Полдня Сейран Амановича

Акмурат Эсенов
ПОЛДНЯ СЕЙРАН АМАНОВИЧА

       (рассказ)

Судьба с дефектами сшила ее свадебное платье. Если бы знала какая жизнь ждет впереди, то не вышла бы в замуж. Знала бы она, что с замужеством у нее выйдет нескладно, что муж через два года совместной жизни станет конченым наркоманом, то вряд ли, вряд ли  вышла бы в замуж. Муж почти всё имущество в доме продал за полцены каким-то людям. Все, что она принесла: и ковры, и посуды, и золотые украшении ее. А как он бил ее?! Живого места на теле не оставалось. Когда  с полным пены ртом  подох он от передозировки на лестничной площадке, она не очень-то и горевала. Как ей горевать, когда тот был извергом. 

      Она, конечно, не танцевала от радости, не организовала вечеринку по этому поводу. Сделала все как положено. Поминки и все такое. Однако  чувства избавление от чего-то грязного, чего-то невыносимого все-таки было.  

                 Жизнь после этого события пошла по другому руслу. Недавно устроилась уборщицей в крупную корпорацию «Золотой век». Правда, зарплата  не большая, еще и задерживают её выдачу, но все равно, как говорится, есть прогресс. 

 Когда она помыла пол в бухгалтерии, задала вопрос кассирше Джахан:

-Джахана, почему ты нас мучаешь, чем мы тебе не угодили!? 

- Что? Как это так? Кого я мучаю? Тебя что – ли?

- Зарплату не выдаешь, вот что.

- Ага. От меня всё и зависит. 

- Ты у нас главная.

-Ага, главная?! Сейчас тебе.

- Ты у нас денежный мешок.

- Что? Сама ты… я же худенькая.

- Я в переносном смысле. Ну, когда будет, скажи?

-Сегодня будет, только вот Сейран Амановича нет на месте. Как он придет, подпишет кое-какие бумажки, мы с главным бухгалтером поедем в банк за деньгами. 

- А где этот Сейран Аманович пропадает? Конечно, ему деньги не очень-то срочно нужны. 

- Да все ему нужно. Ему больше всех и нужны, - негодовала кассирша. - С зарплаты каждого работника берет свою долю. Вот поработаешь, увидишь. Каждый месяц. Понимаешь? Думаешь, для чего собирает? Для своего кармана собирает. Еще сколько мертвых душ держит на балансе!?

- Мертвые души? О чем ты? Кто умер?

- Ну, те, которые не работают, а проходят, как будто работают. Трудовая книжка ведется, зарплата начисляется, а денежки в карман Сейран Амановича. Вот как.


- Интересно, какая у него получается месячная прибыль. 

-Несколько тысяч долларов США будет. И еще у него какие-то махинации с международными контрактами.

- Живут же люди, - с завистью сказала Марал.


        Сейран Аманович в это время ехал по улице «Бамако» в сторону «Ста Фонтанов».

- Ну, вы, Сейран Аманович, крутой, отпа-а-а-д, - протяжно сказала девушка, сидящая на заднем сидении автомобиля. Сейрану Амановичу нравился уличный лексикон своей юной подруги.

– Зачем такую дорогую цепочку купил мне, золотую? Если спросят родители, как я им отвечу, что скажу по поводу цепочки? 

- Скажешь, подарил любовник.

- Ага, чтобы убили, что ли?

- Ну, тогда скажи, что нашла.

- Ага, валяются такие на дороге!?

- Ну, придумай сама что - нибудь, дорогая, -сказал он и с удовольствием посмотрел на лозунг, висящий поперек дороги. «Каждой семье корова!» -красовались слова Великого Вождя на фоне изображения мычащей коровы.

- Сегодня повесили, - сообщил он безразлично слушающей девушке. –Везде повесили. Молодцы, -одобрительно высказался о своих работниках.

- Да, ты крутой, - опять о золотой цепочке завела она разговор.

- Постарался для тебя.

- Жене бы подарил. Мне-то чего. 

- У жены много таких.

- Да?!  Любишь ее, значит!? 

- Да. Люблю, как домохозяйку.

- Да. А как сексуальный объект, например? 

- В два месяца один раз «интим» обязательно.

- Даа? Вот отчего у тебя сила. С женой редко спишь?

- Нет, я стимулирующую таблетку принял еще. 

      Девушка задумалась и задала еще вопрос:

- А жена довольна? Она не считает тебя пассивным?

- Я, что ли, пассивный!? У меня таких как ты девушек несколько. И все довольны. Не говори так. Обижусь. 

- А с женой почему так редко  занимаешься любовью, никак не могу понять!?

- Я берегу ее. Она ведь всегда домашними делами занята. Частый секс может помешать этому. В два месяца один «интим» или даже половина достаточно. 

- Значит, она не красивая!?

- Жена не должна быть красивой. Если она красивая, глядящих будет много. Жена должна быть уродливая и тихая как мышка. Девушка опять задумалась и задала новый вопрос:

- А дочь есть у тебя?

- Есть. 

- Учится или работает?

- Дома сидит. Если девушка работает или учится, мужики будут раздевать её глазами.

- Но в школе училась, наверное!? 

- В школе? - переспросил Сейран Аманович, поворачивая руль направо и пропуская машины, проезжающие по главной дороге. – В школе-то? Да, училась до восьмого класса.

- А почему не закончила? Заболела что ли? - сыпались вопросы один за другим.

- Я не разрешил дальше учиться. В этом возрасте у девушек появляется бюст и все такое, и мужики могут бесстыдно таращить глаза на все это. Раздевать будут взглядом. Пусть дома сидит. Одетая. 

- Ну, ты тиран, – сказала девушка и чуть не обидела Сейрана Амановича. 

       Он  спросил у девушки: 

-Сколько тебе лет? - и сразу сам себе и ответил: - Семнадцать, правильно!?

- Скоро будет восемнадцать.

- В этом возрасте у меня сестра погибла. Старшая сестра. На семь лет старше меня была. 

    Мы тогда жили в колхозе имени Карла Маркса. Я, сестра Айнур, родители. Однажды в доме у нас пошли скандалы. Отец, что ни день, колотил сестру. Сказал, что, мол, она теперь не девственница, что, дескать, она опозорила его и всех нас. Бил он также и мать. Говорил, вот, мол, ты так ее воспитала. 

    Как я потом узнал, сестра переспала со своим парнем. Понимаешь, в сельских местах, каким это срамом считается?!
Кровопролитием пахнет. Отец с ножом пошел к этому парню, но не смог застать его дома. Тот, видимо, скрылся где-то.   

    Однажды я, значит, сижу в одной из комнат, а в другой - сестра. Отец приходит, а в руке у него банка трехлитровая с бензином. Я видел его, когда он с этой стеклянной банкой прошел по коридору. Дверь комнаты, где  сидел я была открытой.  

     Отец говорит Айнур: «На, говорит, облей себя бензином, и сожги», - говорит. А я-то все слышу. Айнур плачет. " Папа, я же дочь твоя, кровинка твоя, говорит. Помнишь, говорит, ты меня в зоопарк отводил, когда мне была десять лет, говорит. Ну, какие то свои воспоминании рассказывать хочет через слезы. А папа настаивает: «Только так, - говорит, - ты сможешь смыть свой срам, только так, -говорит, ты сможешь смыть с нас позор». 

     Потом сестра пошла во двор с этой банкой и сожгла себя.  Понимаешь?! Горит и значит смотрит на меня. Как бы прощается, понимаешь!? У Сейрана Амановича задрожал голос.

-Понимаешь!? Я о происходящем сразу не догадался, не соображал полностью, а то кричал бы до того, пока она не совершила этого. Потом она упала и … больше не встала. А отец, как будто застигнутый врасплох, кричит: «Помогите, сожгла она себя!».

     Помолчал немного Сейран Аманович, вспоминая давно случившееся событие. 

 - Потом похоронили ее. Нас вызывали в прокуратуру. Спрашивали, почему она пошла на это. Отец сказал, что не знает, сказал, если бы знал, мог бы предотвратить. Мама тоже ничего не сказала о настоящей причине произошедшего. А я был ребенком. Сболтнул обо всем: что сестру и маму неоднократно бил отец, что у сестры за несколько дней поседели волосы, что бензин ей дал отец, и что он при этом сказал сестре. 

    Тот же день отца арестовали. 

    Мама слегла после этого. Она постоянно плакала, вспоминая сестру Айнур. Проклинала отца: «Чтоб ты умер там, гад», - кричала она иногда в ярости. Однажды соседка, пожилая женщина, зашла к нам, чтобы утешать ее. Она сказала маме: «Не вини ты мужа. Может, он не очень-то и виноват. Год этот выдался какой-то тяжелый. Такие случаи, как у вас, случаются кругом и везде. В районном центре две девушки сожгли себя. В колхозе «Коммунист» тоже, говорят, был случай. Так что, ты, может быть, зря проклинаешь мужа», - сказала она. После ее рассказа мать немного успокоилась, а год спустя умерла. 

    Сейран Аманович поискал в кармане сигарету, но не нашел. - Черт, сигареты забыл. 

- Что потом-то было? – спросила девушка. 

- Я все время упрекал себя, что зря сообщил все следователю. Поверил, что в самом деле-то природа виновата. Ведь были же случаи в других колхозах, в районном центре тоже. 

      После смерти мамы меня забрали к себе бабушка с дедом. Таким образом, получается, я Павлик Морозов какой-то,  местного масштаба.

- А кто такой Павлик Морозов?

-Павлик Морозов-то? Пионер он. Донес на отца -кулака. 

- А кто такой «кулак»?- спросила девушка и сразу же добавила:

-Останови здесь. Не надо прямо к дому нашему. Там сидят бабки на скамейке, и могут сплетничать обо мне. Скажут еще, что я богатого ухажера нашла.

- А что, не так что ли!?


       Договорились созвониться и попрощались. 

     По дороге на работу, Сейран Аманорвич зашел в маленький магазин, чтобы купить сигареты. Там было несколько покупателей и один продавец, который с трудом успевал обслужить всех. Рядом с Сейран Амановичем стоял какой-то мальчик, лет примерно тринадцати или четырнадцати, и внимательно рассматривал товары. В какой-то удобный момент он, воспользовавшись, что продавец не обращает внимание,  быстро засунул в карман несколько пачек печенье и пошел к двери. Сейран Аманович понял, что мальчик что-то украл, поймал его за шиворот и привел к продавцу. 

- Вот, ворует. Поймал я вора. Ну-ка вытащи, что в кармане у тебя. Мальчик растерялся:

- Дяденька, отпустите. Больше не буду, - и вытащил из кармана печений. Сейран Аманович ликовал от своего «героизма». Побил мальчика по лицу несколько раз и отпустил. Благодарного продавца улыбчиво заверил:

- Больше не будет он воровать.


      Секретарша сообщила ему, что звонили из банка.

- Позовите ко мне главбуха, -распорядился Сейран Аманович и сел в свое кресло. 

- Можно?- спросил главбух, чуть приоткрывая дверь, и при этом его голова уже была в кабинете, хотя согласие от Сейрана Амановича еще не было получено на то, чтобы зашел. 

- Можно, - разрешил Сейран Аманович, после чего главбух, точнее, родственник его жены, тридцатишестилетний Нурмурат, потащил в кабинет и остальную часть своего тела.
  Подписивая бумаги главного бухгалтера, Сейран Аманович дал кое-какие указания. 

   - Вот что, Нурмурат джан! Скоро будет фронтальная проверка КРУ (контрольное ревизионное управление). Примерно десять человек придет. Из министерства тоже люди будут. На несколько дней затянется эта проверка. И каждый день надо будет их поить, кормить, ну ты сам понимаешь. Каждого отблагодарить, чтобы закрыли глаза на некоторые наши недостатки, ну ты сам понимаешь. Поэтому сделай так, как раньше было сказано. Собери с каждого работника определенную сумму денег. Никто не должен оставаться безучастным. Собери и принеси вместе с зарплатами тех, которые не ходят на работу, которые числятся как работники. 

- Сделаем, начальник, сделаем, начальник, - покидая кабинет Сейран Амановича повторял главбух Нурмурат.


          Сейран Аманович одно знает точно: Если не будешь восхвалять Великого Вождя, ни дня не продержишься на должности. Ни одного дня. По возможности везде надо превознести вождя. Если нет такой возможности, то создавать её надо самому. Еще лучше, если эти превознесения станут публичными. Все должны знать, насколько Сейран Аманович надежен. Необходимо выступать в массовых информационных средствах со статьями. Всякими путями надо соединить свой голос с голосами тех, кто уже дружно поют оды Великому Вождю. Другого пути нет. Нет другого пути, чтобы удержаться на своём посту. Насколько у человека высок пост, настолько он и уязвим. Только  путем раболепство можно удержать власть и материальное состояние. Другое правило не придумано. Правило игры только такое. Это правило создано Великим Вождем. 

     Принимал Сейран Аманович это правило давно. Доказывал он каждый день свою преданность, и сегодня тоже что-то надо сделать чтобы ещё более утвердиться на своем посту. Надо бы срочно написать статью в газету "Страна Великого Вождя», в любимую газету президента страны. Может быть, он прочтет, может быть, он обратит внимание на фамилию в конце статьи, может быть, назначит он его на еще более высокую должность. 

       Взял он бумагу и авторучку, и  начал писать.


«Уроки Великого Вождя, подарившего нам независимость».


         "Сегодня не только в нашей стране, но и за его пределами отдается должное политическому чутью и прозорливости нашего Великого вождя. Абсолютное знание действительности, умение выстраивать свою политику с практическим прицелом и с учетом реальных экономических обстоятельств снискали ему международное признание и неоспоримое доверие всего человечества. Далеко не каждому по плечу эта ноша, идти с которой приходится не по накатанной дороге, а минуя многочисленные преграды, которые расставляет само время. … И все вверх, в гору, к новым вершинам мира и созидания. Каждый день на этом пути –приближение к заветной цели, требующее и точного расчета, и выверенных усилий со стороны Великого вождя. Прошедшая время убедительно подтвердила, что нашего лидера во всем мире совершенно справедливо признают прогрессивным политиком –реформатором. Смелые новации Великого вождя, какой бы сферы они не касались, на практике подтверждают всю свою состоятельность, ибо преследуют самую благую цель государства –служить интересам общества и каждого отдельного человека».    

         Перестал писать только тогда, когда главный бухгалтер принес деньги, завернутую в газету. Положил их в сейф, после чего еще с большим усердием продолжал писать: «Сегодня наша страна, вступивший на путь кардинальных перемен, переживает бурный социально – экономический и культурный подъем. Со всей страны на имя Великого вождя поступает приветственное послание по случаю выдвижение его кандидатуру как пожизненного президента нашей страны.     

        Государственные и общественные деятели, руководители предприятий, организаций и учреждений, деятели науки и культуры, а также рядовые граждане страны тепло и сердечно поздравляют нашего лидера и уверяют, что всем народом вместе, будут голосовать за избрание Великого вождя пожизненным президентом нашей страны. 

       Не всякий мудрец в состоянии дат исчерпывающую характеристику жизни общества на рубеже веков, предостерегая от возможных ошибок, указывая наиболее перспективные направления развития. Такое по плечу лишь гениям масштаба нашего мудрого вождя, взирающего на все человечество с неиссякаемой любовью.

         От сердца каждого гражданина страны к сердцу Великого вождя тянутся невидимые нити, скрепляющие союз всего народа и порождающие огромные силу. Президент указал путь. Светлый. Высокий. Путь устремленного духа. Все идет по нему. 

      Мудрое сердце нашего лидера великодушно. Витая разумом и духом в недоступном нашему пониманию мире высоких идей, наш лидер не торопит, не подгоняет нас, он с улыбкой протягивает нам руку и зовет за собой –туда, вдаль, где живут прекрасные мечты. 

        Феномен нашего вождя вызывает интерес всех людей. Известный ученый, филолог Моджук Исаев, пообщавшись Великим вождем, воскликнул: «Я восхищен вашим умом! Вы не только величайший политик современности, но и человек, который обладает огромной эрудицией, обаянием. Это редкость. Энциклопедически образован».          Весь мир нам завидует, что у нас такой президент. Надежным компасом для всех нас стал книга Великого вождя «Сказание о духовности». В книге на самый высокий пьедестал общества возведена женщина. Сегодня, когда Великий вождь подарил нам независимость, наши женщины в значительной степени определяют гуманистический характер политической, экономической и культурной жизни страны. Строя наряду с мужчинами привлекательную для всех модель завтрашнего справедливого миропорядка, они твердо верят в успех нынешней политики Великого вождя…» 


      Написав все это, Сейран Аманович закурил. Выпуская дым, прищуриваясь смотрел в потолок, после чего добавил еще некоторые мысли.

       «Великий вождь получил достойное материнское воспитание. Дорогая Джамал –эдже,- мать Великого вождя и мать всей нации нашей, сформировала в сыне истинно народное представление о добре и зле, морали и этике, определяющих ныне стил политики Великого вождя, выбор модели социально – политического устройства независимого нашего государства. В прошлом году мне снился мать нашего Великого вождя, и мы о многом поговорили с этой великой женщиной. Она задала мне вопрос:

-Знаешь, сколько детей у моего сына? –Больше пяти миллионов. 

-Это правда?- спросил я удивляясь.

-Да, правда. Он весь народ считает своими детьми, -ответила она. Она еще сообщила мне, что скоро у меня родиться дочь. Я обещал ей, что назову дочку Джамал в ее честь. Скоро после увиденного сна у нас действительно родилась дочь, и назвали мы ее Джамал. В честь священной нам женщины, матери Великого вождя. Нашей дочке скоро исполнится год.

       О жизни, о мире, о гармонии, о новом миропорядке мысли Великого вождя, и мыслит он ясно, и говорит об этом искренно и исповедальне со всеми людьми мира. И мы знаем, все, что задумано нашим вождем, свершится, и все у нас получится, ибо нас ведет Великий вождь, любимый всем народом. И да продлит Аллах его годы! Да хранить его для народа и для, будущих побед!» 

         Поставив последнюю точку, смотрел на часы. Время было около двадцати часов вечера. Все работники к этому времени покинули офис. Сейран Аманович вышел в фойе и увидел сторожа.

- Ты это самое, не сиди тут так. Иногда поливай деревьев. 


     В доме он автоматически принял каждодневный облик, то есть кричал на жену последними ругательствами. 

- Почему она плачет все время, - спросил, имея в виду теску матери Великого вождя. – Пусть заткнется или сейчас же задушу.

   Когда собирался спать, вдруг вспомнился тот парень в магазине, который совершил кражу. - Нельзя же воровать всем. Воровать удел избранных, -  подумал он  засыпая.