Фильм Клуб Завтрак, 1985, США

Максим Странник Петров
Это первый фильм про школу, в котором нет героя, меняющего души подростков. Мы наблюдаем самостоятельный стихийный сеанс коллективной психотерапии.

В субботний день в пустой школе собрались 5 подростков из разных слоёв общества. Формально их привело сюда то, что они нарушили школьные правила, школьный порядок и дисциплину. Но как оказалось, общность их проблем в их комплексах. И эти комплексы созданы самим обществом, которое их воспитывало (или не воспитывало), а теперь их наказывает. Школа, родители давят на них, заставляя играть определённые роли, которые им играть вовсе не хочется. Возникает некий внутренний психологический конфликт, двоемыслие (по определению героя фильма "Учитель на замену").

Этих ребят заперли в помещении школы, оставили наедине друг с другом на 8 часов. Привычная среда, обычные развлечения - всё это вычеркнуто на время из их жизни. Но неожиданно вместо наказания непривычная психологическая обстановка служит катализатором для решения их внутренних проблем. Начинается сеанс групповой психотерапии, где сами же подростки выступают в роли коллективного психоаналитика.

Сначала действует привычная схема: враждебность и презрение к представителю другого социального круга. Но постепенно приходит понимание, что нет смысла притворяться, играть отведённую роль, потому что нет зрителей из своего окружения. И все эти роли были как бы масками, защитными костюмами для того, чтобы скрыть те проблемы, которые существовали в душе каждого подростка. Более того, "сокамерники" начинают понимать, что не так уж сильно они отличаются друг от друга.

"Принцесса" держит себя высокомерно, как леди из высшего света, противопоставляя себя остальным членам "клуба". Она играет роль девушки, у которой нет отбоя от парней. Одно из главных понятий успеха среди подростков - это то, как рано ты смог познать интимную жизнь. И во всех фильмах американских подростки, не получившие такого опыта, испытывают комплекс неполноценности и страх быть осмеянными своими товарищами. Но "Отпетый мошенник" выводит "Принцессу" на чистую воду: она никогда даже не целовалась с парнем. Но вдруг выясняется, что у неё есть союзник. "Умник" такой же целомудренный девственник, придумывающий себе победы над женским полом. И вдвоём им уже легче признаться в своей невинности. И даже в этом они видят больше достоинств, чем недостатков.

Главное, что объединяет всех этих ребят, внутреннее одиночество и недостаток тепла, любви, заботы со стороны родителей. К какому бы социальному кругу они не принадлежали, они не нужны своим родителям. И они все единодушно приходят к этому выводу. Их родители живут своей жизнью, заботятся только о своём комфорте. Разница только в том, в грубой ли форме это выражается или в форме "хороших манер". "Принцесса" говорит, что, если бы у неё было право выбирать, то она жила бы со своим взрослым братом, а не с богатыми родителями. Родителям она не нужна. "Чемпион" страдает от того, что отец заставляет его играть роль "крутого самца", "чемпиона спорта", который даёт отпор любому, как делал он сам в своей юности. И тогда это тешит его самолюбие, он доволен сыном. А сын ощущает внутреннее противоречие между тем, что хочет он сам и тем, что требует от него отец и тренер. "Умнику" родители создают имидж самого способного ученика, который всегда и везде должен быть лучшим. Поэтому он записан во все школьные научные клубы. Но спотыкается на том, что светильник, который он смастерил, не зажёгся. Он "опозорился" и появились даже мысли о самоубийстве. "Отпетого мошенника" родители вообще ни во что не ставят, и дома даже доходит до драк. В школе его считают законченным уголовником, и на основании этого ему прощается всё, но и для общества в целом он считается изгоем. И всё его поведение - это просто защита, инстинкт самосохранения. Девушка по прозвищу "Безнадёжный случай" живёт в своём мире почти как аутист, потому что до неё нет дела ни родителям, ни одноклассникам, но у неё внутренний богатый мир, мир образов и чувств. Она обладает художественными способностями, но ведёт себя как маленький дикий зверёк.

Все пять юношей и девушек в своём воспитании не получили порцию тепла, любви со стороны родителей. Общество в лице школы пытается навязать им стереотипы, стандарты поведения, конформизма в мировоззрении. Представитель администрации школы учитель мистер Вернон признаётся уборщику Карлу: "Я преподаю уже 22 года. И каждый год эти дети становятся всё более высокомерными". На это Карл ему отвечает: "Признай, Вернон, дети не меняются, меняешься ты. Ты стал учителем, потому что это показалось тебе забавным. Ты думал о том, что у тебя снова будут летние каникулы. Потом ты обнаружил, что это тоже работа. И это круто тебя обломало." То есть учителем Вернон стал не для того, чтобы дать путёвку в жизнь этим детям, а для того, чтобы самоутвердиться, построить территорию своей личной жизни. И он вошёл в конфликт с действительностью. И 22 года мучается, не понимая, в чём состоит его настоящая роль, обманывая себя, наживая свои комплексы, психозы и отыгрываясь на детях за свою "неудачную" жизнь. И кого тогда воспитывают такие учителя, какое общество они формируют? При повторном просмотре фильма обращаешь внимание на детали. В начале фильма показывают интерьеры школы, где по контрасту видны парадные аттрибуты школьной жизни и её изнанка: награды, стенды, фотографии лучших учеников, театральные декорации и грязь, мусор, разрисованные надписями стены. И вот фото лучшего ученика 1969 года - Карл Рид. Это тот самый человек, который в 1984 году работает в школе уборщиком. Кого же готовит школа?

Эпиграфом фильма поставлены слова Дэвида Боуи из его песни "Change":

Оплёванные вами ваши дети
За дерзость поиска иных своих миров
Не убоятся ваших бранных слов
И ваших строгих наказаний
Их в муках путь вперёд начертан высшим указаньем.

У каждого человека свой путь в этом мире. Задача воспитания не заключается в том, чтобы заставить повторять ребёнка чей-то чужой путь. Дети - это не заготовки, не полуфабрикаты, не болванки, которые надо обтесать, подогнать под нужды общества. Задача в том, чтобы показать те пути, которые ведут к гармонии с окружающим миром, те пути, которые дают возможность будущему человеку научиться преодолевать своё животное начало.

Эти пятеро подростков, не получив такой помощи от взрослых, сами нашли в себе силы преодолеть свои инстинкты через коллективную психотерапию, нащупать то нравственное начало, которое в них было от рождения заложено, услышать голос своей души, которая одна и связана с нашим предназначением в этом мире. Но этот фильм во многом фантастический. В реальности, у подростков, которые были обделены теплом, любовью, которые выросли в джунглях современного эгоистического общества потребления, мало шансов самим справиться с внутренней дисгармонией. Также как в настоящих джунглях у Маугли, воспитанного волками, нет шансов стать человеком. Но этот фильм даёт направление движения, заставляет задуматься, пересмотреть наше отношение к такому предмету, науке как педагогика. Не похоже сегодня, чтобы где-то в мире в каких-либо ВУЗах изучали реальные законы развития души человека. Педагоги страдают от непонимания того, какова их настоящая функция в школе. И выплёскивают своё раздражение на самих детей, обвиняя их в необучаемости и недоделанности.

Настоящая же педагогика отличается от любой другой профессии повышенной ответственностью за брак. Здесь не место людям, желающим сделать себе карьеру, потому что карьера предполагает использование результатов своего труда в корыстных целях. Воспитание детей для их вхождение в мир общественный, во взрослую самостоятельную жизнь можно доверить только людям, имеющим большую щедрую душу, способную любить, делиться этой любовью. Все фильмы о школе говорят о том, что дети принимают только такого учителя, щедрого на любовь, а потом уже щедрого на передачу своих знаний и опыта. Учителю с богатой душой прощается всё: строгость, требовательность, недостаток знаний и опыта. Основной воспитательный процесс происходит незаметно, на уровне взаимодействия душ учителя и ученика.

Завершить анализ хотелось бы замечанием, что авторы не дают ответ на вопрос, что делать, куда двигаться обществу для решения проблемы. Подростки в результате сеанса спонтанной психотерапии получили облегчение, приобрели новых друзей, раскрыли свои лучшие душевные качества. Но что дальше? Если они выйдут в понедельник в школу, то что им делать? Оставаться в рамках своих кланов? Тогда это снова перечёркивает ту дружбу, которая у ребят возникла. Если показать своих новых друзей, то однозначно это будет означать - вычеркнуть себя из списка своих прежних сотоварищей. А это приведёт только к созданию нового узкого кружка общения, которое будет отвергать остальное школьное общество. И они станут изгоями не только для своих одноклассников, но и для учителей. Здесь возникает психологический тупик. Без появления кого-то в учительском сообществе, в администрации, без желания что-то менять в школьной жизни, в подходах к воспитанию подростков ничего не получится. Возможно, этот фильм сработает на информационном уровне. Не случайно российский зритель начала XXI века занёс этот фильм в рейтинг лучших фильмов о школе и в ТОП-500 КиноПоиска (и некоторые другие списки).