А. Г. Пожарский - исследователь Арктики и Антаркти

Марк Агронский
На снимке: За памятником на могиле Пожарского кусок гранита из Антарктиды с текстом на плите. (К сожалению, кто-то подменил этот гранитный камень, который был установлен первоначально с надписью на самом камне).
ОТЕЦ моей жены – Пожарский Александр Григорьевич (25.10.1910-3.01.1969), инженер-полковник, кандидат технических наук. Родился в Санкт-Петербурге.

 
Пожарский Григорий, отец Александра Григорьевича.

В 1928 году Александр  поступил на курсы топографов, а после их окончания – в Ленинградский государственный университет, который окончил в 1935 году по специальности инженер-геодезист.


 

В квартире Елизаровых: Пожарский А.Г.(справа), Шура, Катя, Мария с молодым человеком. Ленинград. Ранее 1935 г.

 После окончания ЛГУ начал работать в Главном управлении Севморпути в должности инженера геодезиста. В 1938 году направлен в Гидрографическое управление ВМФ, где получил назначение на Азовскую военную флотилию. В 1940 году переведён в Гидрографическую экспедицию Балтийского флота на должность начальника партии.
В годы Великой Отечественной войны участвовал в обеспечении артиллерийских стрельб в блокадном Ленинграде. По предложению военинженера 3 ранга Пожарского А.Г. группой гидрографов был разработан нигде ранее не применявшийся наземный стереофотограмметрический метод разведки батарей противника по огневым вспышкам ночью и днём. Участвовал в навигационно-гидрографическом обеспечении десанта в районе Усть-Тосно, в разработке метода аэрофоторазведки минных полей, который успешно применялся на практике. После окончания войны до конца жизни служил в Научно-испытательном гидрографическо-штурманском институте ВМФ на Васильевском острове в должности старшего научного сотрудника.
В 1956-1958 годах участвовал в работах 2 и 3 Советской Антарктической экспедиции в качестве начальника радиоаэрофотосъёмочного отряда, который выполнял аэрофотосъёмку побережья и островов Антарктиды.
В 1961-1963 годах выполнял рекогносцировочные аэромагнитные съёмки в центральной части Северного Ледовитого океана в составе высокоширотной ГЭ СФ, участвовал в открытии подводного хребта в Северном Ледовитом океане, которому было присвоено имя Я.Я.Гаккеля.
В 1964-1969 годах активно участвовал в разработках первых образцов морских гравиметров и методики работы с ними.
Примечание. Официальная краткая биография опубликована в 4 томе «Истории Гидрографической службы РФ». С.П. 1997, изданной к 300-летию создания Российского ВМФ.

Далее некоторые дополнительные сведения из жизни А.Г. Пожарского.
Он рано оставил свою первую семью, в которой росли две девочки. Его повседневная трудовая жизнь не проходила на глазах детей и ближайших родственников, поэтому и скупы
сведения об этом интересном и талантливом человеке. По рассказам родственников, А.Г. происходил из многочисленной зажиточной купеческой семьи Пожарских, которая владела собственными домами и магазинами в Петербурге (в частности, в районе Сенной площади) и в Москве. После революции старшие члены семьи были арестованы и сосланы в Сибирь, где, скорее всего, были превращены в «лагерную пыль». Имущество было конфисковано, в т.ч. и золото, которое прятали в цветочных горшках. Дети репрессированных стали фактически беспризорниками, что и позволило впоследствии иметь «чистую анкету», и возможность получить высшее образование, не доступное детям классово чуждых элементов.
Устные предания донесли сведения о недюжинных способностях А.Г.  Юношей, в период НЭПа, вместе со старшей сестрой организовал доходный промысел (раскраска шёлковых платков). Успешно учился в школе, а затем и в университете. По вечерам и на каникулах подрабатывал, где только можно: работал в паре под куполом цирка, тапером в кинотеатре и т.п.
После окончания университета возглавлял геодезические партии по исследованию обширных северных районов страны. В 1937 году в районе Амдермы в семье родилась вторая дочь – Галя. К началу войны находился на военной службе, где в дальнейшем и нашли применение его способности и знания инженера  и опыт исследователя.

 

Инженер-подполковник Пожарский Александр Григорьевич (слева) и Елизаров Евгений Александрович на канале Грибоедова вблизи дома Елизаровых. Ленинград, 1950-е годы.

Мои встречи с А.Г. были редкими,  разговоры не касались его служебной деятельности, которая была связана с экспедициями по изучению обширных районов Арктики и Антарктики, его научные работы и имя были, наверняка, засекречены. Лишь в середине семидесятых годов в мемуарной литературе прочёл первые сведения об участии А.Г. в обороне Ленинграда. Тогда же появилось первое газетное сообщение, что «память о видном советском гидрографе А.Г.Пожарском увековечена в названии банки в одном из районов Антарктики».
В сборнике «Гидрографы в Великой Отечественной войне 1941-1945» (Л. 1975) есть некоторые подробности. Рядом с портретом А.Г. напечатано, что военинженер 3 ранга Пожарский А.Г. предложил метод обеспечения артиллерийских стрельб. «Под руководством Пожарского и при участии военинженеров 3 ранга А.И.Гаудиса и В.Г.Корта был разработан наземный стереофотограмметрический метод засечек батарей противника по огневым вспышкам.» Проще говоря, с помощью специальных стереофотокамер с большого расстояния засекались огневые точки противника, с большой точностью определялись их координаты и передавались нашим корабельным и сухопутным артиллеристам. «Каждая вспышка засекалась с двух постов, располагавшихся на самых высоких зданиях Ленинграда. Было несколько таких пар постов. И не зря сидели холодными ночами у своих фотокамер молодые в то время гидрографы Гаудис, Корт, С.П.Вартаньян, А.Г.Евланов и их товарищи. За два с половиной года группа Пожарского (которая находилась в оперативном подчинении командующего артиллерией БФ) определила координаты 1099 орудий, 100 миномётов, 299 центров батарей и 59 прожекторов противника». (Б.М.Золотайкин. В морях и океанах. С.П. 2002).
Краткая биография А.Г. помещена и в книге Б.Масленникова «Морская карта рассказывает». М. 1986. Там можно уточнить, что именем Пожарского названа банка с координатами 54° 54 минут ю.ш., 98 ° 58 в.д. Банка открыта САЭ на дизель-электроходе «Обь» в 1966 году.




 

Пожарский (в центре) в Кейптауне (юг Африки) перед входом в пивную. 1958 год.

  При встрече он мог рассказать, что когда приезжаешь в Кейптаун, местные жители хвастаются тремя главными особенностями города: мысом Доброй Надежды, где заканчивается Африка и сталкиваются два океана; Столовой горой, вокруг которой и построен город. Гора эта плоская, как будто кто-то отрезал пик, похожа на стол. Потому так и называется – Table Mountain. И наконец, островом Роббен, хорошо видным со Столовой горы. Именно здесь находится музей-тюрьма, где в одиночной камере первый президент ЮАР Нельсон Мандела провел 18 из 27 лет заключения.
Александр Григорьевич блестяще играл на рояле. Когда приходил навестить дочерей на квартиру Елизаровых на улице Софьи Перовской, обязательно садился за инструмент и импровизировал. Мог сыграть на гитаре,  губной гармошке и, вероятно, на любом инструменте, который мог издавать звуки. Однажды  в компании с родственниками мы находились в гостях, где не было никаких инструментов, но было желание петь. А.Г. достал расческу, приложил кальку и аккомпанировал поющим родственникам.  Ему поручали  организацию  музыкальных вечеров в своем институте. Аля помнит, что однажды, когда еще училась в музыкальном училище, пела на одном из таких вечеров в ленинградском матросском клубе (в районе Новой Голландии) под аккомпанемент отца, который был организатором этого вечера.

Данные из послужного списка.  П-1725. Личный № Д-768905.
(Есть в Гатчинском архиве).
1.Пожарский Александр Григорьевич.
2.Родился 25 октября 1910 г.
3. Русский.
4.Владение иностранными языками. –
5. Уроженец г. Ленинграда.
6. Партийность. Беспартийный.
7. Социальное положение.  Служащий. Из крестьян.
8. Профессия. Геодезист.
9. Семейное положение. Разведен. Дочери  Александра 1935 и Галина 1937 г.р.
Жена – Пожарская Галина Алексеевна, 1914.
10. Гражданская специальность. ЛГУ в 1936 г.
11. Военное образование:
а) в старой армии. Не имеет.
б) в Красной армии. Военная вневойсковая подготовка в ЛГУ.
13. Присвоенное  воинское  звание.
Воентехник 1 ранга. 1941 г. Пр.0120.
Военинженер 3 ранга. 1942. Пр.01527.
Инженер-капитан. 9.01.1943. Пр.048.
Инженер-майор. 23.8. 1944. Пр.НКВМФ 01812.
Инженер-подполковник. 4.2.1949. Пр.0164.
Инженер-полковник. 26.5.1956. 02344.
14. Бытность в походах (где и против кого). Нет.
15. Ранения или контузии.
16.Почетно-революционные награды.
Орден «Отечественной войны 2 ст.» Пр. КБФ № 111 от 5.2.43.
Орден «Красной Звезды». Пр. КБФ № 72 от 13.6.1944 г.
Медаль «За боевые заслуги» 27.12.1951.
17. Вступил на службу в Красную армию 29 октября 1941 г
Призван в ВМФ 29 июля 1941 г
Наименование должности. Наименование части. Дата. Приказ.
Начальник фотограмметрической части. Мобилизован ГО  КБФ. 1941. 28.07. КБФ 105
 л/с.
Начальник фотограмметрической части 3 отделения. ГО КБФ. 2941. 29.10. КБФ 105.
Начальник партии. Маневр.-гидрографического отряда Гидрографического  отдела КБФ 1943. 25.6. КБФ.0556.
Инженер фотограмметрического отряда. Гидрографический отдел КБФ. 1944.29.1. КБФ 044.
Командир фотограмметрического отряда. Гидрографический отдел СБФ. 1946.29.4. СБФ. 0300. 1948. 3.03. ГО 8 ВМФ. 14 с.
Начальник аэрофототопографического отряда. Балтийская Гидрографическая экспедиция 8 ВМФ. 1950.24.03. 8 ВМФ. 0179. 1950. 14.06. 8 ВМФ Кр.ВМ крепости. 0330.
Начальник 2 лаборатории 7 отдела. Институт № 9 ВМС. 1950.15.12. ВММ. 02766.
Начальник 1 лаборатории 5 отдела. Институт № 9 ВМС. 1951.25.12. ВММ 049956.
Начальник 4 лаборатории 4 отдела  9 института ВМС. 1953.15.08. ГК ВМС 01130.
Начальник 4 лаборатории 3 отдела 9 института ВМС. 1953. 9.11. ГК ВМС 01568.
Начальник 3 лаборатории 2 отдела 9 института ВМФ. 1956. 21.08. ГК ВМФ. 03251.
Старший научный сотрудник 1 лаборатории 2 отдела 9 института ВМФ. 1959.2.03. Инст.№9 03.

18. Штамп. На основании Закона «О новом значительном сокращении ВС СССР» 15   января 1960 г. и в соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерами, генералами СА и ВМФ уволить в запас по статье 59 пункту «а» (по выслуге  установленных сроков действительной службы) с правом ношения военной формы одежды. Приказ МО № 0131 от 4 февраля 1961 г. 19/26
(Смольнинский РВК г. Ленинграда)
С 1930 по 1933 в Аэрогеодезическом предприятии в должности топографа.
С 1934 по 1936 г в Гидрографическом управлении Севморпути в должности прораба-гидрографа.
С 1936 по 1937 в Арктическом институте в должности начальника астро-геодезической партии.
С 1937 по 1940 г в Гидрографическом отделе АКВФ в должности инженера-аэрофотосъемки.
С 1940 г по 25.08.1941 г. в Гидрографическом отделе КБФ в должности начальника партии.
30. Домашний адрес. г. Ленинград. Перовская  улица, дом 4, кв.10.  2-я Советская ул. дом 25/2 кв.  95.
31. Где на учете.
32.Переподготовка и обучение допризовников.
33. В старой армии _ лет. Последний чин. В какой последней части
34. Служба в белой и иностранной армиях
35. Особые отметки.

Автобиография из личного дела, которое находится в городском военкомате.
Я, Пожарский Александр Григорьевич, родился 25 октября 1910 года в городе Ленинграде. Отец Пожарский Григорий Ефимович, примерно  1860 года рождения, русский, крестьянин бывшей Московской  губернии, Клинского уезда, Селинской  волости из деревни  Голядей. Женился примерно в 1880 году на крестьянке бывшей Московской губернии, Клинского уезда, Завидовской волости из деревни Решетниково Зайцевой Марии Николаевне, примерно 1862 года рождения. После смерти  деда моему отцу были выделены амбар и жеребенок, поэтому он отправился в Петербург на заработки, где и поступил в магазин приказчиком. Специализируясь по торговому делу он в дальнейшем, через несколько лет, сам открыл магазин и начал заниматься торговлей. После Октябрьской революции отец поступил работать в кооперацию, а затем ушел по инвалидности на пенсию. Умер в 1929 году. Как старший сын в семье, отец на военной службе не служил. Мать всё время после замужества была на иждивении отца, а затем на иждивении старших сестры и брата. Умерла в январе 1937 года. До 1918 года я проводил свое детство при родителях в Петербурге-Ленинграде. В 1918 году поступил учиться в 37-ю Советскую трудовую школу, в которой занимался до 1937 года, т.е. до 9 класса. С тринадцатилетнего возраста ввиду недостатка материальных средств  в  семье начал совмещать работу с учебой в школе. В летнее время уезжал в деревню к старшей сестре Анне, по мужу  Гревцовой, которая в то время жила у мужа на родине в Орловской губернии, где  я помогал  ей в крестьянском хозяйстве. Девятый класс школы  я не окончил по двум причинам.  Первая – трудность совмещения нормальной школы с работой. Вторая – это то, что имея хорошее физическое развитие,  я после  некоторой тренировки сда конкурсный экзамен в Управление Госцирков, куда был принят в качестве воздушного гимнаста, где и работал до 1928 года. В то же время я женился на дочери музыканта Ленинградской Государственной филармонии Елизаровой  Александре Евгеньевне, русской, 1911 года рождения,  и совсем отделился от своей семьи. С женой  прожил до 1936 года, после чего по семейным мотивам развелся. (Свидетельство о разводе № 724 от 7.05.1936 г. ЗАГСа Дзержинского района г. Ленинграда).  Работая в цирке, я познал, что не имею большого тяготения к данному искусству. И после некоторой неприятности (падения) ушел с этого поприща и поступил на завод «Знамя труда» № 2 в Ленинграде, учеником в жестяночный цех, где работал до 1929 года.
В 1929 году поступил учиться на двухгодичные Топографические курсы Аэрогеодезического предприятия в Ленинграде. После полугодовой учебы был отправлен в экспедицию, в начале как практикант, а затем как техник-топограф. По приезде из экспедиции учился и работал в вышеуказанном преприятии. В 1931 году за успешное выполнение  производственного плана  был представлен кандидатом на повышение своей квалификации в Ленинградский ордена Ленина, Государственный университет на  математико- механический факультет по астрономо- геодезической специальности. Сдав экстерном экзамен при ОБЛОНО Ленинграда за среднюю школу, я был принят на учебу. Занятия в Университете  я совмещал с работой в различных организациях по специальности, которая давала мне производственный опыт и материальную базу для учебы, одновременно освобождая от летней учебной практики. В 1931-1932 годах  работал в Аэрогеодезическом предприятии в должности  топографа; в 1932-1934 – в Гидроэнергопроекте в должности инженера-геодезиста; в 1934-1937 – в системе Севморпути в должности начальника комплексной гидрографической партии. По окончании Университета в 1937 году, получив  специальность астронома-геодезиста, поступил в Гидрографическое Управление ВМФ на должность начальника партии аэрофотосъемки, где работал в Амурской и  Балтийской экспедициях до начала Великой Отечественной войны и где вступил 23 июля 1941 года добровольно в ряды ВМС. Во время учебы в Университете приобре знание английского языка в объеме чтения со словарем. В Университете прошел вневойсковую подготовку с летней стажировкой в течение четырех месяцев и был выпущен командиром огневого взвода зенитной артиллерии.
В ВОВ служил в Гидрографическом  отделе 8-го ВМФ, где занимал должность сначала начальника фотограмметрической части при 3-ем отделении ГО 8 ВМФ, а затем должность инженера фотограмметрического отряда  при  ГО 8 ВМФ. 29 июня 1946 года назначен командиром  этого отряда. На этой должности продолжаю службу до настоящего времени. Функции Фотограмметрического отряда заключались в подготовке различного разведывательного материала для действий Ленинградского фронта, поэтому я участвовал в той или иной операции Военно-морских сил Ленинградского фронта.
В 1941 году мною был разработан метод стерео-фотограмметрической артиллерийской разведки для обнаружения и определения координат артиллерийских позиций противника. Данный метод был внедрен при обороне  Ленинграда, где я принимал участие как командир этого подразделения так называемой инструментальной разведки (АИР).
В 1942 году командованием флота мне была поручена разработка методики аэрофоторазведки минных заграждений, которой я и занимался до 1943 года. В 1943-1944 году применил этот метод при наступлении советских войск на Нарвском направлении, непосредственно на боевых самолетах производя аэрофоторазведку  минных заграждений в тылу противника.
За успешное выполнение  заданий командования 8 ВМФ и участие в обороне Ленинграда награжден Указом Президиума Верховного Совета от 22.12.1942 г. медалью «За оборону Ленинграда», Орденом  «Отечественной войны» 2 ст. от 5.11.1943, орденом «Красной звезды» от 18.07.1944 , медалями «За победу над Германией» и юбилейной «30 лет СА и ВМФ», а также именными часами.  За время войны ранений не имел и в плену не был. Беспартийный, в каких-либо партиях и оппозициях не состоял. Судимостей не имел и в штрафных частях не находился.
В 1938 году женился  вторично на дочери  рабочего бывшего Невского  судостроительного завода, ныне  завода  имени Ленина в Ленинграде Узиковой Галине Алексеевне 1914 года рождения, русской. Отец жены Узиков Алексей Анисимович был рабочим-слесарем вышеуказанного завода, умер в 1920 году. Мать жены Узикова  Устинья Федоровна,  с 1937 до 1944 года работала на заводе имени Ворошилова в Ленинграде. В данное время ей  72 года, пенсионерка, проживает с сыном в Ленинграде. От первого брака имею двух детей-дочерей Александру-15 лет и Галину-13 лет, которые живут у своей бабушки.  Семья моих родителей состояла кроме меня из трех сестер Анны (примерно 1882 года рождения), Марии (примерно 1886 г.р) и Зинаиды 1908 г.р. и братьев Николая (примерно 1891 г.р.) и Ивана 1906 г.р. Родственные связи мною в основном поддерживались с младшей сестрой, по мужу Венатовской Зинаидой, которая в данное время после смерти мужа во время блокады осталась с сыном в  Ленинграде, работает бухгалтером в транспортной конторе. До смерти мужа, который работал инженером была на его иждивении. Старший брат Николай и сестра Мария жили с матерью, первый работал в артели инвалидов, вторая – на эстраде певицей; оба в 1937 году были осуждены по ст. 58 параграф 10 и высланы, сведений о них не имею. Брат Иван рабочий, умер во время блокады. О старшей сестре Анне не имею сведений с 1936 года. А.Г. умер в возрасте 59 лет. Мы присутствовали на траурной панихиде в Матросском клубе на площади Труда в январе 1969 года, организованной институтом, где он работал до последних дней жизни. Похоронен на Киновеевском кладбище на правом берегу Невы. Рядом с его могилой установлена гранитная глыба с надписью на мраморной доске: «Александр Пожарский, 1910-1969. Гидрограф, бесстрашный авиатор и исследователь Арктики и Антарктики. Он много сделал для Родины. Карта Антарктиды – вершина его жизни. Эта гранитная глыба (установленная его друзьями) – с берегов далёкой Антарктиды». (Этот кусок гранита из Антарктиды находится за памятником А.Г.Пожарскому и на фотографии не виден).

 

В приложении  статья А.Г.Пожарского «Работы радиоаэрофотосъемочного отряда» в период Третьей Советской Антарктической экспедиции на д/э «Обь» в 1957-1958 гг.

А. Г. ПОЖАРСКИЙ.
Отчет  о РАБОТЕ РАДИОАЭРОФОТОСЪЕМОЧНОГО ОТРЯДА

Основной задачей отряда являлось проведение плановой и перспективной картографической аэрофотосъемки и координирование ее радиогеодезическими средствами. Аэрофотосъемочные работы выполнялись на самолете АН-2 (Н-620) А. Г. Пожарским (начальник отряда), штурманом самолета М. М. Кирилловым и операторами-аэрофотосъемщиками Н. Н. Тычина и Г. В. Критским; операторы осуществляли также фотографическую обработку материалов аэрофотосъемки. Работой радиогеодезической системы (РГС) руководил А. А. Дадашев Подготовка перед выходом в экспедицию велась с июля по сентябрь 1957 г. В этот период разрабатывалась методика работ с учетом опыта предыдущей экспедиции и применительно к условиям данной экспедиции, составлялся технический проект выполнения аэрофотосъемки на астрономо-радиогеодезическом обосновании Одновременно в Калининграде сосредотачивалась техника и необходимые материалы. Туда же после ремонта прибыл съемочный самолет АН-2 (Н-620). В этот же период в Калининграде были подготовлены наземные и самолетные станции РГС с проверкой их на геодезическом базисе.В пути следования д/э «Обь» из Калининграда в Мирный была произведена установка и регулировка всей съемочной и радиогеодезической аппаратуры. На самолете была установлена аэрофотокамера АФА-37 для плановой фотосъемки и два аэрофотоаппарата для перспективных съемок. В самолете также были установлены: радиогеодезическая станция с фоторегистратором, радиовысотомер с фоторегистратором и статоскоп с фоторегистратором. Кроме того, была смонтирована сигнальная лампочка работы аэрофотоаппарата с выносом ее на приборную доску пилота.
 Одновременно с подготовкой материальной части в пути следования в Антарктику производились совместно с летным составом расчеты для уточнения проекта аэросъемочных работ.
По прибытии в район Мирного на припайном льду у борта д/э «Обь» был собран съемочный самолет и на его правой междуплоскостной стойке установлены крепления для метеорографа. Затем были сделаны три тренировочных полета с попутной аэрофотосъемкой ледовой трассы от места стоянки судна до Мирного. Во время тренировочных полетов была проверена работа всей аппаратуры в воздухе, в том числе станции РГС на дальность, для чего наземные станции этой системы развертывались поочередно на судне.
 За время стоянки д/э «Обь» у Мирного было произведено также исследование станций РГС на геодезическом базисе. Исследования производились с 22 декабря 1957 г. по 6 января 1958 г. в районе к востоку от мыса Мабус на припайном льду, где был измерен 100-метровым металлическим тросом базис длиной 8 км с относительной ошибкой 1:5000. Участок базиса от 4-го до 8-го километра был разбит на восемьдесят 50-метровых отрезков, отмеченных кольями В начальной точке базиса были установлены две береговые станции РГС. Самолетная станция была смонтирована на вездеходе: антенна была поднята над кузовом на 3 м от поверхности льда. Дополнительные агрегаты были установлены на волокуше, буксировавшейся вездеходом.Перед исследованием станции РГС прогревались: береговые в течение 1,5 ч, самолетные — 40 мин. Исследование велось на участке от 4-го до 8-го километра базиса в прямом и обратном направлении (полный прием) с остановками у каждого 50-метрового пикета, где измерялись дистанции до береговых станций путем тщательного трехкратного совмещения отраженных импульсов с отметочным. Наряду с этим производилось трехкратное совмещение отметочных импульсов с соответствующим 'расстоянию штрихом радиальной шкалы. При движении в прямом направлении вдоль базиса совмещение импульсов выполнялось со штрихами по часовой стрелке, при обратном движении — против часовой стрелки.Кроме перечисленных измерений, на 4-, 6- и 8-километровом пикетах определялись «место нуля» на длинных и коротких волнах самолетной станции и элементы эллипса развертки (размеры большой и малой полуосей и их расположение по отношению к штрихам радиальной шкалы). Эллиптичность развертки электронно-лучевой трубки индикатора и фоторегистратора была вызвана нарушением квадратуры в системе при подключении к индикатору самолетной станции фоторегистратора.В результате базисных исследований были определены «нули системы», базисные характеристики фазовращателей самолетной станции и поправки штрихов радиальной шкалы трубки индикатора самолетной станции РГС. Эти исследования в местных метеорологических условиях над снежно-ледяной подстилающей поверхностью дали возможность получить наиболее достоверные данные для последующей обработки радиогеодезических измерений, произведенных в Антарктиде.

МЕТОДИКА

 Учитывая крайне ограниченное время, выделенное для производства съемочно-гидрографических работ, и большую протяженность берега, подлежавшего съемке, в методику были внесены существенные изменения по сравнению с предыдущей морской экспедицией.
Основные особенности методики, применявшейся при работах Третьей морской экспедиции, заключаются, во-первых, в координировании аэрофотосъемки на астрономической опоре с использованием только одной наземной станции РГС и, во-вторых, в производстве наряду с плановой аэрофотосъемкой — перспективной, производившейся одновременно с первой. Указанные особенности производства съемки и ее координирования не влияют на точность конечных результатов в пределах заданного масштаба карты 1:500 000.
Отрицательными сторонами применявшейся методики являются:
1)усложнение камеральной обработки;
некоторое увеличение количества астропунктов, наблюдаемых в полосе съемки;
координирование отдельно лежащих, вне основных съемочных маршрутов, объектов, например островов, требовало проложения специальных маршрутов для привязки этих объектов к основной съемке.
Сущность координирования аэрофотосъемки с использованием одной наземной станции РГС заключается в следующем. Основными опорными точками планового обоснования служат астрономические пункты. Но так как эти пункты определяются вдоль побережья одновременно с производством аэрофотосъемки, т. е. до первичной фотограмметрической обработки, то места их не согласованы с фактически требующимися фотограмметрическими связями. Использование дополнительного условия в виде одной радиодальномерной линии положения, получаемой на каждый снимок от совместной работы самолетной и одной наземной станции РГС, позволяет избежать неопределенностей и достаточно жестко увязать аэроснимки при окончательной фотограмметрической обработке.
Наземная станция РГС на все время работ у побережья Антарктиды была развернута непосредственно на судне, являвшемся центром радиодальномерных измерений и установленном неподвижно в припайном или паковом льду. Координаты антенны станции РГС на таких станциях («Обь-1», «Обь-2» и т. д.) определялись полярным способом от ближайшего астрономического пункта, наблюдавшегося на берегу или на льду или по радиорасстояниям от двух-трех астрономических пунктов.
Действующая на судне наземная станция РГС позволяла приступать к аэрофотосъемке в каждом районе работ сразу после остановки судна во льду и выгрузки на лед съемочного самолета. При этом исключалась затрата времени на выбор места для наземных станций РГС на берегу, их транспортировку, развертывание и на измерение радиогеодезического базиса между станциями.
Антенна наземной станции РГС, развернутой на судне, была установлена на салинге грот-мачты, на высоте 21 м над уровнем моря (ватерлинией), и снабжена рефлектором направленного действия. Такая установка антенны при высоте фотографирования 2800 м обеспечивала измерение расстояний при аэрофотосъемке на дистанциях до 250 км. Горизонтальный угол действия антенны ограничен 90°, поэтому на грот-мачте судна находились две антенны, развертывавшиеся по азимуту, чтобы обеспечить прием сигналов на самолете в любой точке района работ. При переходе съемочного самолета из зоны действия одной антенны в соседнюю работа судовой станции РГС переключалась по команде с самолета на другую антенну. Таким образом, удалось избежать пропусков в определении расстояний.
На расстояниях от центра радиоизмерений (судна), превышавших дальность действия РГС, аэрофотосъемка производилась с расчетом проложения фототриангуляционных сетей или фотополигонометрических ходов между астропунктами, определявшихся через 100—150 км по побережью.
Сочетание плановой и перспективной аэрофотосъемок позволило увеличить ширину съемочной полосы до 15 км (задавалось 10 км) при одновременном сокращении количества съемочных маршрутов. Применение перспективной съемки позволило также получить дополнительный съемочный материал, вскрывающий характер ситуации на несколько десятков километров в глубь материка. Снимки перспективной фотокамерой, сделанные с другого борта самолета, обращенного в сторону моря, могут быть использованы для приближенного картирования ледовой обстановки.
Аэрофотосъемка берега производилась обычно одним маршрутом, реже — двумя. Кроме видимого ледяного берега и прилегающих островов снимался коренной берег, удаленный местами от морской кромки ле¬дяного берега на значительное расстояние. Также снимались горные хребты, расположенные в прибрежной зоне и простирающиеся в глубь материка. Границы выводных ледников оконтуривались одномаршрутной съемкой только с мористой стороны; некоторые выводные ледники, например ледник Мерца, оконтуривались съемочными маршрутами и с материковой стороны.
Поскольку аэрофотосъемка проводилась с использованием только одной линии положения РГС, отдельно лежащие острова и другие объекты, расположенные вне съемочной полосы маршрута, привязывались к основной съемке дополнительными маршрутами. Места расположения астрономических пунктов, которые оказывались вне общего направления съемки, привязывались к основной съемке, как правило, двумя отдельными маршрутами, образовывавшими с основным маршрутом треугольники.
Если во время аэрофотопривязки астропункта на нем производились наблюдения и, следовательно, там же находился второй самолет, доставлявший астрономов к месту наблюдений, привязка астропункта производилась с рабочей высоты основной съемки 2800 м, так как изображение самолета позволяло опознать положение астрономического пункта даже на мелкомасштабном снимке. В других случаях местоположение астропункта маркировалось пустыми бочками из-под авиабензина или выкладывался знак в виде буквы Т и тогда аэрофотопривязка производилась с высоты 400—1800 м в зависимости от величины замаркированной площадки. Это требовало затем дополнительного времени, необходимого для достижения самолетом съемочной высоты.


Аэрофотосъемка производилась с высоты 2800 м при средней путевой скорости самолета 200 км/ч. Плановая съемка велась в масштабе 1:40 000 аэрофотоаппаратом АФА-37 с фокусным расстоянием 70 мм, размером снимка 17 X 18 см, с использованием четырехкратного оптического компенсатора и оранжевого светофильтра. Перспективная съемка выполнялась двумя аэрофотоаппаратами с фокусными расстоя¬ниями 152 и 156 мм и размером снимка 23 X 23 см. Камеры для перспективной съемки были установлены по двум бортам самолета под постоянным углом 76° и снабжены желтыми светофильтрами. Плановая съемка производилась с 60-процентным продольным перекрытием, и в случае двухмаршрутной съемки не менее чем с 30-процентным поперечным перекрытием с интервалами 50 сек. Перспективная съемка велась через один интервал плановой съемки и в некоторых случаях — на выборку.
Вследствие весьма малого времени для аэрофотосъемки предварительные рекогносцировочные полеты над районом работ не выполнялись, несмотря на то, что в распоряжении экипажа съемочного самолета были только мелкомасштабные карты (1:2 500 000 — 1:3 000 000), которые во многом не соответствовали местности. Это не могло не отразиться на качестве аэрофотосъемки. Так, некоторые астрономические пункты, выбор места которых производился по указанным картам, оказались вне полосы основной съемки и потребовали прокладки дополнительных привязочных маршрутов. Направления съемочных маршрутов, выбранных по неверной карте, не всегда соответствовали оптимальным фотограмметрическим связям.
Аэрофотосъемка велась в основном одномаршрутная, вдоль побережья. Ввиду изрезанности берега некоторые съемочные маршруты получались очень короткими (по 5—8 съемочных базисов), что нежела¬тельно, так как требовалось много времени на развороты и выходы на следующий маршрут. Чтобы по возможности избежать коротких маршрутов, допускались небольшие постепенные повороты самолета на съемочном маршруте, а также «развороты самолета на снимке». Они про¬изводились тогда, когда была возможность получить для планового положения снимков радиодальномерную линию положения.
Применение таких разворотов намного увеличило продуктивность аэрофотосъемки, хотя обработка материалов в этом случае несколько осложнялась. Вследствие отсутствия фиксатора углов наклона снимков кассета аэрофотокамеры удерживалась в моменты экспозиции вблизи горизонтального положения оператором вручную. Оказалось, что такой примитивный способ дал хорошие результаты, и большая часть снимков экспонирована с углом наклона менее 1°. Это имеет существенное значение для фотограмметрической обработки снимков, на которых зафиксирована местность со слабо выраженными контурами.
На приборной панели пилота, у индикатора РГС и аэрофотоаппарата были установлены сигнальные лампочки, которые загорались за 5—6 сек до экспозиции, и гасли в момент срабатывания затвора аэрофотоаппарата. Когда загоралась сигнальная лампочка, пилот более тщательно выдерживал высоту, горизонтальное положение и курс самолета, аэрофотосъемщик-геодезист — совмещение импульсов на индикаторе станции РГС, а аэрофотооператор приводил по уровню в вертикальное положение оптическую ось аэрофотоаппарата. Это намного, облегчало работу личного состава в воздухе и способствовало получению материалов лучшего качества.
Высотное обоснование аэрофотосъемки осуществлялось с помощью радиовысотомера и статоскопа, имеющего две манометрические трубки и фиксирующего любое изменение высоты полета, что значительно упрощало пилотирование самолета при фотографировании. За нулевую высоту принимался урез воды (уровень моря). Для контроля приборной высоты самолет время от времени выходил съемочным маршрутом с суши на море.
Показания станции РГС, радиовысотомера статоскопа фиксировались в момент срабатывания затвора основного съемочного аппарата АФА-37 на пленки их фоторегистраторов. Две перспективные фотокамеры работали также синхронно с основным аппаратом плановой съемки. Наземная и самолетная станции РГС перед началом работы прогревались в течение 45 мин. Во время аэрофотосъемки наземная (судовая) станция РГС каждый час переключалась на 3 мин в режим калибровки для контроля постоянства величины задержки импульса; в это время на самолете подсчитывалось количество кругов в минуту, описываемых импульсом от береговой станции.
Перед началом и в конце аэрофотосъемки на самолетной станции РГС производились измерения «места нуля», элементов эллипса развертки и снималась шкаловая характеристика фазовращателя визуально и с помощью фоторегистратора.
Для обеспечения радиогеодезических измерений использовались две наземные станции РГС, работавшие поочередно с судна, и две самолетные (основная и запасная).

ОПИСАНИЕ РАБОТ ПО РАЙОНАМ.

Аэрофотосъемка побережья была произведена при четырех основных подходах д/э «Обь» к берегу, что предопределило разделение обследуемого побережья на четыре района: I район — от антарктической станции Уилкс (110°30'— 117° в. д.); II район — от 117° в. д. до бухты Порпос (128° в. д.); III район — от мыса Денисон (142°30' в. д.) до 157° в. д.; IV район — 157° в. д. до мыса Хукер (166°30/ в. д.).
В I, II и IV районах аэросъемка производилась при неизменном положении д/э «Обь», в III районе из-за неблагоприятных ледовых условий и неудачного выбора аэродромных площадок судно в перерывах между съемками вынуждено было менять место стоянки. Поэтому в III районе радиогеодезические измерения были выполнены с трех точек положения наземной (судовой) станции РГС (табл:1).
 I район. В первом районе работ за два рабочих дня, 18 и 19 января, было два вылета с аэрофотосъемкой, выполненной в масштабе 1 :40 000
18 января была произведена двухмаршрутная аэрофотосъемка от астропункта № 8 на запад до станции Уилкс. На обратном пути в районе о-вов Балина из-за надвинувшейся облачности был допущен разрыв в съемке между 9-м и 10-м маршрутами. Перспективная съемка в сторону материка велась только на обратном курсе. По окончании съемки побережья была произведена фотопривязка астропункта № 8 одним маршрутом с высоты 600 м в масштабе порядка 1: 9000, а также посадка самолета на этом пункте и измерено расстояние до судна по РГС для передачи координат с астропункта № 8 на станцию РГС «Обь-1». Азимут стороны астропункта № 8 — «Обь-1» был определен астрономами во время наблюдений на пункте.
 
19 января аэрофотосъемка производилась от астропункта № 8 на восток до астропункта № 9 в том же масштабе, что и 18 января, с одновременной фотопривязкой астропункта № 9 со съемочной высоты 2800 м. Аэрофотосъемка выполнялась одномаршрутная. При продвижении на восток маршруты были проложены по кромке выводного ледника, на обратном пути — по его коренному материковому излому. Перспективная съемка велась в основном в направлении выводного ледника и (на выборку) в сторону моря и материка. После окончания аэрофотосъемки была произведена посадка у астропункта № 8 для повторного радиоизмерения расстояния до д/э «Обь».
Все радиогеодезические измерения в первом районе производились со станции РГС «Обь-1». В первом районе было проложено 30 аэросъемочных маршрутов в масштабе 1 :40 000, включающих 362 снимка, из них 21 маршрут (298 снимков) был полностью обеспечен одной линией положения РГС, 8 маршрутов (70 снимков) — частично и 1 маршрут (7 снимков) выполнен без радиогеодезических измерений. Максимальная дальность расположения съемочных маршрутов от станции РГС В этом районе составляла 171 км. Во время работы съемочный самолет поддерживал непрерывную радиосвязь с д/э «Обь» и при необходимости со вторым самолетом АН-2 № 619, который обеспечивал работу астрономов. Такая двухсторонняя связь съемочного самолета с д/э «Обь» и с самолетом № 619 сохранялась на всем протяжении аэрофотосъемочных работ экспедиции.
II район. Во втором районе с 24-го по 26 января была выпол¬нена одномаршрутная аэрофотосъемка побережья в масштабе 1: 40 ООО, а также фотопривязка четырех астропунктов и наземной станции РГС «Обь-2», от которой производились радиодальномерные измерения в данном районе.
24 января аэрофотосъемка велась от островов Чик и Генри по мористой кромке ледяного берега на запад до восточной границы первого района (астропункт № 9). На обратном пути был проложен маршрут по берегу до астропункта № 10 и выполнена фотопривязка астропунктов № 10, 11 и 12 в масштабе порядка 1: 25 ООО. Ввиду удаленности на большое расстояние участков аэрофотосъемки от станции РГС (более 250 км) радиогеодезические измерения были произведены лишь при фотопривязке астропункта № 12. В этот день перспективная съемка велась только в сторону материка. Вся работа была выполнена за два вылета с дополнительной заправкой съемочного самолета горючим на астропункте № 10, куда было доставлено горючее самолетом АН-2 № 619.
25 января аэрофотосъемкой было охвачено все побережье по кромке шельфового ледника от астропункта № 12 на запад до островов Чик и Генри и на восток несколько дальше астропункта № 13. Кроме этого, были проложены съемочные маршруты вдоль материковой кромки примерно от астропункта № 9 на восток до астропункта № 12, в районе мыса Гуденаф, а также проложены два связующих маршрута между кромками шельфового ледника и материка, от астропункта № 10 до астропункта № 11, и произведена фотопривязка астропункта № 13 от съемочной высоты в масштабе 1:40 000. Во время фотопривязки астропункта № 13 в точке его расположения находился самолет АН-2 №619. Вся аэрофотосъемка, за исключением участков, расположенных к западу от астропункта № 11, была обеспечена радиогеодезическими определениями (максимальная дальность РГС достигала 231 км). Перспективная съемка производилась в сторону материка и (выборочно) в сторону моря. За день сделано два вылета с заправкой съемочного самолета у астропункта № 11.
26 января был произведен небольшой по времени вылет с аэрофотосъемкой кромки припая от мыса Гуденаф на запад до островов Чик и Генри, а также от мыса Гуденаф в направлении к открытому морю вдоль скопления группы айсбергов для фотопривязки наземной станции РГС «Обь-3» и подтверждения того, что в этом районе никакой Земли Дискавери, показанной на карте, не существует. Перспективная съемка была выполнена в сторону материка и (выборочно) в сторону моря. Съемочные маршруты располагались от станции РГС не далее 190 км, поэтому вся съемка в этот день была обеспечена радиогеодезическими измерениями.
Всего во втором районе было проложено 37 аэрофотосъемочных маршрутов в масштабе 1:40 000 (772 снимка). Из них 27 маршрутов (562 снимка) полностью обеспечены одной линией положения РГС и 10 маршрутов (210 снимков) базируются только на астрономические пункты.
III район. В третьем районе с 31 января по 3 февраля была выполнена одномаршрутная аэрофотосъемка в масштабе 1:40 000 и фотопривязка семи астропунктов. Кроме того, ввиду перемещения д/э «Обь» со станцией РГС в промежутках между аэрофотосъемочными полетами для определения места судна были произведены дополнительные измерения расстояний самолетной станцией РГС от астропункта № 15 (дважды), от астропункта № 20 и от временно выставленного знака у станции РГС «Обь-4».
31 января аэрофотосъемка велась от района астропункта № 15 на запад, вдоль материковой кромки шельфового ледника Мерца до старой австралийской зимовки Моусона — мыса Денисон (западная граница III района). На обратном пути со съемочной высоты была выполнена фотопризязка астропункта № 14, на котором находился самолет № 619. После заправки горючим на этом пункте съемочный самолет вернулся к месту стоянки д/э «Обь». Так как полеты на аэрофотосъемку в этот день велись с основного аэродрома (станция РГС «Обь-3»), удаленного от побережья на 152 км, второй вылет был сделан только для фотопривязки астропункта № 15, которая была произведена в масштабах 1 : 10 000 и 1 :25 ООО. В качестве опознавательного предмета местоположения астропункта во время фотопривязки служило выложенное на льду черное полотнище. Радиогеодезическими определениями со станции РГС «Обь-З» аэрофотосъемка была обеспечена только до астропункта № 14 (максимальная дальность 249км). Перспективная съемка производилась как в сторону материка, так и в сторону моря.
Из-за большой болтанки самолета в районе Земли Адели, западнее астропункта № 14, аэрофотосъемка на этом участке была повторена на следующий день.
В ночь на 1 февраля после воздушной разведки д/э «Обь» перешел ближе к берегу и закрепился у припая, в 67 км к востоку от астропункта № 15, создав станцию РГС «Обь-4».
1 февраля в первом полете была произведена аэрофотосъемка мористой и материковой кромки шельфового ледника Мерца и повторная съемка западнее астропункта № 14.
Маршруты этой съемки были проложены параллельно маршрутам аэрофотосъемки 21 января с поперечным перекрытием, что дало возможность не исключать полностью из обработки съемку 31 января, а использовать ее и тем самым расширить обследуемую полосу берега. При повторной съемке к западу от астропункта № 14 самолет также, хотя и в меньшей мере, чем при съемке 31 января, испытывал болтанку. Однако ввиду того, что аэрофотосъемка производилась с использованием РГС (от станции «Обь-4»), вторичного повторения съемки этого участка не потребовалось.
Второй вылет был произведен для повторной фотопривязки астропункта № 15 к станции РГС «Обь-4» в масштабе 1 : 5000 (опознавательный предмет—расположенная в точке астропункта палатка гравиметристов) и астропункта № 16 в масштабе 1 : 10000 (опознавательный предмет — бочки из-под бензина).
Перспективная съемка велась в обе стороны от направления съемочных маршрутов плановой аэрофотосъемки. Вся съемка обеспечивалась радиодальномерными измерениями со станции РГС «Обь-4» при максимальном удалении на 211км. Ввиду того, что аэродром на припае к концу рабочего дня дал трещину, д/э «Обь» в ночь на 2 февраля перешел на другое место и закрепился у шельфового ледника, в 60км к востоку от астропункта № 15 (станция РГС «Обь-5»).
2 февраля аэрофотосъемка была произведена примерно от астропункта № 15 на восток до астропункта № 17, расположенного на мысе Фрешфильд, в масштабе 1 : 40 000. Аэрофотосъемочные маршруты прокладывались вдоль кромки материка с пересечением выводного ледника Нинниса. Над утесом Хорн-Блафф было проложено дополнительно два параллельных маршрута. Перспективная съемка велась в обе стороны от основных маршрутов съемки. После фотопривязки астропункта № 17 в масштабе 1:10 000 и 1:25 000 (опознавательный предмет — бочки с бензином) сделали у этого пункта посадку и заправились горючим.
На обратном пути была произведена дополнительная фотопривязка утеса Хорн-Блафф к маршрутам основной съемки, а также фотосъемка морской и материковой кромок ледника Нинниса, съемка о. Диксон, и фотопривязка астропункта № 20 в масштабе 1 : 10000. В качестве опознавательного предмета послужил выложенный на льду из синей материи знак в виде буквы Т.
Так как астропункт № 20 служил в основном для определения координат станции РГС «Обь-5», то на нем была сделана посадка самолета для измерения радиорасстояния между этими точками. Кроме того, для контроля определения местоположений станций РГС «Обь-4» и «Обь-5» были измерены радиорасстояния от знака, установленного у станции РГС «Обь-4», а также от астропункта № 15 до станции РГС «Обь-5».
Вся аэрофотосъемка в этот день была обеспечена радиогеодезическими измерениями со станции РГС «Обь-5», поскольку расстояния не превышали 173 км.
3 февраля аэрофотосъемка также была одномаршрутная в масштабе 1 : 40000 в районе к востоку от астропункта № 17, вдоль морской кромки ледяного берега до меридиана 157°. Были проложены также маршруты по оси обнаруженного ледника (ледник Матусевича) и маршрут в глубь материка, на котором засняли обнаруженную в полете горную долину. На обратном пути была выполнена со съемочной высоты фотопривязка астропунктов № 18 и 19, на которых в это время находился самолет № 619.
После посадки у астропункта № 17 для заправки самолета по пути к стоянке д/э «Обь» была произведена аэрофотосъемка по кромкам отдельно плавающих больших невысоких и плоских айсбергов, располагавшихся у мористого окончания выводного ледника Нинниса. Перспективная съемка велась выборочно в сторону материка и в сторону моря; при аэрофотосъемке контуров плоских айсбергов перспективная съемка не производилась. Радиогеодезическими измерениями аэрофотосъемка была обеспечена только на маршрутах от астропункта № 17 до астропункта № 18 и при съемке кромки айсбергов со станции РГС «Обь-5» при максимальной дальности до 237 км.
Всего в III районе, исключая повторную съемку и фотопривязку, было проложено 62 маршрута с аэрофотосъемкой в масштабе 1 : 40000, включающих 1085 снимков. Из них 53 маршрута (846 снимков) обеспечены радиодальномерными измерениями, а 9 маршрутов (259 снимков) базируются только на астрономической основе (астропункты 17, 19 и 21 соседнего, IV района). Фотопривязка астрономического пункта № 18 из-за порчи аэрофотосъемочного аппарата произведена не была. Данная фотопривязка может быть восстановлена только по снимкам перспективной аэрофотосъемки при камеральной обработке материалов съемки.
IV р а й о н. Аэрофотосъемка этого района выполнена 10 февраля за три вылета со станции РГС на д/э «Обь» у астропункта № 22. В первом вылете из-за низкой облачности съемка была сделана с высоты 2300 м в масштабе около 1 :33 000. По указанной причине были разрывы в съемке, поэтому во время второго вылета в соответствующих местах съемка была повторена между восьмым и девятым маршрутами.
В первом вылете была произведена аэрофотосъемка от восточной границы III района по кромке материка до залива Ренник, включая непоказанный на карте остров (о. Знаменского) у входа в этот залив. Кроме того, была выполнена со съемочной высоты фотопривязка астропункта № 21, на месте которого находился в это время самолет № 619.
Во время второго вылета удалось заснять только часть залива Ренник, кромку материка до мыса Хукер и сделать фотопривязку со съемочной высоты астропункта № 23, на месте которого также находился в момент съемки самолет № 619.
В течение первого и второго вылетов выполнялась выборочная перспективная съемка, как в сторону материка, так и в сторону моря. Обнаруженные к востоку от мыса Вильямс острова (о-ва Полярной авиации) из-за низкой облачности над морем удалось заснять только перспективной съемкой с нескольких маршрутов. Съемка во втором вылете производилась с высоты 2800 м в масштабе 1 : 40000.
Третий вылет был выполнен для фотопривязки астропункта № 22 у места стоянки д/э «Обь» (станция РГС) к основной аэрофотосъемке, в данном случае к обнаруженному у входа в залив Ренник острову (о. Знаменского). Фотопривязка велась со съемочной высоты (опознавательным предметом служило судно).
Так как работа в IV районе длилась только один день, участки местности, на снимках которых получились изображения теней от облаков, пересняты не были. Продолжить аэрофотосъемку на восток от мыса Хукер не представлялось возможным ввиду сплошной низкой облачности. Всего в этом районе было проложено с аэрофотосъемкой, не считая повторных залетов и фотопривязок, 20 маршрутов, включающих 373 снимка, которые полностью обеспечены радиодальномерными измерениями. Максимальная дальность расположения маршрутов от станции РГС на д/э «Обь» составляла ,189 км.
На этом работы по аэрофотосъемке побережья Восточной Антарктиды были закончены. Метеорологические условия, при которых производилась аэрофотосъемка, приведены в табл. 2.
Фотолабораторная обработка материалов аэрофотосъемки производилась в судовой фотолаборатории. После каждого дня работы проявлялись аэрофильмы только плановой аэрофотосъемки; аэрофильмы перспективной съемки проявлялись на переходах судна из одного района работ в другой. Очевидно, что при таких условиях работы, когда судно сразу после окончания аэрофотосъемочных залетов уходит из данного района работ, не дожидаясь проверки полученных результатов, не исключена возможность утраты части съемочного материала или пропусков в съемке обследуемого побережья. Только благодаря высокой квалификации личного состава удалось избежать серьезных фотографических и фотограмметрических ошибок.

ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ

На обратном пути из Антарктиды в Советский Союз проводилась камеральная обработка материалов с 11 февраля по 11 апреля 1958 г. За это время, в течение 48 дней, была выполнена контактная печать, всех плановых аэроснимков, а также накидной монтаж снимков и их дешифрирование, сделаны репродукции с накидного монтажа снимков, разобраны аэрофильмы перспективной съемки, сняты по снимкам значения углов наклона и продольного перекрытия, а также частично обработаны показания радиовысотомера и статограммы статоскопа. Кроме того, были обработаны материалы радиогеодезических измерений и внесены поправки в измеренные расстояния за «место нуля» системы, получены нелинейность характеристик фазовращателей и изменение частоты генератора самолетной станции.
Вычисление первых двух поправок производилось с учетом эллиптичности развертки на электронно-лучевой трубке индикатора самолетной станции и поправок за неравномерность штрихов радиальной шкалы. Поправки за измерение частоты генератора самолетной станции не превышали одного метра и за малостью значения в расчет радиорасстояний приняты не были.

Вычисленные средние квадратические ошибки определения «места нуля» системы и ошибки за нелинейность характеристики фазовращателя самолетной станции РГС по данным определений за все дни работы системы оказались +2,7 м и +5,6 м соответственно.
Расстояния, измеренные РГС, были исправлены поправкой за «место нуля.», принятой одинаковой на все дни работы, равной — 50,5 м, и поправкой за нелинейность характеристики фазовращателя. Последняя снималась со специально составленных графиков осредненных значений поправки за нелинейность. Исправленные расстояния заносились в журнал аэрофотосъемки.
Обработка материалов выполнялась научно-инженерным составом радиоаэрофотосъемочного отряда с привлечением штурмана-съемщика М. М. Кириллова. В. камеральном дешифрировании аэроснимков принимали участие географы-дипломанты Московского университета В. И. Бардин и А. И. Орлов.
По возвращении из Антарктики все материалы аэрофотосъемки были сданы для окончательной фотограмметрической обработки в камеральное подразделение Центрального картографического производства ВМФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге выполнения радиоаэрофотосъемочных работ были получены материалы для картографирования побережья Восточной Антарктиды от 110°30/ в. д. до 166°30лв. д., исключая район, расположенный между меридианами 128°30'— 142°30/ в. д., на который имеется два листа: карт масштаба 1 : 500 ООО, американская — от 127°30' до 135° в. д. и французская— от 135° до 143° в. д.. Эти два листа карт были перекрыты нашей аэрофотосъемкой: лист американской карты—на западной ее границе до 128° в. д. и лист французской карты — на восточной ее границе до 142°30' в. д. Этим было осуществлено приведение этих двух листов карт в одну систему с нашей съемкой.
Аэрофотосъемка в основном была произведена одномаршрутная, с продольным перекрытием снимков в среднем на 62,75%. В горных районах в некоторых случаях процент продольного перекрытия несколько меньше 60%. Углы наклона снимков на маршруте по показанию уровня при аэрофотоаппарате в большинстве не превышают 1°. Углы наклона большей величины (но не более 3°) встречаются в основном только в начале съемочных маршрутов, когда самолет еще не вполне вошел в необходимый для аэрофотосъемки режим.
С обеспечением центров проекции снимков одной радиодальномерной линией положения выполнено 78% съемки, остальная часть съемки базируется только на астрономических пунктах. Последнее относится в основном только к участкам аэрофотосъемки, расположенным между астропунктами № 9 и 11 (от 117 до 121° в. д.) и астропунктами № 17— 21 (от 152 до 157° в. д.).
В высотном отношении с помощью радиовысотомера аэрофотосъемка обеспечена на 98%, причем необеспеченные участки относятся к прибрежной части, где высоты не превышают 50—80 м. Поэтому, имея на фотоснимке изображение уреза воды, можно также обработать его в высотном отношении, обеспечить рисовку рельефа для масштаба карты 1 : 500 000, с сечением горизонталей через 100 м и полугоризонталей через 50 м.
Фотографическое качество плановой аэрофотосъемки хорошее, перспективной съемки — удовлетворительное. Последнее объясняется сложностью получения на снимке четкого изображения на значительном расстоянии от точки фотографирования (масштаб 1 : 200 000) при одно-тонной снежной поверхности, бедной контурами местности и не всегда достаточной для перспективной съемки освещенности.
Так же как и в работах 1956—1957 г., использование панхроматического материала с применением соответствующих светофильтров и оптического компенсатора, вполне соответствовало светопередаче характерного ландшафта Антарктиды. Съемочная аппаратура в основном действовала безотказно.
Максимальная дальность действия радиогеодезической системы 249 км при высоте полета 2800 м и высоте антенны наземной (судовой) станции 21 м, что превышает расчетную дальность прямой видимости приблизительно на 30 %.
Таким образом, в Антарктике, как и в средних широтах, наблюдается рефракция ультракоротких радиоволн, распространяющихся вследствие этого на расстояние, равное приблизительно 1,3 дальности прямой видимости.
Определение остаточных погрешностей радиогеодезической аппаратуры в полевых условиях, а также падения напряженности электромагнитного поля в точках приема не производилось, так как возможная ошибка из-за не учета этих влияний не превышает 30 м. По этой же причине не учитывались еще более малые (до 1 м) поправки за счет изменения атмосферных условий.
Выполненная на обратном пути из Антарктики предварительная обработка материалов аэрофотосъемки позволила вскоре по возвращении в Ленинград использовать результаты этой обработки на вновь составленных и изданных в июле 1958 г. Центральным картографическим производством морских картах масштаба 1 : 2 500 000 № 5995 и 5996.
После окончания полной фотограмметрической обработки материалов были составлены карты масштаба 1 : 500.000, которые изданы в 1960—1961 гг. на все обследованное Третьей морской экспедицией побережье Восточной Антарктиды.
Источник.
Труды Советской Антарктической экспедиции, том 19.
Л. «Морской транспорт». 1961