Евпатий Коловрат

Анатолий Лихачев
                1
 Лада лежала на снегу обнаженная,оскверненная монголами.Ее глаза смотрели на Евпатия словно с укором.Его двенадцатилетний сын лежал разрубленный монгольской
саблей,зажав в руке топор.Он как мужчина пытался защитить мать от насильников и
погиб как герой.
-Прости меня Ладушка и сынок Славик прости,что я не был вместе с вами.Жизнь без вас мне не нужна,но пока я умру многих поганых унесу с собой.Клянусь буду бить поганых пока не умру.-Плакал Коловрат горькими слезами.
 Коловрат поднял труп жены на руки и целовал ее,как будто она была живой.Среди обгорелых бревен и остовов домов,вдоль улиц,лежали обезображенные,обгорелые
трупы в основном женщин и детей,потому что почти все мужчины полегли на стенах Рязани.Там и тут раздавались рыдания,когда люди находили родных.Дружинники Коловрата вернувшиеся в Рязань разбрелись среди руин города ища трупы родных.Из сел разграбленных монголами прибывали жители,ища родных которые ушли под стены Рязани в надежде спастись.
                2
 Снег почернел от земли выброшенной из выкопанного рва.Поп ходил вдоль рва наполненного трупами и размахивая кадилом отпевал усопших.Коловрат с дружиной
прощались с погибшими при нашествии монголов.Под рязанское знамя Коловрата из
Чернигова после отказа князя в помощи ушли с Евпатием добровольцы.У некоторых из
них жили родичи в Рязани.Из сел присоединились к дружине Коловрата крепкие мужики
владеющих оружием.Часть воинов Романа потерпевшие поражение от Батыя вернулись в
Рязань и соединились с дружиной Коловрата.Но Коловрата удивил разбойник Микула,
которого Коловрат безуспешно пытался поймать или уничтожить по приказу князя Юрия
Рязанского.Разбойник Микула со своей шайкой грабил на дороге вдоль реки Оки и убивал рязанских,суздальских,черниговских,владимирских купцов.Великан Микула сам
подошел к Коловрату.От удивленья Коловрат даже подергал себя за рыжую аккуратно подстриженную бороду:
-А ты что здесь делаешь Микула?-Спросил Коловрат глядя на разбойника синими глазами.
- Маменьку схоронил.Как узнал что Рязань разрушили монголы сразу приехал.Вот и свиделись с тобой Коловрат,а ты искал меня.Теперь у нас с тобой одно горе. Вместе
с тобой хочу бить поганых.Многих однокровников я перерезал без жалости,а татар
буду бить с удовольствием.Примешь али нет?Братом буду!
-Микула,зол на тебя был я,а теперь рад тебя видеть.А где же отряд твой?
-В селе Дубки в тридцати верстах от Рязани.Ребятишки пьют,гуляют да девок радуют.Сам знаешь как это бывает.Если мне какая девка понравится,только гляну,
 сама ноги раздвигает.               
 -От страху наверное.
-А я думаю что я неотразим.-Заулыбался Микула,отчего его круглое лицо с пробивающимся черным пушком будущей бороды и носом картошкой стало еще круглее.
 Евпатий и Микула стояли рядом,выделяясь среди остальных воинов ростом и статью.Наконец поп закончил читать молитвы.Каждый присутствующий на похоронах бросил в ров по горсти земли и копальщики засыпали ров.Евпатий обратился с речью к дружине:
-Братья!Мы по христианскому обычаю похоронили родных и близких.Теперь наш долг
отомстить татарам.Мы будем их убивать пока сами живы.Кто боится смерти может
остаться.
-Мы с тобой Коловрат!
-Мы будем убивать татар пока не умрем!
 Выслушав мнение побратимов Коловрат сказал:
-Братья!Садитесь на коней!Поехали!
                3
 Снег на месте стоянки представлял грязное месиво из навоза животных,человеческих испражнений, объедков,внутренностей забитых животных,клочков сена,брошенных тряпок и мусора.Дружина Евпатия шла по льду реки Оки по следу армии Батыя.Микула
и Евпатий ехали рядом.С правого крыла конницы раздался крик Митяя:
-Стойте!
Все остановились.Евпатий с Микулой подъехали.На снегу лежал растерзанный труп
девушки.Евпатий спешился,прочитал перед мученицей молитву.
-Нельзя ее оставлять.Заберем чтобы похоронить по христиански.-Распорядился Евпатий.
Но это было только начало.Пока проехали стоянку нашлись еще трупы замученных пленниц,а иногда и мужчин.Наступал вечер.Уже заалел закат.Микула сказал Евпатию:
-Пора нам выезжать на берег.Там в глубине леса есть огромная поляна.На ней село
Дубки.Там и переночуем.Туда татары не добрались.Снег татарским коням по брюхо.
Пошел как то туда отряд из десяти монгол в разведку,да наткнулся на мою сотню
богатырей.Я набрал ребят всех как на подбор,как в бою так и в постели огонь.Хотели косоглазые пограбить да моих девок поиметь,но не вышло.Всех мы положили,но успели допросить трех раненных.Громко и непонятно они верещали,но я понял что Рязань они сожгли и идут на Коломну.Я как услышал,оставил ребят у себя
дома,а сам рванул в Рязань,ведь там моя маменька.Заплатят кровью за нее монголы.
Жестоко я отомщу им.
-Наслышан я про твои жестокости Микула,но сейчас скажу добро.Кровь за кровь.

                4
После ночевки в Дубках дружина Коловрата ехала весь день до ночи.В ночь отправили
вперед на разведку Прошку из отряда Микулы.Близился рассвет,но звезды еще не
поблекли.Тысяча семьсот всадников во главе с Евпатием восседали на конях у края
леса в ожидании Прошки.Но вот вдали появился всадник весь красный от крови,что
вызвало гул обсуждения дружинников.Когда Прошка подъехал все напряженно ждали,что
он расскажет.Прошка скороговоркой в запале заговорил:
-Шатров я насчитал сотни три.Стоянка на берегу реки перед лесом.На Оке лошади,бараны,верблюды,буйволы под присмотром пастухов и собак.
Стреножил я коня и пешком все осмотрел.Крики из шатров раздавались ужасные.  Незаметно я заглянул под полог одного из шатров.Татары насиловали пленниц и издевались.Я не выдержал и перерубил всех безоружных татар в том шатре.Шума большого не было.Пленницам велел сидеть тихо.Прости меня дядя Евпатий,может не успел весь стан переполошить.
-Хулиган ты Прошка.За твои шалости я бы выпорол тебя в другое время,а сейчас некогда.-Пожурил Прошку Евпатий и обратился к дружине:                -Теперь слушайте что я скажу.Микула, со своими ребятами окружишь стан на
конях,чтобы никто не убежал.Все остальные стреножим коней и пешими войдем в стан.
Рассредотачиваемся у каждого шатра по несколько человек и по звуку моего рожка
одновременно врываемся в каждый шатер и вырезаем всех мужчин татар,а также всех
с оружием в руках.Остальных выгоняем наружу.Я решу что с ними делать.
                5
 Предрассветная заря догорала.Наступал новый день.У разбитых шатров валялись трупы
монгол и наемников.Женщины рабыни не оказавшие сопротивления стояли в ряд в мешковатых платьях.Русские пленницы исхлестанные плетьми стояли голые.Монголы не давали им одежду,потому что их тела использовались постоянно.Все стояли на снегу босые и тряслись от страха и холода.
-Слушайте все!-Обращаясь к стоящим воинам сказал Евпатий.-Всех женщин нужно отправить с обозом в Рязань.
Микула спешился с коня и подошел к Евпатию,слушая его речь.
-Евпатий,ты че!Дай хотя бы попользоваться рабынями- наложницами.Ребята все голодные.
-Микула,не перебивай меня.Разве я сказал что их отправлю сейчас.До прихода татарского отряда еще время есть.Отдохнем,погуляем.Есть вино,мед,кумыс.
-Да ну тебя дядька!Напугал ты меня.Тогда я сейчас.
Микула подошел к толпе наложниц.Выбрал большегрудую
бабу и поволок в шатер.Воины вслед за Микулой разобрали наложниц.Пленницы из Рязани и сел стояли плотной толпой,прижавшись друг к другу.Евпатия привлекла одна из них.
-Снежана и ты здесь!
Девушка тряслась от холода и на замечание Евпатия заплакала навзрыд.
-Как же так,боярыня,недотрога,красавица и отдалась как мягкая подстилка вонючим
татарам? Что мне с тобой делать,Снежана?
-Дядя Евпатий убей меня.Я не хочу жить.
Евпатий вытащил из-за пояса кинжал и приставил лезвием к горлу Снежаны.Из глаз девушки покатились слезы.Она смотрела на Евпатия огромными синими глазами и вскрикнула почувствовав боль:
-Не надо!
-Вот видишь,все вы трусихи.Бабье трусливое.Тьфу.Но мне жаль вас.Вы еще
почти дети.Быстро все бегите в крайний большой шатер с вашей одеждой.Одевайтесь.
Евпатий проводил взглядом триста молоденьких девок,активно шевелящих ягодицами, удаляясь в сторону большого шатра.
                6               
               
 По приказу Евпатия его несколько дружинников погнали баран,лошадей,верблюдов,буйволов в сторону Рязани.На санях увозили стога сена.Шкуры,шубы,мед,мясо,рис,сушеный творог,вино,пшеницу,масло,сало,восточные сладости,специи,соль и многое другое везли на санях.В этом же обозе ехали русские пленницы и бывшие рабыни монгол.Дружина Коловрата расположилась на отдых в опустевших шатрах.
                7
 Прошка находящийся в дозоре прискакал на коне с криком:
-Вставайте!Татары идут!Их примерно три сотни.
У каждого шатра стояли лошади на привязи.Все воины спали не раздеваясь.Через минуту вся дружина Коловрата сидела в седлах.Коловрат дал указание Микуле:
-Микула со своей сотней жди приближения татар.Как только они появятся уходи к лесу.Они начнут преследовать видя малочисленность твоего отряда.В лесу спешитесь и встретите татар стрелами.Потом завяжите бой на мечах среди дубравы.Я с основным войском отъедем дальше и спрячемся за конями,похоже будет на табун лошадей.Затем я ударю в спину татарам.Никто не должен уйти в стан татар,даже лошади.
                8               
 Монголы пытались враз сломить отряд разбойников,но получили жесткий отпор.После
захвата Коломны монголы отдыхали,но всем пленниц не хватило,вот триста монгол
решили использовать резерв пленниц и погулять здесь.При приближению к лесу многие монголы погибли от стрел разбойников.Бой шел между дубами. Неожиданно для монгол налетело основное войско Коловрата.
 Микула стоял спина к спине с богатырем Ярилой и отбивались от наседающих монгол.
Микула даже пешим был выше монгол на конях.Ярило тоже огромный,но все же заметно
уступал в росте Микуле.Трупы монгол вокруг двух великанов лежали друг на друге разрубленными кусками мяса.Под ударами дружины Коловрата порубленные монголы падали с коней заливая снег кровью.Оставшиеся в живых монголы спрыгнули с коней и
упали на колени моля о пощаде.В основном это были не монголы, а половцы и другие
из покоренных народов.У нападающего на Микулу всадника Микула выбил саблю и тот
упал с коня.Перед Микулой он встал на колени.
-Пощади!Я русич Ермола.Я попал в плен при битве на Калке.Я пригожусь вам.Я знаю
монгольский язык.-Быстро забормотал бородатый мужчина.
 Микула поднял его за бороду так что он замычал от боли.
-А ты пес щадил кого нибудь при захвате Рязани?
-Щадил.Я пять женщин увел с собой.
-Увел себе на потеху.Ты предал свой род и за это ты умрешь.
-Не предатель я!
Микула выхватил кинжал и взмахнул наискось,чтобы отсечь голову Ермоле.Кинжал
вылетел из руки Микулы от удара брошенного сверху кинжала.Микула удивленно поднял
голову.Перед ним на коне сидел Коловрат.
-Ты чего Коловрат?!
-Вы все как дети.Не успеваю я доглядеть за вами.Уже всех языков твои люди перерубили.Пусть хоть этот расскажет где сейчас основные силы монгол и
чем они заняты.Да не держи ты его за бороду.Я хочу с ним нормально поговорить.
Пусть успокоится.
Микула опустил Ермолая на землю.Коловрат слез с коня.
-Скажи холоп кто прислал вас и зачем?
-Я из стана хана Бури.После разгрома русского войска под Коломной,город пал.
Теперь татары празднуют победу и отдыхают.Нашим отрядам не хватило пленниц,вот  мы и решили погулять в резервном обозе с пленницами.В стане Бури три  тысячи шатров.Монголы живут в отдельных шатрах с наложницами.К
ним приводят и пленниц.В остальных шатрах живут наемники по десять пятнадцать
человек.Вот им и не хватило пленниц.Через версту стоит стан Гуюка.Батый и остальные четыре хана стоят дальше уже за Коломной.
-Теперь кончай предателя Микула.
-Я не предатель.Я продан половцам когда мне было двенадцать лет моими же родителями чтобы выкормить остальных четырех детей.Я вырос воином у половцев,а
когда половцы сдались в плен татарам при битве на Калке я попал в войско татар.
У меня есть золото и я отдаю его вам.
Ермола вытащил из-за пазухи кошель с золотыми монетами,серьгами,перстнями.Мику
ла поднял из снега оба кинжала и отдал кинжал Коловрату.Затем Микула забрал кошель у Ермолая,вынул золотую монету и высоко подбросил ее на ладони.Монета сверкнула на солнце и вслед сверкнуло лезвие кинжала Коловрата.От лезвия кинжала отлетели две золотые искры.Микула и Ермолай зачарованно смотрели на две половинки монеты упавшие в снег.Микула засунул кошель к себе за пазуху.
-Отдай кошель мне.-Повелел Коловрат.
Микула подал кошель Коловрату.Евпатий осмотрел содержимое и швырнул кошель через плечо в снег.
-Ну ты дядька даешь.Да за такие монеты знаешь сколько купцов я перерезал.
-Вот-вот и на этих монетах тоже кровь, в том числе и рязанских женщин.А золото на том свете мертвым не нужно.Ты забыл Микула,что мы идем на смерть,чтобы забрать с собой на тот свет как можно больше татар.И этот татарский холоп нам не нужен.
-Вас всех убьют монголы.Ненавижу я вас!Я перерезал столько рязанских баб и..
 Ермолай не успел договорить.Его голова отлетела как кочан капусты,отрубленная
кинжалом Микулы.Евпатий затрубил в боевой рог, собирая всех воинов рассредоточенных по лесу.Коловрат выехал из лесу и к нему стали подъезжать остальные.Некоторые ратники заменили павших коней на монгольские.Павших воинов везли на конях бросив поперек седла.Погибло два десятка воинов и столько же было серьезно раненных.Коловрат лично осмотрел в лесу поле сражение и убедившись,что все татары убиты,а на поле сражения не осталось раненных и убитых дружинников,повел отряд к разоренной стоянке монголов.
                9
 Коловрат на санях отправил трупы убитых воинов с тяжело раненными воинами в Рязань.Отряд Коловрата без остановки скакал к монгольскому стану Бури.Нападение на монгольский стан произошло вечером,когда монголы и наемники пировали и насиловали пленниц из Коломны.Воины Коловрата рубили шатры и наемников, кто там находился.Начался переполох.В дальних шатрах воины Бури садились на коней и бросались на выручку не пришедших в себя пьяных полуголых наемников из шатров
на которые напал Коловрат.Завязался бой.Тем временем у монгол формировались десятки и сотни и поступало к бьющимся монголам подкрепление.Снег стал красным от
крови.Коловрат носился на коне по всему стану, преследуя и рубя отступающих под его ударами меча монгол.Микула бился пешим.Он не только бил мечом,но и щитом сбрасывал с коней монгол.Петр,Заяц,Тереха,Ярило встали рядом с
Микулой.Трупы монгол громоздились один на другой.Монголы не выдержали и стали отступать вглубь стана,сминая шатры и напирающих сзади монгол.
-За Рязань!За кровь жен и детей!-Бросил клич Коловрат.
-За Рязань!За Рязань!-Подхватили клич воины Коловрата.
Бой затянулся.Тучи покрывали небо.Повалил снег.В темноте трудно стало разобрать
где монголы, а где свои.Если бы не наступила такая темная ночь от стана Бури
ничего-бы не осталось.Раздался звук рога Коловрата.На зов рожка воины Коловрата
покинули стан Бури.
-Заночуем в покинутой нами стоянке.-Объявил свое решение Коловрат.
                10
 В шатре Батыя собрался Совет ханов.Возле Батыя на возвышении покрытом медвежьими
шкурами сидели пять ханов;Хадан,Орду,Бури,Гуюк,Мунке.Хулгэн погиб в бою под Коломной и пока не решили кто заменит его.Против ханов сидели военно начальники с
противоположной стороны шатра.Батый спросил:
-Скажи Бури,кто мог напасть на твой стан и уничтожить больше половины твоего войска.
-Я спрашивал главного шамана и он объявил что это ожившие рязанцы.Мои воины боятся сражаться против мертвецов.
-Но ведь их трупов вы насчитали около шестисот.
-Да,но они могли снова ожить и поэтому мы их сожгли.Они необычайно сильны.Таких воинов мы не видели ни в одном бою.Некоторые мои батыры были разрублены пополам.
Рязанцев погибло в десять раз меньше.Я потерял шесть тысяч,больше половины войска.
-Скажи Субудай,что нам делать?-Обратился Батый к одноглазому седому полководцу.
-Никогда не слышал чтобы мертвые воскресали.Нападение было неожиданным,поэтому
такие потери.Позвольте я сам займусь их уничтожением.
-Нет Сабудай.Против них выступит кто нибудь другой.
-Приведите пленных.-Приказал Батый стоящим у входа в шатер двум закованным в латы
великанам телохранителям.
В шатер ввели пятерых израненных связанных пленников и русского толмача.
-Скажите,кто вы и откуда?Сколько вас?Почему вы напали на нас?-Спросил через толмача Батый.
-Мы люди рязанские.Подданные Ингваря Ингваревича,а ведет нас воевода Евпатий
Коловрат.Нас полторы тысячи.Я жалею о том что не успел вдоволь пролить вашу поганую кровь.-Ответил молодой безусый юнец.
 Батый побагровел когда толмач перевел ответ и жестом показал чтобы их увели.Тут
выступил начальник тысячи войска Батыя Хостоврул,брат жены Батыя:
-Если воины Бури боятся рязанцев,пусть даже мертвецов,то мои воины ничего не боятся.Пусть другие ханы дадут мне еще две тысячи лучших воинов.Я сам приведу
Коловрата на аркане,бегущего за моим конем.
-Я верю тебе Хостоврул.Ты сам выберешь лучших воинов.
                11
 Тысяча воинов Коловрата ждала приближающее войско Хостоврула.Количество монгол
 превосходило войско Коловрата раза в три.Впереди войска Коловрата на коне с рязанским знаменем в руке был юный Петруха.Микола и Ярило охраняли знаменосца с обоих сторон.Рядом с Микулой ехал Коловрат.Хостоврул выехал впереди своего войска и вызывал на поединок Коловрата:
-Коловрат!Коловрат!
Микула предложил Коловрату:
-Позволь дядька я с ним разберусь.
-Нет Микула.Лучше меня этого барана на убой никто не забьет.
 Коловрат выехал навстречу Хостоврулу.Черной молнией мелькнул волосяной аркан
в сторону Коловрата,но еще на подлете петлю аркана Коловрат разрубил мечом.Кони
сблизились и сабля Хостоврула казалось почти достала Коловрата,но боковым крученым ударом меча Коловрат выбил саблю из рук Хостоврула так,что рука Хостоврула отлетела в сторону, ударившись о луку седла.Лицо Хостоврула перекосилось от боли и ужас застыл в его глазах.Хостоврул успел резко развернуть коня в сторону своего войска с искаженным от ужаса лицом,крича во все горло:
-Стреляйте!Это не человек,это шайтан!
 Но не успел убежать Хостоврул.С плеча до седла разрубил тушу Хостоврула Евпатий на две половинки,которые застряли в стременах заливая снег двумя кровавыми полосами в сторону монгольского войска.Монголы застыли в шоке.
-За Рязань!За Рязань!-С громовым кличем Евпатий врезался в ряды монгол рубя
их как мясник в лавке.
-За Рязань!За Рязань!-понеслась дружина Коловрата.               
 Началась рубка.Монголы защищались отчаянно,постепенно приходя в себя.Но от первого удара дружины Коловрата полегли лучшие монгольские батыры.Вокруг рязанского знамени собрались профессиональные дружинники Коловрата.Потеряв предводителя,напуганные шаманом о мертвецах, деморализованные монголы думали о
спасении,тогда как дружинники Коловрата горели только одним желанием;как можно
больше убить.Эта ярость напугала монголов и они побежали.
                12
 Из отряда Коловрата осталось семьсот воинов.Батый призвал самого Сабудая руководить уничтожением отряда Коловрата.В распоряжении Сабудая находились войска
всех ханов.Вся армия Батыя в семьдесят тысяч воинов.Сабудай  большими группами войск окружал дружину Коловрата,как на охоте загоняют зверя.Отходить можно было только к лесу.Но Коловрат разгадал план Сабудая,предполагая что там спрятано большое войско.На небольшую разрушенную половцами сторожевую крепость в стороне от леса Сабудай не обратил внимание,понимая что там Коловрат окажется в ловушке.
-Надо уходить лесом.-Заявил Микула.
-Нельзя Микула.Я уверен что там засел большой отряд монгол.Нас еще на подходе к
лесу перебьют стрелами.
-Что же нам делать?
-Видишь разрушенную крепость.Едем туда.
-Но мы окажемся в ловушке.
-Правильно,но дорого отдадим свои жизни.
Коловрат обратился ко всем:
-Братья,настало время прощаться.Уходим под стены вон той крепости.Там мы встретим
смерть.               
 Никто не стал спорить и возражать.Все понимали мудрость Коловрата. Оставив израненных стрелами коней дружинники перелезли по крутому валу через обломки стен в крепость.
-Я оказался прав.-Показывая пальцем на выезжающее из леса войско заявил Коловрат.
 Вскоре кольцо врагов сошлось у стен крепости.Сам Батый приехал наблюдать за уничтожением дружины Коловрата.Батый послал на штурм свое личное десятитысячное войско под командованием Сабудая.Монголы тучей полезли на вал и скатывались в ров
разрубленные мечами дружинников Коловрата.Коловрат рубил мечом и монгольской саблей одновременно.Многие дружинники сменили сломанные мечи на монгольские сабли.Стены и вал залила монгольская кровь,превращаясь в скользкую грязь.Монголы даже не могли достать саблями до дружинников,как падали разрубленные и скатывались вниз наполняя ров трупами.Батый сидевший на коне рядом с Сабудаем хмуро смотрел на происходящее.Наконец не выдержал и злобно прорычал:
-Что это значит Сабудай?!Ты отдаешь на убой как баранов все мое войско или ты
ослеп и на второй глаз.
Сабудай приказал посыльному прекратить штурм.
-Что теперь нам делать?С таким огромным войском неделю осаждать горстку храбрецов.Позор на мою голову.-Возмутился Батый.
 Лицо Сабудая покрылось красными пятнами.
-Придется применять камнеметы.Пусть от стен Коломны их перевезут сюда.-Решил Сабудай.
-Мне бы таких воинов Сабудай.Может они согласятся перейти на мою сторону.Отправь к Коловрату толмача.Пусть обещает Коловрату все что он хочет.Самых красивых женщин,должность военноначальника.Сделаю хозяином любого захваченного города.
Подарю любую свою жену.Пусть просит что хочет.
 Батый ждал ответа,сидя на коне,и дождался.Толмач приехал и сообщил:
-Коловрат ответил что желает умереть,убив как можно больше татар.
 Услышав такой ответ Батый недовольно пробурчал:
-Очень жаль,хотя я и надеялся.
Батый развернул коня и поехал в свой стан.
                13
 В шатре Батыя собрался Совет для обсуждения дальнейших военных действий.Все ханы и полководцы были на месте.Но сначала решали что делать с пленными из дружины Коловрата.Перед Батыем в его огромном шатре стояли шесть израненных со связанными руками воинов Коловрата.Пять ханов сподвижников Батыя хмуро смотрели на пленников.
-Я хочу видеть тело Коловрата.-Заявил Батый.
 По его приказу принесли труп Коловрата.Батый долго стоял над Коловратом,
вглядываясь в красивое благородное лицо и расплющенную камнем грудь богатыря. Наконец Батый произнес:
-О Коловрат,если бы ты служил мне, я держал бы тебя у своего сердца.С тысячей таких как ты я бы уже покорил весь мир.
 Батый в задумчивости сел на свое место.
-Что будем делать с этими пленниками?Может сварить их живьем?-Спросил хан Бури.
-Батый зло зыркнул на него и сказал:
-Когда они хозяйничали в твоем стане,ты и твои воины поджали хвосты от страха.
Теперь ты стал смелым,даже очень.
 Лицо Бури от слов Батыя перекосила злобная гримаса и он сплюнул.
-Сабудай, освободи русских батыров.Дай им сани, лошадей и рабов.Пусть заберут тело Коловрата и увезут с собой.Пусть похоронят его с достоинством.-Приказал Батый.