Колдовство сегодня

Можжет
Колдовство сегодня

Джеральд Гарднер

Предисловие

Английские ведьмы говорили мне: «Напиши - чтобы люди знали, что мы не извращенцы. Мы приличные люди, всё, что нам нужно - чтобы нас оставили в покое, но есть кое-какие тайны, которые тебе не следует разглашать». И вот, уточнив, о чём же я не должен распространяться, я получил возможность поведать широкой публике многое о их верованиях, ритуалах и причинах того, что они делают, особо отметив, что ни их нынешние верования, ни ритуалы, ни практики не являются вредоносными.

Я пишу только о том, что сейчас имеет место на севере, юге, востоке и западе Англии в известных мне ковенах. Также я указал на происхождение по крайней мере некоторых из историй, распространяемых о ремесле. Могу только повторить слова Люция Апулея, из «Метаморфоз», которые гласят: «Я поведал вам о вещах, значение которых вы не могли понять, хотя и слышали о них прежде».

Музей магии и колдовства в Каслтауне - единственный в мире музей, посвящённый магии и колдовству. У меня имеются материалы, подтверждающие мои слова.

Хотел бы поблагодарить мистера Росса Николса, издателя христианской «Истории и практики магии», за предоставление мне дополнительной информации, и за многие полезные советы и комментарии.

Дж.Б. Гарднер


Введение

Маргарет Мюррей

В этой книге доктор Гарднер утверждает, что он обнаружил в разных частях Англии группы людей, по-прежнему придерживающихся тех же обрядов, что и так называемые средневековые «ведьмы», и что обряды эти действительно уцелели в первозданном виде, а не были всего лишь скопированы из книг и тем возвращены к жизни. Доступным, приятным слогом он даёт очерк сходных древнегреческих и римских практик, и его богатый личный опыт относительно Дальнего Востока позволяет ему продемонстрировать, что многие люди и народы, как на Дальнем Востоке, так и в Великобритании, всё так же преклоняются перед Всемогущим Дарителем Жизни согласно древнему ритуалу. Хотя европейский ритуал ныне созвучен современной цивилизации, исконное чувство примитивных и цивилизованных народов едино: благодарность Создателю и надежда на постоянство его доброты.

Личное поклонение может принять любую форму, но группа совместно поклоняющихся людей всегда изобретает какой-нибудь ритуал, особенно когда поклонение принимает форму танца. Ритуальный танец, производится ли он как акт поклонения, службы, или как выражение молитвы, характеризуется своим ритмическим действием. Танец-молитва обычно направлен на умножение пищи, а потому в стилизованной форме имитирует движения животных или рост растений, прибавка которых желанна. Танец-поклонение ещё ритмичнее, чем молитва. Ритмичны все движения, и сопровождаются они пением или игрой на ударных инструментах, задающих строгий ритм. Ритмичные движения, ритмичные звуки, магия чисел, заключённая в повторах одних и тех же действий, рождают чувство радости, которое может перерасти в нечто вроде опьянения. Эта стадия зачастую принимается поклоняющимися за особую божественную милость, указывающую на действительное вхождение божества в тело поклоняющегося. Древнегреческие вакханки достигали этого состояния питьём вина, и так становились едины со своим богом.

Доктор Гарднер показал в своей книге, сколь многое из так называемого «колдовства» восходит к древним ритуалам и не имеет ничего общего с заклинаниями и прочими недобрыми практиками, и является при этом искренним выражением чувства, направленного к богу, того же, что выражается, пусть и более затейливо, но не менее искренне, в церковных службах современного христианства. Но танцевальные шествия пьяных вакханок, дикое гарцевание вокруг Святой Гробницы, отмечавшееся Маундреллом в конце семнадцатого века, прыгающий танец средневековых «ведьм», торжественный зикр египетского крестьянина, вращение танцующих дервишей - в основе всего этого лежит желание быть «ближе, Господи, к Тебе», и намерение действиями своими показать, что благодарность поклоняющихся настолько велика, что не может быть выражена словами. 
 

1. Живое колдовство

О колдовстве написана масса книг. Ранние - по большей части, пропаганда, сочинённая разными церквями, чтобы обескуражить и отпугнуть людей от каких-либо контактов с ненавистным для них соперником - ведь колдовство это тоже религия. Потом появились книги, в которых доказывалось, что это ремесло никогда не существовало. Некоторые из них были задуманы или даже написаны самими ведьмами. В последнее время появилось немало работ, рассматривающих колдовство с научной точки зрения, среди их авторов - доктор Маргарет Мюррей, Р. Тревор Дэйвис, Кристина Хойл, Арне Рунеберг, Пеннеторн Хьюз и Монтегю Саммерс. Мистер Хьюз в своей весьма учёной книге о колдовстве, полагаю, доказал со всей очевидностью то, что многие и без того знали: Малый Народ с вересковых пустошей, прозванный некогда феями или эльфами, потом стал называться ведьмами; но, как по мне, все эти книги имеют один изъян. Хотя их авторы знают, что ведьмы существуют, никто из них не удосужился спросить у ведьмы, что она (1) думает по поводу колдовства. В конце концов, ведьминские слова тоже чего-то стоят, пусть даже они и не совпадают с уже сложившимися представлениями. 

Конечно, для такой недосказанности есть веские основания. Недавно я беседовал с весьма сведущим европейским профессором, писавшем о процессах над ведьмами двухсотлетней давности, и он рассказал мне, что получил от ведьм много информации. Но на их собрания он побоялся ходить, хотя и был туда приглашён. Религиозное чувство в его стране очень сильно, и если бы стало известно о его общении с ведьмами, он мог бы распрощаться со своим профессорством. Кроме того, ведьмы застенчивы, и публичность им совсем ни к чему. Я спросил у первой моей знакомой ведьмы: «К чему держать в секрете такие чудесные знания? Теперь же за это не наказывают». И услышал в ответ: «Разве? Если в деревне проведают, кто я такая, всякий раз, как у кого-нибудь сдохнут куры или заболеет ребёнок, винить будут меня. Колдовством не расплатишься за разбитые стёкла!» (2)

Теперь я антрополог, а, как известно, работа антрополога ; исследовать то, что люди делают и во что они верят, а не то, что по чьему-то мнению им следует делать и во что следует верить. Также часть его задачи ; прочесть как можно больше текстов на изучаемую тему, и при этом не принимать эти тексты некритично, особенно когда они противоречат общей картине, открывающейся ему. Антропологи могут делать самостоятельные выводы и выдвигать любые собственные теории, но при этом должно быть понятно, что это их выводы и их теории, а не доказанные факты; и именно такого метода я намерен придерживаться. В случае с туземными племенами записывают их фольклор, рассказы и религиозные обряды, на которых они основывают свои верования и действия. Почему бы не поступить так же с английскими ведьмами?
Для начала необходимо пояснить, отчего я вознамерился говорить о вещах, которые не назовёшь общеизвестными. Всю свою жизнь я интересовался волшебством и схожими темами, и собрал коллекцию волшебных предметов и амулетов. Эти изыскания привели меня в спиритические и иные общества, и я познакомился с людьми, которые якобы знали меня в прошлой жизни. Здесь я должен сказать, что хотя и верю в реинкарнацию, как большинство людей, поживших на востоке, я не помню прошлых жизней, если не брать в расчёт отдельные любопытные случаи. Я только надеюсь, что это так. Как бы то ни было, вскоре я очутился в круге, и дал обычный обет молчания, не позволяющий открывать секреты культа. Но, так как этот культ - умирающий, я подумал, что жаль будет потерять всё его знание, так что, в конце концов, мне позволили описать, в художественной форме, кое-что из ведьминских верований в романе «Помощь высокого волшебства» (3). Настоящая книга служит той же цели, только подходит к предмету с фактической стороны.

Многие спрашивают, как я могу верить в волшебство. Объяснить, что такое, по-моему, волшебство, не получится односложно. Моя позиция сводится к тому, что это просто использование некой анормальной способности. Такие способности существуют, это непреложный факт. Известны так называемые «счётчики», и очень многие люди обладают способностью под гипнотическим контролем в высшей степени точно рассчитывать время. Во сне им приказывают сделать что-нибудь, скажем, через миллион секунд; в состоянии бодрствования они ничего не знают об этом приказе, но их внутреннее сознание ведёт счёт, и по истечении миллионной секунды они, сами не зная почему, выполняют приказ. Попробуйте без часов сосчитать миллион секунд, и вы поймёте, что я имею в виду. Задействованные силы ничуть не похожи на известные нам умственные способности. И тренировать их обычным образом невозможно. Так вот, если есть люди с одними анормальными силами, почему не может быть людей с другими формами анормальных сил и необычными способами их проявления?

Мне постоянно задают массу вопросов по поводу ведьминского культа, и я могу только ответить: почти у всех первобытных народов имелись обряды инициации, и некоторые из них были инициацией в жречество, в волшебные силы, тайные общества и мистерии. Обычно они считались необходимыми как для личного благополучия, так и для блага всего племени. Обычно они включали в себя очищение и какое-нибудь испытание на смелость и стойкость (часто жестокое и болезненное),  устрашение, наставления в племенных преданиях, в сексуальных вопросах, в изготовлении амулетов, в религиозных и волшебных познаниях в целом, а часто и ритуал смерти и возрождения.

Сейчас я не касаюсь причин, по которым первобытные народы так поступали; я только констатирую, что ведьмы, будучи во многих отношениях наследницами первобытных народов, часто поступают точно так же. И когда люди, например, спрашивают меня: «Почему вы говорите, что ведьмы работают голыми?» - я могу только сказать: «Потому что так и есть». «Почему?» - это другой вопрос, проще всего ответить, что этого от них требует ритуал. Или так: их практики - пережитки религии каменного века, и они стараются всё делать по-старому. Есть также объяснение церкви: «Потому что ведьмы нечестивы от природы». Но, я думаю, лучше всего объяснение самих ведьм: «Потому что только так можем мы обрести силу».

Ведьм учат тому, что в их телах заключена сила, которую они могут высвободить различными способами, простейший из которых - вращаться в танце по кругу, с песней и криками, до исступления; они верят, что эта сила выделяется из их тел, а одежда препятствует её высвобождению. Применительно к таким материям, конечно, сложно судить, что тут от реальности, а что от вымысла.

Как в случае с лозоискательством, если человек верит, что, отделённый от земли резиновыми стельками, он не сможет найти воду, эта вера помешает ему, даже если в стельках нет резины, тогда как в резиновых стельках - если только он об этом не знает - ему удастся найти воду, о чём свидетельствуют многие эксперименты.
Нетрудно представить, что ведьма, которая твёрдо верит в необходимость быть голой, не сможет, оставаясь в одежде, сделать последнее усилие и достичь экстаза. Однако же другая, не разделяющая этого убеждения, даже будучи полуодетой, выделит достаточно энергии, чтобы сила пронизала её лицо, плечи, руки и ноги, и достигнет некоторого результата; но кто может сказать, не достигла ли бы она вдвое большей силы при вдвое меньших затратах, пребывая в традиционной наготе? Всё, в чём мы можем быть уверены - несомненно, в древние времена ведьмы поступали именно так, и даже являлись на свои собрания в таком наряде; но в поздние времена церковь и, в особенности, пуритане постарались скрыть это и придумали сказку об уродливой старухе на метле, взамен истории, описанной на столь многих ведьминских процессах - о диких танцах прекрасных юных ведьм при лунном свете.

Лично я склонен думать, что воображение воображением, но ведьминская вера не лишена смысла. Полагаю, есть нечто в природе электромагнитного поля, окружающего все живые тела, и люди, способные видеть это нечто, называют его аурой. Иногда я сам её вижу, но только на обнажённой плоти, так что, вероятно, одежда нарушает её действие; впрочем, это всего лишь моё личное убеждение. Я думаю, ведьма стимулирует и, возможно, приумножает её по своим рецептам. Говорят, что ведьмы, с помощью постоянных упражнений, могут натренироваться волевым усилием смешивать эту нервную энергию (назовём её так), и что их объединившиеся воли могут выпустить её в виде энергетического луча, или что они могут использовать её иначе - для обретения ясновидения или даже для высвобождения астрального тела. Эти упражнения включают в себя усиление и ускорение кровоснабжения или, в других случаях, его замедление; так что есть основание верить, что они имеют определённый эффект. Я не утверждаю, что он есть. Я лишь отмечаю тот факт, что они пытаются добиться таких эффектов, и верю, что иногда им это удаётся. Единственный способ установить подлинность или ложность - провести по этому поводу эксперимент. (Думается мне, что комбинацию или бикини можно носить без риска ощутимой потери силы. Было бы интересно испытать две команды: одну - традиционно голую, другую - в бикини.) В то же время нелишне прислушаться к ведьминскому поучению: «Обряды исполняют только так, это приказ богини». Только так - и тогда это становится второй натурой. Это уже не нагота, а просто удобное и естественное состояние.

Культ, в Англии или где-то ещё, пользуется некоторыми преимуществами. Во-первых, в его ряды попадают обычно очень молодые люди, и подготовка их длится долго, так чтобы они обрели ощущение таинства и чуда, знания, что за ними стоит вековая традиция. Весьма вероятно, они видели, что бывает, и знают, что всё может повториться: вместо простого любопытства и ханжеской веры, что «что-то может случиться», подавленных безосновательным, но твёрдым убеждением, что «со мной этого никогда не будет».

И вот к чему это приводит: некоторые люди рождались с ясновидческими силами. Они обнаруживали, что определённые обряды и процессы увеличивают эти силы, что делало их полезными для общины. Они исполняли эти обряды, обретали достаток, и их удача и успехи вызывали зависть и неодобрение окружающих, и вот они стали исполнять свои обряды втайне. Силу, используемую во благо, можно использовать и во вред, и их, вероятно, подмывало направить эту силу на своих противников, что не добавляло им популярности. Как следствие, их винили во всех бедах и пытали, пока они во всём не признавались. И можно ли упрекнуть детей тех замученных людей за то, что некоторые из них лепили из воска копии своих гонителей?
Такова, вкратце, правда о колдовстве. В викторианскую эпоху она бы шокировала, но во времена нудистских клубов так ли уж она ужасна? Мне всё это, скорее, напоминает семейные посиделки, на которых по учебнику воспроизводят научный эксперимент.

На данном этапе следует остановиться на точке зрения (довольно распространённой), что колдовство связано с дьяволизмом. Мистер Саммерс склонен думать, что вопрос возник из-за того, что Римско-католическая церковь объявила культ дьявольским, и по книге мистера Пенниторпа Хьюза тоже складывается впечатление, что колдовство - это культ зла. Мистер Хьюз пишет (страница 128):
«С упадком культа, всяческие его бытовавшие практики утрачивались, пока к девятнадцатому веку приверженцы робкого домашнего дьяволизма просто-напросто не извратили католицизм, изобретя чёрную мессу. Во времена процессов явно существовала некая формализованная служба, значительно отличающаяся от крещендо танца плодородия. В католическую эпоху она очень напоминала известную пышность церковных празднеств, со свечами, облачениями и пародией на святые дары. Сочинить это мог поп-расстрига: гостии с отпечатанным на них именем дьявола, а не Иисуса, профанация распятия ; чтобы оскорбить христиан и порадовать дьявола. Дьяволу возносилась хвала и отдавалась дань уважения. Литургия зла повторялась, она могла включать поддельную проповедь и отпущение грехов - крест левой рукой и в обратном порядке».

Участников этих собраний он припечатал следующим образом (страница 131):

«Некоторые были, возможно, заблудшими отступниками, с уязвлённой гордостью или стыдом; некоторые - просто членами первобытной общности, уже исчезающей, но ещё следующей по стопам отцов, и, несмотря на порицание церкви, обретающей физическое и психологическое удовлетворение. Некоторые искали экстаза. “Шабаш, - сказал мне один такой, - это настоящий рай”».

Мистер Хьюз не объясняет, почему, по его мнению, нужно было отказываться от собственных обрядов, имевших определённое назначение и дававших определённые результаты, всего лишь чтобы спародировать обряды чуждой веры. Мне довелось быть свидетелем многих культовых обрядов, и я заявляю, что большая часть сказанного им - откровенная ложь. Танец плодородия - допустим; но прочие обряды просты, и имеют цель, и ничем не походят на обряды римско-католической или какой-либо ещё известной мне церкви. Да, иногда бывает короткая церемония, когда благословляются и поедаются пироги и вино. (Говорят, что в старые времена часто употребляли мёд или эль.) Это может быть подражанием ранне-христианской агапе, вечере любви, но без намёка на то, что пироги превращаются в плоть и кровь. Церемония представляет собой просто короткую трапезу, хотя несомненно с религиозным оттенком.

Во главе обычно жрица. Используются свечи, одна - чтобы читать из книги, а другие расставляются по кругу. Это никоим образом не напоминает практику ни одной из известных мне религиозных сект. Я не думаю, что это можно назвать «подражанием пышности церкви».

Нет распятий, перевёрнутых или каких-то ещё, нет проповедей, поддельных или каких-то ещё, и нет отпущения грехов или гостий, не считая упомянутых пирогов и вина. Благовония используются, но тому есть практическое смысл. Нет хвалы или преклонения перед дьяволом, нет литургии - зла или чего-то ещё, - ничего не говорится задом наперёд и нет жестов левой рукой; фактически, за вычетом того, что это религиозная служба, а все религиозные службы напоминают друг друга,  обряды никоим образом не подражают чему-либо из того, что я прежде видел. Я не утверждаю, что дьяволистов никогда не существовало. Я только говорю, что, насколько мне известно, ведьмы не делают вещей, в которых их издавна обвиняют, и, судя по тому, что я знаю о их религии и практиках, думаю, что никогда и не делали.

Естественно, невозможно отвечать за всех скопом. Мне доводилось видеть документы с обвинениями священнослужителей во всех возможных согласно британскому праву преступлениях, а на острове Мэн священников даже обвиняли в распевании псалмов, насылающих на людей разруху, о таком преступлении и я раньше слыхал; но это не значит, что большинство священнослужителей преступники. Также я не думаю, что справедливо называть ведьм разочарованными отступницами. Возможно, правильно говорить о них, как о последовательницах первобытной религии, уже исчезающей; они идут по стопам отцов, несмотря на порицание их практик церковью, и обретают физическое и психологическое удовлетворение. А нельзя ли сказать то же самое о буддистах или синтоистах? У них есть старые, добрые (с их точки зрения) обряды, и их нимало не волнует чьё-либо порицание. Всё, что имеет для них значение - не сошли ли они с пути? Я научился терпимости за долгие годы, проведённые на востоке, и если кто-то обретает настоящий рай в буддийских обрядах, в шабаше или мессе, меня это вполне устраивает.

Если бы мне было дозволено открыть все их ритуалы, думаю, было бы несложно доказать, что ведьмы не дьяволисты; но обеты крепки, а ведьмы - мои друзья. Я не собираюсь ранить их чувства. Есть секреты, которые для них святы. У них имеются веские причины для такой скрытности. Однако же, мне разрешили дать пример одного из их обрядов. По той или иной причине они держат в тайне имена своего бога и богини. Для них культ существовал неизменным с начала времён, хотя имеется также и смутный намёк на то, что прежние люди пришли с востока, возможно, в результате христианского представления о востоке, как о священном месте, откуда всё появляется. В этой связи нелишне заметить, что ведьмы, делая круг, начинают с востока, и представитель бога или богини обычно стоит там же. Может быть, это просто потому, что солнце и луна восходят на востоке, из-за положения алтаря или по иной неизвестной причине, тем более что большинство взываний обращены к северу. Мне на этот счёт не было дано пояснений; но я подозреваю, что в прежние дни они думали, что их рай расположен на севере, так как они придерживаются мнения, что северный свет - это свет их рая, хотя его обычно считают лежащим под землёй или в пустом холме. Стоит также упомянуть, что в скандинавской мифологии север - обитель богов, и что в гаэльском мифе юг, часто под видом «Испании», олицетворяет зло или ад. Таким образом, предположительно, его противоположность - север - это рай.

Мне довелось увидеть очень интересную церемонию: «котёл возрождения» и «танец колеса» (или йоль) - чтобы солнце родилось снова, а лето вернулось. Теоретически, обряд надо проводить 22 декабря, но теперь он проходит в ближайший удобный для участников день. Начинается церемония как обычно. Создают и очищают круг, празднующие тоже очищаются обычным манером, свершаются рядовые мелочи культа. Потом производится небольшая церемония (иногда именуемая «спуск луны») поклонения верховной жрице как воплощению богини. Следует церемония с пирогами и вином. Затем в середину круга ставят котёл (или что-то вместо него), наливают спирт и поджигают. Подбрасывают разных листьев и т.д. Затем жрица становится рядом в позе богини (пентаклем). Великий жрец, стоя по другую сторону котла, заводит песнь. Прочие становятся вокруг с факелами. Их зажигают от пылающего котла, и принимаются танцевать, двигаясь в «солнечную» сторону, т.е. по часовой стрелке. Я слышал следующую песнь, хотя употребляются и другие:

«Королева Луны, Королева Солнца,
Королева Небес, Королева Звёзд,
Королева Вод, Королева Земли,
Принеси нам Дитя Обещанное! (4)

Это великая мать, рождающая его,
Это Повелитель Жизни, рождающийся вновь.
Тьме и слезам не останется места,
Когда утром взойдёт Солнце.

Золотое Солнце Гор,
Озари Сушу, Освети Мир,
Озари Моря и Реки,
Скорби сгинут, Радость Миру.

Благословенна Великая Богиня,
Без начала, без конца,
Длящаяся во веки веков.
Слава И.О. ЕВО.ХЕ».

Они бешено выплясывают, крича:

«И.О. ЕВО.ХЕ
Слава И.О. ЕВО.ХЕ Слава».

Иногда, как мне самому приходилось видеть, пары берутся за руки и прыгают через пылающий котёл. Когда огонь сходит на нет, жрица заводит обычные танцы. Затем следует пиршество.

Разве во всём этом есть что-то особенно дурное или ужасное? Если воспроизвести нечто подобное в церкви, опустив слово «богиня», или заменив  имя святого, стал бы кто-то возражать?

Прочие обряды мне запрещено разглашать, потому что они однозначно волшебные, хотя, вообще-то, ничем не вреднее этого. Но им не хочется, чтобы стало известно, как они будят силу. Связанные с этим танцы больше похожи на детские игры, чем на современные танцы - их можно назвать оживлёнными и шумными, весёлыми. По сути, это и есть более или менее детские игры в исполнении взрослых, и подобно играм у них есть история, или некая определённая цель, отличная от простого удовольствия.

Мне также позволено впервые печатно рассказать об истинной причине, по которой так важно во всех их церемониях «начертание круга». Они учат, что круг этот - «между мирами», то есть, между этим миром и следующим, - владениями бога.
Круг, вроде тех, что можно видеть на разных иллюстрациях, используется не всегда. Чаще всего он размечается мелом, краской или ещё чем-нибудь, чтобы показать, где он находится; но может подойти и рисунок ковра. Для обозначения границ достаточно даже расставить мебель. По-настоящему важный круг - тот, что проводят перед каждой церемонией должным образом освящённым мечом или ножом, последний бывает ведьминским атамом, - кинжалом с чёрной рукояткой, с волшебными знаками на ней - они-то, как правило, и используются. Круг обычно 9 футов в диаметре, за исключением некоторых весьма специфических случаев. Есть ещё два внешних круга, все они отстоят друг от друга на 6 дюймов, так что третий круг имеет диаметр 11 футов. Проведённый круг тщательно очищается, так же как и все участники обрядов. Ведьмы придают этому огромное значение, ведь внутри круга - владение богов.

Необходимо чётко отличать это от работы волшебника или чародея, который проводит круг на земле и укрепляет его могучими словами силы, и призывает (или пытается призвать) духов и демонов для исполнения его приказаний, круг не даёт им причинить ему вред, и он не смеет покинуть его.

С другой стороны, ведьминский круг сохраняет энергию, которую, по их представлениям, они выращивают из собственных тел, и не позволяет ей рассеяться прежде, чем они смогут подчинить её своей воле. Они могут по желанию войти и выйти из круга, но это влечёт некоторую утрату силы, так что они, по возможности, стараются этого избегать.

Кое-кто хочет, чтобы я сказал, что в обрядах используются черепа и прочие отталкивающие вещи. Ничего такого я никогда не видел; но мне говорили, что в старые времена, иногда, в отсутствие верховного жреца использовались череп и скрещенные кости, символизирующие бога, смерть и воскрешение (или реинкарнацию). Ныне во время обряда верховная жрица принимает позу, обозначающую череп и скрещенные кости, а потом меняет её на другую - позу пентакля, обозначающую воскрешение. Предполагаю, что ведьмы вроде деревенских травниц могли использовать черепа, кости и тому подобное, чтобы впечатлить людей, потому что этого от них и ждали. Они были хорошими психологами, и если пациент был убеждён, что только мерзкое на вкус лекарство пойдёт ему на пользу, то и ведьмино варево, конечно, имело отвратительный вкус ; и потому оно помогало. Если люди твёрдо верили, что тумба-юмба с черепами и костями даёт ведьме силу лечить или убивать, то черепа и кости были тут как тут, ведь ведьмы превосходные надувалы; этот навык - часть их инвентаря.

Нередко думают, что проведение чёрной мессы - часть колдовской традиции; но, пользуясь словами покойного доктора Джоада, «всё зависит от того, что вы имеете в виду» под чёрной мессой. В моём понимании - это кощунственная пародия на католическую мессу. Мне не доводилось ни видеть, ни слышать ничего такого, связанного с культом, и я не верю, что месса когда-либо была среди ведьминских обрядов. Обряды совершаются в определённых целях. Они продолжительны, по их завершении собравшиеся перекусывают, потом танцуют и веселятся. У них нет ни времени, ни склонности изощряться в кощунстве. Слыхал ли кто-нибудь о людях, которые утруждают себя, тратя часы на пародию буддийского или магометанского обряда?

Ещё я всегда понимал, что для чёрной мессы необходим католический священник, который бы по всем правилам провёл пресуществление: так присутствие божие в гостии может быть потом осквернено. Без правильного причастия не может быть и осквернения. Я был бы удивлён, обнаружив среди современных ведьм католического священника, хотя в прошлом о многих говорили, что они члены культа. Считалось, что ведьмы не проводят чёрную мессу, как таковую, но что люди становятся ведьмами, обзаведясь гостиями, - либо похитив их из церковных запасов святых даров, или при причастии сохранив её под языком, а затем переложив в карман; потом их брали на обряды и оскверняли. На моём веку случалось немало неприятностей из-за священников и миссионеров, уничтоживших или осквернивших фигуры языческих богов, а также я полагаю, что церковники некоторых течений и толков безумно долго хранили освящённые гостии. Но я никогда не слышал, чтобы это делало их ведьмами, и не думаю, чтобы ведьмы когда-либо поступали так. С другой стороны, есть много примеров тому, что освящённые гостии нетрадиционным образом использовались людьми, которые не были ведьмами; чтобы остановить пожар или, допустим, извержение вулкана, или их носили на шее как личный амулет, на удачу, против зла, и, особенно, чтобы предотвратить нападение вампиров; но всё это делалось верующими. Ведьма бы не стала так поступать, потому что она уверена, что сама сможет изготовить гораздо более сильные амулеты.

Однако я полагаю, что чёрную мессу иногда проводят. Некогда я сомневался в этом; но в феврале 1952 года я был в Риме, и мне сказали, что время от времени несколько лишённых сана священников и монахинь устраивают её. Мои информаторы сказали, что я мог бы посмотреть, как эти бывшие священники и монахини всё проворачивают, но это будет стоить мне около 20 фунтов; у меня было недостаточно иностранной валюты, иначе я бы сходил и решил вопрос к моему удовлетворению. Думаю, это, вероятно, было шоу для туристов, хотя меня и уверяли достойные доверия люди, что это не так.

Короче, я считаю, что люди могут время от времени проводить чёрную мессу, чтобы пощекотать нервы или из дурных намерений; но я не думаю, что эти люди - ведьмы и знают что-либо о колдовстве. Кстати, я встречал в Риме не одну ведьму, хотя им и приходится держаться в тени, и они ничего не знали об этой чёрной мессе.

Причастность к ведьминскому культу не даёт ведьме сверхъестественных сил, как я их понимаю, но по ходу дела она получает инструкции, пусть и довольно смутные, которые способствуют развитию ясновидческих и других сил - у тех, кто от природы хотя бы отчасти ими обладает. У кого их нет, ничего и не будет. Некоторые из этих сил сродни магнетизму, месмеризму и внушению, и зависят от возможности создать нечто вроде человеческой батареи, составленной из воль людей, работающих вместе, чтобы повлиять на расстоянии на других людей или события. У них есть инструкции, как научиться делать это на практике. Если я верно понимаю указания, это требует большого количества людей и много времени. Если бы эти искусства более широко практиковались в наши дни, большинство их них мы бы назвали спиритуализмом, месмеризмом, внушением, экстрасенсорным восприятием, йогой или, возможно, «христианской наукой»; для ведьмы всё это ВОЛШЕБСТВО, а волшебство это искусство достижения результата. Именно такие процессы необходимы, и обряды таковы, чтобы эти процессы можно было использовать. Иными словами, они подготавливают вас. Таков секрет культа.

Я не говорю, что эти процессы - единственный способ развить такие силы. Я допускаю, что у профессиональных ясновидящих, например, есть свой метод обучения или тренировки, чтобы выпустить силы, которыми они от природы обладают. Возможно, их метод превосходит колдовской; возможно, они знают ведьминскую систему и всё входящее в неё обучение, и хранят как коммерческую тайну. Ведьм также учат, что некоторым мистическим образом «внутри круга они между мирами» (этим миром и следующим), и «то, что происходит между мирами, не касается этого мира». Чтобы создать батарею воль, необходимы пары мужских и женских разумов. На практике это обычно мужья и жёны, но люди помоложе часто формируют связки, которые, как правило, кончаются браком. Есть, конечно, и несвязанные люди, или те, чьи супруги по той или иной причине не члены культа. Мне доводилось слышать заявления ярых пуристов, что женатым мужчинам и замужним женщинам не должно состоять или посещать клуб или общество, в которых не состоят их супруги; но для колдовства не характерны такие строгие взгляды.

Колдовство было и остаётся культом не для всех. Если вас не влечёт к оккультному, нет чувства чуда, ощущения, что вы можете выскользнуть на несколько минут из этого мира в другой, мир фей, колдовство - не для вас. С ним, даже без глубокого погружения, в доверительной дружеской атмосфере, обретается мир, успокаиваются расстроенные нервы и так далее, но для достижения более фундаментальных эффектов нужно постараться развить оккультную силу, которая у вас, возможно, есть. Но бесполезно пытаться развивать такие силы, не имея времени и подходящего партнёра, и неуместно брать с собой незамужнюю тётю, даже если она романтична, ведь для ведьм, как для реалистов, почти нет запретов, и если они хотят добиться определённых эффектов, они делают это самым простым способом. Хотя их деятельность, в основном, направлена на добро, или, хотя бы, безвредно, некоторые аспекты, как я показал, дали английской церкви и пуританам повод обвинить их в безнравственности, дьяволопоклонстве и каннибализме. Пытка порой заставляла несчастных сознаваться в невозможном, только бы отвести вопрошающих подальше от истины. Тот факт, что их бог - рогат, позволило увязать его с дьяволом. Тот факт, что у ведьм обычно было что взять, питало корыстный интерес: дыба и раскалённое железо делали всё остальное. Христианский страх и христианский костёр взяли верх. Немногие оставшиеся члены культа ушли в подполье и с тех пор таились. Они счастливы проводить свои старые добрые обряды. Им ни к чему новообращённые: где новички, там разговоры: где разговоры, там беспокойство и полугонение. А всё, что им нужно, это - мир.            
 

Примечания автора

(1) Ведьмами бывают и мужчины и женщины, но по английски ведьма - всегда «она», так что я буду пользоваться этим словом, а читатель должен понимать, что под ним скрывается и мужское и женское.

(2) Я помню, как в детстве читал о женщине, которую медленно зажаривали насмерть в Ирландии - за то, что она была ведьмой. Если хотите подробностей, найдите «Фольклор», том 6, 1895 год: «Сожжение ведьмы в Клонмеле».

(3) Издан Майклом Хаутоном, Мьюзеум-стрит, 49, Лондон.

(4) Солнце, которое должно возродиться.


Примечания переводчика

Джеральд Броссо Гарднер (1884-1964) - английский антрополог-любитель, писатель, оккультист, один из идеологов неоязычества.

Ковен - группа ведьм, совместно проводящих свои обряды. Идеальное количество членов ковена - 13 человек.

Люций Апулей (124-170) - древнеримский писатель, автор романа «Метаморфозы» (или «Золотой осёл»), в котором рассказывается о невероятных похождениях знатного юноши Луция, увлечённого женщинами и колдовством; по ходу действия при помощи волшебной мази герой превращается в осла.

Музей магии и колдовства - музей (первоначально под названием «Фольклорный центр суеверия и колдовства») работал в городе Каслтаун на острове Мэн с 1951 года по 1970-е годы, позднее он был возобновлён и действует поныне в городе Боскасл в Корнуолле (сайт музея: http://museumofwitchcraftandmagic.co.uk/).

Росс Николс (1902-1975) - английский поэт, художник и историк, в 1964 году основал «Орден бардов и друидов». Писал преимущественно о друидизме и кальтской мифологии.

Маргарет Мюррей (1863-1963) - британский антрополог, археолог, культуролог, писательница. Создала теорию о существовании на территории дохристианской Европы языческой религии «рогатого божества».

Генри Маундрелл (1665-1701) - английский ученый и священнослужитель. Известен своей путевой книгой «Путешествие из Алеппо в Иерусалим на пасху 1697 года».

Зикр - исламская (суфийская) духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвы, может сопровождаться особыми ритмическими движениями.

Реджинальд Тревор Дэйвис (ум. в 1953) - английский историк, специалист по средневековой Англии и Испании, автор книги «Четыре века ведьминских верований».

Свен Арне Рунеберг (1912-1979) - финский антрополог и лингвист, занимавшийся изучением магии и колдовства, автор работы «Ведьмы, демоны и магия плодородия».

Джеймс Пеннеторн Хьюз (1907-1969) - английский историк, писатель, автор книги «Колдовство».

Огастес Монтегю Саммерс (1880-1948) - английский писатель, священнослужитель, исследователь оккультизма. Перевёл на английский язык и издал знаменитый средневековый текст по демонологии «Молот ведьм».

«Счётчики» (или феноменальные счётчики, чудо-счётчики) - люди, обладающие исключительной способностью к быстрому счёту без использования технических средств, в уме.

Дьяволизм - иначе говоря, сатанизм, практика религиозного почитания дьявола или заключение с ним договора.

Гостия - хлеб евхаристии в католицизме, англиканстве и ряде протестантских церквей. Выпекается из пресного теста, имеет рельефные изображения распятия, агнца и других христианских символов. Освящённые гостии становятся святыми дарами, символизирующими тело Христа.

Святые дары - в православии и католицизме хлеб и вино, ритуально приготовленные священником на литургии, а затем во время евхаристии пресуществленные в тело и кровь Христа для причащения верующих. Употребляются верующими на литургии, а запасные дары, используемые для причастия вне литургии, хранятся в алтарной части храма.

Пресуществление - богословское понятие, используется для объяснения смысла превращения в таинстве евхаристии хлеба и вина в тело и кровь Христа. Обряд евхаристии заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении.

Агапа, вечеря любви (от др.-греч. «агапэ» - «мягкая, жертвенная, снисходящая к ближнему любовь») - в I-V веках - вечернее или ночное собрание христиан для молитвы, причащения и вкушения пищи в память о Иисусе Христе и его заповеди о любви.

Гаэлы (или гэлы) - народность, проживающая на северо-западе Шотландии, шотландские горцы.

Йоль - праздник зимнего солнцестояния у германских народов, проводился и в христианские времена, наложившись на рождество.

Пентакль - то же, что пентаграмма, пятиконечная звезда.

Атам (или аутэм) - магический ритуальный нож, применяемый в неоязыческих ритуалах для управления энергией.

Фут - около 30 см.

Дюйм - около 2,5 см; 12 дюймов составляют 1 фут.

Сирил Эдвин Митчинсон Джоад (1891-1953) - английский философ, интеллектуал. Участвовал в радиопередачах, занимался популяризацией философии, приобрёл в Великобритании широкую известность, сравнимую с известностью Джорджа Бернарда Шоу и Бертрана Расселла. Среди прочего, интересовался паранормальными явлениями и экстрасенсорным восприятием.

Месмеризм, магнетизм - теория немецкого врача Франца Фридриха Антона Месмера (1734-1815) о «животном магнетизме», которая имела заметное влияние на медицинскую теорию и практику в XVIII - XIX веках. Согласно Месмеру, люди выделяют особую магнитную энергию (или флюид), благодаря которой можно устанавить друг с другом телепатическую связь. Он утверждал, что неравномерное распределение флюида в организме вызывает болезни, посредством его гармонизации можно восстановить здоровье. Флюиды врача передаются больному за счёт магнетических пассов и прикосновений. К середине XIX века эксперименты в области электромагнетизма и наблюдения медиков, не нашедших доказательств существования магнетической жидкости Месмера, привели к отказу от этой теории.

Спиритуализм (или спиритизм) - религиозно-философское течение, в основе которого лежит вера в реальность посмертной жизни и возможность общения с духами умерших посредством медиумов.

«Христианская наука» - религиозное учение протестантского происхождения, основанное в 1866 году Мэри Бейкер Эдди (1821-1910). Она описывала свою доктрину как полную и непротиворечивую науку, которая поддаётся верификации. Сторонники «христианской науки» полагают, что всем методам лечения (медикаментозным, хирургическим и т.д.) следует предпочесть исцеление через особые молитвы, направленные на пробуждение духовности в мышлении.