенгЛАР» и «ПитЛАР», то есть что так окунь, что так окунь. То есть вся наша местность, на разных диалектах хантыйского языка так и называлась «Окунь» или «Окунёво». Вот такая история про название нашего села. А подтверждение моей версии вы легко найдете на любой старинной карте нашего края, где обозначена река «Питлар». И даже более того если вы поищите справочники и литературу хотя бы начала 20 века, дореволюционной эпохи про наши края, вы найдете там даже не «ПитлЯрские юрты» и не «ПитлОр», а «поселок ПитлАр». И согласитесь – «питлор» скорее всего в русском языке стал бы «питлЁром», а вот из «питлАра» легко получается «питлЯр». Таких примеров полно в нашей округе «КельчиАс» привратились в «КельчиЯзы», «ВандиАс» в «ВандиЯзы», один Чепурас так и остался Чепурасом. Остается вопрос – почему же ни кто из носителей языка не помнит что «питлар» это «окунь»? Тут тоже все очень просто окунь – рыба в нашей местности не популярная, не промысловая. В плавные и ставные сети он почти не попадается, а с удочками в наших местах и сейчас-то мало кто бегает по лесным озерам, а в прежние времена и подавно. Да и судя из хантыйских названий окуня, он до сих пор не имеет собственного имени, если перевести на русский язык все его названия то вы получите «пестрая рыба», «пестрый ерш», «узорчатая рыба», «узорчатый ерш», «темный ерш» это, скорее всего обозначения, но не имя. Поэтому не удивительно, что ни кто почти и не помнит что «питлар» это окунь. И из этого выходит, что наш поселок, как и река, называются – Окунь. А если учесть специфику хантыйского и русского языков и особенности перевода то можно сказать что Питляр, как и вся местность вокруг в переводе на русский язык называется – Окунёво.
Так как вставить рисунки и фрагменты карты у меня здесь не получается, я добавлю ссылки на интернет ресурсы, на которых вы сами можете увидеть подтверждение моей версии о названии речки и поселка.
Дюжина десятков или четверть тысячелетия?
Кое-кто уже даже с датой определился и пишет везде, где только можно что дата образования села Питляр – 28 июня 1898 года, другие бьют себя в грудь коленками и кричат: «Питляру 250 лет! И не меньше!». По мне и те и другие не правы. И я постараюсь помочь разобраться в том вопросе, который вынес в название этой главы.
Всё началось с маленькой заметки корреспондента газеты «Северная панорама» Петра Лаптандера размеров всего в пару строк, в которых было написано примерно следующее:
«1898 год – на фабрике купца Плотникова в п.Питляр выпущено 5000 банок консервированной рыбы.
1899 год – на фабрике купца Плотникова в п.Питляр выпущено 10000 банок консервированной рыбы».
Цитата не дословная, но при желании текст её можно отыскать в подшивках газеты за 1997 год. Эта заметка зацепила жителей Питляра, ведь в ней говорилось, что Питляру уже 100 лет, а мы все привыкли, что история его начинается где-то в 30-х годах 20 века. Главой администрации с.Питляр тогда был Тырлин Вениамин Семенович человек деятельный и активный. Он зацепился за эту дату и сделал большой праздник. Кульминация его пришлась на последнее воскресенье июня 1998 года, то есть 28 число. Вот откуда и появилась дата «28 июня 1898 года». Дата образования Питляра не может быть установлена точно, поселок основать это же не банку консервную открыть и записать в дневнике: «28.06.1898 год, 14.32 по московскому времени, открыли банку нельмы в томате. Съели. Банку сохранили для истории». Более того даже год «1898» не может быть точным. Купец Плотников в том году просто выпустил первую большую и готовую к реализации партию консервов. Но он же не в чистом поле их делал и не на передвижных консервных фабриках, не на плавучих консервных заводах как в Тихом океане, хотя были у него и такие. Этому предшествовала огромная работа по доставке оборудования, строительству самой фабрики, строительству общежитий для рабочих, которых привозили сюда для работы. И работали они, скорее всего как это мы сейчас называем «вахтовым методом» (так что вахту на Ямал придумал тоже купец Плотников) только в летне-осенний период. Сколько времени ушло у него на эти подготовительные работы? Один год? Два? Десять лет? Сейчас трудно сказать точно, надо искать архивы этого самого торгового дома «М. Плотников и Сыновья» если они конечно сохранились. Но из тех источников, которые мне удалось обнаружить известно что: «Первое в Сибири рыбоконсервное производство со специальным оборудованием, современными технологиями было открыто в 1898 г. в 110 верстах от Березова. Предприятие занимало около 5 десятин земли в районе Питлярских юрт. Купцы взяли в аренду эту территорию с 1 июня 1896 г. на 3 года у местных жителей, а затем — у коронной администрации на 24 года с оплатой по 10 рублей за десятину в год. Казна завысила арендную плату, так как стоимость одной десятины в Тобольске доходила до 3 рублей за десятину ежегодно. Вместе с тем, устройство выгодного для государства и доходного предприятия потребовало не только больших материальных затрат, но и терпения, настойчивости предпринимателей. Фабрике состояла из самого здание предприятия размером 18 на 5 саженей, а также ряда подсобных помещений, складов, амбаров. Здесь постоянно было занято: 1 мастер (первый мастер был приглашен из Германии), 2 помощника и 29 рабочих. Однако усилия и капиталовложения предпринимателей окупились в первые годы работы: с 1898 по 1902 гг. было произведено 470 тысяч банок рыбных консервов на сумму 235 тысяч рублей, в среднем по 7833 штуки в месяц. В качестве сырья на производстве использовались только ценные сорта рыб: нельма, стерлядь, муксун и т.д.». Из этой записи выходит, что как минимум за 2 года до открытия фабрики территория уже была арендована под ее строительство. Но это только то, что касается строительства фабрики, а ведь она тоже, скорее всего, возникла не на пустом месте, а на уже обжитом участке земли. Более того если опять же обратиться к картам нашей местности, то на них вы увидите что та речка которую мы привычно называем «Залив», называется «Русьхотеган» что в переводе означает «река русских домов». И это наводит на мысль о том, что дома русских людей здесь могли стоять задолго до появления Плотниковской фабрики. Где они находились сейчас трудно сказать, может быть как раз на том самом берегу, где стоит посёлок, может быть на том месте, где потом была звероферма, может быть на Анисимовке. Но это лишь догадки, основанные на названии речки Русьхотеган.
Тут мы приблизились еще к одному вопросу – почему именно это место было выбрано Плотниковым под строительство фабрики? Ну, раз приблизились то сразу и попробуем разобраться.
Даже в конце 19 века отношения между людьми строились на взаимной договоренности и обоюдовыгодных условиях, а не на принуждениях в виде приказов и распоряжений, и разговорах с позиции силы. Поэтому за аренду земли и родовых угодий купцам и другим деловым людям приходилось платить местному населению деньгами и товарами. Об этом сохранились записи в архивах, одну из которых я привел выше.
Скорее всего, то место которое сейчас занимает наш посёлок было свободно от притязаний какого бы то ни было местного рода и семьи. Или же именно по этому месту купец Плотников и местное начальство смогли договориться на условиях выгодных всем. К тому же не надо забывать о географии и топографии ведь даже сейчас в Залив заходят большие теплоходы. А старики вам расскажут, что раньше обрыв берег нашего поселка заканчивался на одной линии с Линковым озером, которое находилось на другой стороне Залива, а сам Залив был еще шире и еще глубже всего лишь пару десятилетий назад, остается только догадываться какой была эта речка более сотни лет назад. Даже тот ручеек, что разделяет наш поселок на южную и северную части, еще не так давно был глубоким и широким и в конце 90-х годов в него заводили свои лодки те, кто жили по берегам этого сегодняшнего оврага, а в середине прошлого века в этот ручей заводили плашкоуты. Так что место было очень удобное для причаливания, для выгрузки и разгрузки. Еще надо учесть то, что колесные пароходы Плотникова тогда имели осадку не больше метра и могли свободно подойти к Питляру в любом месте из-за его песчаных пляжей. Такие мысы как Перекат и Анисимовка для этого плохо подходят там все время сильное течение и сильное волнение, что очень мешает при погрузочно-разгрузочных работах. Еще и огромные камни на берегу и в воде, и ледоход, сметающий всё на своем пути и оставляющий после себя огромные нагромождения льда на берегу, остающиеся там иногда до середины лета. Мыс на Анисимовке это единственное место на 50 километров вверх и столько же вниз по течению реки, где такие огромные горы льда вырастают по весне. Там, даже осенью во время ледостава бывают нагромождения торосов. А места наши купец Плотников знал еще с середины 19 века, когда основал свое пароходство и стал водить суда по Оби. Вот что по этому поводу говорят архивы: «Так, в 1864 году свое пароходство открыла известная в Сибири торговая фирма Тобольского купца-миллионера Михаила Плотникова. Владелец известного не только в Сибири, но и по всей России Торгового дома «М.Плотников и сыновья» он создал свой паровой флот и контролировал перевозки ниже Семипалатинска до устья Оби. Это пароходство работало до национализации флота». Если учесть специфику того времени то легко можно понять что пароходам было необходимо раз в сутки приставать к берегу и загружаться дровами потому как на них стояли паровые двигателя. Для этого они специально выискивали тихие заводи и хорошие подходы к берегу где загружались дровами. Скорее всего, наш Питлярский берег был облюбован Плотниковским пароходством еще задолго до появления у него интереса к консервному делу. Так же не следует забывать, что целью купца Плотникова была рыбодобыча. Он был заинтересован не в освоении бюджета и государственных субсидий, а в том, чтобы при минимальных вложениях получать максимальную прибыль. Основным местом добычи рыбы в нашей местности был Питлярский сор. В старые времена во время подъёма рыбы и захода ее в сор в его устье старались даже на весельных лодках не шуметь. Потому как сор наш мелкий, глубина его поймы редко превышает два метров, а рыба, как известно очень шума не любит. Так зачем же купцу было строить фабрику в Ханты-Питляре чтобы она шумела, чтобы шумели колесные пароходы, лодки, люди. Конечно, он поставил ее в стороне и выбрал именно это место из-за хорошего и удобного подхода к берегу. Вот примерно так и появилась первая за Уралом консервная фабрика. И основал ее купец Михаил Плотников, и именно на том самом месте, где сегодня находится поселок Питляр. А 1898 году она стала известна на всю страну и всю Европу. И еще не стоит забывать о том, что люди прошлого жили не в мониторах, телефонах, соцсетях и виртуальном пространстве, а на земле. И прежде чем начинать какое-то дело или строительство все проверяли своими руками и ногами, и даже купцы-миллионеры не чурались самостоятельно осматривать и прощупывать те места, куда собирались вкладывать силы и средства, а не смотрели в бумажки с мечтами о золотых мостах и новых неведанных возможностях. Они твердо стояли на ногах, поэтому выбирали для проживания места с хорошим грунтом, и если вы посмотрите вокруг, то увидите что в нашем посёлке самая лучшая почва на многие километры вокруг. И еще один немаловажный фактор это вода. Даже сегодня в 21 веке, веке атомных ледоходов и космических нанотехнологий проблему с водой в Питляре так и не удалось решить, а представьте, сколько было хлопот на той самой первой фабрике с водоснабжением. И теперь представьте, что фабрика стояла бы на высокой горе Ханты-Питляра или Паровата? Лошадь с бочкой воды поднималась бы полдня в эту гору, а нужна была не одна бочка воды в день. Это же производство. Даже на начальном этапе развития в день в среднем выпускалось несколько ящиков банок в день. То есть всю рыбу надо было помыть, средства производства помыть, руки помыть. Кстати одним из факторов, которые повлияли на отъезд людей из перечисленных выше старых поселков и явилась вода. А вернее ее отсутствие и трудности с ее доставкой до жилища. Еще один плюс в пользу Питляра в том, что рыбу раньше ловили неводами, а наш Питлярский берег до сих пор удобен для притонения. Заводили невод где-то в районе Зеленой горки, а выбирали в устье Залива. Еще в 90-е годы на Питлярском плаву плавали все деревенские рыбаки, и рыбы пойманной на этом плаву хватало всем. Вот те, некоторые причины, почему сто двадцать лет назад на этом берегу был основан наш поселок.
Что же касается второй половины вопроса вынесенного в название данной главы, то здесь цифра 250 вообще не уместна. Появилась она из истории о путешествии по Оби миссионеров-христиан, которые указали, что в середине 18 века были в населенном пункте с названием «Питлярские юрты». Но даже из их записок понятно, что они посетили уже существующий населённый пункт, но самое главное, что нас интересует «а где он находился?». Были ли это берега и притоки Питлярского сора или же гора в сегодняшнем Ханты-Питляре? А может быть это был тот самый берег, где сегодня стоит наш поселок, а может сегодняшняя Анисимовка. А может быть вообще летний Питляр на Таловой стороне Оби. Есть еще вариант, что они могли объехать все или почти все перечисленные мной выше места и на всех были стоянки тогдашних местных жителей, и все они назывались Питлярскими юртами, не зря же в этих заметках говорится о юртах, то есть о жилищах кочевников, а не о конкретном населенном пункте. Тут можно долго размышлять на эту тему, но факт, который бесспорный, говорит о том, что люди в нашей местности жили до приезда сюда первых миссионеров, путешественников и картографов, то есть всегда. И если учесть уже имеющиеся археологические находки, то можно с уверенностью сказать что люди эти жили оседлым образом жизни. Нас же интересует конкретная дата, с точностью хотя бы до года, которую можно назвать именно тем началом отсчета, когда Питляр как населенный пункт стал известен, стал постоянно обитаем и обзавелся своим постоянным населением и относительно постоянными строениями. Многое могли бы дать архивы, но поиски документов относящихся к истории нашего поселка очень затруднительны. Связано это с тем, что поселок наш за свои 120 лет много раз менял своё административное подчинение. Тобольская губерния, Омская область, Уральская область, Тюменская область, Тобольский округ, Остяко-вогульский наци¬ональный округ, Ямало-ненецкий автономный округ… Голова кругом идет от одного только причисления названий как сейчас принято говорить «регионов» в которые когда-то входил наш поселок, а были еще и промежуточные такие как, например, Обь-Иртышская область. И документы по его истории развитию и образованию новых организаций поселка могут находиться в любом административном центре перечисленных выше регионов. Некоторые документы пересылались в связи с переходом поселка в другое административное подчинение, какие-то оставались в местных архивах, а какие-то давно уже уничтожены за ненадобностью и давностью лет.
Чтобы не путаться самим и не вводить в заблуждение остальных началом основания поселка надо считать именно 1898 год. Именно тогда поселок стал известен всей стране и даже за ее пределами. Именно с этого года положено начало всей консервной промышленности в Сибири и положено оно здесь, в Питляре. А день рождения можно выбирать самим такой, какой удобно хоть в июне, хоть в декабре.
Чем сердце успокоится?
Думать о будущем всё равно, что гадать на картах. И если наши предки гадали больше над топографическими и географическими картами в надежде найти новые лучшие земли для воплощения своих идей, то мои современники больше гадают с помощью банковских карт. Их больше интересует не цифры, обозначающие на картах перепады высот, глубины рек и географические координаты, а цифры обозначающие суммы валют на тех самых банковских картах. У каждого времени свои цифры. Меня же, как и любого жителя поселка Питляр больше всего волнует, что же будет здесь через 20-30-50 лет. Когда-то в детстве мы мечтали о железной и автомобильных дорогах проходящих рядом с Питляром, о красивом и большом аэропорте со своими самолетами, о круизных лайнерах, пристающих к причалу нашего поселка и курсирующих в любую точку страны и мира. Чем старше мы становились, тем приземлённые становились наши мечты, и мы уже мечтали о больших и теплых домах с комфортными условиями проживания, о газопроводе и ЛЭП проходящих через Питляр, о ровных дорогах и хорошем зимнике. Сейчас мои ровесники и я вместе с ними мечтаем об элементарном порядке и чистоте в поселке, о чистой воде и ровных заборах. Но самое главное, о чем мы мечтали в любом возрасте это о процветании родного края.
Всё держится на фундаменте. Фундамент нашего поселка это его история. Из его истории известно, что он находился на грани развала уже не один раз. Впервые это произошло сразу после революции, когда в результате национализации Плотниковской фабрики оборудование с нее было демонтировано и по некоторым данным вывезено в Обдорск, где позже было установлено на рыбоконсервном заводе. По другим отправлено в Тобольск, где тоже был рыбоконсервный завод.
Вот что нам говорят архивы о 20-х годах 20 века про Питляр:
Государственный архив
Тюменской области
АРХИВНАЯ СПРАВКА
Сообщаем вам, что точную дату образования посёлка Питляр установить не представляется возможным, так как документы Госучреждений размещавшихся на территории современного Ямало-ненецкого автономного округа в дореволюционный период, на хранение в государственный архив Тюменской области не поступили.
По данным всесоюзной переписи 1926 года в населённом пункте Питляр, входившем в состав Куноватского совета Обдорского района, насчитывалось 13 хозяйств и проживало 54 человека: 29 мужчин и 25 женщин. С 1929 года в составе Шурышкарского рыболовецкого промысла существовал «Песок Питляр». Рыбной ловлей на нём было заняты 4 сменных артели, имевших рыболовецкие снасти, двигатель, лебёдку и одну моторную лодку. Добытая рыба направлялась на Куноватский рыбозавод Обьгосрыбтреста.
Посёлок Питляр в административно-территориальном отношении входил с 25 октября 1926 года в состав Шурышкарского туземного совета Остяко-Вогульского национального округа (ныне Ханты-Мансийский автономный округ).
На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 июня 1944 года был образован Питлярский сельсовет, в состав которого входит посёлок Питляр в настоящее время.
ОСНОВАНИЕ: Справочник «Тобольский округ» т.ХП.
Свердловск1928г. с. 106 ГАТО, Ф.1785г, оп.I , д 284, лл 7, об 55.
Справочник Административно –территориальное деление
Тюменской области. Тюмень.1991г. т.3 с.31,39.
Директор облгосархива О. П. Тарасова.
В начале 30-х годов в Питляре началась новая жизнь. Это время в нашей стране называемое «раскулачиванием». На Север огромным потоком шли люди. Питляр стал спецпосёлком для ссыльных и репрессированных крестьян из разных регионов нашей страны, со своей комендатурой и своими правилами.
Вот данные о количестве сосланных именно в Питляр:
«На 30 июля 1930 года.
Всего поселено кулацких семейств – 116, количество человек 703.
Количество трудоспособных членов кулацких семейств – мужчин 183, женщин 111, подростков обоих полов (возраст от 14 до 17 лет) – 37».
Составлено по: ГАТО. Ф. 1785. Оп. 5. Д. 6. Л. 10. Копия. Машинопись.
В Питляр везли людей в основном с Южного Урала. Везли семьями, с младенцами и стариками. Всех кто был тогда неугоден Советской власти. Для людей приехавших сюда это был ужас. Сохранились тексты архивных документов которые есть в свободном доступе и один из них датирован 2 августа 1930 года, он хотя бы маленько передаёт картину того времени:
«Телеграмма группы спецпереселенцев из Обдорска Уральской области М.И. Калинину, Н.К. Крупской, в РКИ и Прокурору РСФСР с просьбой о переселении в «хлебородные места»235
[...] МОСКВА 4 АДРЕСА ВСЕРОССИЙСКОМУ СТАРОСТЕ КАЛИНИНУ КОПИЯ КРУПСКОЙ КОПИЯ РАБОЧЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕЦИИ КОПИЯ ПРОКУРОРУ РЕСПУБЛИКИ.
ГРУППА ВЫСЕЛЕНЦЕВ ЧЕЛЯБИНСКОГО ТРОИЦКОГО ПРОЧИХ ЮЖНЫХ ОКРУГОВ УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БОЛЕЕ СЕМЬСОТ ЧЕЛОВЕК МУЖЧИН ЖЕНЩИН ДЕТИ ВОЗРАСТОМ ОТ 1-ГО ДО 5 ЛЕТ НАХОДИМСЯ НЕИМОВЕРНО НАИБОЛЕЕ ХУДШИХ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЯХ И ОСОБЕННО ДЕТИ ЛЕТНИХ ВЕТХИХ ДЕРЕВЯННЫХ ИЗБУШКАХ КОТОРЫЕ ДОЖДЕМ ПРОМАЧИВАЮТСЯ ОБСУШИТ[Ь]СЯ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ НАХОДИМСЯ ГУСТОЙ ЖИЛИЩНОЙ АТМОСФЕРЕ ТЕСНОТЕ МУЖЧИНЫ ЖЕНЩИНЫ ДЕТИ ВМЕСТЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НЕТ СОВЕРШЕННО ДЕТИ ВСЕ БОЛЬНЫЕ И МНОГО БОЛЬНЫХ ВЗРОСЛЫХ КУЛЬТУРА ОТСУТСТВУЕТ МЫ МАЛЫХ ЛЕТ ХЛЕБОРОБЫ НА ПОДАННЫЕ НАШИ НЕОДНОКРАТНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ НЕПРАВИЛЬНОМ ВЫСЕЛЕНИИ СОГЛАСНО СТАТЬИ СТАЛИНА ОТВЕТА НЕТ ДАННЫЙ МОМЕНТ НАХОДИМСЯ РАСПОРЯЖЕНИИ РЫБТРЕСТА ГЛУХОМ МЕСТЕ НА ПЕСКАХ ТАЙГЕ СТО ВЕРСТ ОТ ОБДОРСКА ПРОМЫШЛЯЕМ РЫБУ ПРОМЫСЛАМИ СОВЕРШЕННО НЕ ЗНАКОМЫ МЫ НЕ НАДЕЕМСЯ ПРОКОРМИТЬ СЕМЬИ ОПРАВДАТЬ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОВА ПРОСИМ ВОЗВРАТИТЬ НАС ХЛЕБОРОБНЫЕ МЕСТА РАВНЫЕ КЛИМАТУ ТРОИЦКОМУ ЧЕЛЯБИНСКОМУ ОКРУГАМ ГДЕ МЫ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ПРИНЕСЕМ ПОЛЬЗЫ ПРАВИТЕЛЬСТВУ СУРОВЫЙ СЕВЕРНЫЙ КЛИМАТ ДЛЯ НАС НЕ ПОДХОДЯЩЕ ЗДЕШНИЙ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЯМ ЖЕНЩИНАМ НЕТ ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ЗИМОВКИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ НАША ОДЕЖДА ОБУВЬ ЗДЕСЬ СЕВЕРЕ СОВЕРШЕННО НЕ ГОДИТСЯ МЫ СОВСЕМ БОСЫ ПИТАНИЕ ПЛОХОЕ ДЕТЯМ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТАТЬ МОЛОКА ПРИОБРЕСТИ ТАКОВУЮ НЕ СИЛАХ ЗАРАБОТАТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ НА ВСЕ СЕМЕЙСТВО ТОЖЕ НАМ ЗДЕСЬ СУРОВОМ СЕВЕРЕ ТАКИХ ЖИЗНЕННЫХ УСЛОВИЯХ УГРОЖАЕТ ВЕРНАЯ БЕСПОЛЕЗНАЯ БЕЗВРЕМЕННАЯ ГИБЕЛЬ ГЛУХОЙ ТАЙГЕ НЕ ИМЕЯ СРЕДСТВ ОДЕЖДЫ ОБУВИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЖИЛИЩНЫХ ПОМЕЩЕНИИ КЛИМАТУ В ХОДАТАЙСТВЕ ПРОСИМ НЕ ОТКАЗАТЬ ОТВЕТ ОЖИДАЕМ БЛИЖАЙШЕМ ВРЕМЕНИ ТАК КАК ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ НЕ ТЕРПИТ ОТЛАГАТЕЛЬСТВА ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ НЕВОЗМОЖНОСТЬ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИИ ОСОБЕННОСТИ ЗИМОВКИ ПРОСИМ ПРИЕЗДА СЮДА КОМИССИИ БЛИЖАЙШЕМ ВРЕМЕНИ АДРЕС ОБДОРСК ЮЖНОЕ ОБДОРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УРАЛРЫБТРЕСТА РЫБОПРОМЫСЛОВЫЙ ПЕСОК ПИТЛЯР -
ГРУППА ВЫСЕЛЕНЦЕВ ЧЕЛЯБИНСКОГО ТРОИЦКОГО ПРОЧИХ ЮЖНЫХ ОКРУГОВ УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.
Вверху справа рукописная помета: «Передана по телефону т. Пантелееву в СНК РСФСР. 2/VIII» (подпись неразборчива).
235 Данная телеграмма была направлена в СНК РСФСР, а оттуда в НКВД РСФСР. Несколько дней спустя, в начале августа, зам. наркома Е.Г. Ширвиндт запросил Уральский обладмотдел о том, что делается для улучшения положения ссыльных крестьян (ГА РФ. Ф. Р-393. Оп. 43 а. Д. 1796. Л. 314). 12 сентября 1930 г. нач. адмуправления Уральского облисполкома Коровин ответил: «Обладмуправление только начинает принимать от органов ОПТУ спецпереселенцев и действительное положение пока для меня неизвестно. Поэтому одновременно с этим мною приняты меры к урегулированию создавшегося положения и о результатах будет доложено дополнительно» (Там же. Л. 310).
Именно эти крестьяне своим трудом подняли Питляр до вершин, которые потом он никогда больше не достигал. Ими на Питлярской земле был создан колхоз, который кормил Салехард и добрую половину Шурышкарского района корнеплодами и молочными продуктами. Это был расцвет Питляра, добились его те самые кулаки, которые привыкли пахать и пахать в полях на солнцепеке и под гнетом таежного гнуса. Дед мой много рассказывал о тех временах, мало чего из этих рассказов я могу вспомнить веселого. Он объехал тогда половину округа. Везде были раскулаченные и ссыльные.
Дислокация пунктов постоянного жительства переселенцев
по Обдорскому району по состоянию на 6 апреля 1931 г.*
Места расселения Количество семей Количество людей
1. р. Шуга 45 228
2. р. Нью-Яда 20 102
3. р. Ханби-Яга 70 355
4. промысел Пуйко 60 308
5. промысел Ямбура 40 203
6. промысел Казымский мыс 30 154
7. промысел Аксарка 40 204
8. Обдорск 116 591
9. пос. Тушвош 20 103
10. пос. Питляр 100 508
11. пос. Кушеват 70 354
ИТОГО 611 3110
Составлено по: ГАТО. Ф. 1785. Оп. 5. Д. 6. Л. 19.
Я не собираюсь давать политическую окраску событиям тех лет и рассуждать о том, что это было «плохо» или было «хорошо». Мне человеку не жившему в 30 годы 20 века трудно адекватно оценивать настроения того времени и того общества которое ссылало своих сограждан на необжитые земли. Во время оценки тех событий я всегда вспоминаю своего деда как непосредственного участника всего этого процесса и сосланного на север в 29 году как кулака. Он не любил ни Сталина, ни коммунистов отобравших у него всё – молодость, свободу, родную землю. Но когда он рассказывал о том, как его семью арестовывали прямо в день его 18-летия, он говорил: «Не Сталин меня в ссылку голым и босым отправлял, не Сталин забрал у нас всё теплое бельё и одежду. Не Сталин вносил меня в списки кулаков. Это делали местные пьяницы, которые еще вчера валялась под забором, которые ни читать, ни писать, ни работать не умели, а сегодня им дали власть и объединили в Комитеты бедноты. И имущество, вплоть до портков, они не государству сдавали, а тут же при нас, не стыдясь, делили между собой». Трудно мне человеку, само появление на свет которого стало возможным именно благодаря этому самому раскулачиванию, судить о том было ли этом спасением для нашей страны в середине прошлого века. Если верить в то что Сталин еще в 20-е годы знал что ему придется воевать с капиталистами и победа в этой войне будет зависеть от того у кого больше ресурсов, а все ресурсы нашей страны до сих пор находятся за Уралом. Из истории он знал, что добровольно осваивать эту территорию ни кто не поедет. Если до революции Столыпин заманивал крестьян за Урал бесплатными землями в степях юга Сибири, то на север Сибири заманить людей было нечем. И то, что отправлять нужно было именно крепких хозяйственников с семьями и детьми, потому что именно они, привыкшие работать и поднявшие целину Южной Сибири, могли поднять и северные территории, что в итоге и случилось, это тоже было понятно товарищу Сталину, знавшему толк в ссылках, и имеющему за плечами не один год принудительного проживания на Севере. Если учесть то, что в итоге благодаря именно раскулачиванию страна освоила огромную ресурсную базу по всей Сибири, благодаря которой выиграла Великую отечественную войну, то невольно восхищаешься гением Сталина как руководителя страны видевшего на много лет вперед. Не зря же во многих документах тех лет процесс, который мы привыкли уже называть «спецпереселением», называется «спецколонизацией». То есть это всё рассматривалось именно как колонизация северных территорий. К весне 1934 года в системе Обьгосрыбпромтреста возникли 29 поселков в которых размещались 17 тысяч человек или 4086 семей. Но когда вспоминаешь рассказы деда о лишениях которые им пришлось перенести, об огромном количестве умерших по дороге в ссылку людей, о маленьких детках которым еще не понимавшим ничего и не имевшим ни какой вины перед людьми и государством пришлось пережить или не пережить весь этот ужас. Становится больно и страшно.
Чем старше я становлюсь, тем больше я восхищаюсь своими предками, людьми сильными и крепкими духом. Людьми, отстроившими целые города по всему Северу, поднявшими целину в тайге и лесотундре. Ломами и вагами корчевавших местные заболоченные земли. Для того чтобы вы имели представление о хозяйстве которое было на территории сегодняшнего Питляра представьте что все поля которые мы сегодня застроили домами были засеяны разными культурами. Сеяли репу, свёклу, турнепс (кормовая репа), садили капусту, картошку, горох, растили злаковые культуры – овес, рожь, ячмень и делали из них силос (корм для скота). Были свои парники, где выращивали огурцы. Напротив Питляра на той стороне Оби тоже были распаханы поля. Огромные покосы и пастбища. На Анисимовке был рыбоучасток, там же в той самой сойме, где мы сейчас набираем питьевую воду, был сделан ледник. Всю зиму намораживали лед, закрывали его соломой и мешковиной, а летом на этом леднике в ящиках держали свежую рыбу для охлаждения. Потом приходила ПТСка и забирала ее. Так как рыбы ловили много и в основном огромными неводами, а у него есть свойство собирать в реке все, что не успевает выскочить через ячею, то был огромный прилов разной мелкой и сорной рыбы, чтобы этот прилов не пропадал, построили свою звероферму. Разводили лис и песцов. Ну и, конечно же, скот. Только рабочих лошадей в поселке насчитывалось до ста голов, а еще и жеребята и молодежь необъезженная. Были коровы, телята. Молоко, сметану и другие молочные продукты обозами возили в Салехард. От одного перечисления достижений колхоза дух захватывает. И это только то, что мне рассказывал дед, а что он забыл рассказать? Великие люди, огромные. Даже ту землю, что стала для них местом ссылки, местом тягот и лишений они любили и подняли до небывалых высот своим ежедневным трудом. Даже ту страну, что их назвала «врагами народа» и сослала в тайгу, они не предали и трудились на благо своих соотечественников. Я помню, как дед со своим товарищем ветераном войны Коневым Иваном Даниловичем встречались на День Победы за столом и дружно пели:
… Выпьем за тех, кто командовал ротами, кто умирал на снегу,
Кто в Ленинград прорывался болотами, горло ломаю врагу….
И в конце обязательно громко заканчивали:
Выпьем за Родину, выпьем за Сталина,
Выпьем и снова нальем!
Так что врут современные историки, любили люди и свою страну и своих вождей и пили за них, и в бой шли, и надеялись на них и верили. И так же горячо любили свой родной поселок и белели за него душой и поднимали его как могли.
Второй удар по Питляру был нанесен во время Великой Отечественной войны. По разным данным из Питляра было призвано около 80 человек. Точную цифру установить трудно потому, как людей уходивших на фронт из Паровата и Ханты-Питляра относили к Питляру, а тех, кто ушел из Хутлей расположенных ближе к Питляру, чем к Шурышкарам, относили к шурышкарцам, но питлярцев уехавших на учебу в Салехард в 41 году и призванных на фронт из Салехарда, относили к салехардцам. Если вы вдумаетесь в эту цифру 80 человек за 4 года это просто ужас какой-то. Каждый год по 20 человек! Это же всё сильные крепкие люди, другие на фронте не нужны. И уходили те самые раскулаченные и ссыльные, защищать Родину не смотря на всё, что с ними произошло всего лишь 10 лет назад. Подкосила война поселок. Вернулась половина. 40 человек погибли в боях с фашистами. Судьба троих осталась неизвестна, может быть они живы и просто не вернулись в родные края, а может быть и полегли на полях сражений. Почти все вернувшиеся были ранены, контужены. Вернулись в Питляр, чтобы восстанавливать своим трудом страну, которую отстояли от врага. Вернулись, чтобы заводить семьи, растить детей. Приехали и другие ветераны Великой Отечественной войны, которые уходили на фронт не из нашего села. Были и орденоносцы, и те, кто брал Берлин. Об этой странице истории посёлка Питляр сейчас много написано, целые книги. Железные были люди, стальные, легендарные воины-победители.
Следующее большое событие, сыгравшее огромную роль в судьбе поселка, было продиктовано реформами 1961 года, когда колхозы стали переводить в совхозы. Трудно выразить однозначную оценку этому периоду. Многие старики из тех с кем мне довелось общаться, те, кто еще помнил работу в колхозах, были очень рады отмене такого «советского крепостного права». Ведь в колхозах трудились почти бесплатно. За «трудодни». Колхозники не имели даже паспортов. Это был такой способ выживания в те суровые годы становления Советского Союза. И затянулся он почти на полвека. Сразу после расформирования колхозов многие жители Питляра выехали из поселка и переселились в Горки, Шурышкары, Мужи, Салехард. А часть питлярцев уехала на историческую родину, откуда были сосланы они и их предки. Такие население пункты как Мелексим, Ханты-Питляр почти сразу же прекратили свое существование на карте страны. Созданный как поселок ссыльных и репрессированных Питляр воспринимался его жителями как место лишений и каторги. Ведь в Питляр продолжали ссылать людей и в 30-е и в 40-е годы, ссылали калмыков, финнов просто за их национальность. Даже сегодня, спустя больше полвека после тех реформ 61 года вы можете увидеть те самые избушки, которые были построены в 30 годы. В некоторых из них до сих пор живут люди. Это не дома, это именно избушки, построенные чтобы «избыть», то есть пережить тяжелые времена. Вы просто сравните цифры населения Питляра 30-40-х годов хотя бы из тех документов, что я привел вам выше, с сегодняшними данными, и вы увидите то, что население Питляра не сильно увеличилось, а места в поселке для жителей и сегодня не хватает. Мы уже застроили почти все бывшие колхозные поля, но и их нам мало. Так вот представьте себе, как было трудно тем людям жить в таких маленьких и неуютных домиках, людям земли, привыкшим к большим хоромам и огромным приусадебным участкам. Конечно они, крестьяне, уехали в места более плодородные и обжитые, сразу, как только это стало возможным.
Кто-то уехал. Остальные остались. Для многих за эти годы Питляр стал родиной. Уже появились и школа и первый клуб. Своя электростанция. Построили детский сад и больницу. Появилась линия связи с Горками и Салехардом. Рожденные в послевоенные годы питлярцы видели, как процветал наш поселок в 70-80-е годы. Да, трудовых подвигов стало поменьше, чем при колхозе, но и жить люди стали лучше. Питлярское отделение совхоза «Горковский» тоже не было нищим. Держали крупный рогатый скот, коней, так же занимались возделыванием полей. Ловили рыбу ценных пород, перегораживая Питлярский сор. Была своя мехмастерская, своя маленькая пилорама, своя кузница. Сами делали упряжь и сани для коней. Была у Питлярского отделения совхоза и своя техника. Гусеничные и колесные трактора, вездеход, летом приводили катер с понтоном, иногда это был ТБСка, иногда БМКа. Интересы совхоза распространялись далеко за пределы сегодняшних границ села. Покосы начинались выше по течению Оби на 10 км и заканчивались на 30 км ниже. В Мелексимском и Питлярском сору стояли охотничьи избушки и были маршруты касланий оленьих бригад. Охотники уходили белковать за 50-70 километров от Питляра, а иногда вместе с оленбригадами и за сотни километров. Наши рыбаки городили реку Танью в предгорьях Урала. Оленеводы и вовсе переходили Урал на летние пастбища. Люди того времени мыслили масштабно. Питляр за его чистые и ровные улицы стали называть «жемчужиной района». Многие завидовали порядку и красоте нашего поселка. Фотография нашего моста и части поселка за ним облетела тогда многие окружные журналы и газеты. Кроме совхоза который являлся тогда главной организацией села и имевший в своем подчинении практически всё от бани до электростанции были в Питляре и другие организации. Была восьмилетняя школа, был интернат. У них было своё хозяйство. Постоянно держали коня и иногда заводили поросят. Был свой огород и теплица. Была своя столовая и буфет. Своя баня и своя мастерская. Был большой детский сад с яслями. Площадь его была 600 квадратных метров. Была организация с названием ЛТУ (линейно-техническое управление) где трудились порядка 10 человек, в их задачу входило обслуживание проводной телеграфной линий связи между Салехардом и Горками. Был Рыбкооп, который занимался снабжением населения продуктами и товарами и закупом у населения дикоросов. В их ведении был магазин, ларек, пекарня, несколько складов, конюшня с лошадьми. Там тоже работало порядка 10 человек сотрудников. Была передающая станция Мелексим там стояла вышка, которая передавала сигналы связи между другими такими же станциями. Там тоже работали около 10 сотрудников. Ну и те организации, которые и сегодня работают в нашем селе почти без изменений и почти с таким же штатом сотрудников что и тогда – больница, метеостанция, клуб, библиотека, почта.
Последняя попытка (на сегодняшний день) ликвидировать Питляр как самостоятельную административную единицу была предпринята уже в этом тысячелетии. Хотели сделать его частью села Шурышкары. Но наш народ проявил необычное для наших мест единодушие и волю. И попытку эту мы тогда пресекли на корню. Помню до сих пор лица «уполномоченных из района» которым на сходе граждан был дан дружный отпор с их недоуменными взглядами, в которых читалось «Не понимаем – что вы так сопротивляетесь? Вас же не убьют!». Но мы прекрасно понимали, что нас готовят к казни, к долгой мучительной и жестокой казни через административное удушение. Что нас могло ждать в результате слияния с Шурышкарами, представляли все, кто хотя бы мало-мальски знал историю родного края. В результате реформ 1961 года в наших краях перестали существовать именно те деревни, в которых не было Сельских советов, то есть сельских администраций. И отстояли питлярцы свой поселок от идеи слияния с соседними селами. Потому что народ вырос вольный. Да он не самый примерный в районе, но силы и смелости у жителей нашего посёлка хватало всегда, не зря же тут живут потомки ссыльных и местных кулаков.
Труден путь становления поселка. Умрет ли он как вымерла давшая начало его промышленному становлению и славе рыба? Или же выстоит, как выстаивал уже не один раз за свою историю? Будут ли наши потомки праздновать 200 лет Питляру? Или же будут приезжать раз в десять лет на старое кладбище, на месте развалившейся деревни, чтобы вспомнить предков? Трудно сказать, это как гадать на картах, не каждый может.
Знаю одно – всё зависит от нас. Посёлок у нас маленький всего полтысячи человек, поэтому все зависит от каждого из нас. Я специально приводил примеры из прошлого, чтобы вы почувствовали масштабы тех людей кто основывал поселок, тех, кто его строил и развивал, чтобы вы поняли, что всё всегда зависело только от самих жителей Питляра.
И вот что дает нам этот экскурс в историю поселка. Он говорит о том, что когда в Питляре появлялись сильные и работящие люди Питляр поднимался на большие вершины. Так было в самом начале, когда предприимчивый купец Плотников построил здесь свою фабрику. Так было в 30-е годы 20-го века когда сюда привезли крепких крестьян, называвшихся в то время таким же крепким словом «кулак». Так было в послевоенные годы, когда пережившие войну отстраивали свою Родину ради будущих поколений, не щадя своих сил и мечтая о светлом будущем. Так было и в 70-е, 80-е годы 20 века, когда выросло новое поколение крепких хозяйственников умеющих работать «на земле», выращенных и воспитанных на идеях социализма «всё для блага человека» и славящих человека труда.
В Питляре пока почти нет своего коренного населения, почти нет тех, кто может смело сказать, что он живет на земле поднятой и освоенной своими предками. Единицы могут сказать, что они питлярцы в пятом поколении. И наверное никто из взрослых не может сказать что он прожил на одном и том же участке земли в Питляре всю жизнь, отдав ему все свои силы. Только сейчас в Питляре начинает формироваться та основа, которая будет или не будет развивать и поднимать наш поселок во всех смыслах и направлениях. Именно сегодняшняя молодежь и подростки, если они захотят вернуться на свою малую родину после учебы, будут относиться к родному селу как к единственному в мире родному месту. Для этого и надо чтобы они знали историю своего родного поселка. Ведь если знаешь, что на твоей родине когда-то был дан старт всему рыбоконсервному производству в Сибири, если знаешь, что именно в твоей родной деревне в далеком 1921 году работник связи Максим Павлович Верзаков успешно занимался растениеводством и возделывал не только картофель и овощи, но и также теплолюбивые культуры: пшеницу, овес, коноплю, гречиху, табак и мак. А потом он переехал в Салехард, где продолжил заниматься растениеводством и его труды повлияли на все дальнейшее огородничество на Ямале. Именно его наработки помогли Чубынину создать теоретическую и практическую базу полярного картофелеводства. Если ты знаешь что в Питляре когда-то из каждого дома ушел на фронт мужчина, а порой и не один. Если ты знаешь что в твоем поселке, когда то существовало и успешно развивалось производство и сельское хозяйство, а не только торговля. Если ты все это знаешь, то все эти уроки из истории твоей малой родины должны стать основой для твоего успешного развития на благо родного края и страны в целом.
Послесловие
Трудно читается последняя глава. Множество архивных документов сбивают с текста и заставляют вновь и вновь возвращаться и перечитывать справки и выписки. Я специально привел несколько архивных документов про время раскулачивания и не одного про более поздние года из истории Питляра. Потому что не кому уже рассказать про Питляр довоенный. Никто не помнит, каким он был в первой половине 20 века. А уже в 40-е годы и после войны архивы сохранили почти все фамилии и имена жителей посёлка. В 50-е появились в частной собственности фотоаппараты и у многих людей в поселке есть фотографии тех лет, которые могут рассказать намного больше, чем любой текст тому, кто интересуется историей села. Я не стал полностью раскрывать тему репрессий 30-х годов, хотя были среди жителей Питляр даже расстрелянные. Это мало повлияло на развитие и историю поселка. Много чего я не раскрыл в последней главе, а самое главное я так и не ответил на поставленный мною же вопрос «Чем сердце успокоится?». Потому что у того кто всей душой переживает за свою родину оно не успокоится никогда. Оно всегда будет болеть за свой родной уголок. Не успокоится оно и потому что далеко еще до полного покоя, потому что мы находимся еще в самом начале истории нашего родного Питляра.
Дополнение. Лето 2024.
Семь лет прошло с момента публикации этой работы, а со времени набора первых строк больше десяти. Сегодня перечитывая то, что я здесь написал я часто ловлю себя на том что "это бы надо было по другому выразить, тут применить другой слог, это вообще не надо было затрагивать, тут не раскрыл, а вот здесь не дополнил..." Но чем больше проходит времени тем отчётливее я понимаю что сегодня я бы даже не стал браться за эту работу, потому что сегодня у меня нет столько времени чтобы потратить его на такую маленькую по объему и такую трудоемкую работу. Но внести дополнения я просто обязан потому как за прошедшие годы я не прекращал краеведческую работу хоть и занимался ей всё реже.
Начну в хронологическом порядке - через несколько лет после публикации этой работы я нашел карту, на которой над нашим Питляром было написано "Аутты-корт" скорее всего поселение это было на том самом мысу, где у нас сегодня устроен причал и который мы называем "Анисимовка". Так что самое первое название нашего села я все ж таки нашел. И первое название Ханты-Питляра тоже. А так же нашёл еще одно подтверждение своей версии что постоянных населенных пунктов на наших землях почти не было и все они меняли свое положение в зависимости от времени года, и если раньше я находил только обозначение "летние юрты" и "зимние юрты" то на этой карте уже есть обозначение "весенние юрты". Для того чтобы не потерять, ну и для доказательства, я прикрепляю здесь ссылку для тех, кому интересна история в картах - https://retromap.ru/1419094_z9_65.853947,66.266784.
При изучении карт меня все время волновала одна и та же мысль – почему в конце 19-го и начале 20-го века на нашей территории было столько много населённых пунктов, их было на много больше чем сегодня и повреждением тому являются кладбища разбросанные по окрестностям, они есть почти в каждом ручье на расстоянии 15-20 километров друг от друга и кладбища эти не маленькие, и куда делись люди в 20-е годы 20-го века? Почти одномоментно с карт пропадает большинство названий населенных пунктов. Что же такое случилось тогда что люди ушли из этих мест? Это остаётся загадкой для меня.
Следующее дополнение, которое я хотел бы внести сюда будет простой версией, подтверждение которой я так и не нашел, но и оставить его без внимания я тоже не хочу. По архивным справкам Плотниковская фабрика была национализирована и в 20 годах выгорела, но по некоторым данным оборудование с нее было вывезено в Обдорск и в числе другого национализированного оборудования дало старт знаменитому в советское время Салехардскому рыбоконсервному заводу. Никаких документов, имеющих отношение к этому, я не нашел, но в некоторых статьях об основании рыбной промышленности в нашем регионе было упомянуто что оборудование для завода собирали по всей округе, то есть оно здесь (в округе) уже было до того, как появился завод.
Очень мало внимания я уделил теме растениеводства. А зря. Ведь именно в Питляре растениеводство и полеводство стали развиваться как отрасль народного хозяйства впервые во всем Шурышкарском районе. Именно в Питляре в 30-х годах 20 века спецпереселенцы впервые распахали десятки гектар настоящих полей среди болот и тайги и стали выращивать овощи и злаковые культуры. Уже потом, отсюда полеводство распространилось на другие села и даже города современного ЯНАО. И даже как-то обидно сегодня что всё это забыто и все знают "горковскую картошку" и никто не знает, что, когда Питляр уже кормил картошкой и капустой половину района, Горки как поселок еще даже не существовал на карте.
Еще один факт, которой я очень хочу внести будет касаться самого старейшего предприятия в нашем селе. Нет это не консервная фабрика. Это метеостанция. О том что метеостанция существовала в нашем селе еще до Великой отечественной войны я знал с детства, но вот конкретную дату или хотя бы год ее основания мне найти не удавалось. Уникальность нашей метеостанции в том, что при её открытии учитывались географические координаты, а они были не простые. Её северная широта - 65 градусов 56 минут, и восточная долгота - 65 градусов 56 минут. Сегодня спутниковая навигация при вводе данных координат отправляет нас то на пару километров западнее, то на 10 километров севернее, то вообще на юг, но как известно магнитный полюс у нас постоянно куда-то смещается и за сотню лет мог и сдвинуться, да и сегодняшние спутники дают ошибки, поэтому будем верить тем кто отрывал здесь эту уникальную станцию с такими загадочными зеркальными цифрами в своей основе - 65056 с.ш. и 65056 в.д. По официальным данным открыта она была 1 сентября 1940 года и больше не переносилась. Но когда я еще в самом начале собирал информацию про полеводства в Питляре я нашел такую - "в 1921 году радист метеостанции Верзаков выращивал в Питляре картофель, чеснок и др.". То есть в 21 году уже была метеостанция? Или он откуда-то приезжал сюда в командировку на лето и делал здесь временный пост для метеонаблюдений? Или он был радистом придвижной метеостанции? Именно поэтому я в своей работе записал его как "работник связи". Но так или иначе метеостанция на сегодняшний день самая старейшая организация в нашем селе и метеоплощадка стоит на своем месте уже более 80-ти лет.
Вот такие небольшие, но очень важные дополнения я хотел бы добавить к своей работе сегодня. Думаю, что через лет десять мне будет что добавить сюда уже с документами и конкретными датами и цифрами.
Ссылки на сайт со старыми картами:
http://www.retromap.ru/m/#1418233_66.170499,69.175415;
http://www.retromap.ru/m/#141800_66.170499,69.175415;
http://www.retromap.ru/m/#1418373_66.170499,69.175415;
http://www.retromap.ru/m/#141844_66.140520,69.169921;
http://www.retromap.ru/m/#141855_z8_66.117179,67.384643;
http://www.retromap.ru/m/#1618571_z7_65.528895,69.147949;
Если ссылки не открываются скопируйте и поищите через поисковик.