Выброшенный в другой мир Главы 59-60

Геннадий Ищенко
                Глава 59


        Когда Мехал вызвал к себе генералов Тореса и Ваделя, при разговоре присутствовал и вернувшийся от герцога Аликсана Барнем.
        – Мы оказались в сложном положении, – сказал король, нервно расхаживая по комнате, служившей ему кабинетом, – поэтому я хочу услышать ваше мнение по поводу наших дальнейших действий.
        – Я заранее извиняюсь за свои слова, ваше величество, – сказал Торес, – но мы не можем вести наступательные действия без новых подкреплений! У нас осталось только шестнадцать тысяч бойцов...
        – Меньше! – перебил его король. – Аликсан взял Дарож.
        – Значит, только тринадцать, – задумался Торес. – Тогда тем более нужно забыть о наступлении, а сидение в захваченных городах – занятие бесперспективное. Мы уже две декады не имеем ни связи со своим королевством, ни помощи. Надо полагать, что Аликсан захватил многие города по тракту, перерезав наши пути снабжения. Поэтому я считаю правильным вернуться. Чем дольше мы будем сидеть на одном месте, тем хуже будет наше положение, да и возвращаться осенью...
        – Ваше мнение, генерал? – обратился король к Ваделю.
        – Я считаю, что наше положение ещё хуже, чем его описал генерал Торес. Во-первых, у нас уже меньше сил, чем у Аликсана. Во-вторых, они разбросаны по пяти городам, а у него собраны в единую армию. А нам собрать свои – значит потерять города. Малыми гарнизонами их не удержать. У меня нет большого доверия к герцогу Марди. Мы нужны ему, пока остаёмся сильными, а если начнём просить помощи...
        – А вы, Джок? – обратился король к Барнему. – Высказывайте своё мнение.
        – Я его уже высказывал вам, ваше величество, – хмуро ответил генерал, – и с той поры оно не изменилось. Но если хотите, чтобы его услышали остальные, извольте. К тому, что уже было сказано, могу добавить, что солдаты устали от войны. Одно дело, когда армия наступает, громит противника и берёт трофеи, и совсем другое, когда она закрылась в городах, окружённых враждебным населением и без связи с родиной. Мы делали много такого, что никогда раньше не делалось в войнах, и теперь солдаты боятся, что с ними будут поступать так же, как мы поступали с жителями городов Парнады. Аликсан выставил жёсткие условия, но, по моему мнению, они могли бы быть жестче. Нам будет нелегко здесь и нас плохо встретят дома, но я считаю, что условия герцога нужно принимать и уходить как можно быстрее. Сейчас он сидит во взятом Дароже и решает, что для него лучше: то ли заставить нас убраться, сохранив армию для внутренних разборок, то ли пожертвовать частью армии, но стать для королевства избавителем от нас с вами. С моей точки зрения, для него выгоднее второе. И я не стал бы давать ему время прийти к такому выводу. Решать вам, ваше величество.
        – Конечно, мне! – сердито сказал король. – Вы говорили, что нас плохо встретят дома, и я не сомневаюсь, что так и будет! Зря я пошёл на поводу у герцогов и взял в поход их отпрысков! Один идиот позволил себя сжечь вместе с целой армией, второй сдал тысячу кавалеристов, даже не пытаясь сопротивляться, а третий привёл армию в ловушку и сам погиб по своей глупости! Я тоже совершил ошибку, когда пошёл на поводу чувств, приказав сжечь столицу Парнады! Надо было не жечь города, а захватить провинцию и в ней укрепиться. Нас бы из неё уже не выжили! А уж потом... Ладно, мы уйдём. Аликсан делает глупость, давая нам возможность вернуться, и мы этим воспользуемся, пока он не передумал. Главное – это наши солдаты. Я у него и пленных выкуплю, раз предлагает. Серебро мы добудем и оружие изготовим. А Марди пошлём к демонам. Пусть разбирается с Аликсаном сам! Поезжайте к себе и готовьте войска к походу, а я пока свяжусь с остальными и направлю гонца Аликсану с известием, что принимаю его условия.

        Герцог Марди был взбешен предательством союзника.
        – Сучий выродок! – орал он, бегая по гостиной своего дворца. – Я в трудный час протянул ему руку, а он бросает меня на съедение Аликсану!
        Захватив столицу королевства, Марди не стал перевозить в неё семью, да и сам бывал там только наездами.
        – Может, попробуешь с ним договориться? – предложила жена. – По слухам, у него были натянутые отношения с королём, даже несмотря на помолвку с принцессой. А сейчас нет и принцессы. Предложи ему нашу Ольту... Ваших сил хватит, чтобы избавиться от остальных герцогских родов.
        – Дура! – ещё пуще завёлся Марди. – Нужна ему наша дочь! Какие союзы? Кто мне теперь поверит? У меня все расчёты были на Мехала! Я был  нужен ему, а он мне! И что теперь? У этого мерзавца Аликсана пятнадцать тысяч войска, а у меня наберётся самое большее восемь, да и то если откликнутся вассалы и приведут свои дружины! А они через одного воротят от меня нос! Как только последний сотхемец уйдёт из Рошти, так с нами и разделаются! Нам даже бежать некуда, разве что в империю, а ты сама знаешь, как в ней относятся к таким, как мы!
        – Хватит на меня орать! – закричала жена. – Кто виноват в нашей беде? Разве я? Я тебе сто раз говорила, что не нужен нам этот трон! Ну что в нём хорошего? Было бы королевство, как у Мехала, а то одно название, что король, а власти ненамного больше, чем было у тебя! Нет, втемяшил себе в голову забраться выше других и забыл, что с высокого места больнее падать! Вот тебе Мехал и напомнил, а скоро всем нам напомнит Аликсан. Да и другие с уходом сотхемцев не станут отсиживаться по своим углам. Ты никогда не думал о семье, подумай хоть сейчас! Не губи дочь, дай мне с ней уехать. Возьмём часть казны и небольшую охрану и уедем в империю. Если дела пойдут совсем плохо, ты можешь попытаться приехать к нам.
        – Уйди! – закричал Марди жене, и она, видя, что муж находится в невменяемом состоянии, встала и поспешно вышла.
        «О боги! – в отчаянии подумал Олен, упав на диван и обхватив голову руками. – Ведь это конец! По глупости пустить ветром всё, что столетиями создавали предки! Остаётся либо умереть, либо собрать всё ценное и бежать с немногими верными людьми. Здесь меня не оставят в покое, и никто не простит предательства! Смерть – это не выход, поэтому бежать и как можно быстрей, пока есть возможность!»
        – Ваша светлость, к вам генерал Галлер, – сказал секретарь, приоткрыв дверь. – Впустить?
        – Да, пусть заходит!
        – У меня плохие известия, – сказал генерал. – Ваше дворянское ополчение расходится по домам. В открытую говорят, что вы своим предательством противопоставили их королевству, нарушив тем самым свой долг сеньора. Стало быть, теперь и у них по отношению к вам нет вассальных обязанностей. Мне сказали, что люди барона Марла видели среди них одного из близких к Рошти дворян.
        – А вы, генерал?
        – А что я? После того как я командовал вашей армией под Дарком, нет смысла от вас убегать. За свою погубленную армию Лазони сдерёт с меня шкуру. Без ополчения у нас не наберётся и пяти тысяч бойцов. Это немного даже против Рошти, а об Аликсане не хочется говорить. Вы не думали о бегстве? А то я бы присоединился. В королевстве нам с вами не спрятаться.

        – Ну что, Аленар? – весело обратился Сергей к герцогу. – Помахали на прощание королю Мехалу, теперь пора заняться изменой! Севорж с пятью тысячами бойцов их проводит, полковник Вилер отправит ко мне всё их оружие, а мы с вами займёмся Марди. Думаю, что нам хватит десяти тысяч бойцов. Хотя если в этом мероприятии не поучаствует Рошти, то я на него обижусь. Что вы такой хмурый?
        – Не понимаю, почему вы такой весёлый.
        – А почему мне не веселиться? – искренне удивился Сергей. – Вместо одной провинции стало три, выиграл войну, сохранив армию, и теперь наверняка уложусь до дождей. И невеста дома ждёт. Чем не повод для веселья?
        – Вы правы, – согласился Аленар. – У меня, в отличие от вас, прибавилась только одна провинция, армии не осталось, а семья пока ещё вернётся из Дюже... И я по-прежнему не верю Мехалу, а ему тоже удалось сохранить армию.
        – Бросьте вы эти мысли, Аленар! – перестав смеяться, сказал Сергей. – Конечно, Мехал не стал нам другом, но у него не скоро вырастут зубы. Ни одно государство не может долго работать на войну, если война его не питает, а у Мехала от неё одни убытки. Я набрал столько трофейного оружия, что им можно вооружить тридцать тысяч бойцов. Не скоро в Сатхеме сделают новое и будет не так много желающих с нами сражаться. Если придётся воевать, то не мне, а моим детям. А до той поры я подниму Парнаду и приведу в порядок границу. Да и армия теперь постоянная, так что пусть пробует воевать, если больше нечем заняться. И у нас в королевстве будет нормальный король, а совет герцогов присмотрит, чтобы он и дальше оставался нормальным. Вы лучше скажите, зачем заплатили Андре столько золота, да ещё сагитировали столько же заплатить Лишнея. У вас много лишних денег?
        – Умный вы человек, Серг, – вздохнул герцог, – а иногда не понимаете простых вещей. Я этим золотом убил Андре. В каждом экземпляре подписанных им бумаг упоминается, что за его родовые провинции мы с вами заплатили золотом. Сумму я, правда, не указал, но это неважно. Сам факт продажи наследия предков является несмываемым позором для любого дворянина. Как только об этом узнают, он конченый человек. Да с ним никто даже не захочет общаться.
        – И как же вы заставили его это подписать?
        – Это всё ваш барон. Золотой человек! Кстати, я предложил ему перейти на такую же должность при королевском дворе. Конечно, если сам стану канцлером.
        – И что он? – с интересом спросил Сергей.
        – Сказал, что посмотрит. Я понял, что это просто вежливая форма отказа. Как-то вы влияете на людей, что они с вами срастаются – не оторвёшь! Так вот, барон поступил просто. Сначала запугал Андре и сунул ему расписки купеческих домов, а потом пачку бумаг на подпись. Он и подписал, не читая. Ничего, в Дюже мать ему всё объяснит. Ольда сразу поймёт, для чего я это сделал. Пусть только посмеет дёргаться и строить пакости. А насчёт суммы денег... Вы за год получите налогов с его бывшей провинции во много раз больше заплаченного. В отличие от Парнады, в ней никто не воевал.
        – Извините, что мешаю, – сказал Парман, зайдя в комнату, – но у нас интересный гость. Некто барон Марл. Знаете такого? До вчерашнего дня он отвечал за службу безопасности герцога Марди.
        – Почему до вчерашнего? – не понял Аленар. – Герцог его выгнал?
        – Герцог бросил всех к демонам и вчера в ночь исчез  вместе с семьёй и генералом Галлером. Да, казну он тоже забрал.
        – А почему он приехал к нам? – спросил Сергей. – Рошти же ближе.
        – Сейчас мы единственная сила в королевстве, а он растерялся и не знает, что делать. Двор остался, армия, которой не заплатили, осталась, а хозяина нет. А Рошти он боится, и, видимо, для этого есть основания.
        – Я не буду с ним говорить, – решил Сергей. – У меня по горло своих дел, не хватало только вмешательства в их дрязги! Устрой его где-нибудь. Завтра едем к Рошти, пусть он заливается там соловьём, а я, так и быть, попрошу герцога сразу его не убивать.
        До столицы провинции Рошти Лотасии добирались два дня. Армия расположилась в удобном для стоянки месте, возле небольшой реки, в трёх лерах от города, а Сергей с герцогом Лантаром и бароном Марлом в сопровождении эскорта отправились к герцогу. Близость чужой армии встревожила столичную охрану, капитан которой даже объявил тревогу, но пропустили без разговоров, добавив к эскорту Сергея ещё и свой. Время было обеденное, поэтому их усадили за стол. Присутствие среди гостей барона Марла вызвало у герцога Рошти удивление, смешанное с неприязнью, но он промолчал, решив выслушать, что скажет Сергей. Когда закончили с обедом, хозяин пригласил всех в свой кабинет, где уже находился граф Саже. Сандр тоже удивился Марлу и, в отличие от герцога, не стал скрывать удивление.
        – Вот уж кого не ожидал здесь увидеть, так это вас, барон! – сказал он, после того как поздоровался. – Какими судьбами к нам?
        – Я вижу, что мне здесь не рады, – криво усмехнулся Марл, – и это при том, что я привёз вам в подарок не только провинцию, но и армию в пять тысяч мечей, себя и свою службу в придачу.
        – Объяснитесь, барон! – сказал Рошти.
        – Всё очень просто, герцог, – объяснил Марл. – Наши дворяне не дураки и прекрасно видели, что соотношение сил Марди и герцога Аликсана не в пользу их сеньора. Умирать за него никому не хотелось, тем более что в предательском бою сражалась наёмная армия, вассалов там не было. И одобрения у дворянства провинции наш герцог тоже не получил. Поэтому, как только запахло жареным, все дружно посчитали, что Марди нарушил свои обязанности сеньора, и на этом основании разошлись по домам. У герцога и раньше не было шансов на победу, а после того как армия уменьшилась на две тысячи человек, его положение стало совсем безнадёжным. Поэтому он забрал семью, казну и генерала Галлера и в сопровождении нескольких надёжных людей исчез. Я полагаю, что он пробирается к морю, чтобы отплыть в империю. Спрятаться в королевстве было бы трудно, а соседи могут выдать или отобрать золото.
        – А в империи не отберут? – спросил Сергей.
        – Не должны, – ответил Марл. – Там действуют довольно жёсткие законы. Поделиться заставят, но до нитки не оберут, часть оставят.
        – И вы приехали с этим ко мне? – спросил Рошти. – Почему?
        – Вообще-то, вначале я приехал к герцогу Аликсану, – признался барон, – но он сказал, что ему это неинтересно. Провинция, мол, теперь ваша, вам и решать вопросы. И потянул меня с собой, сказав, что не даст вам разорвать меня на части.
        – Так и было, – рассмеялся Сергей. – Разбирайтесь теперь сами. Дворяне вас примут, а наёмникам или заплатите, или распустите их по домам. Но я советую заплатить, а то они сами найдут оплату, ограбив город-два. А я уже сегодня двинусь с армией к старой королевской столице, а от неё по тракту домой.
        – На каких условиях отпустили Мехала? – спросил Рошти.
        – Разоружил его армию и вывез со своим сопровождением.
        – Мягкие условия! – недовольно сказал Рошти.
        – Я тоже так думаю, – согласился Сергей. – Беда в том, что Мехал не согласился бы на более жёсткие, а мне надоело воевать за всех вас.
        – А зачем вам столько оружия?
        – На мне вся граница с Сотхемом, – ответил Сергей, – и я не имею желания повторить судьбу герцога Парнада, поэтому будут и нормальная пограничная стража, и постоянная армия. Оружия, конечно, много, но часть я могу продать. У Аленара не осталось армии, а её нужно создавать. Я ему дёшево продам. Или вам, если появится интерес. С будущим королём нужно поддерживать хорошие отношения, даже в ущерб своему карману.
        – Это нужно понимать так, что вы хотите поддержать мою кандидатуру?
        – Так и понимайте. Меня совершенно не интересует трон, вполне достаточно трёх провинций. У Лантара большой опыт, но, увы, возраст, а вас я считаю лучшей кандидатурой из всех оставшихся герцогов. Надеюсь, что, став королём, вы не измените своего мнения в отношении совета?
        – Если он будет работать на основе тех правил, о которых я говорил, то нет. Герцог Лантар не утратил желание стать канцлером?
        – Если предложите, не откажусь, – ответил Аленар. – Года три поработаю, потом найдёте другого.
        – Давайте займёмся своими делами и новыми приобретениями, – предложил Сергей, – а через три декады вы нас соберёте, тогда всё и решим. Заодно предложите границу между нашими с вами владениями в Парнаде. А с барона не стоит сдирать шкуру, он вам ещё пригодится. Да, в той части Парнады, которая должна отойти вам, в городах по тракту стоят мои гарнизоны. К вам просьба заменить их своими солдатами в такие сроки, чтобы мои успели приехать в Ордаг до осенних дождей. И ещё один вопрос: что делать с останками основателя герцогов Рошти? Вы заберёте, или похороню я?
        – Гарнизоны заменим, – пообещал Рошти. – А с телом... Оно в подвале замка Буше? Там ведь хорошие условия для хранения?
        – Они все там лежат. Пока никто не забрал, да и мне как-то было не до того. Выдернул из дома шевалье Газла и баронессу Буше в расчёте на королевскую благодарность, а короля заинтересовало только золото. Ещё и высказал обиду, что я отдал только половину.
        – Я ему вообще ничего не отдал бы, – сказал Рошти.
        – Теперь и я не отдал бы, – согласился Сергей. – По останкам я понял: хотите взять, но позже. Так? Они могут храниться хоть сто лет.
        – Пока действительно некогда. Да и не определился я со столицей, а хоронить нужно в ней. Я постараюсь это решить до нашей следующей встречи. А шевалье с баронессой скажите, что я, в отличие от прежнего короля, не забываю такие услуги.
        – Баронессе не нужны ваши награды, – усмехнулся Сергей, – она через несколько дней станет герцогиней. Да и для Газла я подберу в Парнаде баронство и помогу в нём устроиться. Он друг моей будущей жены, а значит, и мой тоже. Да и в боях себя проявил прекрасно.
        – Он в армии?
        – Нет, ранили в руку под Дарожем, поэтому отправился домой с обозом. Ладно, мы с вами всё обсудили. Прощайте, герцог.
        С герцогом Лантаром попрощались, когда прибыли в провинцию Алар, которая отходила ему по соглашению с Андре. Доставшаяся Сергею провинция Барнем располагалась в двух днях пути от тракта, поэтому он решил посетить свои новые владения как-нибудь в другой раз. Ещё два дня герцог ехал с армией, но потом не выдержал, взял с собой десять бойцов Пармана и помчался домой, меняя лошадей. На второй день к вечеру въехали в Ордаг и, торопя уставших коней, поспешили к дворцу. Об их приезде узнали сразу. Не успел Сергей отряхнуть с себя дорожную пыль, как у него на шее с радостным визгом повисла сестра.
        – Перепачкаешься! – сказал он ей, целуя мокрое от слёз лицо. – Я весь в пыли. Из-за чего плачешь?
        – Это я от радости! – сказала она. – Иди мойся, а потом прямо к себе. Тебя там ждёт Альда. Она постеснялась прибежать со мной. Знаешь, как она по тебе соскучилась? Одними поцелуями не отделаешься!
        Он быстро помылся, поменял нательную рубаху и побежал к своим комнатам, сопровождаемый понимающими взглядами прислуги. Альда ждала в гостиной и вскочила с дивана при его появлении. Они долго не размыкали объятий и целовались до тех пор, пока у девушки не ослабели ноги.
        – Пойдём в спальню! – шепнула она взявшему её на руки жениху. – Лани туда не зайдёт. Как же я тебя ждала!

         – Миледи, её величество сказала, что приехал ваш сын! – сообщила служанка Ольде. – Он сейчас говорит с королевой! Она просила вас к ней подойти.
        Ольда поспешила в покои королевы и ещё в коридоре услышала её возмущённый голос. Дверь в гостиную была приоткрыта, поэтому она вошла без стука.
        – Пришла? – повернулась к ней Аглая. – Полюбуйся на это ничтожество! Ты знаешь, что сотворил твой сынок? Он продал королевство за тридцать тысяч золотых. Неужели оно у вас так дёшево стоит?
        – Как продал? – не поняла Ольда. – Кому?
        – Одну провинцию он продал Лантару, а вторую – Аликсану. Это новый герцог, у которого Андре, по твоим рассказам, чудил во дворце! Полюбуйся на эти бумаги!
        – Ну что, сын? – горько спросила Ольда. – Так ты прожил своим умом?  Всё, что создавали твои предки, досталось другим!
        – Что ты спрашиваешь об уме? – продолжала возмущаться Аглая. – Его у него никогда не было! Для чего погибали мои воины? Для того, чтобы на троне усидело это ничтожество?
        – Я не понимаю, почему вы меня оскорбляете! – возмутился Андре. – Ну взял мало денег, но тогда могли и этих не дать! А теперь можно потребовать...
        – Свои требования можешь теперь засунуть... – сказала Аглая и в матерных выражениях объяснила, кому и куда. – Всё ещё не понимаешь? Продав родовые владения, ты опозорил не только себя, но и весь род Сандоров! С тобой не сядет рядом даже нищий шевалье! Как только те, с кем ты совершил сделку, огласят её подробности, я буду вынуждена выгнать тебя из дворца!
        – Я хорошо знаю Аленара, – сказала Ольда. – Эти записи сделаны не с целью утопить Андре, а для того чтобы избежать претензий с его стороны. Если сын не станет напоминать им о себе, факт продажи скроют.
        – Вот пусть и не напоминает! – сказала Аглая. – И им, и по возможности мне.
        И вышла из гостиной, хлопнув дверью.
        – Что же ты наделал, сын? – Ольда подошла к дивану и села. – Оскорбил достоинство хозяина дома, покусившись на его женщину, прогнал человека, который два года делал за тебя всю работу и оберегал от неприятностей. И это наверняка не всё. Чем-то же тебя зацепили?
        – Я захватил дворец и хотел подчинить город и всю провинцию, – отведя взгляд в сторону, ответил Андре. – Из-за проклятой колдуньи ничего не получилось!
        – Ты совсем рехнулся! – охнула мать. – Пойти на такое... Люди герцога не пострадали?
        – Нескольких гвардейцев убили при оказании сопротивления. Ещё простолюдины...
        – Кто же из приятелей твоего отца вложил в тебя столько гнили? – брезгливо сказала Ольда. – И этого юношу я когда-то кормила грудью! Прав был Лантар, забрав у тебя корону! Ты загубил бы дело жизни предков, начиная с основателя. Пусть лучше его продолжат другие! И незачем обзывать эту девушку колдуньей, она в сто раз лучше тебя!
        – Ну да! – закричал сын. – Настоящая колдунья! Я оставил гвардейцев в коридоре и зашёл к ней один, а после этого ничего не помню! Очнулся в своих комнатах вместе с придворными и гвардейцами. Так они сказали, что я вошёл в комнаты, как неживой, а следом шли такие же гвардейцы! Потом уже потихоньку отпустило.
        – Ты хотел взять её силой! – поняла Ольда. – Судя по твоему рассказу, ей покровительствует кто-то из Высших. Тебе повезло, что они не открутили твою голову. Наверное, заглянули в будущее и увидели подписанные тобой бумаги. Итог жизни человека – это его дети. Моя жизнь прошла зря. Дочь убили, а ты... тебе тоже было бы лучше умереть.
        Андре ушёл из гостиной злой, как демон. Злила двоюродная тётка со своими нравоучениями, злила мать, но больше жгла ненависть к Аликсану, которого он сам возвысил. И к его невесте, из-за которой всё случилось. Барон – слуга и действовал в их интересах, какой с него спрос! Доведись опять стать королём, он даже взял бы его к себе. Полезный человек. Но Аликсану он не намерен ничего прощать. Если убить его невесту, можно одним ударом отомстить обоим. Так даже лучше: убитый не может страдать, в отличие от того, кто лишился любимой. Не захотела стать его, так вообще никому не достанется! Узнают о продаже домена? Напугали! Ему всё равно нечего делать при дворе родственницы, которая обошлась с ним хуже, чем со слугой. Выйти на гильдию убийц, оплатить заказ и можно ехать в империю. Если действовать с умом, не так уж и много сдерут за право проживания.

        – Когда поедем осматривать баронство? – спросил Свен жену.
        – Я не поеду в этом году, – ответила Лаша. – Пока доберёмся туда, потом обратно, да и там нужно побыть хоть несколько дней – до дождей не уложимся. И Майю не хочется оставлять. Лучше найми управляющего и капитана дружины и дай им денег на первое время, а остальное они сделают сами. И рана у тебя не до конца зажила: морщишься, когда берёшь что-нибудь левой рукой. Так что, господин барон, придётся подождать с поездками до весны.
        – Ладно, – вздохнул Свен, – буду искать нужных людей. Может, отдадим Сергу поместье? Нам оно не нужно, а денег на обзаведение он дал больше, чем оно стоит. Мы по первому времени можем не трогать золото. А Серг сможет кого-нибудь отблагодарить.
        – Отдадим, – согласилась Лаша, – но не сейчас, а после того как весной побываем в своём замке. И часть мехов надо забрать, и сделать это до зимы. Медвежьи шкуры увезём в замок, а что помельче подаришь своим друзьям, да Майе сошьём новую куртку. А Сергу подари голову той страшилы, которая похожа на кошку. Остальные потом отвезём в замок.
        – Хорошо, что наша Альда стала герцогиней, – сказал Свен, ложась на диван, который жалобно заскрипел под его весом. – Если Майя продолжит дружить с Алексом...
        – Посмотрим, – отозвалась жена. – Мало ли что произойдёт за столько-то лет! В любом случае она у нас уже баронесса и есть золото на приданое. А вот наследника ты так и не сделал. Ленишься!
        – Я? – удивился Свен. – Да я каждую ночь...
        – Значит, ночи мало! – сказала Лаша, бросив на него лукавый взгляд. – Или для тебя это тяжело?
        – Ты сама напросилась! – муж, поднялся с дивана и взял её на руки. – Когда прибежит дочь?
       – Раньше обеда не появится, – ответила Лаша, – так что можешь не торопиться, времени у нас много!

        – Что ты на меня так смотришь? – спросила Альда мужа.
        – У тебя глаза на затылке? – засмеялся Сергей. – Как увидела?
        – А мне и видеть не нужно, – ответила она. – Когда ты так смотришь, у меня прямо мурашки по спине бегают и сразу хочется целоваться!
        – Такие желания вредно сдерживать, – сказал он, сел рядом с женой на диван и пересадил её себе на колени. – Сколько раз я говорил, что люблю?
        – Много! – засмеялась она. – Ты это постоянно повторяешь. Мне начать считать?
        – Не нужно считать. Мне тоже хочется, чтобы ты это говорила хоть иногда. А то я услышал о твоей любви только дважды: перед походом и десять дней назад у алтаря.
        – Я и так постоянно пристаю к тебе с любовью, как кошка по весне! Никогда не думала, что мужчина может настолько войти в жизнь, что станет её смыслом! И дело не только в том, что ты делаешь со мной в кровати, даже просто сидеть рядом, смотреть в твоё лицо и знать, что ты рядом, – это уже счастье!
        – Тогда давай я сниму тебя с коленей и просто посидим рядом.
        – Нет, – засмеялась она. – Если любимый может дать больше, этим нужно пользоваться! А чтобы получить от тебя ребёнка, нужно пользоваться как можно чаще!
        «Никогда не скажу Альде, что она копия Светланы, – думал Сергей, целуя жену. – Старше на пару лет и грудь взрослой женщины, а в остальном один в один Света! Когда я в первый раз увидел – обомлел! А если об этом узнает, почти наверняка скажет, что я люблю не её, а свою первую любовь. Или подумает. А ведь они не только внешне похожи, но и характерами. Господи, как же я её люблю! Если бы мне предложили вернуться, но одному, послал бы к чёрту, потому что без неё нет смысла в жизни! Только бы у нас с ней могли быть дети!»


                Глава 60


        – А я вам говорю, что несогласен! – закричал герцог Дорейн.
        – С чем вы не согласны, Алек? – спокойно спросил сидевший на председательском месте Рошти.
        – Со всем! – отрезал Дорейн. – С тем, что трое из вас захапали себе освободившиеся провинции и с вашей кандидатурой на королевский трон!
        – Хотите предложить свою? – недобро сощурился герцог Лантар.
        – А хотя бы и так!
        – Вы сначала научитесь ладить с соседями!
        – Господа! – сказал герцог Бенитар. – Можно без криков? Мне тоже не нравится то, что королевство поделили за нашей спиной. С чем-то можно согласиться, но кое-что вызывает у меня неприятие и рождает вопросы.
        – Что вам непонятно, Анжи? – спросил Рошти. – Задавайте вопросы, я постараюсь ответить.
        – Мне, например, непонятно, на каком основании герцог Лантар получил провинцию Алар, входившую в домен короля Сандора.
        – Вопрос ко мне, давайте я и отвечу, – сказал Аленар. – То, что Андре Сандор имел право на эту провинцию, как и на провинцию Барнем, у вас не вызывает сомнения? Вот и прекрасно! Свои земли он передал мне и Аликсану в присутствие группы авторитетных дворян. Всё это закреплено документально, а если вы нам не верите, поезжайте в Дюже. Бывший король должен быть там. Нам эти провинции достались не просто так, к тому же они прилегают к нашим землям.
        – Не верю ни единому слову! – опять закричал Дорейн. – Вы лжёте, а бумаги подделаны!
        – За такие обвинения я могу послать вас очень далеко, – сказал Аленар, недобро глядя на Дорейна, – но пока посылаю только в Дюже. Прокатитесь к Аглае, и всё узнаете сами!
        – Я вас сам сейчас пошлю! – вскипел Дорейн.
        – Может, уже хватит орать? – спокойно сказал Сергей, которому вопли Дорейна начали действовать на нервы. – Мы собрались для обсуждения, а вы устраиваете базар!
        – Не вам указывать мне место! – переключился на него Дорейн. – За моей спиной десять поколений благородных предков, а вы вообще непонятно откуда!
        – Я не позволю оскорблять человека, которому мы так многим обязаны! – сказал Рошти.
        – Это вы ему обязаны провинцией Марди и поддержкой в совете! Я ему ничем не обязан.
        – Давайте, Георг, я поговорю с этим крикуном сам, – сказал Сергей Рошти. – Вы говорите, Алек, что за вашей спиной десять поколений благородных предков. Хотелось бы узнать, что у вас есть за спиной ещё?
        – Что вы имеете в виду?
        – Вы на меня так орёте, как будто выиграли войну и расправились с Марди. У вас есть за спиной двадцать тысяч солдат? Нет? Вот мне и непонятно, как человек, не имеющий реальной силы, смеет оскорблять того, у кого она есть, и предъявлять ему претензии. Вы недовольны тем, что у стен вашей столицы не стоят пятнадцать тысяч воинов Мехала? Так это можно быстро поправить. Мехала я вам не обещаю, но свои войска привести смогу. Их у меня сейчас уже больше. Только немного подождите, пока закончатся дожди. Я вижу, что совет герцогов слишком велик, и не может решить ни один вопрос. Его сокращение пойдёт только на пользу. А освободившуюся провинцию Дорейн можно поделить между Бенитаром и Ингаром. А то я вижу, что им мало того, что их спасли от Мехала, чужие приобретения не дают покоя.
        – А вы что молчите, герцог? – обратился Рошти к Лазони.
        – Здесь и без меня хватает говорунов, – спокойно ответил тот. – Главную тяжесть войны, если не считать Парнады, приняли на себя Рошти и Аликсан, остальные только помогали, причём не так сильно, как могли. Исключением является герцог Лантар, но у него и возможности невелики. Поэтому я считаю справедливым, что провинция Парнада была поделена между Георгом и Сергом. Серг получил больше, но его часть провинции разрушена, а на плечи ложится тяжёлый груз защиты границы с Сотхемом. Хотите взять эту часть Парнады себе, Алек? И как вы собираетесь её возрождать и охранять, если у вас нет для этого ни денег, ни войск? Да и далеко она от ваших земель. Будете прыгать через чужие, как блоха?
        – Я говорил не о Парнаде, – пошёл на попятную Дорейн. – Её пусть забирают себе!
        – Вы тут обо всём говорили, – не согласился Лазони. – Я смотрел документы на королевский домен и беседовал с одним из дворян, при котором Андре их подписал. Здесь всё законно и претензий к Лантару и Аликсану быть не может. Таким образом, мы можем решать только судьбу провинции Марди и кандидатуру нового короля. Так?
        – Пусть так, – нехотя согласился Дорейн.
        – Прекрасно! – сказал Лазони. – Остальные с этим согласны? Тогда пойдём дальше. Рошти ещё до войны пользовался большим авторитетом среди тех герцогов, которые не были в восторге от короля. Исключением был Марди, которому по понятным причинам Рошти мешал рваться к трону. А теперь его поддерживают и два герцога королевской партии, включая Аликсана, который вынес основную тяжесть войны и может сам претендовать на трон. Мы, конечно, проголосуем, но уже сейчас видно, что единственным возражающим будет Дорейн. А выборы короля по закону являются одним из тех немногих вопросов, которые решаются большинством и не требуют единогласного решения совета. Марди убежал от Аликсана, поэтому именно ему, как победителю, решать судьбу оставшейся провинции. Он её и решил, отдав Рошти. Кто-то ещё на неё претендует?
        – Я претендую! – сказал Дорейн.
        – А по какому праву? – осведомился Сергей. – Вы почти не принимали участия в войне, а в подавлении мятежа Марди не принимали участия вовсе. Вы даже свою армию поставили так, чтобы генерал Морн не мог ею командовать, хотя формально подчинили королю. В результате королевская армия, хоть и с потерями, ушла, а ваша вся полегла под стенами Дарка, не нанеся противнику сколь-нибудь заметного урона. Вы смутьян Дорейн. Вы и раньше собачились со всеми соседями, и сейчас пытаетесь делать то же самое. Лично я не хочу вас слушать. Либо вы избавитесь от своих замашек и начнёте вести себя скромнее, в соответствии со своими возможностями, либо я поставлю вопрос о вашем исключении из совета!
        – Как это об исключении? – растерялся Дорейн. – Такого же никогда не было!
        – Всё когда-нибудь случается в первый раз. Если хотите с нами общаться, научитесь себя сдерживать и учитывать интересы соседей, а не только свои собственные. Учитесь у меня. Мне, например, очень хочется от вас избавиться, но я воздерживаюсь, хоть и имею такую возможность. Вы меня поняли? Вижу, что да. Тогда давайте продолжим, а то мы с вами уже долго сидим и не решили пока ни одного вопроса.
        Дальше совет быстро обсудил все вопросы и принял по ним нужные большинству решения. Довольный Рошти уже хотел объявить об окончании, но вмешался Сергей.
        – Прошу внимания! – сказал он, постучав по столу рукой. – Мы с вами не всё обсудили. Мы решили, что король вправе единолично решать все вопросы, и отменить его решения может наш совет простым большинством. Всё это прекрасно, но вы никогда не задумывались о том, почему прекратил работу последний совет герцогов? А вот я задумался и даже кое-что об этом почитал. Тогдашнему королю надоела мелочная опека совета, поэтому он через своих сторонников начал созывать его по самым разным поводам, пока герцогам это не надоело. Я не живу в столице  и не намерен мотаться через половину королевства, если кому-то из вас что-то не понравится в решениях короля. Поэтому предлагаю разбить вопросы на две группы. В первую войдут те, по которым король вправе принимать решения сам, ни с кем не советуясь. Конечно, мы с вами будем вправе отменить и их, но только тогда, когда соберёмся по какому-нибудь важному поводу. А вот во вторую группу будут входить вопросы, жизненно важные для каждого из нас и для всего королевства. Их король тоже может принимать сам, при условии, что не протестует никто из нас. Вот при наличии такого протеста, если король настаивает на принятии решения, мы с вами и будем собираться, причём можно приехать самому, а можно прислать доверенное лицо с правом голоса, подтверждённым соответствующими бумагами. Я думаю, что такой порядок выгоден всем.
        Немного поспорили, но приняли и это, быстро набросав перечень важных вопросов, куда вошли вопросы исключительных прав самих герцогов и право на объявление войны.
        – Зря вы не захотели надеть корону! – с сожалением сказал Лазони Сергу в присутствии Рошти.
        – Я ему об этом уже говорил, – усмехнулся Рошти, – хотя по понятным причинам меня устраивает его решение.
        – Бросьте, господа, – сказал Сергей. – Править должен тот, кто может и хочет это делать. Второго условия у меня нет. Зачем я буду себя ломать, если у нас есть достойная кандидатура? Помочь готов, но тяните эту лямку без меня, у меня хватает своих забот. Давайте лучше быстрее вас коронуем и разъедимся по домам. Мне ещё под дождём добираться до дома через всё королевство. И до холодов попрошу меня больше не трогать. Если понадоблюсь, пришлите записку с описанием вопроса, а я пошлю вместо себя нужного человека с инструкциями.
        – Если спешите, можете уехать хоть сейчас, – сказал Рошти. – Хоть мне и хочется вас задержать, но вам и вправду долго добираться.
        – Если хозяин не возражает, я тоже уеду раньше, – сказал Лантар. – Мне удобней это сделать с Аликсаном.
        – Хозяин не возражает, – засмеялся Рошти, – но не забудьте о своих обязанностях канцлера.
        Когда стали расходиться, к Сергею подошёл Дорейн.
        – Я не забыл ваших угроз и оскорблений! – сказал он, сверля Сергея взглядом. – Придёт время, и я с вами за них рассчитаюсь!
        – Чего вы хотите от жизни, Алек? – спросил Сергей, с любопытством ожидая ответа.
        – Как чего? – растерялся Дорейн. – Я вас не понял.
        – Давайте присядем и поговорим, – предложил Сергей, – иначе расстанемся врагами, а кому это надо? Я в королевстве человек новый, но много знаю обо всех герцогских семействах. Хочу я или нет, но мне с вами жить и общаться. У вас большая и богатая провинция, которую война обошла стороной. Семья тоже всем на зависть: две дочери и сын, в которых вы с женой души не чаете. У вас есть всё для счастья, и мне непонятно, почему вы так легкомысленно этим рискуете? Чего вам не хватает, короны? Вот чего я никогда не понимал в людях, так это стремления захапать как можно больше власти.
        – А вы сами, – наставил на него палец Дорейн, – разве не стремитесь к власти?
        – Вы знаете, Алек, как я стал герцогом? – спросил Сергей. – Король оказался в безвыходном положении, лишившись одного из трёх дружественных ему герцогов и получив взамен врага и войну с Сотхемом. Сил вмешаться самому у него не было, и никто не захотел идти разбираться с Мартином с тем полком, который он давал. Столица была в руках мятежника, и армию он собрал немаленькую для мирного времени, да ещё послал за помощью к Мехалу.
        – Так он дал вам только один полк? – удивился Дорейн.
        – В отличие от его друзей, которым полк дали бы, мне его только обещали, – засмеялся Сергей. – Это мне сейчас смешно, тогда было не до смеха. Дал он мне несколько своих людей, один из которых должен был за мной присматривать. С такими силами я сначала захватил герцогский дворец, потом столицу и начал спешно создавать армию. И эти провинции я не сам захапал. Парнаду мне предложил Рошти, и себе оставил только четвёртую часть, зато с богатыми почвами и нетронутыми городами. А на моей территории сожжено больше половины городов, часть вместе с их жителями, а остальное население ко мне же и сбежало. Можете вы представить, сколько нужно вложить средств в восстановление провинции и охрану границы? Вторую провинцию мне преподнёс на блюде Лантар. Правда, при этом за неё пришлось хорошо заплатить. И взял я её не для того, чтобы подо мной было как можно больше народа, а потому что налоги позволят быстрее создать нормальную жизнь людям в Парнаде и содержать большую армию, которая для меня совершенно необходима.
        – А зачем она вам? Разве мало ополчения с трёх провинций?
        – Вы не ребёнок, а задаёте детские вопросы. Попробуйте прожить бок о бок с Мехалом без армии. Пример герцога Парнада показал, что он не даст времени на сбор ополчения. Скажите, какие у вас цели в жизни?
        – А у вас?
        – Не хотите говорить откровенно? Ну а мне нечего скрывать. Я простой сандорский герцог...
        – Интересное определение! – хмыкнул Дорейн.
        – Так вот, мне от жизни нужно совсем немного. Красивая любящая жена, большой дом, где всего вдосталь, и много друзей. Это то, что у меня уже есть. Осталось обеспечить процветание и безопасность моим землям и обзавестись детьми. Этим я сейчас и занимаюсь.
        – Последнее – понятно, – засмеялся Дорейн. – А как вы понимаете процветание?
        – Я не дурак и понимаю, что всех не сделаешь богатыми, моя цель скромнее. Хочу сделать так, чтобы любой мужчина мог построить дом, завести семью и обеспечить ей нормальные условия жизни без голода и нужды. Я не понимаю, как можно радоваться жизни и ничего не делать, когда на твоей земле есть бездомные и впроголодь живут дети. Вот этим и должен заниматься герцог, а не погоней за короной, которая не даст ничего, кроме головной боли. Тем более тяжело быть королём у нас, не имея всей полноты власти. При желании я мог стать вашим королём, и меня поддержали бы все, кроме вас, даже Рошти, хотя он стремился к короне больше других. Только мне не нужно такой радости.
        – Я не понимаю, чего вы хотели добиться этим разговором? Чтобы я забыл нанесённые оскорбления?
        – Жаль! – сказал Сергей. – А ведь мы могли быть друзьями! Но нет, так нет. Поговорю с вами по-другому. Помните, что я вам сказал? Я назвал вас смутьяном и обвинил в неблагодарности. Так?
        – Так!
        – И в чём вы увидели оскорбление? Назовите нечистоплотного человека свиньёй, и это будет не оскорблением, а только его характеристикой. А назовите свиньёй чистюлю, и он на вас обидится, потому что это ложь! Правда не может оскорбить, хотя люди часто на неё обижаются. Я назвал вас смутьяном, потому что вы мешали нам проводить совет и не хотели слушать никого, кроме себя. А неблагодарность... Если бы я не захватил города в Парнаде и не пришёл в Рошти, никого из вас уже не было бы. Вас даже один Марди перебил бы по одному, а Мехалу это ничего не стоило. И все, кроме вас, это прекрасно понимают. И вы ещё смеете мне угрожать! С некоторых пор я очень серьёзно отношусь к угрозам. Ну и что мне, по-вашему, лучше сделать, чтобы не рисковать своими близкими? Послать к вам наёмных убийц, или привести на ваши земли армию, как только немного подсохнет дорога?
        – А при чём ваши близкие?
        – При том, что здесь принято мстить, отнимая у человека тех, кто ему дорог, в моём случае это жена и сестра. Поэтому я предпочту убить вас и ваших близких, чтобы жили мои.
        – За кого вы меня принимаете! Я дворянин!
       – Принадлежность к дворянскому сословию – это не гарантия благородства. От рук убийц, нанятых графом Анжи Продером, погибли несколько дорогих для меня женщин. И как я узнал, среди дворян это очень распространённая практика.
        – Не собирался я трогать ваших близких!
        – Знаете, герцог, у меня был наставник, который учил драться без оружия. Так вот, он говорил, что лучше не угрожать людям, если не хочешь получить от них взамен неприятности, но если взялся угрожать, ты должен быть готов привести в действие свою угрозу. В нашем случае оскорблён был я, а не вы. Ведь это вы прошлись по моей родословной, причём раньше, чем я дал вам характеристику. Вас ничему не научила жизнь? Сколько вы уже имели неприятности, оскорбляя соседей? И к королю вы примкнули не потому, что были в восторге от Андре, а потому что этот альянс мог хоть как-то вас защитить. Всё, говорить с вами больше не о чем. Если по-прежнему считаете себя обиженным, я готов скрестить с вами клинки. Возможно, после этого ваша семья даже сохранит за собой провинцию, если Рошти позволит вашей вдове опекать сына.
        – Я не имею к вам претензий, – выдавил из себя весь красный Дорейн.
        – У меня их к вам тоже нет. Но учтите, что если прозвучала угроза, то я дам задание своей службе безопасности за вами приглядывать.
        – Вы ещё долго будете беседовать, Аликсан? – подошёл к ним герцог Лантар. – Мы же собирались раньше выехать.
        – Уже закончил, Аленар, – сказал Сергей. – Я предложил герцогу дружбу, а он отказался. Можем ехать.
        Дождь слабо моросил, но за пять часов пути до постоялого двора, где остановились на ночлег, все промокли и намёрзлись. Каждый из герцогов взял себе отдельную комнату, но после мытья и горячего ужина Аленар пришёл к Сергею скрасить время до сна беседой.
        – Вы действительно предложили Дорейну дружбу? – спросил он, мелкими глотками отпивая горячий чай. – То-то он удивился! Ему уже лет двадцать её не предлагают.
        – Не люблю собачиться без причины, – сказал Сергей. – Им двигала зависть, поэтому я хотел показать, что в моём случае завидовать нечему. К сожалению, ничего не получилось, поэтому закончилось тем, что мне пришлось припугнуть. Это он понял.
        – Я не понимаю его, хоть знаю давно, – сказал Аленар. – Вроде не дурак, но ведёт себя так, что поневоле хочется держаться от него подальше. И как его только любит семья! Жена понятно за что, но дети? Впрочем, хватит о нём. Расскажите лучше, чем сейчас заняты. У нас в дожди каждый убивает время по-своему, интересно, какой способ нашли вы.
        – Занимаюсь допросами, – засмеялся Сергей, – а остальное время провожу со своими женщинами.
        – Ах, да! У вас же куча пленных. И как, интересно?
        – Скажем так, полезно. Хотя иной раз попадаются люди, с которыми интересно поговорить. Зимой пленных должны выкупить, поэтому нужно успеть выжать из них как можно больше сведений. Я не один их расспрашиваю, нас этим занимается человек десять. В первую очередь, конечно, идут офицеры. У меня среди них есть даже один герцог. Вот он как раз неинтересен: не интересуется ничем, кроме женщин, лошадей и оружия.
       – Стандартный набор для кавалерийских офицеров, – рассмеялся Аленар. – Но за него родня выплатит большие деньги. Агентуру внедряете?
        – Внедряем, но это трудно. Любить им нас не за что, хотя я обошёлся с ними намного мягче, чем собирался вначале, да и понятия чести этому не способствуют, а зацепить нечем, кроме денег. Поэтому на жадность и рассчитываем. Завербовали несколько человек среди рядового состава, но толку от них... А вот о королевстве узнали немало интересного. В Сотхеме очень мало наших. Это в основном купцы, но они живут только в закрытых кварталах и ведут оптовую торговлю. Общение с населением очень ограниченное. В основном общаются с торговыми партнёрами и чиновниками. Примерно то же у нас с империей. А врага нужно знать. Послушайте, Аленар, вы воспитывали Андре и должны хорошо его знать. Ответьте, на что он рассчитывал, затевая свою авантюру?
        – Начнём с того, что воспитывал не один я. Двор у его отца не сильно отличался от того, который вы видели, поэтому среди придворных нашлись ловкие и беспринципные люди, которые влияли на мальчишку в своих интересах. Это началось при его отце. Поэтому, как это ни прискорбно, из хорошего мальчика в конечном итоге и выросло такое... Когда у вас будут дети, возьмите это себе на заметку. А по поводу авантюры, так его действия представляются авантюрными мне или вам, сам он считал иначе. И шансы у него были. Всё дело в вас.
        – Поясните.
        – Он захватил ваш дворец, мог бы с помощью своих полков захватить и столицу, если бы так быстро не сработал ваш барон. Да и самого барона хотели арестовать, только не получилось.
        – Ну хорошо, – согласился Сергей. – Дворец он захватил. Допустим, что он захватил и столицу, арестовав при этом Лишнея. Такое вполне могло случиться, а что дальше?
        – Я думаю, что в такой ситуации комендант, которому подчинялись лагеря, не полез бы в драку, а сначала решил бы выяснить причину этого захвата. В лагерях в то время было не ваше войско, а пришлые дружины дворян. И пришли они к вам защитить столицу от сотхемцев, а не воевать с королём. Конечно, остаётся вассальный долг, но король вполне мог заявить, что вы грубо нарушили вассальную клятву, за что он лишает вас дарованного им титула. Он вправе так поступить, а что не было никакого нарушения, знаем мы с вами, а не дворяне. Они, скорее всего, оставили бы всё как есть до вашего возвращения. Совет герцогов обязателен, когда лишают титула кого-то из его членов, но он к тому времени не собирался уже три десятка лет, а вы формально не были его членом.
        – Пусть так. Но я вернулся...
        – Вы могли и не вернуться, Серг, – перебил Аленар, – и по расчётам короля так и выходило. Он просто не мог предположить, что вы, ведя победоносную войну, предложите Мехалу уйти восвояси. По его рассуждениям вы должны были сойтись с Мехалом в генеральном сражении. Что, по-вашему, было бы её итогом?
        – Силы были примерно равные, поэтому могло быть всё что угодно. Не настолько я самоуверен, чтобы однозначно быть уверенным в победе. Вот если бы остальные прислали помощь...
        – А они этого не сделали! – подхватил Лантар. – И король знал, что так и будет. А если бы вы не пошли с Мехалом на мировую, было бы и сражение. Он не идиот, чтобы сидеть, разбросав свою армию по городам, и ждать, пока вы захватите их один за другим. Как только узнал бы о взятии Дарожа, так и начал бы собирать армию. Пусть у него на то время было меньше солдат, но это была армия, которую обучали десять лет. Ваша, уж извините, пока до неё не дотягивает, и большинство побед надо приписать не её силе, а вашему уму и обстоятельствам.
        – Это спорное утверждение, но я вас понял. Даже если выиграет Мехал, он будет вынужден убраться с остатками войска. Я в этом случае не появляюсь вообще, чем развязываю руки королю.
        – Вот именно! Он присоединяет вашу провинцию к двум своим и пользуется её ресурсами, чтобы справиться с Марди. А справившись, прибирает себе и его провинцию.
        – И остальные герцоги будут на это спокойно смотреть?
        – Конечно, нет, но реальной силы справиться с ним кому-то одному на то время не было. Вспомните, с чем они остались. И через совет на него воздействовать не получилось бы. У него четыре провинции, значит, по закону четыре голоса. Прибавьте голоса Дорейна и мой, вот вам и большинство!
        – И вы бы за него голосовали?
        – Если бы всё случилось так, как я рассказал, то голосовал бы. Судьба королевства важнее прегрешений его короля и моих личных симпатий.
        – Остаётся ещё вариант, когда побеждаю я. Я бы вернулся...
        – С чем бы вы вернулись с этой битвы, Серг? С жалкими остатками армии? Вы сами прекрасно понимаете, что от неё почти ничего не осталось бы, иначе не отпустили бы Мехала. Да и не дал бы король вам вернуться, перехватили бы по дороге. Так что благодарите своего барона за быстроту, а себя – за ум и предусмотрительность. Андре сволочь, но не идиот, шансы у него были. Он просто кое-чего не учёл.
        – Ладно, Лишнея я уже благодарил, надо сделать это ещё раз. В этой истории есть люди, которым я обязан не меньше него, но их трудно отнести к человеческому роду. Сначала был один отшельник в имении баронов Ксавье...
        Сергей рассказал Лантару о Заре и его обещании обратиться за помощью, а потом и о самой помощи, оказанной тем, кто назвался Сэдом.
        – Слышали вы о них что-нибудь?
        – Слышал, конечно. Их очень мало, Серг, и вашей жене сильно повезло, что один из них впустил её в себя. Видимо, она очень незаурядная женщина. Значит, это они помогли. Они всегда были сами по себе, и все известные случаи вмешательства можно пересчитать по пальцам. Не то чтобы они совсем ушли от мира, но чем занимаются и какие цели преследуют – этого никто не знает.
        – Кто они?
        – Те, кто когда-то были обычными людьми, но неведомыми путями получили силу. Мы называем их Высшими. О них даже кто-то написал книгу, но там нет ничего достоверного, одни измышления автора.
        – Ладно, когда встречусь с Заром, поговорю. Вы не собираетесь спать?
        – Мешаю? Могу и уйти.
        – Нет, я просто хотел послушать ваше мнение об империи. Судя по тому, что пишут, она после образования почти не расширялась. Для империй это нехарактерно. Они всегда пытаются расширить свою территорию за счёт более слабых соседей. Насколько я помню, империи развиваются, когда происходят такие захваты, а когда их нет, наступает упадок. Не сразу, через сотни лет, но они начинают разваливаться под ударами крепнущих соседей.
        – И много вы видели империй, Серг? Может, скажете, откуда вы взялись? Даю слово чести, что никому не скажу.
        – А если я скажу, что пришёл из другого мира?
        – Это вам больше подходит, – невозмутимо ответил Лантар. – Я вам не говорил, что очень любопытен? Значит, сказал сейчас. Нам завтра вместе ехать весь день и ночевать. Расскажете о своём мире? Кому из богов он принадлежит?
        – Сначала давайте поговорим об империи, – ушёл от ответа Сергей.
        – С империей очень просто, – сказал Аленар. – По территории и числу жителей она раза в два больше наших королевств, вместе взятых, поэтому могла бы без большого труда расправиться с любым из них, присоединив к себе. Нас спасает то, что империя сотни лет враждует с кочевниками, и эта постоянно идущая война пожирает их ресурсы. На нас просто не остаётся сил. Есть у них и ещё один враг – союз нескольких королевств, уцелевших с тех времён, когда создавалась империя. С ними тоже воевали, но уже давно. Имперским легионам тогда сильно досталось, поэтому император старается не задирать этих соседей. Королевствам дорого пришлось заплатить за победу, так что там тоже мало желающих драться с империей. Сейчас они живут мирно, помаленьку торгуют и делают друг другу гадости, когда нельзя поймать за руку.
        – Значит, кочевники, – задумался Сергей. – А почему с ними до сих пор не разобрались?
        – Там нет единого народа, – начал рассказывать Аленар. – Много мелких и более крупных племён, которые объединяются только для набегов. После набега каждый уходит с добычей в своё племя, и на какое-то время имперская граница становится безопасной, а потом всё повторяется. Степь огромна, и соваться в неё бессмысленно. Лёгкая конница кочевников всегда уйдёт от тяжёлой имперской кавалерии, да ещё нанесёт урон обстрелом. О легионах и говорить нечего. К тому же без знания мест, где есть вода, бродить по степи небезопасно. Поэтому вдоль границы со степью выстроена цепочка фортов, из которых кавалерия патрулирует близлежащую территорию. Как только обнаружат кочевников, подтягивают легионы и выдавливают их обратно в степь. Иногда небольшим отрядам удаётся просочиться между фортами и ограбить скотоводов. Ещё реже им после этого улыбнётся удача уйти вместе с добычей. Я рассказал то, что прочитал в книге, которой уже много лет. Не знаю, что там сейчас. Они очень неохотно пускают на свою территорию чужих. В портовых городах есть места, где приезжие могут селиться и жить. Выходить за них не стоит. Если поймают, будет плохо. Там же купцы оптом сбывают свой товар. Залив между нашим и их побережьями небольшой, но плавают по нему в основном летом, когда нет штормов, которые могут опрокинуть и потопить корабль или унести его в океан.
        – А союзные королевства? – спросил Сергей.
        – Те считают нас дикарями и вообще к себе не пускают. Всё, что о них известно, это слухи и сплетни, вывезенные из империи. Торговли с ними тоже нет. Я удовлетворил ваше любопытство?

     Главы 61-62   http://www.proza.ru/2017/07/10/1094