Петрушкины нескладушки

Татьяна Комылина
0 +

Интерактивная сказка-игра для самых маленьких

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ПЕТРУШКА
ДОМОВЕНОК
БАБА ЯГА
ПУГАЛО

ПЕТРУШКА: (кланяясь во все стороны). Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Я – веселый Петрушка
В ярком колпаке на макушке.
Я вам на сто рублей
Накупил целый воз кренделей!
Сдачи дали пятак
да в придачу тумак...
Шел я к вам шел, так устал да проголодался.
На пенек сел да все крендели сам и съел.
Добирался до вас целые сутки,
Хотелось увидеть Марфутку!

Так, а где же Марфутка? Иринку вижу, Свету вижу, Максима тоже вижу. О, и Сашок здесь! Сашок, привет. Рассказать вам сказку про тухлую колбаску? Молчите. Ну и ладно. Не буду я вам ничего рассказывать. Что же это я так устал?  Лягу-ка я лучше спать. А вы тут посидите, да меня посторожите.

Кубики. На них лежит Петрушка, делает вид, что спит… Только он лег, из настенных часов выглядывает кукушка и начинает куковать. Петрушка встает.

Кто это тут раскукукался? (Детям) Признавайтесь, кто сейчас кукукал? Ты? Может, ты? Так… А кто же тогда?  (дети) Кукушка? А откуда здесь кукушка?
ДЕТИ: В часах.
ПЕТРУШКА: В часах? Интересно, а как она туда залетела? Сейчас разберемся.
Снова голос кукушки: Ку-ку.
ПЕТРУШКА: Ты что издеваешься надо мной?
КУКУШКА: Ку-ку.
ПЕТРУШКА: Сейчас, сейчас. Вот вытащу эту пружинку, ты у меня перестанешь кукукать. (Начинает ковыряться в часах.)
КУКУШКА: Ку-ку!
ПЕТРУШКА: Вот противная! Ку-ку, ку-ку! Ку-ка-ре-ку!
(Слышен голос бабы Яги.)
БАБА ЯГА: Петрушка! Петрушка!
ПЕТРУШКА: Это Баба Яга.
По дому рыщет, меня ищет.
Работать велит с утра до ночи,
И играть со мной не хочет.
Ребята, если она спросит: «Где Петрушка?» – говорите: «Нет его!», - договорились?
Что-то вы отвечаете еле-еле.  Наверное, кашу с утра не ели. Давайте громче. Договорились? (Дети отвечают.) Вот, молодцы! Теперь я спрячусь. Только не забудьте: говорите, что меня не видели.
БАБА ЯГА: Петрушка! Куда подевался негодный мальчишка? Эй, вы, детишечки-шалунишечки, вы Петрушку не видели?… А кто это там спрятался?
ПЕТРУШКА: (выглядывая из-под одеяла) Ребята, говорите – это кот! Он мышей ловил и устал. Прилег отдохнуть.
БАБА ЯГА: Отвечайте, девчушечки, мальчушечки, кто это там спрятался?..
ДЕТИ: Кот!
БАБА ЯГА: А чего это он разлегся?
ДЕТИ: Он мышей ловил, устал.
БАБА ЯГА: Эй, кот. А чего же он не отзывается?
ПЕТРУШКА: Мяу!
БАБА ЯГА: Кот, а хочешь сметанки?
ПЕТРУШКА: Хочу!
БАБА ЯГА: Кот, говорите? Что-то у этого кота голос знакомый. А вот я сейчас этого самого кота, да хлопушкой! Вот тебе, вот!
ПЕТРУШКА: Ой-ой-ой, бабулечка-красотулечка, это не кот, это я!
БАБА ЯГА: А, Петрушка! Вот ты где. Ну, говори, чем сегодня занимался?
ПЕТРУШКА: Я сегодня… А, вспомнил! Я сегодня на медведя ходил.
Значит, дело было так:

Пришли ко мне соседи.
Одолели нас, говорят, медведи.
Пропадает то овца, то телушка,
- выручи нас из беды, Петрушка.
Что ж, говорю, я согласен.
Никакой мне зверь не опасен.
Пошел я в лес, в берлогу залез,
а в ней медведь, - ну на меня реветь!
Опешил я немножко,
а в руках у меня большая ложка.
Ударил я его раз,
посыпались искры из глаз,
ударил его два - треснула голова,
ударил его три - а он возьми да помри!

БАБА ЯГА: Ох, Петрушка! Опять выдумываешь. Только языком умеешь болтать.
ПЕТРУШКА: Не только языком, я еще ногами болтать умею, вот. (Садится на кубик и начинает болтать ногами) Знаете, как здорово! (Ребятам) Не верите? А вот вы сами попробуйте. Болтайте ногами, болтайте! Правда, здорово?!
БАБА ЯГА: Ох, Петрушка, какой же ты балбес! 
ПЕТРУШКА: Зачем мне в темный лес? Мне и здесь хорошо.
БАБА ЯГА: Да не в лес. Иди топи печку.
ПЕТРУШКА: Не хочу топиться в речке! Знаешь что, Бабуленька Ягуленька, в речке вода холодная.
БАБА ЯГА: И ничего я не голодная. (Шлепает его тряпкой)
ПЕТРУШКА: Ой, Бабуля-Ягуля, я же сказал «вода холодная». А не - ты голодная.
БАБА ЯГА: А, не нравится? А ты тогда почему всегда передразниваешь?
ПЕТРУШКА: Я больше не буду. Честное слово!
БАБА ЯГА: Твое честное слово всегда врать готово. Хватит бездельничать.
ПЕТРУШКА: Я как раз делом и занимаюсь.
БАБА ЯГА: Каким делом?
ПЕТРУШКА: Я складушки сочиняю.
БАБА ЯГА: Чего сочиняешь?
ПЕТРУШКА: Складушки.
БАБА ЯГА: Нет такого слова!
ПЕТРУШКА: Вот те раз! Складушки есть, а слова нет? Так получается?
БАБА ЯГА: Ага. Так получается.
ПЕТРУШКА: И что мне теперь делать?
БАБА ЯГА: Что делать? А ты свои складушки по другому называй.
ПЕТРУШКА: Как это по - другому?
БАБА ЯГА: Ты же привык все наоборот делать. Вот и называй наоборот.
ПЕТРУШКА: Понял! Если складушки наоборот, получается - нескладушки.
А что? Так даже интереснее!
Я - Петрушка!
Сочиняю складные  нескладушки!
БАБА ЯГА: Вот что, сочинитель,  сочинять потом будешь. А сейчас печку протопи, каши навари. Да в доме прибери. К нам сегодня придут гости.
ПЕТРУШКА: Придут гости. Глодать кости!
БАБА ЯГА: Какие в каше кости?
ПЕТРУШКА: Так это я складушки....Ой, нескладушки снова сочиняю!
БАБА ЯГА: А еще свари компот...
ПЕТРУШКА: Чтобы у гостей лопнул живот! Баба Яга, скажи, правда ведь интересные у меня складные нескладушки?
БАБА ЯГА: Ой, горе с тобой.
ПЕТРУШКА: Горе? Какое горе? Никого со мной нет. Один я. Слушай,
Баба Яга, а почему тебя нечистью лесной зовут?
БАБА ЯГА: Кто это меня так зовет? Не слушай никого. Я нечисть современная. Деточки, вы мне телефончик не одолжите? Кощею Бессмертному позвонить надо. Что вам жалко, что ли? Девочка, у тебя есть телефончик? А у тебя, мальчик? А ты мне дашь позвонить? Вот и молодец. Та-а-к, как же с ним обращаться-то? Куды тыкать? А вот, увидела! Кнопочки.  Так, какой там номер у Кощеюшки? .(Набирает номер) 2-2-2-2-2-2 и еще раз 2-2-2. Але! Кощей?.. Я, Баба Яга, а кто же еще?.. Да лечу я, лечу. (Возвращает телефон) Спасибо, деточка. Всё, я полетела… Некогда мне тут с тобой разговоры разговаривать, меня важный человек дожидается. Да не вздумай никуда уходить!  Понял, что я сказала?
ПЕТРУШКА: (Смотрит ей вслед.) Ты сказала…ты сказала: поиграть с детьми из зала! Это я с удовольствием! (потихоньку подкрадывается и проверяет, ушла ли Баба Яга) Ушла моя бабусенька-Ягусенька? Ушла старая каргусенька? Вот и хорошо. (Кланяется) Дорогою тебе скатерть! Ой, что-то я не так сказал. Как же надо говорить? Вы не знаете? Точно! Скатертью дорога. Я сейчас тоже пойду. В сказочный лес, полный чудес. Могу и вас с собой взять. Пойдёте?
Дети: Да.
ПЕТРУШКА: У меня есть карта — схема, с помощью которой мы с вами будем путешествовать. Вот она, в кармане. (Выворачивает карман, а там дыра.) Это что еще за игра? Откуда в моем кармане дыра? Дыра есть, а карты нет. Потерял! (Грустно вздыхает.) Путешествие отменяется. Ну и ладно. Тогда будем играть. Согласны?
ДЕТИ: Да.
ПЕТРУШКА: Это хорошо, что вы согласны! А я… Я что-то передумал играть. Вдруг я проиграю. А я проигрывать не люблю. А знаете что?
А давайте лучше клад искать. Я его где-то под вашими стульями спрятал, да только забыл где. Чего сидите, давайте клад ищите.
(Дети начинают искать клад, Петрушка им помогает)
Нет, так мы его не найдем. Надо слово волшебное знать. Повторяйте за мной:

Повернись лицом на юг,
Против солнца сделай круг,
На соседа посмотри,
Заклинанье повтори.
Сто дорог лесных пройдем,
Клад волшебный мы найдем.
Лес дремучий расступись!
Клад волшебный отыщись!

Вот, молодцы. Теперь давайте снова искать. Сейчас точно найдем. А вы вон под тем сиденьем смотрели? И под этим тоже? Странно.
Стойте, стойте, стойте! Садитесь на места. (Сам садится на волшебный сундук.) Я вспомнил. Этот клад я прятал сто лет назад. Я его давно уже нашел. Я просто забыл, что нашел, а сейчас вспомнил. Давайте в другую игру поиграем. Загадки из волшебного сундука разгадаем.
Вот те раз, не получится игра у нас. Где же мой волшебный сундук? Ребята, вы его, случайно, не видели? (Сам вертится на сундуке так, чтобы дети его заметили)
Я на нем сижу? Интересно, а как он подо мной оказался? Эй, сундук, ты как под меня залез? Молчит. Эй, сундук, я к кому обращаюсь? Ты как под меня залез? Ребята, а вы не видели, как сундук под меня залез? А, это я сам на него сел! (Встает) Здорово! (Пытается открыть его, а он не открывается.)
Эй, сундук, это что за шутки? А ну, давай открывайся! Э-эй, сундук, оглох, что ли?
А, понял! Сундук-то волшебный. Значит, волшебные слова нужны.  Поможете мне волшебные слова сказать?
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Не ленись! Отворись!
А ну, волшебный сундук, открывайся.

Странно. Не открывается.
Я знаю, почему он не открывается. Значит, не все дети слова волшебные говорили. Давайте все вместе:

Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Не ленись! Отворись!
А ну, волшебный сундук, открывайся.

(Пытается открыть) Мне помощник нужен. Девочка, ты не поможешь мне сундучок открыть. (Девочка выходит, поднимают крышку, сундук открывается) Вот, молодец! И что бы я только без тебя делал?
(Достает из сундука стрелу)
Ого! А что это такое?
Дети отвечают: стрела.
ПЕТРУШКА: Точно! Я сказку еще про такую стрелу читал. Как же она называется? А, вспомнил: «Царевна-болтушка». Не так? А как? Точно! «Царевна-лягушка».
А это что? Шапка какая-то странная. Это же шапка-нелюдимка! Чего вы смеетесь? Не так? А как? Невидимка? А почему невидимка?
Дети отвечают.
ПЕТРУШКА: Ну, нет, я такую шапку надевать не буду. Получается, если я эту шапку надену, меня же никто не увидит. Лучше я её здесь положу. (В это время выходит Домовёнок и садится на кубик, где лежит шапка). (Ребятам) Пусть полежит, может когда-нибудь пригодится. Точно! Баба Яга придет, а я шапочку-нелюдимочку надену, и нет меня! Пусть эта старая Ягусенька-каргусенька меня поищет. Надо эту шапку в сундук спрятать, а то ее еще кто-нибудь сопрёт. (поворачивается к кубику с шапкой) О! Вот те раз! Шапка-нелюдимка сработала! Только что никого здесь не было, а теперь вот эта кислятина появилась.
ДОМОВЕНОК: И никакая я не кислятина, я Домовенок.
ПЕТРУШКА: Знаю, что Домовенок. А ты чего весь в саже?
ДОМОВЕНОК: Так я же тебе говорю, я Домовенок. Я живу в доме за печкой, вот и… замарался немного.
ПЕТРУШКА: Ясно. А  чего такой кислый?
ДОМОВЕНОК: Горе у меня, Петрушка.
ПЕТРУШКА: Какое горе?
ДОМОВЕНОК: Большое горе.
ПЕТРУШКА: Ну, из любого горя можно выход найти.
ДОМОВЕНОК: Какой выход?
ПЕТРУШКА: Какой? Да, простой! Вот, например,.. Ты упади понарошку и дрыгай ножкой. Любой обхохочется. А ты про свое горе забудешь.
ДОМОВЕНОК: Не хочу я, чтобы надо мной смеялись. Мне и самому не до смеха. Потерялся я.
ПЕТРУШКА: Как это потерялся?
ДОМОВЕНОК: Очень просто. Пошел гулять. Гулял, гулял, гулял, гулял и потерялся.
ПЕТРУШКА: Как же ты потерялся, если я тебя нашел?
ДОМОВЕНОК: Это не ты меня нашел, это я сам к вам пришел.
ПЕТРУШКА: Ну…
ДОМОВЕНОК: А как домой попасть, не знаю.
ПЕТРУШКА: Вот не будешь без спроса из дома уходить. Ладно, не беда. Мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята. Рассказывай, на какой улице твой дом.
ДОМОВЕНОК: Ну, улица такая дли-и-инная.
ПЕТРУШКА: А как называется-то?
ДОМОВЕНОК: Не помню…
ПЕТРУШКА: Ребята, кто знает длинную улицу? Как она называется?
(В каждом месте жительства дети могут называть свои названия улиц)
Ну, что-нибудь знакомое услышал?
ДОМОВЕНОК: Не знаю пока…
ПЕТРУШКА: Эх, ты!  Ладно! Так… пошли дальше.
ДОМОВЁНОК: Пошли. (встает) А куда пошли?
ПЕТРУШКА: Да никуда не пошли, это так говорят: пошли дальше.
ДОМОВЕНОК: Хорошо, пойдем дальше.
ПЕТРУШКА: А животные какие-нибудь на твоей улице есть?
ДОМОВЕНОК: Есть, а как же! У соседей! Коровы есть, поросята есть, собаки еще есть.
ПЕТРУШКА: Ты вспоминай. Вспоминай! Может, еще кто-нибудь есть?
ДОМОВЕНОК: Вспомнил! Петух еще есть и курицы.
ПЕТРУШКА: Вот видишь, сейчас мы твой дом мигом разыщем. Ребята, помогайте.

(Распределяет детей по ролям)
Вы будете – коровы, будете мычать. Вы – поросята, будете хрюкать. Вы – собаки, будете лаять. Вы петухи и курицы – кукарекать будете. По моей команде начинаем. А ты, Домовенок, внимательно слушай и вспоминай. Как вспомнишь, где дом, сразу говори. Ну что, ребята, начали!

Дети начинают, мычать, кукарекать, хрюкать, лаять.

ПЕТРУШКА: Ты на месте-то не стой, ходи, смотри. Вспоминай, вспоминай…
ДОМОВЕНОК: Да я и так…
ПЕТРУШКА: (передразнивает) Я и так… ребята, давайте еще раз. Да громче, громче!
Домовенок ходит и внимательно на них смотрит.
ПЕТРУШКА: Ну что, вспомнил?
ДОМОВЕНОК: Еще нет, но уже начинаю немножко вспоминать.
ПЕТРУШКА: Так, дети, продолжаем. А ты вспоминай, вспоминай!
ДОМОВЕНОК: Вспомнил! Петуха вспомнил! Его Федор зовут.
ПЕТРУШКА: Так, уже хорошо. А что еще вспомнил?
ДОМОВЕНОК: Вспомнил еще… Еще деревья разные на улицах были.
ПЕТРУШКА: Какие деревья? Как называются.
ДОМОВЕНОК: Не помню.
ПЕТРУШКА: Эх ты! Так, ребята, давайте снова ему помогать. Какие деревья на улицах растут?
Дети отвечают.
ПЕТРУШКА: Ну, вспомнил? Покажи, какие они были.
ДОМОВЕНОК: Не помню. Помню только, что и большие и маленькие. А когда ветер был, они качались.
ПЕТРУШКА: Ребята, вставайте. Давайте покажем разные деревья. Вставайте, вставайте. Представьте, что вы дерево. А на улице ветер. Дерево качается. Вот, вот, здорово у вас получается. Ну, что, Домовенок, вспомнил?
ДОМОВЕНОК: Кажется, начинаю вспоминать. А еще машины были. Много машин.
ПЕТРУШКА: Молодец, домовенок. Так, ребята, какие мы машины знаем? (Дети отвечают) Молодцы! А теперь мы сами машины. Поехали! Молодцы, а еще сигналить надо. Громче! Громче!
ДОМОВЕНОК: Стойте!
ПЕТРУШКА: Что? Вспомнил?
ДОМОВЕНОК: Вспомнил!
ПЕТРУШКА: И улицу свою узнал?
ДОМОВЕНОК: Узнал! И улицу свою узнал, и дом свой вспомнил! Спасибо вам, ребята.
ПЕТРУШКА: Ну и где твой дом?
ДОМОВЕНОК: Там! Там еще человечек в огороде живет.
ПЕТРУШКА: Еще кто-то живет? Я думал, ты там один живешь.
ДОМОВЕНОК: Так я в доме живу, а он в огороде.
ПЕТРУШКА: Да кто он-то?
ДОМОВЕНОК: Этот…как его.
ПЕТРУШКА: Опять забыл?
ДОМОВЕНОК: Забыл.
ПЕТРУШКА: Ребята, может, вы знаете, кто у него в огороде живет?
ДЕТИ: Пугало огородное.
ДОМОВЕНОК: Точно! Так его и зовут. Только вот я не помню, какой он был.
ПЕТРУШКА: Ха! Не беда. Ребята, кто у нас пугалом будет? Выходи. (Выходит мальчик) Как тебя зовут? Сейчас мы тебя наряжать будем. Ребята, у кого что есть, чтобы пугало наше надеть? (Дети могут дать шарфики, кофты и т.д.)
Сейчас я еще в сундуке поищу, может и отыщется какая-нибудь одежонка! (Достает из сундука вещи для Пугала) Девочка, иди, будешь помогать Пугало наряжать.
ДОМОВЕНОК: Я помню, он еще стишок про себя рассказывал.

В огороде встал Страшило
Из - под шляпы нос как шило.
Целый день он пляшет
Рукавами машет.
Чтоб Вороны-Вороны
Разлетались в стороны!

ПЕТРУШКА: Давайте повторять вместе. И вы, ребята, нам помогайте. А ты, пугало, маши руками, отгоняй птиц. А вы, ребята, кричите громче, чтобы вороны наш урожай не поклевали. Да руками, руками тоже машите! Сильнее! Сильнее!
(Дети начинают кричать и размахивать руками).
ДОМОВЕНОК: Вот, теперь точно все вспомнил! И дорогу вспомнил! Слушай, Петрушка, а пойдем ко мне в гости. Я тебе свой дом покажу и этого, как его…Пугало огородное тоже покажу.
ПЕТРУШКА: Пойдем! Я люблю в гости ходить.  Ну, идем! Чего стоишь?
ДОМОВЕНОК: Знаешь, Петрушка, я хотел ребятам что-то по секрету сказать.
ПЕТРУШКА: По секрету? Это чтобы я не слышал?
ДОМОВЕНОК: Да ты что? Слушай на здоровье.
ПЕТРУШКА: Ладно, давай говори быстрее, да пойдем.
ДОМОВЕНОК: Ребята, я вам хотел сказать, чтобы вы без спросу из дома не уходили.
ПЕТРУШКА: Правильно! Надо сначала родителям сказать.
ДОМОВЕНОК: А еще… надо запомнить свой домашний адрес, чтобы… чтобы не потеряться, как я.
ПЕТРУШКА: Точно! Ну, теперь все сказал?
ДОМОВЕНОК: Теперь всё. Только попрощаться осталось. До свидания, ребята!
ПЕТРУШКА: Пока! Пока! Вы в другой раз еще приходите, я вам новую историю расскажу!

Конец.