Воспоминания. Бабушка Анюта

Наталья Кисялевич
               
                Заехали сегодня в гости к бабе Анюте. Небольшого роста, она за время, прошедшее после нашей последней встречи стала как-то враз меньше- и ростом, и телом, и лицо похудело, стало маленьким, будто кукольным, добавились морщинки.  Глаза, раньше озорно сиявшие синевой , будто погасли, стали белесыми, словно отцветшие васильки.  Седые волосы, заправленные под легкий батистовый платочек, загорелые руки с натруженными кистями, нарядное платье, повисшее на плечах, отчего-то ставшее  велико, как с чужого плеча. Сколько же ей лет? Два года назад праздновали юбилей – бабушке исполнилось восемьдесят. Значит, этой осенью будет восемьдесят два.

              - Баба Аня, расскажите, как вы с дедом, своим мужем, познакомились?
               Живо откликается, улыбается, поправляет на голове съезжающий платочек, и начинает рассказывать. Описывает события  подробно и в деталях, как будто все происходило вчера. Рассказывать любит, имеет талант рассказчика: всегда начинает  повествование издалека, в соответствии с законами  драматургии – экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, умело  интригуя слушателя . Интонацией, неожиданными поворотами сюжета, красочными деталями держит  в напряжении на протяжении всего рассказа. Часто прерывает повествование, называет имена и фамилии участников действия,  переспрашивает слушателей, знают ли они героев рассказа. А так как все герои ее повествований - местные жители, то или их, или их родню знают все.  Выросла бабушка Аня в простой рабочей семье, образование – семь классов, откуда что взялось!  Итак, слушаем , как баба Аня познакомилась с дедом Иваном.

            - Молодая я тогда была. Гуляли мы, молодежь, все вместе. Если погода была холодная, то снимали какую-нибудь хату, хозяйке платили за то, что посиделки устраиваем. Девушки вышивали, песни пели, разговаривали с парнями. Я с собой на посиделки всегда балалайку брала, у меня мама играла хорошо, даже на свадьбы ее приглашали, она меня и научила. Да и вышивать я любила. Картины целые вышивала. Иголка-чаровница,  шьешь- как историю рассказываешь! Очень нравилось цвета подбирать, стежка  к стежке – красавица улыбается, а рядом  цветы расцвели – волшебство!

            А как раз в то время история одна случилась. Парень был у нас  на поселке, высокий, красивый, работал на тракторе, трактористов тогда дюже уважали. И засватал он девушку. Назначили дату свадьбы, родители невесты все купили-  дочку к свадьбе нарядить и продуктов напасли, чтобы свадебный стол накрыть. День свадьбы близится, а жених не показывается. Родители волнуются, и сватов спрашивают, мол, почему жених не появляется, в чем дело. Сваты отвечают, не волнуйтесь, мол, все хорошо, свадьба будет в назначенное время. А буквально за день до свадьбы передает жених родителям невесты, что жениться не будет, мол, невеста дурно пахнет . Скандал! Ославил девушку перед людьми! Родители клянут жениха на чем свет стоит . А жених передает, что все расходы, что родители невесты понесли, он возместит, а жениться не будет. Деньги он действительно отдал, сколько сказали, все до копеечки. Только лично я этого парня опасалась и всегда держалась от него подальше – очень уж эта история мне не нравилась.

    Так вот, был тогда январь, ночь перед Крещением. Собрались как-то девушки на посиделки отдельно от парней, и на женихов погадать. Греблю строили- в неглубокую миску наливали воды, а поверх сооружали из палочек или спичек- переход, мостик узенький. И загадывали: кто перенесет через греблю, тот и суженый навек. Я тоже греблю свою построила, про суженого спросила, но ничего не увидела и не услышала. Пришла домой, спать легла . И снится мне ночью парень молодой, высокий, видный, только весь черный – с головы до ног. Лицом  светлый, а одежда черная. И будто кто мне в ухо говорит:
-Этот и будет твоим мужем.

            Ну вот, молодежь вскоре устраивает посиделки у одной хозяйки в доме. Проходит время, я домой собираться – а моего пальтеца нет, ищу-ищу- нет нигде. Все разошлись, остались в доме только я да тот самый парень, который невесту опозорил, с другом своим. Оказывается, парень этот глаз на меня положил, и друга своего подговорил пальтецо мое припрятать. Я так и обмерла – не нравился он мне, неужели это он и был черным в моем сне? Убежала я из той хаты. Ростом маленькая была, щуплая, да проворная – кинулась к дверям – не смогли удержать.

           Так вот, а Иван, муж мой будущий, в то самое время тоже меня заприметил, и стал знаки внимания мне оказывать. Гуляем всей гурьбой, проходим мимо моего дома, он и говорит мне:
 - Что-то есть хочется! – я без раздумий ему и отвечаю:
- Хлеб надо с собой брать, чтобы есть не хотелось!  - острая на язык была, молодая и глупая : он внимание мое к себе привлекал, а я не понимала. Старше меня был, на шесть лет. Работал помощником машиниста паровоза, на работе  робу носил, углем испачканную, черным был, как  и приснился.
 
         Да, ходил Иван возле меня, ходил, а я все не понимаю, что он симпатию ко мне проявляет. Так он осерчал, да как- то в сердцах и сказал: - Молодая, глупая, пусть в девах сидит, раз понятия в голове нет. Ну, мне и передали его слова, я стала к нему присматриваться. Высокий, статный, плечи широкие, да и на лицо красивый. Понравился он мне. Стали гулять вместе, а потом и свадьбу сыграли. Жизнь вместе прожили, детей вырастили, вместе внуков дождались . Жалею, что ушел рано, правнуков не повидал.

- Баба Аня, а у вас двое детей было? – запечалилась и отвечает:
- Нет, еще старший сынок был, Коленька. Полгода исполнилось, и помер. Плакала я, не переставая. Потом снится мне старик, седой весь и с длинной белой бородой.
- Не плачь, -говорит,- бабонька. Сынок твой если бы не сейчас ушел , так в полтора года обязательно. Это его срок земной, этого не изменишь.
 Ну, я плакать и перестала. Потом двоих родила, сына и дочку.
Баба Аня вздыхает, ладонью смахивает непрошеную слезу. Воспоминания подействовали на нее живительным образом : лицо стало розовым, щеки зарделись, и глаза блестят, как прежде.

- Баба Аня, покажите свои фотографии!
Приносит два больших портрета, в простых деревянных рамках. На одной из фотографий, чуть подкрашенных голубым и розовым цветом, легко угадывается молодое улыбающееся лицо бабы Анюты. Со второй строго смотрит  молодой мужчина с правильными чертами лица и добрыми глазами.  Как хороша молодость!
- Фотографы тогда ходили по хатах, брали маленькие фотографии и из них большие портреты делали, - поясняет баба Аня, с любовью протирая стекло, закрывающее исцветшую от времени бумагу.

…Провожать гостей бабушка Анюта выходит за калитку, каждого обнимает и крепко целует. Уголком платочка смахивает непрошеные слезы.

- До свидания, бабушка, до свиданья! Долгих лет, счастья и здоровья!
Чистенькая , утопающая в яркой зелени и цветах, бабушкина хатка скрывается за поворотом. Храни вас Бог, бабушка Анюта!

04.07.17 год