Айбениз

Мушфиг Хан
                Я могу запретить себе говорить о чувствах, но я не в
               
                силах разлюбить. Не могу описать словами то

                чувство, когда хочется вновь провести рукой по

                волнистым, шелковистым волосам. И, не теряя ни

                мгновения, успеть сказать тебе «Вернись»…


   Очнулся я от сильного удара, когда, соскользнув с дивана, упал на небольшой коврик. Как будто кто-то подтолкнул меня, чтобы я специально ударился носом и лицом.
    
   Но дело совсем не в этом. Поднявшись с ковра, я прошёл в свой рабочий кабинет и попытался на заваленном книгами и бумагами столе отыскать оставленную вчера пачку сигарет. И это не заняло много времени. Надо было успокоиться. Скомкав всю пачку, я выкинул её в угол.
    
   «Кажется, ангелы стучатся к нам», - так говорила бабушка в такую тёмную ночь. Погода была как никогда спокойной. Тишина и ночная мгла проникали друг в друга. И ничто не могло нарушить гармонию природы.

   Я задыхался и решил приоткрыть окно. Высыпал четыре пакетика «Nescafe тёмный», хотя обычно заваривал только два.
    
   Мысли летали где-то совсем близко. Я даже чувствовал, что могу собрать их сейчас в ладони, но не решался согнуть пальцы и взять ручку. Встав со стула, я решил всё-таки закрыть дверь и начать излагать свои мысли. Подойдя ближе, вдруг понял, что её нет. Как же так?! Неужели я не заметил, что в моей комнате нет двери.
    
   Я снова сел и неохотно взял перо. Мне стало спокойно. Мысли все сразу окружили меня, как бабочки, летящие на свет. И стало совсем безразлично, что вместо двери была широкая арка.
    
   Во сне я видел целый роман, но надо изложить всё коротко и ясно. Хочу отметить, что люди никогда не падают сами. Поверьте и в то, что всегда есть некая сила, заставляющая нас подниматься вновь и вновь.
    
   Это была давно забытая история. На дворе шёл 93-й год, когда на уроке истории нам рассказывали о Хрущёве, а по утрам почти по два часа мы простаивали в длинных очередях за хлебом.
    
   В тот день я помогал дяде Байраму перетаскивать горячий хлеб из машины в магазин. Он был добрым низкорослым мужчиной довольно плотного телосложения. После того как я помог перенести весь хлеб, он в знак благодарности, всегда пропускал меня без очереди. Набрав в охапку хлеба, сколько мог взять за раз, я зашёл в магазин и не увидел там тётю Гюльмиру. Вместо неё встретила меня новая продавщица. На самом деле, тётя Гюльмира работала на двух работах – по ночам в хлебном цеху месила тесто, а днём – продавала хлеб. Немного позже я услышал, что её уволили за кражу на рабочем месте.
    
   Гюльмира была несчастной женщиной. Ей было очень тяжело кормить четверых детей в одиночку. Её муж дядя Мюбариз умер в бою за освобождение Агдама. Во дворе всегда все звали его «командир». Он был высокий крепкий мужчина с длинными закрученными усами. Как только находил свободное время, то приходил поиграть с нами футбол. И очень любил меня…
    
   Я не мог осуждать тётю Гюльмиру за такое действие, но втайне был на неё немного обижен. Положив последнюю принесённую охапку хлеба на полку, я опустил руку за деньгами, лежавшими в левом кармане изношенных брюк, которые едва доходили до щиколотки. Когда бывало холодно, я пытался положить обе руки в карманы, хотя знал что там большие дырки, которые уже несколько раз мама пыталась залатать, но всё было напрасно. Вдруг я вздрогнул. Неужели я положил деньги в правый карман, зная, что там прореха?! Услышав голос новой продавщицы «несмотря на то, что ты помогал таскать хлеб, я без денег не могу дать тебе буханку», я мигом выбежал из магазина.
    
   До начала занятий в школе оставалось ещё полчаса, которые я потратил на поиски потерянных денег на хлеб. Всё небольшое расстояние от хлебного магазина до нашего дома осмотрел несколько раз. Но всё было напрасно. В это самое время ко мне подошёл наш сосед дядя Аслан, который поливал деревья, растущие около их забора:
   
   - Что ты ищешь?

   Я растерянно поднял на него глаза:

   - А, это вы, дядя Аслан? Доброе утро.

   - Доброе утро. Что же ты ищешь?

   - Деньги.
    
   В эту минуту он засмеялся и сказал:

   - Ну, кто же в наше время потеряет деньги, чтобы ты их нашёл?
    
   Я покраснел до ушей и прошептал:

   - Я потерял деньги на хлеб.

   - Не ищи, не трать время напрасно. Не найдутся уже они. Заходи к нам, я дам тебе одну буханку хлеба.

   - Нет, спасибо. Мне надо три буханки – сказав это, я решил быстро уйти. Но не домой, а сразу же в школу. Что же я скажу дома?! Так, без портфеля, я отправился учиться. Всё равно до моего возвращения, дядя Аслан уже обо всём расскажет.
    
   Не помню, сколько прошло времени – может, пять, а может и десять минут. Вдруг в школьном дворе раздался знакомый крик. Слёзы заглушали голос бегущего ко мне человека, и я не мог точно определить, кто же это. Повернув за угол, я увидел Айбениз. Это была белокожая брюнетка с очаровательными глазами. Никогда не забуду её длинные косы с белыми бантиками. Даже спустя двадцать лет я не могу подобрать слов, чтобы описать всю её прелесть и завораживающую красоту. Даже тогда, в первый раз в первом классе, когда она села рядом, я сказал ей: «Ты очень красивая». Через пару дней нас рассадили. Потом я написал письмо, и с тех пор она обходила меня стороной. Всё это длилось до того самого дня, когда я потерял деньги на хлеб.
    
   Когда я вспоминаю те минуты, улыбка невольно сменяет мой нахмуренный взгляд.
    
   Айбениз вся в слезах бежала ко мне. Я растерялся. К счастью или нет, но во дворе школы ещё никого не было. Я даже не знал, что и подумать. Давно уже забыл и о потерянных деньгах. Вдруг я вспомнил, как вчера украдкой стащил из её портфеля рисунок солдата, который она нарисовала на уроке рисования. Смотря на портрет, я мечтал вырасти и стать таким же мужественным защитником Родины, каким видела его Айбениз.
    
   Меня осенила догадка – а разве кто-то видел мою «кражу»? Наверное, это Тунзаля сообщила своей подружке, потому что кроме неё больше никого не было на перемене в классе. Айбениз знала, что я живу около школы, и каждый день спозаранку охраняю строевую линейку. Вот почему решила прийти пораньше и всё мне высказать.
    
   Пока я быстро прокручивал сюжеты вчерашнего дня, она оказалась в двух шагах от меня. У меня даже не было при себе портфеля, что уж говорить о рисунке.
    
   Я попятился на пару шагов назад. «Может убежать?» - встрепенувшись, подумал я. Хотя понимал, что может, и догонит. Айбениз очень хорошо бегала и на уроках физкультуры всегда обгоняла большую часть класса. Возможно, её крепкий физический настрой был связан с тем, что папа её был военным. Но и я не был совсем слабым спортсменом. Со второго класса занимался таким особым видом спорта, как «ушу-чай», и уже имел пятилетний стаж в этой сфере.
    
   Я внимательно посмотрел на руки Айбениз, но не увидел ни палки, ни камня. Хотя был уверен, что сейчас в меня что-то залетит.
    
   Наступил тот самый незабываемый миг, который я буду помнить всю свою оставшуюся жизнь. Напуганная чем-то, она бросилась мне на шею. Всё тело тряслось от страха. Вдруг я почувствовал, как что-то мягкое проскользнуло между нами и упало мне на ногу. Это была краюшка вкусного хлеба.

   - Я принесла хлебушек, чтобы поесть на перемене, - захлёбываясь слезами, проговорила она.
    
   Девочка посмотрела на мой растерянный взгляд и добавила:

   - По дороге в школу на меня набросилась большая чёрная собака и чуть было не растерзала. Это всё, что осталось от всей буханки, - и, наклонившись, она подняла с земли краюшку белого хлеба. - Мне пришлось накормить собаку, чтобы она не укусила меня. Она бежала за мной почти до школьного двора, - сказав на одном дыхании, Айбениз вновь разрыдалась и ещё крепче прижалась ко мне. Я тоже крепко обнял её и пошутил:

   - Ах ты, ненормальная, собаки не любят хлеб.

   - Понравилось? – улыбнувшись, спросила она.

   - Что?

   - Солдат, – почти успокоившись, продолжила Айбениз.

   - Очень красивый рисунок.

   - Я видела вчера, как ты достал его из моего портфеля.
    
   Как же мило она улыбалась!

   Айбениз…
    
   Со временем я понял, что самые прекрасные минуты, связанные с ней, так и не исчерпали всей своей прелести на протяжении этих долгих лет. Её смех, плач, разговор и тёплые объятия не утратили своей удивительности. Как же я хотел порой обнять её и никогда не отпускать…
    
   В тот день мы оба потеряли свой хлеб, но смогли «заработать» те мгновения счастья. Вместе…



   P.S. Вернувшись домой, я узнал от бабушки, что тётю Гюльмиру уволили за то, что она каждый день после ночной смены уносила в рукавах тесто, чтобы прокормить своих четверых детей…