Люди, добрые, помогите! или Паника-плохой советчик

Наталья Зозулина
 

«Люди, добрые, помогите!» или Паника-плохой советчик


Конец восьмидесятых прошлого столетья. Мы с мамой сидим на вокзале в ожидании своего часа. Ещё немного и мы сядем в поезд и поедем в Вильнюс, там пересадка на ленинградский поезд, который доставит нас заграницу, в Будапешт. Последний просмотр документов: заграничные паспорта, чек для получения валюты в банке и вызовы (приглашения от нашей «знакомой» в Венгрии). Знакомой никакой нет. Мой брат служит в Венгрии и организовал эти приглашения через свои связи.

Приглашения были напечатаны на тонюсенькой бумаге. И вдруг я вижу, что мамино приглашение порвано на сгибе почти пополам. Кошмар! Нас не пропустят через границу по этой бумаге.

-Мама, почему порвано?

-Оно само порвалось.

-Но можно же было дома заклеить!? Почему ты мне не сказала? Я бы аккуратненько склеила!

Что делать? Что делать? Решение пришло само!

Хорошо, что в это позднее время еще работает почта на вокзале. В стрессе подбегаю на почту и прошу у работницы дать мне какую-нибудь бумажку и клей, чтобы склеить приглашение. Слава богу, девушка оказалась доброй и помогла! Кое- как я склеила приглашение. Фу, отлегло!

Но, мама- тоже молодец! Где не надо- «бежит впереди паровоза», а где надо-…

Ворчу и выговариваю ей. Из-за её безалаберности могли бы не пройти границу! О, ужас! И вся поездка коту под хвост.


***


Это путешествие мы задумали полгода назад. Брат, служивший в Сомбатхее, городе на границы Венгрии и Австрии, предложил приехать к нему в гости. Мы с радостью ухватились за эту идею. В Советском Союзе заграничные поездки - редкость для простых людей. Это была отличная возможность посмотреть мир и заодно приодеться. В стране в перестроечное время дефицит шагал семимильными шагами.

Первый препон мы обнаружили, когда подавали документы на заграничные паспорта. В моём приглашении была ошибка в фамилии: ЗАзулина. Родители страшно возмущались. Родной брат не знает фамилии сестры. В соответствующем отделе нас предупредили, что нужно другое приглашение, иначе на границе меня «завернут». Было отослано письмо невнимательному брату с просьбой о новом приглашении.

Получив новое приглашение, оформив заграничные паспорта, я отправилась в областную библиотеку, в отдел иностранной литературы, чтобы прочитать приглашение. Меня разбирало любопытство! Венгерского языка я не знала, но со словарем смогла перевести. И правильно сделала.

При получении валютного чека в госбанке я запросила валюты на три месяца пребывания (на больший срок было нельзя), но работница банка мне строго ответила, что даст чек только на месяц пребывания, так как в приглашении написан срок - 30 дней (как будто она умеет читать по-венгерски!). В ответ я уверенно заявила, что это- не срок пребывания, а номер дома! И получила чек на огромную сумму (тогда в Венгрии всё было в тысячах).

Потом в Венгрии мы узнали, что с родственникам одного военнослужащего произошел подобный случай в банке, и неграмотный работник банка, посчитав номер дома за срок пребывания, выдал валюты только на месяц!

В то время нельзя было купить на месте билет на поезд, не проходящий через ваш город.  Поэтому мама заранее съездила в Вильнюс за билетами на ленинградский поезд.  К поездке мы были готовы.


***


В поезде, идущим через Вильнюс, нам не спалось. Остановка в пять утра. Боимся проспать и проехать мимо. Там через час мы отправимся в Будапешт.

В Вильнюс благополучно прибыли. Вышли на перрон, потом – в подземный переход. И стали искать табло с информацией о своем поезде. Пробежав, практически, весь переход, мы не обнаружили поезда. Ну, ни на одном табло нет никакой информации! Вот тебе почти европейская Литва! И куда идти? И где наш поезд? В Калининграде на Южном вокзале в подземном переходе всегда есть информация о поездах. И мы, наивные, думали, что в Литве такой же порядок!

Мы начинаем нервничать. Метнулись вверх по лестнице с тяжелыми чемоданами на ближайший перрон. Пусто. Поезда нет. Ещё раз метнулись на другой перрон. Там тоже ничего нет: ни поезда, ни пассажиров.

-Ты когда билеты в Вильнюсе покупала- узнала с какого пути уходит наш поезд?

-Нет.

-Как ты могла?!...И что нам теперь делать?!

Ужасно тяжело бегать по переходу и по лестнице вверх - вниз с чемоданами. В руках у нас не современные чемоданы на колёсиках! К тому же они загружены калининградскими рыбными консервами: подарками для родни и для венгерской «знакомой» (в благодарность).

Наконец мы остановились. В оцепенении стоим в подземном переходе.  Время 5-30. Через полчаса отправляется ленинградский поезд заграницу, а мы не знаем, где его искать! Напряжение и страх нарастают.

А мимо беззаботно спешат последние пассажиры с прибывшего поезда.

И вдруг мама, встав посреди перехода, растопырив руки в стороны и округлив глаза от ужаса, в отчаянии закричала: «Люди, добрые, помогитеее!!!»

Пробегающие мимо люди с удивлением смотрели на неё как на сумасшедшую. Никто не собирался останавливаться и помогать.

Я увидела, что мама в полной панике, и почувствовала, как паника моментально перекинулась на меня. Стало страшно, что мы никуда не уедем! Сердце ушло в пятки!

Всего несколько секунд я была в панике. Затем большим усилием воли я задушила эту змею внутри себя, взяла ситуацию под контроль и скомандовала маме:

-Стой с чемоданами здесь.  А я пойду искать поезд. НЕчего толпой с чемоданами по перронам носиться!

И поднялась по лестнице на ближайший перрон. Поезда нет. Но стоят какие-то люди, к которым я и подошла с вопросом о поезде. Интуиция меня не подвела! О, чудо! Люди ждали наш поезд, который, как оказалось, запаздывал.

Я поворачиваюсь, чтобы идти за мамой, и вижу, как она, надрываясь, уже поднимается по лестнице с двумя чемоданами. Паника гнала её за мной на перрон!

Остановка поезда была сокращена до пяти минут из-за опоздания. Поэтому когда пришел поезд, мы пулями влетели в вагон, затем в купе, и сразу завалились спать (сказалась бессонная ночь!), забыв предъявить билеты, паспорта и приглашения. Главное, что мы в поезде! Такой стресс мы испытали в переходе.

Стук в дверь купе. Я вылезаю из-под одеяла, чтоб её открыть. Это проводник ласково просит показать документы. Стресс потихоньку отпускает.  Впереди заграничное путешествие!


05.07.2017