Мистическая судьба России

Елена Конюшкова
                Предисловие

Я не отношу себя к верующим людям, но считаю, что мир устроен сложнее, чем представляется классическим атеистам. Потому иногда позволяю себе принимать версию божественного происхождения земли для того, чтобы рассмотреть некие, например, исторические события с этой точки зрения. Впрочем, в моем понимании это божественное происхождение крайне далеко от привычного религиозного понимания, но это уже за пределами данной темы, и у меня об этом есть куча других статей. 


                Богоизбранность народа России


С давних пор русская религиозная мысль говорит о том, что народ России является богоизбранным. Ну, наверное, это сам Бог им об этом рассказал. Но обсуждается это долго и совершенно серьезно. Сильно углубляться не буду, лишь напомню, что понятие богоизбранности обычно понималось в том смысле, что именно русский народ является единственным носителем самой правильной веры и потому именно он спасет человечество и укажет всем остальным истинный путь. Мне кажется, это голословное утверждение.

Полагаю, что, если относиться к этому сколь-либо серьезно, то причины надо искать в иной, более реалистичной плоскости. Например, в национальном генотипе. Под определенный эксперимент надо подобрать некую нацию с наиболее выраженным набором определенных свойств. Если при этом выбор пал на Россию, то это можно назвать и богоизбранностью в утилитарном смысле. И я нахожу немало подтверждений этой своей мысли.

Я не историк и не психолог, потому не скажу, что я много понимаю в вопросах психологии наций. Могу лишь сослаться на мнения признанных авторитетов. Возьмем для примера известного российского философа прошлого века Николая Бердяева. Он много внимания уделял размышлениям на эту тему. Приведу просто несколько цитат из его статей, судите сами. Он разделял высказанную выше точку зрения об особом пути России.

«С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия - особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России. Идет это от старой идеи Москвы как Третьего Рима, через славянофильство - к Достоевскому, Владимиру Соловьеву и к современным неославянофилам»
 
«таинственная страна противоречий, Россия таила в себе пророческий дух и предчувствие новой жизни и новых откровений»

«Все своеобразие славянской и русской мистики - в искании града Божьего, града грядущего, в ожидании сошествия на землю Небесного Иерусалима, в жажде всеобщего спасения и всеобщего блага, в апокалиптической настроенности»

«Русская мистика, русский мессианизм связаны со вторым образом России, с ее духовным голодом и жаждой божественной правды на земле, как и на небе»

«Славянская раса, во главе которой стоит Россия, должна раскрыть свои духовные потенции, выявить свой пророчественный дух. Славянская раса идет на смену другим расам, уже сыгравшим свою роль, уже склоняющимся к упадку; это - раса будущего»

 «ему (русскому народу) дано могущественнейшее национальное государство для того, чтобы жертва его и отречение были вольными, были от силы, а не от бессилия»

Слов много даже в цитатах, в статьях же намного больше, но все они какие-то рыхлые и не дают четкого понимания того, в чем же конкретно заключается миссия России. Как я понимаю, Россия должна погрузиться в христианство и принять путь, предначертанный ей Богом. О сути же этого пути практически ничего нет. Это представляется мне странным. Но, если заинтересоваться темой и упорно ее исследовать, то можно получить некое представление о предполагаемом пути.
Далее идут цитаты, характеризующие тот самый народный генотип, который судя по всему необходим для проведения этого вселенского эксперимента. Замечу, что нижеперечисленными качествами русский характер не исчерпывается, но именно они важны для обсуждаемого пути.

«Россия - страна неслыханного сервилизма (мое примечание: раболепство, прислужничество) и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинства личности»

«Можно подумать, что личность не проснулась еще не только в России консервативной, но и в России революционной, что Россия все еще остается страной безличного коллектива»

Бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством. Бесконечная любовь к людям, поистине Христова любовь, сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы во Христа (Великий Инквизитор) мирится с рабьей покорностью. Не такова ли и сама Россия?
Все цитаты выше из статьи «Душа России».
 
«Россия - страна культурно отсталая. Это факт неоспоримый. В России много варварской тьмы, в ней бурлит темная, хаотическая стихия Востока»

Из статьи «Азиатская и европейская душа».

«Русское православие, которому русский народ обязан своим нравственным воспитанием, не ставило слишком высоких нравственных задач личности среднего русского человека, в нем была огромная нравственная снисходительность. Русскому человеку было прежде всего предъявлено требование смирения. В награду за добродетель смирения ему все давалось и все разрешалось. Смирение и было единственной формой дисциплины личности»
 
Из статьи «О святости и честности».

«Неуважение к человеческой мысли, к человеческому творчеству, неблагодарность к духовной работе предшествующих поколений, нежелание почитать даже великих своих людей есть русский грех, есть неблагородная черта в русском характере»

Из статьи «Евразийцы».

«Русские боятся греха мысли, даже когда они не признают уже никакого греха. Русские все еще не поднялись до того сознания, что в живой, творческой мысли есть свет, преображающий стихию, пронизывающий тьму»

«Об отношении русских к идеям»

Картина получается весьма спорная, но Бердяев далеко не одинок в этом своем мнении о русском народе. Только нежелание превращать статью в сборник цитат удерживает меня от того, чтобы дать здесь слово и другим русским авторам. Пусть даже с тех пор прошло более ста лет и многое, в частности, развитие культуры и образования, изменилось. Ну так эту идею особого пути и нынче двигают что есть силы. Значит, изменения считают не столь существенными?

Бердяев упоминает в связи с этой темой таких также известных людей как  Владимир Соловьев  и Федор Достоевский.  И если прочитать кое-какие их соображения, то картина с миссией России прояснится.  Соловьев в его речи по поводу смерти Достоевского весьма сочувственно говорит о последнем буквально следующее:

«он понял, прежде всего, что отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства; он понял также, что общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародном чувстве, и, наконец, он понял, что эта правда имеет значение религиозное и необходимо связана с верой Христовой, с идеалом Христа»

Далее он рассуждает о романах Достоевского, где проводится мысль, что «всякий сильный человек сам себе господин и ему все позволено» и потом  переходит к тому, что решение найдется только приятием церкви.

«Вселенская правда воплощается в церкви. Окончательный идеал и цель не в народности, которая сама по себе есть только служебная сила, а в церкви, которая есть высший предмет служения, требующий нравственного подвига не только от личности, но и от целого народа.

Итак – церковь как положительный общественный идеал, как основа и цель всех наших мыслей и дел, и всенародный подвиг как прямой путь для осуществления этого идеала – вот последнее слово, до которого дошел Достоевский и которое озарило всю его деятельность пророческим светом»

Что же, вроде бы ясно. Но что готовит нам церковь?  Можно дополнить цитатами из самого Достоевского, из романа «Братья Карамазовы», там, где известная легенда о Великом Инквизиторе (представителе церкви).

«Он  (Великий Инквизитор) именно ставит в заслугу себе и своим, что наконец-то они побороли свободу и сделали так для того, чтобы сделать людей счастливыми»

«Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться»

«Вот эта потребность общности преклонения и есть главнейшее мучение каждого человека единолично и как целого человечества с начала веков. Из-за всеобщего преклонения они истребляли друг друга мечом. Они созидали богов и взывали друг к другу: „Бросьте ваших богов и придите поклониться нашим, не то смерть вам и богам вашим!“ И так будет до скончания мира, даже и тогда, когда исчезнут в мире и боги: всё равно падут пред идолами»

«Свобода, свободный ум и наука заведут их в такие дебри и поставят пред такими чудами и неразрешимыми тайнами, что одни из них, непокорные и свирепые, истребят себя самих, другие, непокорные, но малосильные, истребят друг друга, а третьи, оставшиеся, слабосильные и несчастные, приползут к ногам нашим и возопиют к нам: „Да, вы были правы, вы одни владели тайной его, и мы возвращаемся к вам, спасите нас от себя самих“.»

Когда я в юности читала эту книгу, то мне в голову не могло придти, что Великий Инквизитор, оказывается, положительный герой, и все эти слова надо воспринимать как прямое нравоучение. Но, с учетом всего вышесказанного, получается, что так.

Значит, подводим итог. Суммируя сказанное великими умами, как процитированными здесь, так и нет (тема совершенно необъятна, но основное направление именно такое), получаем, что миссия России заключается в том, чтобы на ее территории воцарилось  Царство Божие, рассчитанное на слабых, покорных, не сознающих в себе личностей, почти не думающих людей, которым жизненно необходимо, чтобы ими постоянно руководили, не оставляя им свободы и, тем самым, они якобы обретут счастье.  Этакий заповедник идиотизма в стремительно развивающемся мире. Царство счастливых рабов. Какое позорище мирового уровня.

                Антитеза

Как вам перспективка? По мне, так это гнусное оскорбление. Думающие люди, склонные к независимости, вероятно должны быть истреблены как производственный брак. А почему?

А потому, что кто-то там когда-то сказал, что если Бога нет, то все позволено. Можно убивать и прочее, сами себе хозяева. И теперь все это регулярно повторяют, как истину в последней инстанции. А между тем, это есть глупость в последней инстанции. Почему? Потому, что нормальные самостоятельные люди обычно получаются из адекватно воспринимающих мир и при этом способных к продуктивной мыслительной деятельности субъектов. И тот же Достоевский когда-то сказал, что сострадание есть главный закон жизни. Наверное, он это раньше сказал, когда до своих церковных идеалов еще не докатился. Так что не надо изображать грех Раскольникова как потенциальный грех каждой независимой личности. Мне кажется, что это делается намеренно, в борьбе со стремлением людей к самостоятельности.

В молодости я бы на этой гневной отповеди остановилась, исчерпав тему. Но теперь, когда большая часть жизни прожита, я понимаю на основании жизненного опыта, что все это не совсем бред и нельзя всех судить по себе.

Да, к сожалению, находится немало людей, которым не нужна свобода, даже в тех ограниченных рамках, в которых она являет себя в нормальном либеральном государстве. У них нет потребности абстрактно мыслить и выражать себя посредством слов. Они всегда принимают господствующую идеологию и прочие установки. Они готовы во всем повиноваться за возможность благополучной материальной жизни. Они не способны критически относиться к указаниям, поступающим сверху. Они выполнят все, что от них потребуют, не терзаясь моральными угрызениями, сколь бы гнусным не было задание. Дескать, «жираф большой, ему видней».  К сожалению, такова реальность. Конечно, не все одинаковы. У многих все же есть некие ограничители, и они останавливаются перед мерзостью, поразившей их воображение, даже себе в ущерб. Но другие, также многие, не останавливаются.

У меня нет данных, чтобы проводить анализ относительно процентного состава таких типажей в общей массе народа. Да их много. В нашей стране, вероятно, большинство. После всех селекционных мероприятий 20го столетия. Это трагично.

Но, как бы там не было, ими народ не исчерпывается. И что сторонники данной теории собираются делать с остальными? Забить ими все тюрьмы? Отправить вновь осваивать Колыму и прочие не столь отдаленные места? Одного раза мало? Или, может, аутодафе намерены возродить?

Кроме того, эти мыслящие отщепенцы каким-то странным образом появляются вновь, даже в полностью покоренной стране. Так что проблема борьбы с ними из разряда вечных. Полного покоя и благоденствия никогда не достичь, всегда придется лить кровь.  Что же это за Царство Божие?

Выше у Бердяева есть цитата о добровольной жертве ради этой идеи. Поскольку рабам по духу жертвовать ничем не надо, то, надо понимать, люди мыслящие должны ради реализации этого царства отказаться от своего образа жизни и добровольно влиться в это стадо? Возможно ли такое вообразить?? Или имеется в виду, что они добровольно должны взойти на костер, чтобы не мешать остальным счастливо и бездумно хрюкать? 

                История

И все это можно было бы счесть пустой болтовней и давно забыть про нее, если бы наша собственная история не преподнесла нам немало поводов чтобы задуматься.

Не буду заглядывать далеко вглубь, остановлюсь на 20м веке. Я тут недавно прочитала несколько исторических и мемуарных книг о крахе династии  Романовых, так что имею информацию из разных источников. И когда все это переваришь, то картина складывается впечатляющая.

Получается, что для того чтобы развалить Российскую империю, надо было очень сильно постараться. Страна имела все шансы вслед за Европой пойти либеральной дорогой, но некий злой рок витал над ней, толкая ее в то кровавое безумие, куда она в конце концов и свалилась.

Если вернуться несколько назад, то еще убийство склонного к либеральным реформам  Александра II повернуло развитие вспять.  А в конце 19 века царствовать начал Николай II, не имеющий ни желания это делать, ни соответствующих способностей. Но, деваться некуда, пришлось взвалить на себя эту ношу и тащить ее на чувстве ответственности. Однако у него не было политического чутья, чтобы вовремя понять, что времена изменились, и самодержавие, которое ему велено было хранить и передавать, явно изжило себя. Но это еще полбеды, беда поджидала его в семье.

К тому времени престол передавался только по мужской линии и потому нужен был наследник, а рождались все время девчонки. А когда, наконец, родился мальчик, то скоро выяснилось, что он очень серьезно болен. С  гемофилией бороться тогда совсем не умели, его жизнь постоянно была под угрозой. Любой синяк приводил к страшным и долгим болям и долгой неподвижности. Родители порой доходили до полного отчаяния, опасаясь за жизнь сына и переживая муки вместе с ним.

И тут появляется «божий человек» Распутин, который лишь молитвами мог быстро ослаблять муки цесаревича и способствовал его выздоровлению. Естественно, измученная мать молилась на него как на спасителя. И все бы ничего, если бы это оставалось внутрисемейным делом, но семья-то была такая, что очень скоро Распутин получил влияние и на политической арене. Когда в Первую мировую войну Николай находился на фронте и мирные заботы легли на его жену, ничего не понимающую в политике, то фактически именно Распутин стал ее главным советчиком и очень скоро полностью развалил всю работу правительства до такой степени, что оставшиеся нормальные министры начали массово подавать в отставку, не имея возможности выполнять свои функции. Для Александры главным критерием пригодности человека были ни его профессиональные качества, ни честность, ни организаторские способности, но лишь то, нравится ли претендент «нашему другу», т.е. Распутину.

Тот же Бердяев писал в 1915 году в статье «Темное вино»:
«Что в основе нашей государственной политики лежат не государственный разум и смысл, а нечто иррациональное и фантастическое, - это особенно остро чувствуется в последнее время. Иррациональное начало все перемешивает и создает самые фантастические соотношения»


И именно эта безумная ситуация привела к хаосу и революции.  И наличие этого самого «божьего человека», действительно обладавшего какими-то необычными способностями, мне лично кажется ключевым моментом в доведении России до состояния хаоса. Случайно ли он появился? Однозначного ответа, конечно, нет. Но в контексте рассматриваемой гипотезы об установлении в России рабского божьего царства, он, безусловно, неслучаен.   При таком подходе и некоторые другие предыдущие события могут оказаться неслучайными.

В последующие годы Россия, как всем известно, была ввергнута в долгий кровавый кошмар и, тем или иным способом,  лишилась как почти всех представителей господского образованного класса, так и сколько-либо ярких представителей самых разных слоев народа. Впрочем, кара постигла не только заметных индивидуумов, но во многих случаях совершенно случайных людей. Это, наверное, чтобы оставшимся «счастье» казалось более ярким и  сильнее боялись его потерять.

Если рассматривать события как часть данной концепции, то у кровавого кошмара была, безусловно, определенная цель – селекция народа в нужном направлении. Понятно  в каком, чтобы лучше соответствовал вышеперечисленным необходимым качествам.  В воспоминаниях бывших узников ГУЛАГа можно найти немало свидетельств на эту тему. Умники были не нужны, нужно было довести весь народ до состояния аморфной податливой массы.

Рискну предположить, что все последующее социалистическое и атеистическое строительство, в ходе которого попутно из людей выбивали склонность к независимому мышлению, и вообще к независимости, было лишь подготовительным этапом к действительно великим делам. А реализация Царства Божьего начинается лишь теперь. Не правда ли основания так думать нынче есть?

Вдруг, ни с того, ни с сего, народу, в массе своей давно отошедшему от религиозных устоев, стали навязывать религию как единственную истину.
Вплоть до уголовных дел за вольнодумство. С ума сойти можно, глядя на такую реальность. Эта упорно с самого верха навязываемая религиозность является очевидным поворотом в развитии страны. Причем поворотом совершенно несвоевременным с точки зрения мирового развития. В Европе отменяют устаревшие законы о богохульстве, а у нас наоборот. Общество, в значительной части, противостоит такому обороту, а в церковных кругах прямо недоумевают по этому поводу. Очевидно, уже ожидали дружного одобрямса?

Похоже, рановато начали,  еще не довели состояние народа до нужной кондиции, чтобы он в едином порыве пополз на коленях в ожидании  падающего на него рабского счастья.  Надо еще несколько массовых чисток организовать и десяток «философских пароходов» выслать, а там, глядишь и получится. Ну, после очередного 37го года, к которому номинально мы стремительно приближаемся. А может и не только номинально.   

Только что получится? Очередная тирания с истреблением всех инакомыслящих? А то мало их было. Результат всегда один – крах и восстановление нормальной жизни после многочисленных страданий и жертв. И никакая предварительная селекция, думается мне, здесь не поможет. Тем более, что абсолютная изоляция страны представляется мне теперь невероятной.   И если это действительно идеи от Бога, то такой Бог представляется мне как минимум очень странным созданием. Допускаю, что я невольно исказила заложенный в идею смысл или не до конца поняла ее. Что же, если найдутся знатоки вопроса, то готова их внимательно выслушать.