Очерки о художниках и картинах. Шедевры Египта

Залман Спектор
Маска Тутанхамона

Ссылка для просмотра иллюстрации:

В 31 веке до нашей эры, когда фараону Мену удалось покорить северную часть Африки у дельты Нила, возникло царство, включавшее в себя две составляющие – Верхний Египет и Нижний Египет, историю искусств которого принято делить на периоды: древнее царство (31–22 вв. до н. э.), среднее царство (21–16 вв. до н. э.), новое царство (16–11 вв. до н. э.) и поздний период (11 в. до н. э. – 6 в. н. э.).
Во времена первых династий начались возводиться пирамиды - «дома после жизни» В наземной части пирамид создавались молельни и вспомогательные помещения, а в подземной части располагались погребальные камеры. Так как смерть считалась подземным продолжением жизни,  захоронения обставлялись драгоценностями, всем необходимым для другого мира и украшались сценами из этой и той жизнями.
Золотую маску, расположенную на мумии нашли при обследовании гробницы Тутанхомона – фараона из XVIII династии Нового царства, правившего Египтом в 1332—1323 годах до н. э. Его гробница чудом оказалась не разграбленной  и до нас дошли в сохранности предметы быта, рассказывающие о жизни одного из фараонов. Это был молодой человек, правивший страной 9 лет и скоропостижно скончавшийся, вероятно от болезни, не доживший до 20 лет
Маски создавались для того чтобы фараоны не теряли своего лица в новой жизни и выглядели соответствующе достойно их сану, не смотря на процессы тления. Искусство изготовления предметов погребения оттачивалось на протяжении тысячелетий, каждый элемент был пропорционально выверен и вовлечён в общий композиционный строй, а также наделён символическим значением.
 Золотая  маска Тутанхамона, по праву считающаяся одним  из великих памятников искусства, была изготовлена из 9 килограммов чистого золота и изображает Тутанхамона в головном уборе - платке, одном из символов царской власти, носящим название « клафт – ушерби ». Две боковые части клафта, равномерно спускаемые на воротник - ожерелье, свидетельствовали, что фараон является владыкой двух царств. Поверх платка крепился ещё один символ власти – Урей - диадема с изображениями головы ястреба и кобры.  Ястреб Нехбет и кобра Уаджет – символы двух божеств, защищающие Верхний и Нижний Египет. Голубые полосы на желтом клафте и на  воротнике – ожерелье (знаке солнца, популярном  украшении в древнем Египте) были привилегией фараонов. Третьим символом – символом владения земель, являлась накладная бородка.  Широко открытые глаза  свидетельствовали о продолжении  жизни и на том свете, а ушные раковины  - о вечном  восприятии окружающего мира.

Используемые материалы:
http://churya.com.ua/kostyum_faraona.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Демиург
https://ru.wikipedia.org/wiki/Амон
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/3971/Древнего
https://ru.wikipedia.org/wiki/Египетские_пирамиды


«Сидящий писец Каи». крашеный известняк, высота 53см Лувр.

Ссылка для просмотра иллюстрации:
http://www.dpholding.ru/dosie/?action=photo&id=246
 
В 1850 году служащий Лувра Франсуа Огюст Фердинан Мариет по поручению директора музея был отправлен в Египет за коптскими рукописями, которые в результате обмана так ему и не достались. Однажды у Большой ступенчатой пирамиды в Саккаре Мариет заметил торчащую из  песка голову Сфинкса. Обладая недюжинными организаторскими способностями и неуёмной энергией, молодой человек, влюблённый в культуру Древнего Египта, решил провести самостоятельные раскопки. Мариет купил несколько мулов, нанял рабочих и приступил к поискам. Вскоре была обнаружена аллея сфинксов, в которой насчитывалось около 100 статуй. А 19 ноября 1850 при раскопках мастабы Каи (гробницы Раннего и Древнего царств, имеющею форму усечённой пирамиды) к северу от Аллеи сфинксов была обнаружена небольшая скульптура, изготовленная из известняка и окрашенная охрой, сидящего писца со скрещёнными  ногами.
В древнем Египте профессия писца была весьма уважаема. Находясь на службе у фараона, они следили за количеством собранного урожая для подсчёта налогов, продуктовыми запасами на складах, составляли юридические документы, при храмах переписывали тексты.
 Скульптура, найденная в мастабе, является не просто портретом, вероятно, какие-то черты и имели сходство. Ценность скульптуры не в этом. Великому Мастеру, изготовившему её, удалось создать символ человеческой мудрости, накапливающей и сохраняющей опыт общей цивилизации. Широко раскрытые глаза писца всматриваются вверх. Из верхнего свода, где обитают высшие силы, черпает он свои познания. Его большие уши, как локаторы, готовы уловить ниспосланные повеления. Узкие губы похожи на заточенный тростник, служащий для письма.  В правой кисти руки, между большим и указательным пальцами, есть отверстие, куда вероятно когда-то была вставлена тростинка, при помощи которой на папирус переносились полученные знания.  Эти знания наполняют его сидящую фигуру жизненными соками, от которых, как зрелый плод,  разбухает тело, а скрещенные ноги напоминают руки, обхватывающие накопленное, предохраняющие  и защищающие от воздействия враждебных сил.
  Мариет, получив от Египетских властей должность смотрителя древностей, первым в истории осуществил раскопки в Карнаке, Абидосе, Дейр-эль-Бахри, Танисе и Гебель-Баркале. Он основал Египетский музей в Каире и добился ограничений на сбыт и вывоз из страны древних артифактов. За свои заслуги Мариет, получил членства в европейских академиях, был произведён в ранги паши и бея.. В январе 1881 года согласно завещанию был похоронен в саркофаге во дворе основанного им музея.

Используемые материалы:
http://www.dpholding.ru/dosie/?action=photo&id=246
https://ru.wikipedia.org/wiki/



Фреска "Охота на птиц в зарослях папируса"

Ссылка для просмотра иллюстрации:
http://maat.org.ru/object/2008/images/2008-08_1.jpg

  В начале XIX века охотник за египетскими древностями, продавец антиквариата Джованни Д'Анастаси обнаружил на западном берегу Нила в районе Древних Фив (Уасет) захоронение Небамона, казначея храма Амона в Карнаке. (1390 г. до н.э.). Гробница была расписана разнообразными сценами,  которые должны были прославлять умершего чиновника в  загробной жизни. Добычей Д'Анастаси стали одиннадцать фрагментов, снятых со стены вместе с штукатуркой. Артифакты были проданы Британскому консулу в Египте Генри Солту, а в 1821 году их  приобрёл Британский музей.
Одним из приобретённых музеем фрагментов является охота вельможи Небамона в зарослях папируса. Сохранилась лишь правая половина фрески. Но так как подобные сценки были найдены и в других захоронениях (отличие - в количестве персонажей) можно себе представить всю сцену в целом.

Ссылка для просмотра иллюстрации:

 (Реконструкция общей картины из гробницы Небамона, составленая действительным членом Международной Ассоциации египтологов В.В. Солкиным)
 В центре композиции над водой, c плавающими в ней рыбами, возвышаются заросли папируса, над которыми взлетают птицы. По бокам зарослей, на зеркально отображённых лодках с одной стороны плывёт Небамон, а с другой – его двойник, его Ка с женой и с дочерью. Изображённый в левой, отсутствующей  части композиции Небамон, пронзает рогатиной рыбу. В древнем Египте где  наличие воды обеспечивало рождение жизни, изображение реки с плавающими в них рыбами символизировало плодородие, плотское начало. Охота на рыб означало прощание с земной жизнью. Полёт птиц уподоблялся  освобождению и полёту души над сковывающей её материей. 
 В сохранившейся части фрески мы видим двойников, продолжающий свой путь, но уже не в земной субстанции.  Сидящая в лодке дочка усопшего (образ начала созревания души в новом мире), ещё нагая, с несформировавшейся, хрупкой фигуркой, держит в руке сорванные в воде цветки лотоса, символы возрождения жизни. Рядом стоящая жена представлена в виде прекрасной женщины в дорогом убранстве, она - это следующий этап становления души. И наконец – зрелая душа Небамона предстаёт перед нами в образе молодого человека, стремящегося стать помощником солнечного бога Хора в его борьбе с Сетхом, убийцей своего отца  Осириса. Сетх и его представители птицы, разрушающие своим гамом сложившуюся мировую гармонию, в представлении древних египтян воплощали силы Хаоса и охота на них считалась основным видом деятельности в посмертной жизни и  в этой борьбе усопшим помогал сам бог Хор, представленный в одной из своих ипостасей, в лике солнечного Кота.

Используемые материалы:
http://maat.org.ru/object/2008/2008-08.shtml
https://otvet.mail.ru/question/68168817
http://warps.ru/Живопись.html
http://sceptic-ratio.narod.ru/rep/kn18.htm
Виктор Солкин: Язык символов в искусстве Египта



Плакальщицы. Роспись из гробницы великого везира Рамосе
75 x 80 см. Настенная роспись. Египет. Фивы.

Ссылка для просмотра иллюстрации:
 
Гробница Рамоса или Ра-мосе была обнаружена в 1879 году на западе Фив. Это был важный чиновник во времена правления Эхнатона и носил должности: «повелитель, правый голосом, писец царя исправный, любимый им, носитель опахала справа от царя, распорядитель лошадей владыки обеих царств, распорядитель обеих житниц Верхнего и Нижнего Египта, управляющий хозяйством храма Атона, первый жрец Амона , жрец богини Маат»
Его гробница планировалась как храм с двумя рядами колонн, часовней и погребальной камерой, но осталась незавершённой, вероятно вельможа вслед за фараоном Эхнатоном перебрался в новую столицу Египта, Амарну.
 Короткая человеческая жизнь настоящего египтянина считалась промежуточным этапом перед вечной загробной жизнью, и чтобы  боги были благосклонны, он должен был предстать перед  ними в достойном виде. На стенах захоронения размещены фрески выполненные минеральными красками и изображающие Рамоса в окружении семьи, участвующих в различных обрядах.  На южной стене гробницы находится роспись, изображающая
процессию плакальщиц.
Обязательным элементом ритуала  погребения было участие плакальщиц (специально нанятые девушки и женщины, которые профессионально исполняли роль).
Чем богаче был усопший, тем больше было плакальщиц, тем душещипательнее были их завывания, тем дольше длилось действие.
Великий Мастер, создавший роспись, вложил в сценку оплакивания символический подтекст перехода души из низшей материальной сферы  в высшую духовную. Материальную сферу он изобразил в виде тёмной основы на которой стоят стопы женщин. Угол подъёма стоп от ногтей и вверх показывает путь души от плоти к космосу. Вначале эта душа ещё похожа на угловатого обнажённого ребёнка, затерявшегося в нижних  слоях белоснежной духовной материи. Далее душа представлена в образе девичьих рук.  В первый момент она, как руки девушек повёрнутых друг к другу, будет искать истинное для себя направление. Затем, , следуя плавным движениям рук, будет ещё длительное время подниматься  и опускаться хвататься за приобретших истину и наконец, найдя её, взлетит вверх.

Используемые материалы:
http://www.ice-nut.ru/egypt/egypt138.htm
http://victorsolkin.livejournal.com/528721.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ра-мосе

Статуэтки жреца бога Амона Аменхотепа и певицы бога Амона Раннаи Выс. 44 см, 33 см Эрмитаж.

Ссылка для просмотра иллюстрации:

Деревянные статуэтки, выполненные  из чёрного эбенового дерева, верховного жреца бога  солнца Амона - Ра Аменхотепа и его жены певицы бога Амона Раннаи были куплены учёным – египтологом Голенищевым В. С. у торговца древностью в Луксоре. В 1911 году статуэтки были приобретены Эрмитажем. Судя по надписям, Аменхотеп и Ранная жили в Фивах в XV веке до н.э., что относится к середине XVIII династии, время правления Хатшепсут. Новое царство. Некоторые надписи, размещённые на скульптурках и переведённые академиком Б.А. Тураевым, гласят: «Амон, владыка престолов Обеих Земель, хвалимый в Карнаке, умножит годы любящего его, продолжит время жизни хвалящего его; сладость тому, кто положил его в своё сердце, жизнь прекрасную тому, кто следует за ним; обилие хлеба на столе его постоянно для духа первенствующего жреца Тутмоса I, Аменхотепа». А на подставке Раннаи есть надпись:«Сын её даёт жить её имени». Вероятно, что эти статуэтки были, изготовлены по заказу сына и были размещены в храме для божественной защиты и покровительства.
Следуя канонам, скульптор изготовил их в виде идущих фигур. Голова Аменхотепа обрита. Обритые головы, характерны для служителей храмов в некоторых концессиях и в наши дни (не должно быть преград межу послушником и Высшей Силой). Христиане, придя в храм, чтоб приобщится к святости, снимают головные уборы. У мусульман и иудеев иной мотив. Покрытая макушка головы, это знак смирения перед Единственным и Безгрешным.
  Руки у Аменхотепа вытянуты и прижаты к бокам. За счёт этого и чтоб обозначить духовность, главным становится  передник-схенти, в образе которого отражены наставления и знания, полученные свыше, чтоб и в новой жизни жрец был готовым служить богам .
В статуэтке Раннаи Мастер использовал приёмы ассеметричной композиции. Она не госпожа ( у знатных людей волосы симметрично спускаются вдоль лица). Она певица, поэтому её волосы, заплетённые в многочисленные, косички зачёсаны на одну сторону. У неё одна прямая рука опущена вдоль тела (знак послушания), а вторая, согнутая в локте поднята к груди. Где между шлейфами платья видна часть обнажённого тела, часть её души, помогающая женщине исполнять священные гимны. Её шаг в плотно облегающем фигуру узком платье небольшой, в отличие от энергичного шага Аменхотепа. У неё другая задача – своим пением, своей чувственной красотой радовать и доставлять наслаждение.

Используемые материалы:
http://tvoy-muzey.livejournal.com/55991.html
http://xn----8sbxgcikgrl3b.xn--p1ai/index/skulptura/0-213
http://konsuslov.livejournal.com/89493.html
Статуэтки жреца бога Амона Аменхотепа и певицы бога Амона Раннаи Выс. 44 см, 33 см Эрмитаж.