Фантаст. повесть Робинзоны Галактики Гл. 10

Михаил Богданович
Робинзоны Галактики Гл.10. Что делать?

На втором заседании демографического комитета, который состоялся вечером в кают-компании одного из жилых ангаров,  слушали доклады и сразу же их обсуждали. Было решено провести свободную дискуссию прежде, чем сформулировать предложения. Рискнем утомить читателя, но дискуссию приведем полностью, как говориться, без купюр. Начали с доклада археолога Николая Кузьмича, научной темой которого на Земле являлось изучение истории развития семьи и отношения полов. Это был его «конёк». Доклад его был изложен в научно-популярном стиле, дабы быть понятым всеми.

- Считается, что семья – союз мужчины и женщины –  основа любого общества и государства, – с места в карьер начал Кузьмич. - Рассмотрим моногамный тип семьи, как наиболее распространённый в мире, независимо от экономической формации и политического устройства государства.

- Семья - это ячейка, в которой происходит воспроизводство человечества. Мужчина и женщина объединяют свои усилия, для того чтобы продолжить род. Они должны посвятить свою дальнейшую жизнь заботе друг о друге и потомстве. При заключении этого союза оба супруга дают клятву, что будут верны друг другу до гроба, и в горе, и в радости. Церковь также учит, что половые отношения между мужчиной и женщиной законны только в семье. Все остальное – грех. Классическая семья - мужчина, женщина, дети - воспета искусством, поэзией и литературой. Для неё составлялись законы, определялись права и обязанности супругов, детей, родителей.
 
- Когда же появилась семья и как она стала догмой. Появилась семья в древние времена. Союз одного мужчины и одной женщины был определен, видимо тем, что количество рождающихся особей человека было примерно равно. Поэтому теоретически каждой особи доставался партнер.  Были и отклонения. На востоке некоторые мужчины имели гаремы, т.е. несколько жен. Однако не будем рассматривать эти исключения, потому что они в цивилизации человечества не стали определяющими.
 
- На заре своего появления семья была не только ячейкой воспроизводства потомства, но и в какой-то мере производственной ячейкой. Напомним, что человечество было на стадии развития, при которой преобладало натуральное хозяйство, то ли земледелие, то ли охота, то ли мелкое ремесло. Деревенской семья оставалась вплоть до 19-го века. Издревле в семье закрепилось распределение труда. Были чисто мужские занятия и чисто женские. В сознании человечества они сохранились до наших времен. Однако общее благосостояние семьи напрямую зависело от усилий обоих супругов, они как бы дополняли друг друга.

Совместный труд сближал мужчину и женщину не меньше, чем секс и забота о детях. Тогда и возникло понятие домашнего очага, практически единственного места, где готовилась пища. Контакты с особами другого пола вне брака были событиями редкими, а супружеская верность - максимальной.  Браки, как правило, были прочными, действительно до гробовой доски.   
- Натуральный метод производства способствовал образованию и больших семей, на базе родственных отношений. Часть детей не покидала своих родителей, но приобретала супругов из других родов, и продолжала проживать с родителями во главе семьи. Хозяйство при этом вели совместное. Можно сказать, что это был прототип коллективных хозяйств и производственных коллективов.

 Большая семья легче решала вопросы строительства жилья, которое в те времена строилось натуральным способом, обработки земли, разведения животных и т.д. Такая семья в древности и в средние века решала вопросы детей-сирот, потому что родители часто гибли от болезней и прочих причин. Они просто воспитывались ближайшими родственниками по женской линии.

Кроме этого, решались вопросы социальной защиты престарелых родителей. Они доживали свой век в этой семье, занимаясь посильным трудом. За немощными родителями был обеспечен уход.  Понятия пенсионного периода в те времена не было. У родителей, которые имели много детей, было больше гарантий на обеспеченную старость. В традициях многих народов поддерживался культ почитания стариков.

- Однако половые отношения в любой такой семье считались законными только между супругами. На соблюдение этого правила были направлены все усилия: и мораль, и закон, и заповеди церкви.
 
- Следует заметить, что в древние и средние века семья была действительно ячейкой общества и отвечала потребностям человеческой цивилизации. Детей в семьях рождалось много, и хотя большой процент их гибло, прирост населения был стабильным, даже при низкой продолжительности жизни.

Гибель более слабых детей обеспечивала некоторый отбор и способствовала укреплению генофонда. Рождение женщиной  10-15 детей не было чем-то чрезвычайным, скорее это было правилом. Родители  были заинтересованы в большом количестве детей, что гарантировало обеспеченную старость. Дети с малых лет привыкали к труду и были надежными помощниками в хозяйстве, а также старшие присматривали за младшими.

- Общество и церковь ревниво охраняли институт семьи и её моральные устои, и это были в те времена прогрессивные усилия. Церковь же возвела семью в ранг догмы. Она объявила  этот союз священным, так как считалось, что он заключается на небесах.  Напомним, что именно церковь присвоила себе право от имени Бога заключать и регистрировать браки между людьми. Зафиксированных нарушителей правил половых отношений жестоко карали и общество, и церковь и государство. А детей, рожденных от внебрачных отношений, всю жизнь преследовали как морально, так и материально.

- В тоже время, женщина не имела равных прав с мужчинами. Это касалось в основном общественно-политической жизни. Видимо мудрость наших предков и многих религий заключалась в том, чтобы оградить женщину от несвойственных ей по природе функций, а сосредоточить её внимание на основных задачах – продолжение рода и воспитание потомства. Одновременно, образ женщины-матери был доведен почти до обожествления, особенно в период средневекового романтизма. 

Но, как часто это случалось в истории развития человечества, экономическое и политические  неравенства были доведены до абсурда различными традициями и законами. Забегая вперед, можно отменить, что, в конце концов, женщинам пришлось бороться за своё равенство с мужчинами. А пострадали те государства, в которых женщины добились равенства. Резко уменьшилась рождаемость, а государства эти поставили себя на грань вымирания, несмотря на огромные успехи в развитии производительных сил и науки, повышения жизненного уровня населения. 

- Вот так выглядит краткая история семьи в древние и средние века. Что касается современного состояния семьи, то это скорее вопросы социологов и психологов, – закончил свой доклад Николай Кузьмич.

- А каким образом государство управляло интенсивностью прироста населения? – задал вопрос Кузьмичу Нечаев.

- Государство, в лице королей, царей и императоров, практически не заботилось о приросте населения. Людских ресурсов вполне хватало, и правом властителей было использовать часть людских ресурсов, в основном мужчин, для армии при ведении войн. Воинская повинность была одним из видов налогов на подданных, – разъяснил Кузьмич. – Можно считать, что единственным способом стимуляции рождаемости было снижение налогов, В тех случаях, когда они были чрезмерными и приводили к полному обнищанию населения.
-
Со следующим докладом выступила биолог Элла Мунтян.
 В какой-то мере можно считать, что принципы семейных отношений человек заимствовал у природы,  точнее у животных, от которых он и произошел.
 
В животном мире весьма разнообразны стратегии отношения полов. Не будем пока анализировать такие экзотические отношения полов у насекомых, например муравьев, пчел, термитов. Эти стратегии настолько рациональны, что изменили сам вид этих насекомых, способ их существования, специализацию особей, способы общественных коммуникаций и т.д. Но рациональность и живучесть сообществ насекомых подтверждены миллионами лет существования эти видов. В силу огромной эволюционной дистанции между ними и человеком, вряд ли человек может что-либо почерпнуть из этих способов размножения. Но анализ систем размножения у высших животных следует провести внимательно.

Чем определяются стратегии половых отношений у высших животных? Сразу отметим, что они очень разнообразны в зависимости от приспособленности животного к среде обитания, от плодовитости и способов выживания. Вот несколько диаметрально различных стратегий.

Животные-одиночки, как правило, не создают никаких «семейных» объединений. К ним относятся, например, медведи, ягуары, тигры и др. Забота о потомстве полностью возложена на самку. Она настолько совершенна, что может одна, без самца, вырастить и прокормить детёнышей.  Половые отношения возникают один раз в году и участие самца в размножении только генетическое. Срок  кормления и обучения  этих животных, как правило, короткий, не более года. К следующему  спариванию самка освобождается от предыдущего выводка и готова завести новых детёнышей. 

Заводить или не заводить потомство? Этот вопрос у самок не возникает. Самка с детёнышами - это естественное её состояние. Генетическая программа самки ориентирована на заботу о них, а физиология обеспечивает их нормальное питание.

Есть территориальные животные, которые образуют большие гаремы, например львиные прайды. Такая «семья» определяется коллективным способом охоты львиц. Только этот способ может обеспечить обильное питание, как потомству, так и всему прайду, включая самца. Субординация в прайде обеспечивает отсутствие конфликтов среди самок, а задачи самца те же, что и у животных-одиночек. Ему  даже труднее оставаться во главе, так как конкурентов на его место больше.

Отбор самцов в этом случае еще более жесткий, а сильные самцы достигают еще одной цели – передают гены большему количеству потомства, так как оплодотворяют практически всех самок. Не все самки в  прайде приносят потомство, эту привилегию имеют наиболее сильные, находящиеся на вершине иерархической лестницы, рядом с вожаком. Численность потомства регулируется пищевыми возможностями прайда. Но в воспитании львят участвуют все самки. Это позволяет им выжить даже в случае гибели родной матери.

Но есть примеры и моногамных «семей» у многих птиц и животных. Известны супружеской верностью журавли, лебеди, пингвины. Такое устойчивое «семейное» образование для них объясняется тем, что самка в одиночку не может ни вывести выводок, ни прокормить его. Самец самоотверженно помогает «супруге». Некоторые самцы высиживают птенцов, заменяя в период кормёжки «наседку». Это характерно для пингвинов, которые высиживают птенцов при очень низких температурах, когда самка не может оставить яйца даже на короткий срок.

Примеров из природы можно приводить множество, но совершенно очевидно, что стратегии отношения полов в природе разнообразны и адекватны условиям существования вида. Этим определяется стабильность вида в природе. Плодовитость самок зависит от процента выживаемости потомства. Она устанавливается природой на таком уровне, чтобы с учетом естественного отбора наиболее сильных особей, вид сохранял свою среднюю численность. Средняя численность вида колеблется в зависимости от погодных условий, кормовой базы и количества хищников, которые охотятся на данный вид.
Есть плодовитость, близкая  человеческой, но есть и намного выше. Известны такие рекордсмены среди млекопитающих, как крысы, мыши, кролики и т.д. Как известно, животные не создают объединений типа государство, поэтому численности видов регулируются природой, в том числе и другими видами.

Следует отметить, что длительность периода  вскармливания и обучения у млекопитающих животных варьируется  от нескольких недель до двух-трех лет. Длительность этого периода также влияет на способ организации семьи.

Человек за последние 2-3 тысячи лет прошел огромную дистанцию от первобытного состояния, способ выживания которого был заимствован у животного мира, до высокоразвитой цивилизации. Но это в основном коснулось интеллектуального его развития. Накоплен огромный потенциал знаний, который позволил человеку преобразить свой образ жизни,  достичь потрясающих успехов в обучении людей, разработать эффективную систему тренировки мозга. 

Но с точки зрения биологии размножения человек недалеко ушел от животных. Можно только отметить, что человек достиг высокой выживаемости потомства. Сохранение численности населения возможно уже в случае, если женщина в среднем рожает 2,5 ребенка. Безусловно, высокая выживаемость не способствует естественному отбору более сильных детей и отрицательно сказывается на генетическом здоровье человечества.
 
С древности человек предпочитал моногамную семью, потому что его потомство очень долгое время нуждается в опеке родителей, процессы вскармливания, обучения и воспитания самые длинные в природе. В цивилизованном обществе, с учетом высшего образования, он длиться  до двадцати пяти лет. Это рекорд для природы. Кроме того, процесс обучения и воспитания, особенно мальчиков, не может производиться только матерью.
 
С моей точки зрения, человек может позаимствовать у природы еще много рецептов, как увеличить воспроизводство людских ресурсов, – закончила своё выступление Элла Мунтян. – Но об этом я скажу позднее, хотелось бы  послушать мнение других.
-
О современном состоянии семейных отношений в обществе на Земле говорила социолог Светлана Гуринович.
Человек, за довольно короткий период, благодаря научно-техническому прогрессу и технологическим достижениям, сильно изменил условия своего существования. Высокоразвитая промышленность и высокотехнологичное сельское хозяйство передовых стран в корне изменили и условия существования семьи.

В 20-м веке семья стала преимущественно городской. Семья из производственной ячейки превратилась в ячейку потребления. Уровень жизни населения возрос настолько, что вырастить большое  потомство, казалось бы, может любая семья. Речь идет, безусловно, об основной массе населения, которая живет своим трудом и определяет численность населения и темпы его изменения. Этому должны были способствовать и социальная защита беднейших слоев населения, и пособия на детей, которые по замыслу должны стимулировать рождаемость.

Повышение жизненного уровня населения казалось бы должно увеличить его воспроизводство. Однако статистика свидетельствует об обратном процессе. В развитых странах коренное население уменьшается. В чем же причины? На мой взгляд, их несколько.

 - Во-первых, в обществе потребления идет гонка за благосостояние. Каждой семье хочется жить лучше, а большое количество детей не способствует его росту. Пособия на детей во многих странах не покрывают тех материальных затрат, которые необходимы для воспитания и обучения ребенка. Таким образом, государство возлагает основное бремя по  воспроизводству людских ресурсов на население.

 - Кроме этого, на население возлагается и обязанность по обеспечению родителями собственной старости. Основная часть пенсии в развитых странах формируется за счет пенсионных взносов населения. Понятие больших семей, в которых могут доживать престарелые родители, отошли в небытие. Молодые люди хотят жить отдельно, материально независимо, не помогать родителям и мечтают о получении наследства, если есть, что делить.

- Размер же пенсии не зависит от количества воспитанных детей, а только от трудового стажа и качества труда каждого из родителей. Это заставляет женщин наряду с мужчинами активно участвовать в производственной сфере или в сфере услуг, т.е. продавать свой труд, чтобы заработать пенсию. Рожая много детей, женщины совершенно не могут конкурировать на рынке труда с мужчинами. Следовательно -  жертвуют потомством.
 
- На этом фоне возрастает неуверенность женщин в стабильности семейной жизни. Они вынуждены работать, чтобы поддержать материальный уровень семьи. В обществе потребления совершенно неприлично жить на пособия.  Говорить о желании женщин иметь много детей в данной ситуации не приходится. А ведь для поддержания численности населения каждая способная к рождению женщина должна иметь минимум троих детей.

- Во-вторых, произошла сексуальная революция. Нет, она пока не разрушила семью. Но что пропагандирует телевидение и другие средства массовой информации? Секс возведен в ранг величайшей потребности человечества, практически он уже заменил собой стремление к продолжению рода. Рынок, со свойственной ему бесцеремонностью, пропагандирует сексуальность. Вся индустрия моды настроена на придание человеческим особям сексуальности.

- Большую роль играет и раздельный труд мужа и жены. Находясь, как правило, в различных коллективах они контактируют с особями другого пола и часто поддаются соблазну. О супружеской верности и говорить не приходиться. Статистика это уверенно подтверждает. Но мы то и сами знаем, что человечество на 99,9% занимается сексом, а не продолжением рода.

 А секс –  это уже совершенно другое понятие. Ему подавай разнообразие в партнерах, и «обертку» партнера соответствующую. В цивилизованных странах воспроизводство людей падает, а его имитация – секс – возрастает.  Статистика подтверждает – проституция возрастает, многие страны её легализовали, превратили в законный вид бизнеса. Вершиной семейного апофеоза становятся однополые семьи... Комментарии излишни.

Семья не самый лучший полигон для занятия сексом. Поэтому семьи стали недолговечными. Многие люди вступают в брак по несколько раз, а многие после развода и не вступают.  Заниматься сексом так удобнее.

На этом фоне возрастает неуверенность женщин в своем будущем,  они предпочитают делать карьеру, как мужчины,  сохранять свою сексуальную привлекательность, а этому «мешает» большое количество детей. В крайнем случае, можно иметь одного. Словом, у женщин нет никакой заинтересованности в сохранении численности нации. Как известно, женщин мало интересуют глобальные проблемы и политика, для них важнее собственное благосостояние и благополучие её детей.

Мужчины также не настаивают на большом количестве детей. Для мужчин вообще характерно генетически стремление к сексу со многими партнершами. Это унаследовано от далеких предков – животных, у которых распространение своих генов является стратегией сильных самцов. Тем более что если семья распадается, то материальные обязательства по закону будут выше.
Религия, мораль и искусство продолжают настаивать на  святости семьи, на её моральности и высокой нравственности. Особенно активно борется с «внесемейным» сексом церковь. Но религия уже не имеет в обществе такого сильного влияния как прежде. Доминирующую роль играют экономические отношения между людьми. Такая демографическая политика совершенно недальновидна и приводит к упадку наиболее цивилизованных наций через их вырождение. Одновременно менее цивилизованные нации продолжают активно размножаться. Это приводит к  кризисам в развитии цивилизованных наций и, соответственно, к кризисам в развитии всего человечества.

 Предвижу вопрос, - заканчивая речь,  предположила Светлана Гуринович, - а какова роль государства в регулировании численности населения? По этому поводу могу высказать своё мнение. Даже правительства развитых стран, экономически богатых, не уделяют достаточно внимания этому вопросу.

Численность населения на Земном шаре в целом неумолимо растет за счет слаборазвитых стран, в которых по-прежнему нет действительного равенства прав мужчин и женщин. По-видимому, правительства развитых стран считают, что более важным является защита своих границ и интересов, и тратят средства на армию, военные науку и технологии. Вопрос же компенсации убывающей численности населения, как правило, решают за счет регулируемой миграции. Лично я считаю, что это недальновидная политика. Социальная напряженность за счет этнической неоднородности населения развитых стран возрастает и последствия этой напряженности непредсказуемы. Исторический опыт имеет примеры подобных решений.

Римская империя пыталась усилить свою мощь за счет ввоза рабов, что из этого получилось - хорошо известно. Я не хочу сказать, что эмигранты находятся в развитых странах на положении рабов, но и конкурировать им с коренным населением по части уровня жизни практически невозможно, все дело в начальных условиях. Практически вся промышленность, средства производства,  инфраструктура и земля принадлежат коренному населению, которое не спешит поделиться с эмигрантами.  Когда число эмигрантов примерно сравнивается с числом коренного населения, возникает взрывоопасная ситуация.

 - Какие же выходы из этого положения вы видите и как решить проблему высокой  рождаемости у нас на Новой Земле? – задал вопрос биолог Эдвард Амбражей.

По моему мнению, - отвечала Светлана Гуринович, - необходима система моральной и материальной  заинтересованности женщин в выполнении их основного биологического предназначения – рождению детей. Пора четко осознать, что воспроизводство человека – это задача даже важнее, чем развитие науки, производства и других занятий человечества. Государства должны включить эту продукцию – производство людей – в сферу рыночных отношений, а не отдавать на откуп населению. За людские ресурсы нужно платить и платить много. С точки зрения равенства, женщины должны почувствовать, что они заняты архиважным делом, которое мужчины  не в состоянии выполнить. Благосостояние женщин и их социальное обеспечение старости  должны зависеть только от количества и качества детей, которых они родили и воспитали.

  Пора перестать бороться с мужчинами за материальное равенство, осваивать несвойственные женщинам профессии. Перефразировав известную советскую поговорку, (Можно развернуть такую борьбу за мир, что на планете и камня на камне не останется) скажем,  – «Можно развернуть такую борьбу за равенство полов, что и людей на планете не останется».

На Земле цивилизованные нации должны обеспечивать не только высокий экономический потенциал, но и стабильность численности населения на оптимальном уровне. Для этого женщины должны рожать в среднем троих детей. За счет эмиграции проблему численности не решить. Но, когда в стране численность населения составляет десятки миллионов человек, эта необходимость завуалирована. Люди не чувствуют опасности и продолжают жить беззаботно, имея одного ребенка в семье.

Ну, а в колонии на Новой Земле, я вообще не вижу другого выхода. У нас женщины должны иметь по 10-15 детей, иначе колония не выживет. Она не просто должна сохранять численность, она должна  бурно наращивать население. Совершенно очевидно, что для этого женщин нужно освободить от всех других трудовых обязанностей. Их труд – воспитание потомства.

- Не нарушаются ли здесь права свободы личности при такой постановке вопроса?  Женщине навязывается определенный род занятий и никаких других вариантов, – довольно возмущенно спросила  психолог Ядвига Довнар.

- Можно, я отвечу на этот вопрос? – встала юрист Саманта Ли, и после утвердительного  кивка головы Нечаева продолжила. – По моему мнению, сама природа навязала женщине этот род занятий. Можно сказать, что природа сама одарила женщину этим свойством. Это уже не подлежит юридическому обсуждению. Как сказал один из классиков: «Свобода – это осознанная необходимость». Обязанность женщины перед человечеством, как видом, - эквивалентна обязанности самки. А в природе самки не решают - рожать или не рожать. Это естественное состояние. А рожать нужно столько, чтобы вид был стабильным.

Если общество даже обяжет женщину иметь определенное количество детей и не меньше, то и это будет юридически корректно. Существует же воинская обязанность для мужчин, и достаточно жесткий спрос за её неисполнение.  А эгоизм женщин, иначе не скажешь, в современном цивилизованном обществе ставит нации на грань вымирания. Кстати, эгоизм приобретается в детском возрасте и, как правило, в малочисленных семьях, где единственной девочке или мальчику отдается все лучшее. Таким образом, эгоизм порождает эгоизм и образуется замкнутый круг, втягивающий цивилизованные общества в «штопор», выход из которого в небытие. 

 Вправе ли общество ставить вопрос о выполнении гражданских обязанностей перед человечеством, обеспечив необходимые условия?  Я считаю, вправе. Здесь же предлагаются методы морального и материального стимулирования. Таким образом, женщина получает возможность строить своё благосостояние, пользуясь природным даром.  А так как мужчины не имеют такого дара, то не смогут конкурировать с женщинами в этом роде занятий. Впору будет мужчинам бороться за материальное равенство с женщинами, – под общий смех закончила Саманта Ли.

- А как же быть женщинам, которые не могут рожать? – с волнением спросила Эльвира Сорбаева.
 
- Это особый случай. Практика решения этих проблем в обществе давно определена и отлажена. Это предоставление льгот людям, имеющим ограниченные возможности и здоровье. Никто ведь не призывает в армию мужчин, которые по физическому состоянию не могут служить. Более того, такие женщины могут найти свое применение в воспитании сирот. В общем, эта проблема разрешима, – ответила Светлана Гуринович.
 
- Почему вы говорите о стимулировании рождаемости только для женщин? Разве мужчины здесь не причем? –  Эти вопросы задал врач Николай Доста.
 
- Дело в том, что иметь детей или не иметь детей, решает сама женщина, - продолжала отвечать Светлана Гуринович. – А если она материально не будет зависеть от мужчины, то его согласие и не понадобиться.  Если общество будет гарантировать женщине возмещение как материальных затрат по содержанию и  воспитанию детей, так и  достойно оплачивать её труд на этом поприще, понятие семьи, как союза мужчины и женщины, становится достаточно условным.

Женщинам пора понять, что основная их жизненная карьера – это рождение и воспитание детей. Я думаю, что новые социальные условия приведут и к новым типам семей, имея в виду ячейку по воспроизводству людей. Я понимаю, что это очень смелое суждение, но нам нужны кардинальные  решения. На карту поставлено все - выживаемость.

- Так вы против семьи? Анафема! – вспылил всегда спокойный Отец Потапий. – Церковь никогда бы не одобрила ваши предложения...

- Я думаю, Отец Потапий в дискуссии нужно применять аргументы, а не призывы предать анафеме, -  старался перевести дискуссию в мирное русло Семен  Нечаев.
 – Когда-то церковь сожгла Джордано Бруно, а сегодня вы участвуете  в космическом полете. Папа римский оправдал Джордано Бруно. Быть может, нужно было сразу прислушаться к его аргументам.

  - Мы не зря говорили о том, что в природе, среди животных, имеются различные способы отношения полов, – вступил в дискуссию биолог Эдвард Амбражей. - Определяющим фактором выбора этих отношений является соответствие их создавшимся условиям. Если вид не сможет дать адекватный ответ, он просто погибнет, и его экологическую нишу занимает другой вид. Вот и всё. На Земле в состоянии такой конкурентной борьбы находятся государства и расы. В конечном итоге численность населения и его экономический потенциал являются определяющими.

Процессы эти происходят на Земле довольно медленно, длятся от сотен до тысяч лет, но если не замечать тенденций, то станет поздно. К сожалению, человечество не отличается мудростью в этом отношении. Краткосрочные потребности в цивилизованной жизни преобладают над стратегическими проблемами наций и государств. Действуя по принципу, - после нас хоть потоп, - поколения не прислушиваются к призывам ученых и специалистов, не изменяют адекватно свои моральные устои и догмы. Результаты можно видеть в историческом развитии отдельных наций, государств и рас. Как правило, для полного осознания ошибочности своей стратегии государству или группе государств, нужно пройти через глубочайший кризис. Выживет ли государство после такого кризиса – это большой вопрос.

- В природе кризис вида приводит к его вымиранию, а его экологическую нишу занимает новый, более приспособленный вид. Человечество, похоже, не использует свой основной козырь – интеллект, чтобы прервать  этот жестокий способ эволюции.

 -  Ну, а у нас на Новой Земле дела обстоят намного критичнее. Проводить эксперименты мы не можем, нет времени, следовательно, нужно учиться у природы. Кроме того, начальные условия, а именно большее количество мужчин и меньшее количество женщин в составе экспедиции, не позволяет создавать классические моногамные семьи, просто не хватит женщин.

Я предлагаю продолжить обсуждение аргументов за и против предложения Светланы Гуринович о системе стимулов для женщин. Одновременно продолжим дискуссию о роли семьи в воспроизводстве людских ресурсов, и какие еще варианты решения можно почерпнуть из природы. 

- Семейный союз между мужчиной и женщиной – это старый проверенный надежный способ, – продолжил дискуссию социолог Семен Нечаев. – Но все ли так гладко в этой теории? Приведу несколько примеров из жизни на Земле. В классической городской семье, где работают и муж и жена, детей не может быть много. Один, в более редких случаях, два ребенка - это предел такой семьи. В период младенчества детей жена не работает, так как процесс выхаживания малолетних детей походит на непрерывный цикл производства, без перерывов, днем и ночью, без выходных и праздников.

Хотя считается, что детей выхаживают оба родителя, основной вклад в этот процесс вносит женщина. Просто она генетически больше приспособлена к этому. Весь эволюционный цикл развития человека готовил женщину к этой задаче. Постоянный присмотр за детьми делают женщину настоящим профессионалом этого дела. Мужчине соревноваться с ней весьма затруднительно, а иногда и невозможно, ввиду биологической разницы. На него, в основном, возлагаются надежды на материальное обеспечение и на кратковременную  подмену матери в её отсутствие. Более взрослых детей воспитывает и работающая женщина и общество в виде детских садов и школы. Такая семья не создает условий для полного воспроизводства населения, так как на женщину кроме основной задачи, возложена еще и работа.

Множество мужских профессий не позволяют вести оседлый образ жизни. К таковым относятся военные, газовики и нефтяники, моряки, пограничники, строители дорог и т.д. Традиция заводить семью у  мужчин таких профессий приводит к тому, что семья должна следовать за мужем. Это достаточно болезненный вопрос, так как даже самые цивилизованные государства не в состоянии обеспечить одинаковый уровень комфорта жизни в местах их службы или работы.

Вот и приходится женам и детям нести тяготы профессии наряду с мужчинами. А так ли это необходимо? И оправдано ли это экономически? И могут ли дети этих родителей получать равное со всеми воспитание и образование? Во многих таких семьях отец отсутствует дома  несколько месяцев или лет. А самым ярким примером, является наш космический коллектив. Программа полета не предусматривала ни семейных отношений, ни наличия потомства. Но даже у земных профессий бывают существенные ограничения. Например, моряк дальнего плавания не может взять семью с собой, ни при каких обстоятельствах

- В этом случае женщина, как правило, не работает, да и работать негде. Такие семьи сосредоточены в мелких военных городках, гарнизонах, заставах, поселках. Но и эти семьи не отличаются плодовитостью в цивилизованном обществе. Непрерывность цикла ухода за детьми делают женщину заложницей семейного очага. Она не имеет ни выходных, ни отпусков. Она практически не отлучается от дома. Может ли удовлетворить женщину такая перспектива?

- Не зря в военных городках, где много такого рода семей, характерной является женская дружба и взаимовыручка. Это и общение, и помощь друг другу и, практически единственная, возможность хоть кратковременно отлучиться от дома, оставив детей на попечительство подруги. Более тесная кооперация женщин невозможна, так как этому препятствует раздельное ведение хозяйства. Мужчинам тоже свойственно такое понятие, как мужская дружба, основа которой в корне отличается от женской. Базой для мужской дружбы, как правило, является совместный труд или творчество, но не воспитание детей.
   
- Чем же можно оправдать наличие таких, практически неполных семей, в которых происходит почти полная изоляция женщин? Какие здесь условия для полноценного развития и воспитания детей?
   
- Что не говори, а сохранение классической моногамной семьи не приведет к решению проблемы рождаемости. Неравенство количества особей разного пола уже сейчас не позволяет удовлетворить желание всех создать семью. Конкуренция и борьба могут стать жестокими, это не будет способствовать гармоничному развитию цивилизации. Так бывало на земле после крупных войн, когда катастрофически не хватало мужчин. У нас обратная ситуация. Никому совершенно не нужны бытовые разборки на этой почве. 

- А если высказать совсем фантастическую мысль о том, что в таких случаях семьи должны образовываться по женской родственной линии. Представим себе, что близкие родственники по женской линии, т.е. бабушки, матери и сестры, составляют семью без мужчин. Это достаточно большая семья, до десятка женщин и множество детей. Общество обеспечивает такую семью комфортабельным жильем в хорошо приспособленном для жизни месте, материально обеспечивает и гарантирует защиту прав.

Дети не будут следовать вместе с матерью за отцом в неблагоустроенные и неприспособленные для проживания регионы. Все дети смогут получать равные качественное воспитание и начальное образование. Это положительно скажется и на здоровье потомства, ведь проживание детей и матерей можно обеспечить в экологически чистых районах вдали от промышленных предприятий. Материальное обеспечение пропорционально численности семьи и возможностям общества. Это закрепляется на правовом уровне и нарушение этих законов строго карается.

Быть матерью – становится профессией, к которой женщину готовят в учебных заведениях. Оплата труда матери зависит от количества её  собственных детей, а пенсионное обеспечение, если женщина желает уйти из семьи на покой, также зависит от количества рожденных и воспитанных до совершеннолетия детей. Разве хуже профессия матери, чем, например,  продавщицы в магазине, или любой другой?
 
- Современное высокотехнологичное производство не нуждается в большом количестве рабочих рук. Все больше внедряются автоматизированные, компьютеризованные  и роботизированные комплексы, которые нуждаются в высококвалифицированных, постоянно переобучающихся кадрах. Женщина, которая постоянно отвлекается на рождение и воспитание детей, не может постоянно поддерживать такой уровень квалификации.

Сколько бы мы не говорили о равенстве мужчин и женщин, природа сама разделила нас на два пола и сделала нас генетически разными. Зачем же «насиловать» женщин, предоставляя им свободу конкурировать с мужчинами. Слава богу, хоть в спорте мы утвердили категорическое различие полов, а то ведь в чемпионах и рекордсменах были бы только мужчины.
 
- Но вернемся к нашей женской семье. Что она может дать женщине? По моему мнению, - продолжал Нечаев, - в такой семье женщина сможет не только участвовать в непрерывном цикле воспитания детей, но и получать иногда выходные и отпуска. Ведь такая женская семья создается для ведения совместного процесса воспитания. Разве большая разница для женщины между родными детьми и племянниками? Я считаю, что глобальных проблем здесь не возникнет, тем более что условия для всех детей в такой семье будут одинаковы. Совместно воспитывая детей, женщины, напомним, что это сестры и их матери, смогут позволить себе некоторое разделение труда, взаимозаменяемость, какой-то график работы с выходными и отпусками.

Значительно возрастет профессионализм женщин в деле воспитания детей, тем более что женщины будут готовиться к этому, как к основному их занятию. На это будет ориентировано и их образование. Разве не очевидно, что совместное воспитание детей проще, чем индивидуальное, которое преобладает в настоящее время? А чего стоит воспитание детей в большом родном коллективе, разве не здесь закладываются основы правильного отношения между людьми? Разве не известно, что дети-одиночки намного эгоистичнее, чем из многодетных семей? 

- Предвижу возражения, что одни женщины не смогут воспитать полноценных детей, особенно мальчиков. Но никто и не рассчитывает, что женщины должны воспитывать детей до совершеннолетия. Никто не отменяет школы, средние и высшие учебные заведения. А воспитывать и образовывать в них детей необходимо по дифференцированным программам. И не только раздельно мальчиков и девочек, но в зависимости от уровня интеллекта. Но об этом мы не будем останавливаться на этом заседании. – Закончил Семен Нечаев.

- Своими предложениями вы порождаете грех и моральное разложение, что непременно ведет  к концу света. Это происки дьявола! – вновь возмущенно вмешался в паузу отец Потапий. -  Вы уходите от заповедей Христа. Женщина не будет любить мужа своего! Дети все будут незаконнорожденные, такую семью не освятит церковь.
 
- Но Господь создал не только человека, он создал и все живое. Не так ли учит церковь, отец Потапий? – Парировал Семен Нечаев. – Разве не Господь, в таком случае, создал разнообразие стратегий размножения в природе. Все ли божьи твари тогда законнорожденные? Церковь всегда отличалась догматизмом, неадекватностью моральных требований современному состоянию общества и потребностям человечества в генетическом здоровье и выживаемости наций.

- Я считаю, что много положительных моментов есть в этих предложениях, - резюмировал  биолог Эдвард Амбражей. - Цивилизация сможет много выиграть от такого распределения «труда». А главное, это здоровье молодого поколения и равенство в получении качественного образование, т.е. развитии своих талантов. В этом случае можно считать, что исчезнет понятие городского и сельского населения. А разница между ними на Земле была огромной. Не зря же молодежь всегда стремилась в город, даже в ущерб своему здоровью. Если реализовать эти идеи, то все женщины и дети смогут жить в специализированных городах. Здесь для воспроизводства населения будут обеспечены все условия на научной основе и качественная экология. «Спальные районы» наконец-то «оторвутся» от производств, особенно вредных.

- Мы все говорим о роли женщин, – сменил тему дискуссии Николай Доста. – А какова роль мужчин в данном процессе?
 
- Если женщины объединяются в семьи для воспроизводства населения, - продолжил Семен Нечаев, - то мужчинам остается объединиться в производственные и аналогичные им коллективы. Возможно ли такое и отвечает ли это генетическим особенностям мужчин? Опыт Земли показывает, что такие коллективы существуют. Например, экипаж корабля дальнего плавания, многие воинские подразделения, экспедиции геологов, бригады нефтяников и газовиком и т.п. Характерным в этих коллективах является то, что, несмотря на состояние в браке с женщинами, эти мужчины редко и кратковременно находятся в семье, как правило, в отпуске. Давайте более подробно рассмотрим половую стратегию и психологию мужчин.

- В природе масса примеров, когда самцы ведут отдельный от самок образ жизни, – начала новую тему биолог Элла Мунтян. – Этот образ жизни вполне отвечает стратегии самцов. Они осваивают кормовые угодья, заселяют новые территории, удерживают их от соперников и привлекают самок. Потребность в половом общении с самками у них возникает периодически, как правило, один раз в году во время гона. Предшествует этому обычно турнирный период, в который происходит отбор наиболее сильных самцов для продолжения рода. Мужчины значительно отличаются от таких самцов тем, что они нуждаются в более частых, чем раз в год, половых отношениях. Создание семьи мужчиной и женщиной  предполагает круглогодичный секс.
 
- Человек занимается сексом круглый год, в отличие от животных. И это на фоне интенсивной трудовой деятельности, жесткого бизнеса и прочих экстремальных ситуаций. А можно ли сказать, что мужчины более выносливы, чем самцы животных? Посмотрела бы я на барана или козла, или, в конце концов, на тигра, который круглый год занимается сексом, и все с одной самкой. Незавидная картина, не правда ли? А жены иногда упрекают сильный пол в его мужской несостоятельности.
   
- Итак, половая стратегия мужчины. Народные наблюдения за мужчинами наиболее ярко выражены известной советской песней. - ...Первым делом, первым делом – самолеты, ну а девушки, а девушки - потом... - Проще говоря, у основной массы мужчин на первом месте работа, бизнес, наука, профессиональное мастерство и т.д. Если проводить аналогию с половой стратегией  самцов животных, то это аналогично изучению, освоению и  защите новых территорий, освоению новых кормовых баз, строительству гнезд. Статистика говорит о том, что подавляющее большинство ученых, воинов, изобретателей, активных инженеров, космонавтов, летчиков, археологов – мужчины. Ярким примером этого является и состав нобелевских лауреатов.  Карьера в обществе или успехи в бизнесе для мужчин сродни турнирам самцов в животном мире. И женщины отдают предпочтение мужчинам, которые добились положения в обществе.

- Нет у мужчин и генетической потребности частого общения с детьми. Они, конечно, не безразличны к детям, но отдают их воспитанию в десятки раз меньше времени, чем женщины. Мысли мужчин, даже дома, заняты работой, карьерой и бизнесом. Отвлекать их от их мыслей пустой болтовней или детским лепетом чревато раздражением или ссорой. К сожалению, не многие жёны знают эту особенность мужей. А вот воспитание молодого поколения в профессиональной сфере - это уже совершенно другое. Мужчины с огромным удовольствием создают научные школы, обучают молодых профессиям, передают им и знания и опыт. Но здесь важна не родственность по крови, а родство по духу, по увлеченности делом. Мужчины в одинаковой степени передают опыт и своим детям и чужим. Это, как правило, мужские коллективы. Таким образом, мужчины подключаются к воспитанию потомства на более поздней стадии, когда обучение требует высокого интеллекта и высокой профессиональности.
   
- А как же любовь и секс? Желание мужчин заниматься сексом возникает чаще, чем раз в году.  Но не так уж регулярно и, тем более, не ежедневно. Достаточно большие периоды воздержания только способствуют желанию секса и потенции у мужчин. И, наоборот, обыденность, чрезмерная регулярность и однообразность – злейшие враги мужской сексуальной способности. Если отделить понятия любви и секса от понятия семьи, с её экономической составляющей и обыденностью отношений, то любовь и секс только выиграют от этого. Это поистине станут романтические отношения мужчины и женщины.
 Из повседневности исчезнут такие понятия, как семейные разборки из-за ревности или семейных обязанностей, разводы с «драками» за нажитое имущество и прочие негативные явления. Как известно, мужчины и женщины в любви и сексе наиболее активны во время отпусков, на курортах, когда работа и семейные обязанности вычеркивается из повседневных занятий. Ну а курортные романы, как правило, полностью покоряют женщин и оставляют у них очень сильные впечатления о мужской сексуальности. Аналогичное явление происходит и с моряками дальнего плавания, когда они возвращаются домой. Для них и родная жена – незнакомка, – на романтической ноте закончила речь Элла Мунтян.

 - Нам необходимо учитывать, что если на женщин ложится все бремя по увеличению численности населения, то от мужчин потребуются невероятные усилия по созданию материальной базы колонии. – Резюмировал дискуссию на данном этапе Семен Нечаев. -  Ограниченность людских ресурсов потребует особого положения по производительности труда. Необходимо так организовать труд и отдых мужчин, чтобы достичь максимальной производительности. Думаю, что тут также потребуются неординарные решения. Более того, наши предложения настолько кардинальны, что  их нужно выносить на всеобщий референдум. Нужно его готовить и провести большую агитационную работу. Доложу на заседании ЧКК.
-
По результатам работы демографического комитета состоялось его совместное заседание с ЧКК. Основные выводы демографического комитета были одобрены. ЧКК также принял декларацию, которая должна была  стать составной частью новой Конституции, после рассмотрения на референдуме.
Было признано, что быстрый рост народонаселения колонии является основной задачей, которая может обеспечить выживание новой цивилизации. Для этого следует принять неординарные и срочные меры. Рождение и воспитание детей – это почетная гражданская обязанность женщин в репродуктивном возрасте. Уклоняться от этой обязанности не имеет права ни одна из них. Это должно стать целью и смыслом жизни женщины, её основным результатом общественной деятельности. Их нужно максимально освободить от других общественных занятий, чтобы позволить им максимально сосредоточиться на выполнении основной функции. Положение женщины в обществе, как социальное, так и материальное, должно определяться только результатами выполнения их почетной обязанности.
 
Колония обеспечивает женщин и их потомство всем необходимым по мере своих возможностей. Их среднестатистическое материальное положение ни в коем случае не может быть хуже аналогичного положения мужчин. Обеспечение детей в обществе должно быть равным, независимо от доходов матери, а тем более отца. Об этом должно позаботиться общество путем установления порядка распределения материальных благ. Занятие воспитанием потомства является частью общественного труда и оплачивается государством.

Предложено, в дальнейшем, при формировании конституции, законов и традиций колонии учитывать это положение. В законах должны быть отражены ответственность женщин за уклонения от исполнения своего долга и пути обеспечения их прав. Нарушение женских прав в части выполнения ими своего почетного долга также должны преследоваться по закону. Равенство мужчин и женщин в обществе закрепляется конституцией и законами. Причем органы всех ветвей власти формируются в двух палатах, мужской и женской.  Принятие законов должно осуществляться обеими палатами. Только так можно обеспечить действительное равенство прав мужчин и женщин в обществе.

Классическая семья, из мужчины и женщины, не является единственной ячейкой общества, где рождаются и  воспитываются дети. Женщины вправе сами вступать в союзы, целью которых является совместное взращивание и воспитание потомства. Зачатие детей может быть естественным или искусственным, на усмотрение женщины.
 
Было и существенное дополнение. Учитывая то, что нельзя терять время в таком важном вопросе,  было предложено, по желанию женщин, провести первое зачатие путём искусственного оплодотворения. Это рекомендовалось женщинам, которые еще не определились с потенциальными партнёрами. К их услугам был достаточно широкий банк спермы.
 
Следует отметить, что и члены ЧКК и члены демографического комитета были сами удивлены столь радикальными предложениями, которые они выработали и предложили на всеобщее обсуждение. Но уж таковыми были научные выводы, к которым этой категории людей не привыкать. Ученые выдвигали и более сумасшедшие идеи. Такова была объективная реальность. Нужно критически оценить такое понятие, как семья. Отвечает ли она сейчас потребностям человечества? Человечество нуждается не только в совершенствовании общественных и экономических отношений, но и преобразовании уклада жизни, как такового. На этом пути можно достичь существенного прогресса в улучшении качества жизни и выживаемости цивилизованного человека, как вида. Ну, а мораль? Мораль это понятие относительное. Принципы морали закладываются самим обществом исходя из его насущных потребностей.  К этому понятию со временем просто привыкают и воспринимают его адекватно, как должное.