Актёр Анатолий Папанов

Петр Панасейко
          В 1969 году на телеэкраны вышел многосерийный телефильм "Адъютант его превосходительства". Прошло почти полвека (без двух лет) с тех пор. Если меня спросить, кто там сыграл, например, начальника контрразведки белых и его подчиненных, или кто сыграл чекистов, то, пожалуй, без подготовки я назову фамилию только Шутова. А вот фамилию Анатолия Папанова, сыгравшего "батьку Ангела" назову даже тогда, когда меня разбудят ночью во время сна. А ведь "батько" этот появляется лишь в первой серии, и то на непродолжительное время.  Советские же чекисты и белые контрразведчики "живут" на экране долго. Что значит талант!

        "У нас ни товарищев, ни благородий", - эти слова "Ангела" являются свидетельством того беззакония, которое порождает любая гражданская война. Заслуга актёра, что он создал правдободобный образ "третьей стороны" в той братоубийственной войне. Чего стоит "коллекция" пленных капитанов батьки? Или желание ехать на тачанке, где вместо лошадей будут люди? Так оно и было на самом деле. Каждый местный "батька", в том числе и "Ангел" опирались на свою "армию"- это сборище дезертиров и убийц. Какая уж тут законность?

       Почему Анатолий Дмитриевич согласился сыграть эту роль? Это другой вопрос. Ведь "за его плечами" находилась уже роль командира красного полка в фильме 1968 года  "Служили два товарища". "Красный" командир и "зелёный" бандит - роли несопоставимые. Тем не менее мы должны актёра благодарить за "Ангела", ибо другой на его месте так бы его не сыграл. А вот сам Папанов мог вполне сыграть и начальника киевской ЧК, и начальника контрразведки у белых. В этом сомнения нет. Ему подвластны любые роли.

      Родился Толя Папанов 31 октября 1922 года в городе Вязьме. Перед его походом в первый класс родители переехали в Москву. После школы работал в ремонтных мастерских Московского подшипникового завода. Но в художественной самодеятельности принимал участие в театральной студии клуба другого завода - "Каучук". С началом войны ушёл на фронт, сражался храбро, но воевать до Победы не пришлось. В 1942 году, получив тяжёлое ранение, вернулся инвалидом домой.

      Поступить в Государственный институт театрального искусства на актёрский факультет  труда не составило: за спиной остались театральная клубная студия и фронт. По окончании обучения Анатолий вместе с курсом направляется в Прибалтику, город Клайпеду. Для создание русского театра. Играет много. С 1948 года он снова в Москве, отныне  он - актёр Театра Сатиры. Играет, не жалея сил.

      Однако всемирно известным актёром его сделал кинематограф. Но, откроем тайну, прославил его не "батько Ангел". Это случилось в 1963 году, когда на экраны вышел фильм "Живые и мёртвые", снятый по первой книге одноимённой трилогии Константина Симонова. Зрителям сразу же запали в душу слова его героя генерала Серпилина: "Умереть на глазах я не боюсь, я без вести пропасть боюсь". В этих словах вся трагедия предвоенного поколения, подвергшегося неслыханным сталинским репрессиям. Но вот началась война, и бывшие репрессированные, такие как Серпилин, забыли обиду и вступили в смертный бой с фашизмом.

      То что Симонов написал трилогию "Живые и мёртвые" я знал ещё со школьной скамьи, как знал и о том что по первым двум книгам сняты фильмы. По книге "Солдатами не рождаются" мы в 1967 году увидели фильм "Возмездие".Мне только не понятно, почему поменяли название? А вот, что касается третьей книги "Последнее лето", то фильма по ней мы не дождались. Почему-то?! Малым утешением служит то, что, как говорят, книга послужила основой для сценария фильма "Направление главного удара" из серии "Освобождение" Юрия Озерова. Я ещё раз внимательно пересмотрел упоминаемый фильм, но ни Серпилина, ни Синцова  там не нашёл. К сожалению. Героя Кирилла Лаврова, возможно, заменил герой Николая Олялина, а генерала Серпилина - другие генералы. Но это мои догадки. Почему режиссёр Александр Столпер, написавший в соавторстве с писателем  сценарии по первым двум книгам  и снявший два замечательных фильма, не сделал это в третий раз? Хотелось бы узнать ответ на этот  вопрос.

       О том, что выбор Папанова на роль Сериплина со стороны режиссёра самый удачный, говорят вот эти слова Симонова: "Случилось так, что Папанов сыграл эту роль раньше, чем я дописал последнюю книгу. И сыграл так, что когда  заканчивал роман, я видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов". Мне кажется, это высшая награда для любого актёра.

      Фильмов с участием Анатолия Дмитриевича вышло много. И что не фильм, то "бесценный" подарок зрителям. В этом легко убедиться, перечислив только некоторые из них.

       "Берегись автомобиля". Кинокомедия. В ней принимают участие два актёра Театра Сатиры, по таланту не уступающие друг другу: Папанов и Миронов. Но всё же моя симпатия, как зрителя, на стороне Анатолия Дмитриевича. Его цитаты из фильма стали давно "крылатыми": "Машина - на имя жены, дача - на моё имя, ничего у тебя нет. Ты - голодранец". Ну как не улыбнуться, услышав это? А его "сядем усе" из "Бриллиантовой руки"?

        Не  многие советские актёры привлекались к совместным с иностранными киностудиями съёмкам. Папанов, несмотря на то, что в КПСС никогда не состоял,  сыграл в двух из них: в фильме  "Мама, я жив" (СССР-ГДР, 1976 год) и "Любовь моя, печаль моя" (СССР-Турция, 1978 год). Турция, как известно, в социалистический лагерь не входила, а Папанов, как сказано выше, членом партии  не являлся. Хорошая информация к размышлению.

        Последней ролью в кино для Анатолия Папанова стал фильм  "Холодное лето 53-го". Так получилось, что  его герой ("Копалыч", бывший главный инженер Старобогатов, ставший в годы репрессий без вины "врагом народа") в конце фильма погибает, сражаясь с бандитами, которых в тот год выпустил на свободу Берия. Фильм озвучивал уже Игорь Ефимов.

        Умер гениальный актёр в Москве 5 августа 1987 года. Но память о нём не умрёт никогда. Не только мы, взрослые, будет смотреть по-прежнему на его Серпилина и других сыгранных им персонажей, но помнить будут актёра и дети, в очередной раз просматривая в Интернете мультфильм "Ну, погоди!". Кстати, в этом году исполняется ровно пятьдесят лет, как "Волк" заговорил на экране голосом Анатоля Дмитриевича Папанова.

10.07.2017 г.

Фото из Интернета